Оглавление
- Признаки неисправности датчика Холла
- Датчик Холла ВАЗ 2109 — замена без помощи специалистов
- Установка нового датчика Холла взамен неисправного
- Какое зажигание лучше: бесконтактное или контактное?
- Неисправности ДХ или почему умирает датчик
- Методы проверки
- Как заменить датчик Холла на автомобиле?
- Проверка датчик Холла
Признаки неисправности датчика Холла
Неисправности у датчика Холла проявляются по-разному. Даже опытный мастер не всегда сразу выявит причину неполадок двигателя.
Вот несколько самых распространенных симптомов:
- Мотор плохо заводится или не запускается вообще.
- На холостом ходу в работе двигателя появляются перебои и рывки.
- Машина может дергаться при движении на повышенных оборотах.
- Силовой агрегат глохнет во время движения.
При появлении одного из этих признаков, необходимо в первую очередь проверить исправность датчика Холла.
Также не стоит исключать из вида и другие неисправности системы зажигания, встречающиеся в автомобилях.
Датчик Холла ВАЗ 2109 — замена без помощи специалистов
Автомобили ВАЗ 2109, оснащенные карбюраторными моторами, имеют бесконтактную систему зажигания с датчиком Холла. Основная задача датчика Холла ВАЗ 2109 — подача управляющих импульсов на коммутатор, который преобразует полученные импульсы и направляет их на первичную обмотку катушки зажигания. Расположен этот микроэлектронный датчик в корпусе датчика-распределителя зажигания под пылезащитным экраном. В зависимости от типа распределителя он крепится на опорной пластине при помощи 2 винтов или заклепок. Операция по замене датчика Холла ВАЗ 2109 не представляет собой ничего сложного. Замена может быть выполнена в течение получаса любым автолюбителем без помощи специалистов.
Проверка датчика
Не всегда при неисправности датчика Холла силовой агрегат автомобиля не запускается. Возможны проблемы с зажиганием, такие как перебои в работе двигателя на любых режимах, отсутствие или нестабильный холостой ход, а также потеря мощности. Проверить датчик Холла можно двумя способами. Первый подходит для тех, у кого нет специальных знаний в области автоэлектрики и электроники.
При этом способе необходимо приобрести новый и заведомо исправный датчик в магазине автозапчастей и правильно установить его на место старого. Если мотор после этой операции заведется, значит, проблема решена. Если нет, значит, проблема в резисторе, коммутаторе, катушке, замке зажигания, проводах, свечах или других деталях трамблера.
https://youtube.com/watch?v=DiWtCGGKN6s
Второй способ проверки датчика Холла ВАЗ 2109 требует наличия специальных знаний в электрике. Кроме того, для проведения самостоятельной диагностики необходимо приготовить следующие приборы и устройства:
- вольтметр или мультиметр с пределом измерения не менее 15 В и внутренним сопротивлением не менее 100 кОм;
- 3-штекерную колодку от трамблера с низковольтными проводами;
- резистор с сопротивлением в 2 Ом.
Проверку нужно осуществлять следующим образом.
- Сначала необходимо снять трамблер с машины.
- Затем надо подсоединить к разъему низковольтных проводов колодку с проводами, резистор и вольтметр по определенной схеме.
- После этого необходимо подать напряжение от аккумулятора (9-14 В) к положительному контакту и медленно повернуть валик распределителя.
- Во время проведения этой операции нужно записать минимальные и максимальные показания вольтметра.
В норме наименьшее напряжение должно быть менее или равным 0,4 В, а наибольшее не должно отличаться от напряжения, подаваемого с аккумулятора, более чем на 3 В. Если при поворачивании валика трамблера резкого скачка напряжения не происходит либо наименьшие и наибольшие значения отличаются от нормы, то это означает, что датчик сломан и его следует заменить.
Замена устройства
Заменяем датчик Холла
Для того чтобы заменить датчик Холла, сначала необходимо снять трамблер с привода вспомогательных узлов. Алгоритм демонтажа таков.
- В первую очередь надо отцепить клеммы от аккумуляторной батареи.
- Потом нужно снять бронепровода с крышки прерывателя-распределителя и отцепить шланг от вакуум-корректора.
- Затем надо вынуть трос газа из держателя, чтобы не мешал, открутить гайку, крепящую кронштейн, на котором держатся провода, снять кронштейн со шпильки и убрать его в сторону.
- Далее необходимо нацарапать отверткой или нарисовать маркером прямую линию, переходящую с корпуса трамблера на корпус привода вспомогательных узлов. Эта метка позволит во время установки трамблера сохранить прежний момент зажигания.
- После этого надо отцепить от прерывателя-распределителя колодку с проводкой.
- Затем нужно вытащить грязезащитную заглушку из лючка картера сцепления и при помощи отвертки провернуть маховик до той поры, пока поршень первого цилиндра не встанет в верхнее положение.
- Теперь необходимо открутить 2 оставшиеся гайки и снять трамблер.
После демонтажа агрегата можно приступить к замене датчика, для этого нужно выполнить последовательность действий.
- Открутить винты и снять крышку трамблера.
- Подтянуть бегунок вверх и снять его, затем вынуть пылезащитный экран.
- Снять разъем низковольтных проводов, открутив винтик.
- Открутить винты, фиксирующие опорную пластинку, и снять кольцо с ее штифта.
- Открутить винты вакуум-корректора, снять его тягу со штифта пластинки и вынуть его из корпуса.
- Приподнять пластинку отверткой и также вытащить из корпуса.
- Открутить винты, крепящие датчик, и заменить его новым.
Если датчик прикреплен к пластинке заклепками, то нужно менять их в сборе. Монтаж устройства следует проводить в обратном порядке. Перед установкой трамблера нужно повернуть внешний контакт бегунка к клемме первого цилиндра.
Установка нового датчика Холла взамен неисправного
Если установлена неисправность, деталь требуется заменить на новую. Порядок этой работы, как правило, не составляет особенных проблем даже для неопытных автовладельцев. Для работы потребуются пассатижи, крестовидная и плоская отвёртки, гаечные ключи на 6 – 13 мм, чтобы демонтировать с автомобиля распределитель зажигания.
Порядок действий следующий:
- отключить минусовой контакт аккумулятора;
- с крышки распределителя размонтировать высоковольтные провода;
- открутить гайки, которые удерживают трамблер в его рабочем положении;
- демонтировать трамблер;
- коленвал следует провернуть вплоть до того момента, когда метка крышки ГРМ совместится с меткой шкива;
- обозначить расположение бегунка (ротора распредвала);
- разобрать трамблер, чтобы извлечь из него коленвал;
- снять контакты датчика и скрутить сам прибор с трамблера (неисправный модуль извлекается через получившуюся при оттянутом регуляторе щель).
Для того, чтобы поставить в агрегат новую деталь, потребуется выполнить всю описанную последовательность технологических операций в обратном порядке.
После того, как выполнена установка нового датчика, его также необходимо проверить на работоспособность. Для этого подойдёт любой из описанных выше методов. Неисправность может быть следствием неправильной установки датчика. Если же вы уверены, что всё сделано правильно, следует обратиться за помощью к профессионалам.
Если вы установили, что датчик Холла перестал работать, как положено, ремонтировать его бессмысленно, – стоит он не так дорого, и заменить сломавшуюся деталь на новую не представляет особого труда. Если вы убедились, что датчик неисправен, следует просто приобрести его в ближайшем автомагазине и заменить поломавшийся модуль на новый.
Видео о том, как работает датчик Холла:
Какое зажигание лучше: бесконтактное или контактное?
Схема карбюратора также включает: рычаг привода от ускорительного насоса, диафрагму, регулировочный винт и воздушный канал от пускового устройства, запорный клапан (электромагнитный), воздушную заслонку, игольчатый клапан, штуцер от подачи топлива, экономайзер для мощностных режимов, блок для подогрева карбюратора, штуцеры для вентиляции картера, для подачи разрежения для вакуумного регулятора в зажигании и др. элементы.
Нива 2121 имеет следующую последовательность прохождения топливных элементов через камеру карбюратора. Во-первых, топливо переходит из топливного бака в поплавковую камеру в отрегулированном количестве. Поплавок при этом поднимается или опускается при движении топлива.
Дальше путь топлива лежит через жиклер в распылитель, находящийся в узкой части в диффузоре, с одновременным поступлением в карбюратор воздуха через наружную трубу. Затем дроссельные заслонки подают то или иное количество топлива в цилиндр двигателя через впускной коллектор, отлитый из алюминиевых сплавов. Коллектор крепится к двигателю на шпильки через прокладки, обладающие термостойкими качествами.
№1 | Реле зажигания |
№2 | Главное реле |
№3 | Реле правого вентилятора охлаждения |
№4 | Реле левого вентилятора охлаждения |
№5 | Реле бензонасоса (топливного) |
№6 | Предохранитель топливного насоса F5, 15A |
Грубо оценить исправность вакуумного регулятора можно непосредственно на автомобиле. На работающем двигателе отсоединяем от штуцера карбюратора вакуумный шланг, ведущий к регулятору.
Если теперь создать в шланге разрежение (можно ртом), обороты двигателя должны возрасти, а при снятии разрежения – вновь снизиться.
Разрежение должно сохраняться по крайней мере несколько секунд, если пережать шланг.
Визуально в работоспособности вакуумного регулятора можно убедиться, частично разобрав датчик-распределитель (см. Ремонт датчика распределителя зажигания автомобиля ВАЗ-2121) и подавая разрежение к впускному штуцеру регулятора.
При выходе из строя вакуумного регулятора его следует заменить, при неисправности центробежного – заменить датчик-распределитель.
А еще интересно: Генератор Нива 2121, 21213, 21214: какой установлен, замена
Коммутатор — типа 3620.3734, или HIM-52, или ВАТ10.2, или 76.3734, или RT1903, или PZE4022 — размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания.
Коммутатор проверяется осциллографом по специальной методике и неремонтопригоден; при подозрении на неисправность рекомендуется его заменять.
Катушка зажигания — типа 27.3705 или 27.3705-01, или 8352.12, или АТЕ1721 — маслонаполненная, с разомкнутым магнитопроводом.
Данные для проверки: сопротивление первичной обмотки при 25°С – (0,45±0,05) Ом, вторичной обмотки – (5,0±0,5) кОм. Сопротивление изоляции на массу – не менее 50 МОм.
Замена катушки и коммутатора описана в статье – «Замена катушки и коммутатора»
Свечи зажигания – типа А17ДВР или А17ДВРМ, или А17ДВРМ1, или их импортные аналоги (с помехоподавительными резисторами сопротивлением 4–10 кОм). Зазор между электродами – 0,7–0,8 мм.
Высоковольтные провода – с распределенным сопротивлением (2550±270) Ом/м.
Запрещается также пускать двигатель или позволять ему работать с разорванной высоковольтной цепью (снятыми проводами или крышкой датчика- распределителя) – это может привести к прогару изоляции и выходу из строя электронных компонентов системы зажигания.
Как исключение допускается кратковременная проверка системы зажигания «на искру», при этом контакт проверяемого высоковольтного провода должен быть надежно закреплен на расстоянии 8–10 мм от «массы» автомобиля.
Запрещается удерживать провод руками или инструментом (даже с изолированными ручками).
Выключатель зажигания – типа 2101-3704000-11, с противоугонным запорным устройством.
При повороте ключа в положение «зажигание» напряжение поступает на управляющий вход дополнительного реле, которое, в свою очередь, подает напряжение на катушку зажигания и коммутатор.
https://youtube.com/watch?v=paXv7wpXmtc
Неисправности ДХ или почему умирает датчик
Итак, почему же выходит из строя ДХ? Одной из распространенных причин выхода из строя до смешного банальна. Происходит это из-за пыли и грязи, скапливаемой на детали.
Что касается контактов датчика распредвала, то их 3. Один из проводов соединяется обязательно с минусом (масса), другой – с плюсом (клеммой + АКБ), и третий – непосредственно с коммутатором.
ДХ, если он неисправен, дает об этом знать мгновенно. Сигнализирует об неисправностях датчика в первую очередь сам мотор. Он запускается гораздо дольше обычного, резко меняется количество оборотов, ДВС работает рывками даже на режиме ХХ (холостое вращение вала).
Кстати, мотор также может самопроизвольно заглохнуть в самый неподходящий момент.
Однако взять и сразу поставить под сомнение ДХ, занявшись его заменой, тоже неправильно. Придется все проверить окончательно. Для этого есть масса испытанных способов.
Одним из железных симптомов неисправности ДХ принято считать исчезновение искры на всех свечах зажигания. В таких случаях даже самый неопытный работник сервиса указывает на ДХ. И это в 99 процентах оправдывается.
Однако есть и более конкретный способ проверки, основанный на применении имитатора. Это приспособление, копирующее работу датчика. Другими словами – такой же кусок провода с колодкой под провода и окончанием для входа свечи.
Еще несколько вариантов проверки:
- берется исправный ДХ и устанавливается (мотор работает лучше – значит, дело было в датчике);
- ДХ снимается с трамблера, к нему подключается мультиметр (диапазон измерений должен быть в пределах, равных аккумуляторному значению).
Существует немало способов, позволяющих проверять ДХ, и не снимая его.
Интересную версию проверки ДХ предлагают отечественные водители. Хотя, это возможно сделать только на моделях Ваз.
- Снимается одна из СЗ, кладется на мотор.
- Включается зажигание, проверяется ток на бабину (катушка).
- Отсоединяется главный бронепровод трамблера и подводится к основному тормозному цилиндру ГТЦ (он расположен между патрубками тормозов).
Далее выполняется следующее:
- центральный контакт распределителя соединяется с минусовой клеммой АКБ отрезком какого-нибудь провода;
- провод от трамблера подводится к ГТЦ.
Если проскакивает искра, значит, ДХ умирает или уже окончательно вышел из строя.
ДХ – это один из самый дешевых компонентов СЗ современного автомобиля. Стоит он примерно в районе 4-5 долларов. По этой причине есть смысл купить новый датчик и возить его всегда с собой, на всякий случай. Если в дороге умрет старый ДХ, замена его на новый не вызовет каких-либо сложностей, все под рукой.
Проверку, как и было написано выше, можно осуществить разными способами. Допустим, вы едете, и на дороге мотор стал вести себя странно. Обороты не набираются, автомобиль движется с рывками и т. д. Что делаем?
Все просто, при наличии второго, рабочего датчика:
- снимается главный бронепровод;
- в него вдевается рабочая свеча;
- провод ставится в такое место, чтобы была заметна искра;
- с трамблера снимается колодка с проводами;
- в колодку вдевается новый ДХ;
- включается зажигание;
- берется острый нож, лезвие вдевается в прорезь ДХ и проводится по контакту.
Если искра бьет нормально, не исчезает, не появляется тоже рывками, как сама работа мотора, то никаких других проблем в системе зажигания нет. Остается только снять трамблер, и заменить умерший старый ДХ.
Замена ДХ своими руками – операция не слишком сложная, если разобраться в нюансах. Надо понимать, что алгоритм выполнения действий может отличаться, ведь трамблеры бывают разные.
Например, если умер датчик на автомобиле «восьмерка», на всех ему аналогичных моделях замена проводится следующим образом:
- скидывается клемма с АКБ;
- скидываются бронепровода с крышки трамблера;
- шланг, идущий на ВК (вакуумный регулятор) снимается;
- трамблер снимается со шплинтов (держат его на шплинтах гайки);
- относительно положения коленвала выставляется указатель ГРСМ;
- трамблер разбирается, снимается вал;
- демонтируется сам ДХ.
Проводя все вышеописанные мероприятия, надо всегда помнить главное правило автоэлектрика – поиск неисправности проводится по цепочке от АКБ до бабины зажигания
Важно четко представлять последовательность своих действий, их последствия. Опытный автомобилист берет с собой в дорогу мультиметр всегда. Этим прибором легко проверить предохранители коммутатора, сам датчик холла, соединения, разъемы и многое другое
Этим прибором легко проверить предохранители коммутатора, сам датчик холла, соединения, разъемы и многое другое.
- Абсолютно легально (статья 12.2);
- Скрывает от фото-видеофиксации;
- Подходит для всех автомобилей;
- Работает через разъем прикуривателя;
- Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.
Методы проверки
Можно применить несколько методов диагностики датчика, расположенного на трамблере.
В зависимости от имеющихся средств и возможностей, автомобилист может своими руками проверить текущее состояние контроллера Холла, оценить его работоспособность и принять соответствующее решение о замене.
Как только вы заметили один или несколько из представленных симптомов, стоит взяться за проверку. Делать ее можно несколькими способами. Предлагаю рассмотреть их отдельно.
Клин клином
Самый простой и эффективный метод, который не потребует от вас вооружаться тестером или мультиметром. Но потребуется заведомо исправный аналогичный датчик Холла.
Суть диагностики до безобразия простая. Вы снимаете старый контроллер, устанавливаете на его место новый. Если после проведенной манипуляции симптоматика проходит и работа двигателя нормализуется, тогда просто оставляете новую деталь на месте. Если вы брали ДХ у товарища или соседа по гаражу, снимаете девайс, благодарите, и идете в магазин автозапчастей.
Вольтметр и мультиметр
Используя вольтметр или классический тестер, вам не составит труда проверить состояние устройства.
Думаю, тестером умеет пользоваться каждый автомобилист. Задача заключается в том, чтобы сделать замеры напряжения на выходе датчика.
Если ДХ находится в исправном состоянии, тестер выдаст значения в диапазоне 0,4-11 В.
Ровно точно так же применяют универсальный мультиметр. Нужно лишь выбрать на нем режим вольтметра.
Имитация датчика
Достаточно интересный и эффективный метод. Но тут придется немного поработать своими руками.
Принцип имитации заключается в следующем. Сначала извлеките из ДХ колодку, на которой идет 3 штекера. Далее запустите зажигание на автомобиле, после чего соедините 3 и 6 выходы между собой.
Если при такой манипуляции появилась искра, то вероятнее всего ДХ вышел из строя.
Без тестеров
Когда тестеры отсутствуют, проверку можно выполнить несколько иным методом.
Тут требуется провести пошаговые манипуляции:
- подключается свеча зажигания к выводу провода от катушки;
- соединяется резьбовая часть свечи с массой;
- демонтируется каретка с датчиком;
- подсоединяется разъем;
- включается зажигание;
- металлическим предметом проводится возле датчика;
- при появлении искры на свечке ДХ исправен.
Только будьте предельно осторожными, занимаясь своими руками подобными манипуляциями.
Самодельный тестер
Из практически подручных материалов можно собрать аналог тестера.
Устройство для проверки состоит из обычного светодиода, сопротивления на 1 Ом и двух отрезков гибкой проводки, которые нужно припаять к ножке.
К 1 и 3 клеммам штекерной коробки ДХ подсоединяются провода. При правильно выбранной полярности светодиод должен загореться. Если нет, попробуйте поменять местами. Теперь нужно сделать следующее:
- первый провод на первой клемме остается на месте;
- на вторую клемму подключается провод с третьей клеммы;
- поворачивается распредвал (с помощью стартера или вручную);
- отслеживается поведение диода.
Если диод начнет моргать, тогда с датчиком зажигания все хорошо, и менять его нет никакой необходимости.
Методов проверки действительно достаточно много. Выбирайте на свой вкус.
А вам когда-то приходилось проверять датчик Холла? Какие способы диагностики вы использовали и какой получили результат?
Подписывайтесь, оставляйте комментарии, задавайте вопросы и не забывайте рассказывать о нас своим друзьям!
(6 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Как заменить датчик Холла на автомобиле?
Так как ремонт неисправного ДХ нецелесообразен, готовим инструменты и приступаем к его замене. Понадобятся:
- отвертка;
- пассатижи;
- молоток;
- ключ «на 13».
Действуем по такой схеме:
- Глушим двигатель, открываем капот.
- Отсоединяем патрубок от вакуумного регулятора.
- Снимаем крышку трамблера.
- Отключаем разъем на ДХ.
- Отворачиваем пластину держателя ключом «на 13». После этого можно снять трамблер.
- Берем молоток, с его помощью выбиваем винт пружинной муфты.
- Выворачиваем винты, крепящие вакуумный регулятор. Вытаскиваем его — доступ к ДХ открыт.
- При помощи отвертки отворачиваем крепящие его винты, снимаем механизм. Меняем на новый.
Сборка производится от обратного. По завершении процедуры обязательно прокатитесь на автомобиле, чтобы убедиться, что все сделано правильно.
Причины выхода из строя датчика Холла бывают разными, но безотлагательно заменить сенсор нужно в любом случае. Ремонтировать устройство бесполезно — даже не стоит думать об этом. Однако прежде чем демонтировать прибор Холла, убедитесь, что именно он — виновник всех проблем.
Владельцы ранних моделей Жигулей помнят и знают, какие проблемы возникали в связи с эксплуатацией трамблёров с механической системой распределения зажигания. Время от времени автомобиль начинал странно себя вести: то глох на холостом ходу, то вдруг начинал двигаться рывками. Причиной этому в большинстве случаев становились подгоревшие контакты механического прерывателя. С появлением электронного зажигания и датчика Холла на автомобиле ВАЗ-2106 эта проблема сразу отошла на второй план.
Проверка датчик Холла
На сегодня существует несколько наиболее распространенных методов проверки ДХ. Перечислим наиболее популярные и простые для домашнего применения:
- создание имитации наличия контроллера;
- проверка мультиметром, тестером;
- проверка заменой на заведомо рабочий датчик;
- на сопротивление.
- Проверка датчика Холла осциллографом
Рассмотрим подробнее каждый из способов.
Создание имитации ДХ
Этот способ наиболее простой и подходит, если питание на зажигание поступает, а искра не появляется. Для этого необходимо снять с трамблера трехштекерную колодку. Затем включается зажигание и замыкается куском проводника второй и третий контакты – «минуса» и сигнал. Если во время таких манипуляций на центральном проводе катушки зажигания будет искра, то необходимо заменить датчик, этот вышел из строя. Стоит отметить, что для выявления наличия искры высоковольтный провод необходимо зафиксировать возле массы.
Проверка исправности мультиметром
Схема подключения Это наиболее простой и распространенный способ диагностики для домашнего использования. Для этого переключатель мультиметра нужно перевести в положение вольтметр, измерение напряжения. Затем при помощи щупов померить напряжение на выходе датчика. На исправном датчике показатель напряжения должен быть в пределах 0.4 – 11 В.
Замена на исправный
Способ простой и не требует от автовладельцев наличия знания в области электрики. Можно приобрести новый в магазине или попросить на время у знакомых, главное, чтобы датчики были идентичны. Если машина заработала нормально и пропали признаки неисправности, значит Ваш датчик пришел в негодность.
На наличие сопротивления
Схема Также относится к очень распространенному методу, но немного посложнее. Потребуется соорудить простенький прибор. Для него нужно взять резистор сопротивлением 1 кОм, светодиод и немного гибкого провода. К одной ножке светодиода припаивается провод удобной для работы длины, на вторую резистор, а к нему такой же кусок провода.
Затем отсоединяется крышка распределителя, отключается трамблер и штекерная коробка. Следующий шаг – проверка электрической цепи. Для этого щупы мультиметра подключаются к клемме 1 и 3 и поворачивается ключ зажигания. Если все работает нормально, то на дисплее мультиметра должно быть значение 10 – 12 вольт.
Затем на те же клеммы подключается собранный ранее прибор. Если полярность правильная – загорится светодиод. Если он не светится, нужно провода переставить на местами на контактах.
Дальнейшие действия:
- провод первой клеммы оставляем на месте;
- провод третьей клеммы перебрасываем на вторую;
- стартером прокручиваем распредвал.
При проворачивании вала светодиод должен замигать. Если этого не произошло, значит датчик Холла неисправен. Стоит отметить, что проверка датчиков проходит одинаково на любых автомобилях, как отечественных производителей, так и зарубежных. Разница может заключаться только в расположении деталей под капотом.
Проверка ДХ осциллографом
Провести диагностику датчика Холла можно при помощи осциллографа, снимаем осциллограмму напряжения и если есть перебои или вообще отсутствуют импульсы, бракуем ДХ. Но этот метод требует наличие специализированного оборудования которое не целесообразно покупать для домашнего использования.
Проверка датчика Холла на таких автомобилях как ВАЗ 2106, 2107, 2109, а так же Пассат б3 и Ауди 80 абсолютно одинакова.