4 самые брутальные боевые машины второй мировой войны

Москвич-402 / -407

Первый советский легковой автомобиль периода «оттепели», который полностью создали советские инженеры. Производство этой модели началось в 1956 году. Всего за два года было выпущено 87 658 экземпляров.

По сравнению с предшественником «Москвич-402» имел более современный экстерьер и более совершенный по конструкции кузов. Автомобиль получил отдельный багажник с наружным доступом, гнутые лобовое и заднее стёкла, высокий уровень внутренней отделки, независимую бесшкворневую переднюю подвеску с двойными поперечными рычагами и 12-вольтовое электрооборудование, а также много других нововведений. Комплектовался двигателем М-407, который работал совместно с механической 3- и 4-ступенчатой КПП.

Первая модификация автомобиля произошла в 1958 году. Измененный автомобиль получил название «Москвич-407» и усовершенствованный двигатель мощностью 45 л.с. Полумиллионным автомобилем МЗМА, сошедшим с конвейера в декабре 1960 года, стал именно «Москвич-407». Несколько лет подряд половина всех «Москвичей-407» уходило на экспорт, в т.ч. во Францию, Бельгию, Скандинавию, Финляндию, Англию и другие страны.

В 1962 году вышла переходная модель «Москвич-403», которая имела другую подмоторную раму и конфигурацию моторного отсека. В этой модели также применялись новые агрегаты, которые были разработаны для нового «Москвича-408».

На базе «407-ой» модели были выпущены полноприводный седан «Москвич-410 (410Н)» и полноприводный универсал «Москвич-411». Эти советские автомобили повышенной проходимости были ориентированы для нужд сельских жителей. На автомобили установили шины увеличенной размерности 6.4-15 дюймов с «зубчатым» рисунком протектора, а дорожный просвет увеличили до 220 мм.

Бронеавтомобиль «БА-10»

«БА-10» — ещё один пример того, во что можно превратить гражданский грузовик. Броневик построен на шасси трёхосного «ГАЗ-АА», которому укоротили раму, усилили подвеску и добавили возможность менять колёса на гусеницы для пущей проходимости. «Кузов» создан из бронелистов, которые между собой соединялись бронеболтами и бронезаклёпками.

С учётом всех модификаций «БА-10» стал самым массовым броневиком того периода. Он успел повидать и бои на Халхин-Голе, и Великую Отечественную войну, и бои с Японией в конце лета 1945. Всего с 1938 по 41-й изготовлено 3 413 штук, из которых до наших дней дожили всего пять.

Также читайте: Что стало с автомобилями из фильма «Бумер»

ИС-2 «Кувалда Сталина»

ИС-2 является чуть ли не единственным советским танком, разработанным почти полностью во время войны, все остальные так или иначе начинали разрабатываться до войны или использовали наработки 30-х годов. После появления на полях сражений «Тигров» и «Пантер», для советского командования стало очевидно, что требуется срочно создать танк в качестве равноценного противовеса. Так появился сначала ИС-1 (название расшифровывается как Иосиф Сталин), почти сразу за ним ИС-2 или ИС-122 (122 — это калибр новой танковой пушки).

Чтобы защищаться от основных вражеских танковых и противотанковых пушек, «Кувалду Сталина» оснастили соответствующей броней и мощной 122 мм пушкой, которая на первичных испытаниях смогла сорвать башню с трофейной «Пантеры».

Танк приняли на вооружение в конце 1943 года, а в начале 1944 он поступил в войска. Поначалу из-за этой спешки он был недоработан и часто ломался, но после детальной проработки проблем, стал одним из самых неприхотливых и ремонтопригодных танков советской армии. Бывало, что подбитые ИС-2 буквально через несколько дней возвращались в строй, и это выгодно отличало их от капризных и сложных в ремонте немецких машин.

Были, конечно, и минусы — малая скорострельность и боезапас всего в 28 снарядов. Зато если танк попадал, он полностью оправдывал свое прозвище.

Например, во время Львовско-Сандомирской операции два ИС-2 из засады за два дня уничтожили 17 немецких танков и САУ, а на Сандомирском плацдарме танки ИС-2 подбили шесть «Королевских Тигров», самых совершенных боевых машин вермахта.

Особенно ИС-2 отличились при штурмах городов, где, как и СУ-152, их использовали для уничтожения захваченных противником зданий и для поддержки наступающей пехоты. По данным на 2007 год, пятнадцать ИС-2М, немного модифицированных после войны, все еще использовались как неподвижные огневые точки береговой обороны Кубы.

Чудовищно ревущие и извергающие огонь стальные звери, дети Второй мировой войны, защищали свою пехоту от других таких же хищников и без устали били противника. С тех пор прошло много лет, танковое производство модернизировалось, однако описанные выше машины навсегда вошли в историю как самые могучие титаны своего времени, созданные сумрачными гениями для того, чтобы наводить на врага ужас и «ПРЕВОЗМОГАТЬ»!

Грузовик «ГАЗ-АА»

Она же «полуторка» — безотказный, выносливый, простой и надёжный грузовик, названный так в честь своей грузоподъёмности. Это лицензионная копия автомобиля Ford AA, самим же Генри Фордом в СССР и привезённая. Машина выпускалась на Нижегородском (позже — Горьковском) заводе им. Молотова и стала одной из самых массовых. Общий тираж за 18 лет выпуска (1932-1950) составил более 1 млн единиц.

Автомобиль служил бойцам ещё в Советско-финскую войну, а уж во Вторую Мировую стал просто незаменимым. Он бегал во всех частях страны — от Киева до самых окраин. Его использовали в роли тягача. На это шасси монтировали ремонтные мастерские, радиолокационные станции. Из них делали санитарные машины, а ещё — бронеавтомобили и самоходки.

До наших дней дожили не все «ГАЗы-АА». В СССР запрещалось владеть грузовиками частным лицам, а предприятия, на которых они трудились, нередко пускали машины на металлолом. Живых «полуторок» сегодня единицы. Да и те надежно хранятся в руках коллекционеров.

Также читайте: Какие автомобили подошли бы героям «Игры престолов»

УАЗ-452

Легендарный советский грузопассажирский полноприводный автомобиль, производимый на Ульяновском автозаводе с 1965 и по настоящее время. За свой внешний кубический вид со скругленными гранями УАЗ-452 получил в народе прозвище «буханка», а в грузовом бортовом варианте — «головастик».

УАЗ-452 кроме базовой «фургонной» имеет большое количество разных модификаций, основные из которых: УАЗ-452А — санитарный автомобиль, который способен добираться по бездорожью в самые отдаленные места; УАЗ-452В — девятиместный микроавтобус; УАЗ-452Д — грузовик с двухместной кабиной и деревянным кузовом.

В 1985 году УАЗ-452 и его модификации получили новые индексы. Так полноприводный микроавтобус стал обозначаться — УАЗ-2206, а санитарный автомобиль — УАЗ-3962. На базе УАЗ-452 также создали специальный бронированный автомобиль для перевозки ценностей.

Як-9

Як-9 стал самым массовым самолетом, который производился в 40-х годах на территории СССР. За это время советские конструкторы создали 22 модификации летательного аппарата, из которых 15 поступили в соответствующие армейские подразделения.

Такой популярности способствовало то, что Як-9 отличался простотой конструкции. Самолет состоял не только из алюминия: часть деталей изготавливалась из древесины. Як-9 после внесенных изменений стал способен противостоять немецким «Мессершмидтам». Но последние выигрывали схватки с советским самолетом на больших высотах.

За время производства Як-9 получил:

  • 5 типов двигателей;
  • 6 вариантов топливных баков;
  • 7 видов вооружения;
  • 2 варианта оборудования специального назначения.

Также советские войска использовали Як-9 с двумя разновидностями крыльев: смешанные и цельнометаллические.

Небольшие руки

Револьверы и пистолеты

Имя Тип Картридж Источник Фото Примечания
Наган обр. 1895 г. Револьвер 7,62 × 38 ммR Российская империя 7-цилиндровый цилиндр.
Токарев ТТ-33 Полуавтоматический пистолет 7,62 × 25 мм Токарева  Советский союз Магазин на 8 патронов. Широко использовался офицерами, не заменил полностью Nagant M1895.
Маузер С96 Полуавтоматический пистолет 7,63 × 25 мм маузер Германская Империя Внутренний магазин на 10 патронов. Небольшое количество захвачено у немецких войск.

Винтовки, снайперские винтовки и боевые винтовки

Имя Тип Картридж Источник Фото Примечания
Мосин – Наган M1891 / 30 Винтовка с продольно-скользящим затворомснайперская винтовка (с прицелом 3,5 × ПУ ) 7,62 × 54 ммR  Советский союз Внутренний магазин на 5 патронов. Самая распространенная в Красной Армии винтовка с продольно-скользящим затвором.
Карабин Мосина-Нагана образца 1938 года Винтовка с продольно-скользящим затвором 7,62 × 54 ммR  Советский союз Внутренний магазин на 5 патронов.
Карабин Мосина-Нагана образца 1944 года Винтовка с продольно-скользящим затвором 7,62 × 54 ммR  Советский союз Внутренний магазин на 5 патронов.
Токарев СВТ-38 Полуавтоматическая винтовка 7,62 × 54 ммR  Советский союз Магазин на 10 патронов.
Токарев СВТ-40 Полуавтоматическая винтовка / Снайперская винтовка (с прицелом 3,5 × ПУ) 7,62 × 54 ммR  Советский союз Магазин на 10 патронов. Наибольшее распространение полуавтоматическая винтовка использовалась в Красной Армии.
Федоров Автомат Боевая винтовка 6.5 × 50 ммSR Arisaka Российская империя Магазин на 25 патронов. Развернут во время Зимней войны из запасов из-за нехватки пистолетов-пулеметов.
Симонов АВС-36 Боевая винтовка 7,62 × 54 ммR  Советский союз Магазин на 15 патронов. Выпускался в 1934–1940 годах, но в 1941 году в основном был снят с производства из-за проблем. Используется в основном во время Зимней войны.
Токарев АВТ-40 Боевая винтовка 7,62 × 54 ммR  Советский союз Магазин на 10 патронов. Доработанный СВТ-40 с другим селектором стрельбы. Выпускался с мая 1942 года до остановки летом 1943 года из-за в основном неконтролируемого автоматического огня и поломки.

Пистолеты-пулеметы

Имя Тип Картридж Источник Фото Примечания
ППД-34 Пистолет-пулемет 7,62 × 25 мм Токарева  Советский союз Магазин на 25 патронов. Основанный и адаптированный на базе Suomi KP / -31 , не производился в больших количествах до 1937–1939 годов.
ППД-34/38 / ППД-40 Пистолет-пулемет 7,62 × 25 мм Токарева  Советский союз Магазин на 71 патрон.
ППШ-41 Пистолет-пулемет 7,62 × 25 мм Токарева  Советский союз Магазин на 35, 71 патрон. Наибольшее распространение получил советский пистолет-пулемет.
ППС-42 / ППС-43 Пистолет-пулемет 7,62 × 25 мм Токарева  Советский союз Магазин на 35 патронов.
Томпсон M1928A1 Пистолет-пулемет .45 ACP  Соединенные Штаты Магазин на 20, 30, 50 патронов. 137 790 штук поставлено США в рамках программы ленд-лиза.
M50 Reising Пистолет-пулемет .45 ACP  Соединенные Штаты Магазин на 12, 30 патронов. Поставляется из США по программе ленд-лиза.

Пулеметы

Имя Тип Картридж Источник Фото Примечания
ДП-27 Легкий пулемет 7,62 × 54 ммR  Советский союз Магазин на 47 патронов. Наибольшее распространение в Красной Армии использовался ручной пулемет.
DS-39 Средний пулемет 7,62 × 54 ммR  Советский союз Ремень на 250 патронов.
СГ-43 Горунов Средний пулемет 7,62 × 54 ммR  Советский союз 200, 250-круглый ремень.
PM M1910 Крупнокалиберный пулемет 7,62 × 54 ммR Российская империя Ремень на 250 патронов.
ДШК 1938 г. Крупнокалиберный пулемет 12,7 × 108 мм  Советский союз Ремень на 50 патронов.
RPD Легкий пулемет 7,62×39 мм  Советский союз Ремень на 100 раундов. Никогда не участвовал в боях во Второй мировой войне, в 1945 году использовался в незначительном количестве для испытаний, но никогда не служил на передовой.
Брен Ган Легкий пулемет 303 Британский  объединенное Королевство Отъемный коробчатый магазин на 30 патронов. 2487 поставлен Британской империей в рамках программы ленд-лиза, многие из них установлены на универсальных авианосцах.

ВАЗ-2101

Это был один из самых массовых и любимых советских легковых автомобилей малого класса, производимых на Волжском автозаводе. Его можно назвать настоящим «народным автомобилем» Советской эпохи.

ВАЗ 2101 являлся «первенцем» классического семейства автомобилей ВАЗ, которое выпускалось до 2012 года. Производство модели 2101 длилось с 1970 по 1988 год и за 18 лет было выпущено 4.85 миллионов штук ВАЗ-2101 всех модификаций.

В качестве прототипа для ВАЗ-2101 был выбран итальянский FIAT 124, но в советском автомобиле были заменены задние тормоза на барабанные для условий езды по плохим дорогам, усилена передняя подвеска и полностью заменена на более современную задняя подвеска, модифицирована карданная передача, усиленно сцепление и доработана конструкция синхронизаторов в КПП. Были сделаны также модификации в плане комфорта и безопасности. В общей сложности было произведено более 800 изменений.

Базовая модель оснащалась 1.2-литровым 62-сильным двигателем. Автомобиль также еще называли «Жигули», «единичка» и «копейка». Основными модификациями модели «2101» можно назвать: ВАЗ 21011 «Жигули -1300» — оснащался более мощным двигателем объемом 1.3 л 69 л.с. с некоторыми доработками конструкции кузова и салона; ВАЗ 2102 — универсал, является лицензионной версией Fiat 124 Familiare с многочисленными изменениями и модификациями. Всего было выпущено 666 989 экземпляров таких универсалов. У ВАЗ-2102 были усилены пружины подвески и амортизаторы, что позволило сохранить грузоподъемность в 250 кг с двумя пассажирами. Существовала также версия электромобиля-фургона ВАЗ-2102Э/2801 «Электро», выпущенного в объеме всего 47 шт.

Легендарные грузовики GMC CCKW-352/353​

C середины 1939-го крупнейшая автомобильная корпорация General Motors Corporation по заказу Квартирмейстерского корпуса Сухопутных сил США начала разработку более совершенных полноприводных 2,5-тонных военных автомобилей с задней двускатной ошиновкой, на долгое время ставших «делом всей её жизни».

Первым результатом стала опытная партия капотных машин ACKWX-353 с верхнеклапанным шестицилиндровым 91-сильным мотором, четырех- или пятиступенчатой коробкой передач, вакуумным усилителем гидропривода тормозов и обычной гражданской кабиной.

Пробный 2,5-тонный капотный грузовик GMC ACKWX-353 с облицовкой коммерческого типа. 1939 год

В феврале 1941-го корпорация GMC на своём автобусном заводе Yellow Trucks and Coach приступила к серийному выпуску наиболее известных и распространенных военных автомобилей CСKW-352 и CCKW-353, которые заслужили лавры самых массовых грузовиков Второй мировой войны. Единственным отличием друг от друга была разная величина колесной базы – 352 и 353 дюйма (3,7 и 4,2 метра).

Первый вариант 2,5-тонного грузовика компании General Motors – короткобазная модель CCKW-352. 1942 год

Главное достижение компании GMC периода Второй мировой – длиннобазный грузовик CCKW-353

В базовом исполнении они получили двухместную цельнометаллическую кабину, полукруглые штампованные крылья, плоский радиатор, защитные решётки фар и многоцелевой тентованный деревометаллический кузов. На ряде машин в крыше кабин размещали наблюдательный люк или турель для крупнокалиберного пулемета. В тропическом исполнении предлагалась открытая кабина с полукруглыми выемками вместо дверей и боковыми брезентовыми фартуками с целлулоидными стёклами.

Автомобиль GMC CCKW-352 для жарких стран с боковыми выемками вместо дверей. 1943 год

Тропический вариант CCKW-352 с лебёдкой, открытой кабиной и пулемётной турелью (фото M.Koenig)

На всех вариантах использовался бензиновый двигатель GM 270 (4,4 л, 91 л.с.) с алюминиевыми поршнями и достаточно высокой степенью сжатия (6,75). На машинах позднего выпуска мощность возросла до 94 сил. В состав трансмиссии входили пятиступенчатая коробка передач, двухступенчатая раздаточная и новые мосты с продольным разъёмом картера.

В дальнейшем на автомобилях CCKW ежегодно производились модификации, и к 1945 году их выпускали уже в шестом поколении. Для всех версий дорожный просвет составлял 250 мм, максимальная скорость – 80 км/ч, средний расход топлива – 38 литров на 100 километров.

Сохранившиеся до сих пор грузовые автомобили GMC CCKW-353:

Самый распространенный длиннобазный грузовик CCKW-353 с лебёдкой и запасными канистрами

автомобиль GMC CCKW-353 с мягким верхом кабины и передней лебёдкой

Редкий учебный грузовик GMC с двойной цельнометаллической кабиной и лебёдкой

На шасси CCKW было создано рекордное количество специализированных вариантов машин различного назначения с длинным шлейфом всевозможных надстроек. Для учебных и штабных целей служили «длинные» версии с пятиместной кабиной и сдвинутым назад кузовом.

Автоцистерна на шасси GMC CCKW-353 для перевозки и раздачи двух тысяч литров топлива

Армейский инженерно-строительный самосвал на коротком шасси GMC CCKW-352 (фото M.Koenig)

Специальные шасси были приспособлены к монтажу различных армейских фургонов, цистерн и топливозаправщиков с собственными насосными системами. Для инженерных войск служили строительные самосвалы с задней или боковой разгрузкой, ремонтно-эвакуационные машины с кран-балками и мобильные компрессорные станции для привода пневматических инструментов.

ГАЗ-21 «Волга»

Это был один из самых красивых и желанных советских автомобилей среднего класса, который выпускался на Горьковском автозаводе с 1956 по 1970 год. Всего было произведено 639 478 экземпляров в трех сериях и в нескольких десятков различных модификаций. В дизайне «Волги» явно угадывалось влияние «аэростиля» американских автомобилей таких, как Ford, Chevrolet, Plymouth, Kaiser. Но вся механическая часть ГАЗ-21 была оригинальной советской разработки.

После изготовления и испытаний четырех опытных образцов в 1956 году начался выпуск первой серии ГАЗ-21 с характерной «Звездой» на радиаторной решетке. «Первая серия» оснащалась сначала модернизированным двигателем от «Победы», а с 1957 года — современным верхнеклапанным двигателем ЗМЗ-21А. Всего автомобилей первой серии было выпущено 30 тысяч штук.

«Вторая серия» начала выпускаться с 1959 по 1962 год. У нее были измененные передние крылья, появилась радиаторная решетка типа «акулья пасть», новая панель приборов, омыватели лобового стекла, а также новая электропроводка с «минусом» на массе. Всего было сделано более 140 тысяч экземпляров.

В 1962 году была произведена «мягкая модернизация» автомобиля, которая затронула в большей части только внешний вид. У «третьей серии» появилась новая радиаторная решетка «китовый ус» с 37 вертикальными элементами, новые бамперы и декоративные детали, новая отделка салона из более долговечных материалов. Мощность двигателя повысили до 75 л.с. п, а кузов начали окрашивать более стойкой синтетической эмалью. Всего машин «третьей серии» было выпущено около 470 тысяч экземпляров.

Из многочисленных модификаций «Волги» отметим ГАЗ-22 с грузопассажирским кузовом типа «универсал» на базе автомобиля «третьей серии». Универсал выпускался также в виде «кареты скорой помощи» ГАЗ-22Б.

Основные грузовики РККА — ГАЗ-АА/ММ и ЗИС-5


ГАЗ-АА во время парада на Красной площади 1930-е годы

Основным грузовиком РККА стал полуторатонный ГАЗ-АА. Он пошел в производство в 1932 году, а к началу войны в армии насчитывалось уже более 150 тысяч грузовиков ГАЗ-АА и ММ. Последний представлял собой модернизированный вариант модели АА с усиленной ходовой частью, более мощным 50-сильным мотором, новым рулевым управлением и некоторыми другими изменениями. Массовый выпуск ГАЗ-ММ завод освоил в 1940 году.

Для экономии дефицитных ресурсов, с 1943 года Горьковский автозавод перешел на выпуск грузовика в упрощенном исполнении с деревянной кабиной, угловатыми крыльями, тормозами лишь на заднюю ось и одной фарой.


ГАЗ-АА в весенней грязи, 1943 год

На шасси полуторки было создано огромное количество специализированных автомобилей и автобусов. Агрегаты ГАЗ-АА/ММ использовались при создании различной военной техники, в том числе бронеавтомобилей и даже танков.


ЗИС-5 на лесной дороге, 1941 год

ЗИС-5 — второй по массовости грузовик Красной армии. Он имел вдвое большую по сравнению с ГАЗ-АА грузоподъемность. Выпускался он Московским автозаводом ЗИС с 1933 года. Он был мощнее и в целом надежнее чем полуторка. ЗИС-5 оснащался нижнеклапанным двигателем мощностью 73 л.с. Как и грузовик из Горького, на шасси ЗИС-5 строились различные автомобили, а так же автобусы.

Вездеход «Я-12»

Артиллерийский тягач непростой судьбы, созданный в сжатые сроки из микса импортных агрегатов. Своих к середине войны уже не хватало, особенно после того, как прекратилось производство моторов на «ЗИСе» из-за эвакуации предприятия.

Так что под новый тягач дизель, сцепления и трансмиссию закупили в Штатах и сели думать, как это всё скомпоновать с имеющимся шасси «Я-11». Придумали. Чертежи и техническая документация были готовы всего за две недели, после чего Ярославский завод запустил тягач в серию.

Он получился лёгким, но выносливым, тягал пушки массой до 8 тонн. И делал это быстро. На пересечённой местности «Я-12» двигался со средней скоростью 13 км/ч. Проходимость при этом страдала из-за пресловутого дефицита деталей. Своих траков не было, использовались танковые, которые пасовали перед грязью и голым льдом.

В войсках он прижился и стал достаточно массовым. Его производили и в первый послевоенный год, а общий тираж составил больше двух тысяч штук.

Также читайте: Что выбрать Rapid или Polo

ЗАЗ-965А «Запорожец»

ЗАЗ-965А «Запорожец» был настоящим советским «народным автомобилем», производимый на заводе «Коммунар» в Запорожье с 1962 по 1969 год. Всего было выпущено 322 166 таких автомобилей.

Он комплектовался заднерасположенным двигателем воздушного охлаждения МеМЗ-966 мощностью 27 л.с. и объемом 887 куб.см. В 1965 году за счет нового карбюратора мощность была увеличена до 30 л.с. Автомобиль экспортировался в европейские страны через бельгийского экспортера Jalta, а в Финляндию машины шли под маркой Yalta.

При проектировании за основу был взят итальянский Fiat 600 из-за своей удачной и прогрессивной для массового производства конструкции кузова. В отличии от Fiat 600 «ЗАЗ-965А» имел трехобъемный кузов типа «двухдверный седан» с четко выделенным объемом багажника моторного отсека в виде «горба» и большим задним стеклом, унифицированным с лобовым.

Подвеска была на двойных продольных рычагах с двумя поперечными торсионами в качестве упругих элементов. На дорогу автомобиль опирался с помощью 13-дюймовых колес с высоким профилем, что обеспечивало приемлемую проходимость. Выпускались также модификации для инвалидов и почтовый фургон для сбора писем с правым расположением руля.

История создания

В далеком 1938 году модель представили в Германии как машину нового поколения. Стоит отметить, роскошный автомобиль полюбился главам различных государств. Влюблен в машину был и рейхсканцлер. А потому он захотел приобрести ее себе. К слову, в то время это был один из самых дорогих автомобилей в мире. Зажигание, топливная система и другие важные элементы, без которых автомобиль не может быть использован по назначению, были выполнены в двойном экземпляре, чтобы поломка при поездке не стала фатальной, и, несмотря ни на что, машина продолжала ехать.

Любимая машина Гитлера могла трансформироваться из кабриолета в лимузин и наоборот. Его любовь к ней была настолько велика, что уже через год он велел изготовить еще шесть экземпляров автомобиля для первых лиц Третьего Рейха.

КВ-1. Многотонный призрак

Концепция тяжелого танка прорыва была создана еще в тридцатых годах, но большинство конструкторов все еще мечтали о многобашенных монстрах, способных бить врага из нескольких пушек и пулеметов. Тем не менее на деле была также реализована идея тяжелого однобашенного танка, предназначенного для штурма долговременных боевых укреплений противника и имеющего противоснарядную броню, а не противопульную, которой были защищены большинство танков того времени.

Танк КВ-1 стал первым в мире серийным танком с противоснарядным бронированием. Во время Советско-финской войны выяснилось, что КВ-1 оказался намного удобнее своих многобашенных собратьев, ведь он мог быть более защищенным при том же весе. Поэтому его взяли на вооружение и начали массовое производство.

Тут грянула Великая Отечественная, в которой эти стальные монстры отправились уже на немцев. Вдруг выяснилось, что большинство германских орудий просто не способны пробить броню КВ-1, а он уничтожает танки противника своей 76 мм пушкой без особых проблем. Именно тогда немцы и прозвали советский танк «призраком», потому что их основные  противотанковые орудия не оставляли на нем следов.

Отличным примером применения КВ-1 на ранних этапах войны является бой у совхоза Войсковицы, когда Зиновий Григорьевич Колобанов на своем танке уничтожил 22 немецких, а вместе с еще четырьмя КВ-1 всего в том бою было подбито 43 танка противника.

Получив приказ остановить наступление врага, старший лейтенант Колобанов устроил засаду, прикопав танк и замаскировав его. Пропустив мотоциклистов-разведчиков, он дождался появления танковой колонны, и несколькими выстрелами подбил 3 передние и несколько замыкающих машин, таким образом, заперев всю колонну на дороге, после чего расстрелял врагов как в тире.

После боя на КВ-1 Колобанова насчитали больше ста следов от попаданий, но броня его так и не была пробита. Но у танка были и минусы — слабая ходовая часть, и позже его заменили на более легкий и скоростной  КВ-1с.

Citroen XM (1989-2000)

Преемник модели CX обязан своим высоким комфортом вождения просторному салону, удобным сиденьям, а также превосходной подвеске. Последний элемент связан, прежде всего, с гидропневматикой, которая эффективно подавляет все удары и вибрации от дорожных неровностей.

Несмотря на отменный комфорт во время движения и высокие функциональные качества, автомобиль не приобрел большой популярности среди европейских водителей. В этом классе авто, помимо преимуществ Citroen XM, люди также ожидали престиж, который мог быть гарантирован конкурентами от BMW, Mercedes или Volvo. Французам удалось добиться успеха только на внутреннем рынке.

Интерьер отделан высококачественными материалами. На многих версиях применялся натуральный деревянный шпон и велюровая или кожаная обивка.

Внутреннего пространства на обоих рядах сидений было достаточно для обеспечения комфортного путешествия (даже когда на борту было пять высоких человек).

Автомобиль оснащался 4- и 6-цилиндровыми бензиновыми двигателями мощностью от 110 л. с. до 200 л. с. и 4-цилиндровым дизельным двигателем с «вилкой» мощности от 80 до 129 л. с. В зависимости от выбранной версии крутящий момент на передние колеса передавался через ручную или автоматическую коробку передач.

Citroen XM предлагался в кузовах лифтбэк и универсал. В то время как в первой из этих версий багажник имеет вместимость (455-1 460 л), в универсале гораздо больше места для чемоданов, поскольку объем багажника составляет 720-1 960 литров.

В России модель встречается крайне редко.

Mercedes-Benz L4500


Mercedes-Benz L4500S с упрощенной кабиной

Mercedes-Benz L4500 — второй по массовости грузовик вермахта в классе тяжелых грузовиков. С 1939 года по 1944 год Мерседес выпустил около 9,5 тысячи этих машин.

Автомобиль разрабатывался в рамках программы по созданию унифицированных грузовиков немецкой армии — Schell-Plan. Согласно этому плану на вооружение должны были поступить грузовые автомобили грузоподъемностью 1,5, 3, 4,5 и 6,5 т. При этом машины одного класса предполагалось максимально унифицировать по основным узлам и агрегатам. Однако к началу войны реализовать программу в полном объеме не удалось. Тем не менее в Mercedes-Benz L4500 применялись ведущие мосты разработанные фирмой MAN.

В остальном грузовик обладал оригинальной конструкцией. Под вытянутым капотом скрывался дизельный двигатель объемом 7,3 л мощностью 112 л.с. Мотор был весьма экономичен и надежен, но, как и любой дизель требовал к себе внимательного отношения. Хотя в целом грузовик был весьма неприхотлив.

Трехоски ГАЗ-ААА и ЗИС-6


ГАЗ-ААА с зенитными пулеметами на параде, 1938 год

Освоив выпуск описанных выше грузовиков, советские автостроители озадачились вопросом дальнейшего совершенствования своих машин, в том числе и с точки зрения увеличения их проходимости и грузоподъемности. Одним из самых очевидных решений в этом направлении стало добавление дополнительной третьей оси.

В 1934 году ГАЗ освоил выпуск трехосного ГАЗ-ААА. Автомобиль с колесной формулой 6х4 получил увеличенную до 2 тонн грузоподъемность, мосты с червячными передачами и понижающий редуктор в отдельном картере за коробкой передач.


БМ-13 на шасси ЗИС-6

Московский автозавод был еще расторопней и в 1933 году освоил трехосный ЗИС-6. По основным агрегатам она была унифицирована с ЗИС-5, но в отличие от него получил ведущие мосты с червячными главными парами и демультипликатор. Грузоподъемность ЗИС-6 выросла на тонну, но главное теперь грузовик уверенно буксировал артиллерийские орудия и прицепы. Кроме того на шасси ЗИС-6 впервые, летом-осенью 1941 года установили гвардейские минометы БМ-8 и БМ-13 «Катюша».