Расходомеры воздуха для авто и промышленности

Диагностика ДМРВ

Если аналогичного датчика нет, то существуют другие способы проверить работоспособность расходомера:

  • визуальная диагностика;
  • проверка во время движения;
  • определение соответствия прошивки;
  • диагностика тестером.

Визуальный осмотр

Перед тем как проверить устройство этим методом, его надо демонтировать из посадочного места. Для этого от корпуса воздушного фильтрующего элемента отсоединяются патрубки. Изнутри контроллер должен быть сухим, наличие следов моторной жидкости и конденсата не допускается. Зачастую устройство ломается по причине несоблюдения интервалов замены воздушного фильтра, в результате чего грязь остается на чувствительной составляющей. Это приводит к тому, что контроллер выдает некорректные показания.

Если на внутренней полости контроллера имеются следы моторной жидкости, это говорит о высоком уровне давления смазки в силовом агрегате. Причина может заключаться в засорении вентиляции картерного устройства. При проверке необходимо удостовериться в том, что уплотнительный элемент расположен в нужном месте, где устанавливается гофра. Эта часть могла застрять в корпусе воздушного фильтрующего устройства. При данной проблеме в двигателе происходит подсос воздуха, который попадает внутрь с пылью и загрязняет регулятор.

Диагностика в движении

Необходимо отключать штекер с цепью питания от датчика и запускать двигатель, а потом отсоединять колодку. На приборной панели появится индикатор Чек Энджин. Минимальные обороты мотора должны увеличиться до 1500 в минуту. Если двигатель стал работать более стабильно после отключения устройства, это говорит о его неисправности. Датчик необходимо заменять.

Пользователь Игорь Белов рассказал о нескольких методах диагностики расходомера, в том числе о проверке во время движения.

Соответствие ДМРВ прошивке ЭБУ

Чтобы проверить соответствие прошивки, надо взять пластину толщиной 1 мм и поднести ее под упор заслонки, это приведет к изменению оборотов мотора. Затем производится отключение колодки с проводами от контроллера. Если двигатель машины не остановился, то причина в прошивке микропроцессорного модуля, регуляторе холостых оборотов без расходомера в аварийном режиме.

Проверка ДМРВ мультиметром

Для диагностики производится активация зажигания, но силовой агрегат заводить не нужно. Контактом красного щупа на тестере надо прикоснуться к первому кабелю (желтая расцветка), а черный идет на массу (зеленый контакт). Для соединения не рекомендуется применение острых предметов, поскольку это приведет к появлению погрешности в показаниях. Такой способ диагностики позволит определить уровень напряжения между проводниками.

О состоянии датчика позволят узнать показания:

  • от 0,99 до 1,01 В — параметры нового контроллера;
  • 1,01 — 1,02 В — регулятор в отличном состоянии, менять не нужно;
  • 1,02 — 1,03 В — в целом удовлетворительное состояние устройства;
  • 1,03 — 1,04 В — срок эксплуатации контроллера почти исчерпан, скоро потребуется замена;
  • 1,04 — 1,05 В — неудовлетворительное состояние датчика, пора менять устройство.

Диагностика тестером может быть выполнена не на всех типах расходомеров. Предварительно диагностический режим мультиметра надо настроить на измерение величины постоянного тока и выставить максимальный параметр в 2 V. К контроллеру подводится четыре кабеля, каждый из которых обозначается определенной расцветкой.

Начиная от ближнего проводника к ветровому стеклу:

  • желтый контакт предназначен для вхождения импульса расходомера;
  • белый либо серый кабель используется в качестве выходного канала напряжения питания;
  • зеленый контакт — это масса или заземление;
  • черный кабель, оснащенный розовой полоской, отвечает за выход к основному реле.

Расцветка контактов на ДМРВ может быть разной, но расположение проводов всегда идентичное.

Канал «Простое мнение» рассказал о выполнении диагностики расходомера с использованием тестера.

Советы по уходу и обслуживанию ДМРВ автомобиля

Рекомендации для продления службы датчиков расхода воздуха:

  • регулярная замена, очистка воздушного фильтра. Иначе возникает высокий риск перегрева, при котором прибор будет выдавать некорректные данные;
  • избегать частого перегрева мотора, следить за корректностью работы системы охлаждения, за ее функционированием в штатном режиме, без значительных перегрузок;
  • если проводится чистка внутренних частей расходомера, то надо выполнять процедуру предельно аккуратно, надо учесть, что даже после более или менее щадящих нескольких таких процедур на элементах могут возникнуть заметные повреждения.

Ремонт и замена

Этапы замены: открывают капут, окидывают клемму с аккумулятора (этого можно и не делать, но рекомендовано для безопасности), снимают воздуховод, откручивают крепления, отщелкивают фишку кабеля, вынимают старый и вставляют новый ДМРВ.

Если в памяти ЭБУ были ошибки, то надо ее очистить диагностическим тестером или с приборной панели, если в автомобиле есть такая функция, иначе некоторое время может высвечиваться Check Engine при рабочем изделии.

Основательный ремонт целесообразен, только если есть запасные части к ДМРВ от аналогичной его модели. То есть невозможно и нецелесообразно чинить чувствительные элементы и прочие детали — максимум, что можно сделать, если позволяет конструкция, заменить их, заполучив таковые от б/у изделий на сервисах, разборках и так далее. Но зачастую даже такая процедура невозможная, так как конструкция прибора делает сложным обновление отдельных ее частей.

Ремонт возможен, только если касается несложных повреждений:

  • поврежден кабель, воздуховод, фишка с контактами — их меняют;
  • корпус после промывки можно дополнительно загерметизировать герметиками, поменять уплотнители.

Но в большинстве случаев починка состоит в очистке датчика. Опишем один из вариантов процедуры:

  1. Открутить саморезы крепления (кронштейна) ДМРВ. Как правило, они нестандартного типоразмера, поэтому можно применить пассатижи и заменить их на обычные (например, 4.9×20) под крестообразную отвертку для удобства будущих таких операций.
  2. Отсоединяем воздуховод, снимаем прибор;
  3. Готовим приспособление для мойки — подойдет аэрозольный очиститель для карбюраторов, но лучше специальный очиститель именно для ДМРВ (на фото ниже).
  4. Конец помещают в верхний канал измерительного (сенситивного) элемента на 10 мм.
  5. Промывка: нажимают на баллончик на 2–3 сек., через несколько секунд — еще раз, обычно больше не требуется, чрезмерное количество нагрузок не желательное. Если промывка делается на разобранном приборе, то трубку надо держать на некотором удалении от чувствительного элемента, чтобы уменьшить силу струи.

Для некоторых типов приборов крайне нежелательно применять тампоны, вату, кисточки и даже сжатый воздух, так как обычно средства с ним создают намного больший напор, чем при описанной выше промывке. Уровень допустимости применения перечисленных средств можно выразить так:

  • для механических устройств можно, с разумными усилиями;
  • для проволочных можно, но с оговорками: некоторые специалисты крайне не рекомендуют, но допускают при особой аккуратности;
  • для пленочных запрещается, для них — только промывка, как описано выше, она же всегда рекомендована для всех типов ДМРВ.

То есть силовое воздействие на пленочный резистор, чувствительную часть должно быть близким к нулю. Ветошь, вату, кисточки можно применять лишь к нечувствительным, рабочим частям, таким как сам корпус, контакты.

Признаки, которые будут свидетельствовать о неисправности ДМРВ

Только когда корректная информация от ДМРВ поступает на блок управления, выполняется эффективное и своевременное образование горючей смеси в цилиндрах двигателя. Даже при малейших отклонениях в подаче воздуха общая мощность двигателя начнет падать. Если датчик частично или полностью выйдет из строя, то двигатель автотранспортного средства не заведется.

Вот основные признаки, которые будут прямо указывать на неисправности ДМРВ:

  • Двигатель авто стал очень тяжело запускаться;
  • На панели загорелся специальный индикатор «Check engine»;
  • Скорость при движении значительно уменьшилось. Очень медленно происходит разгон;
  • Расход бензина значительно вырос;
  • При движении на холостом ходу обороты плавают.

Эти признаки могут свидетельствовать о поломке не только ДМРВ, но и о поломках ряда других систем и механизмов. Поэтому необходимо обратиться на станцию технического обслуживания, для проведения полной диагностики вашего автомобиля.

Определить поломку датчика можно самостоятельно используя специальные приспособления. Вот несколько основных способов:

  • При работающем двигателе отсоединяем колодку, на которой находятся провода от датчика. В этом случае произойдет перераспределение, и блок управления будет питать двигатель, опираясь на показания, которые будут исходить от дроссельного датчика. Теперь необходимо будет выполнить своеобразный тест-драйв. Если работа двигателя значительно улучшилась, то это явный признак неисправности ДМРВ;
  • Можно проверить работоспособность датчика с помощью вольтметра. Для этого необходимо будет проверить напряжение между минусом и основным сигналом датчика. Двигатель должен быть нерабочим, но зажигание включено. Если показания прибора больше 0,9-1,4 вольта, то датчик неисправен.

Зачем нужен датчик массового расхода воздуха

Датчик размещается между воздушным фильтром и дроссельным узлом. Его задача определять расход очищенного воздуха, подаваемого в двигатель. Сигнал с ДМРВ подается на электронный блок управления, тот в свою очередь проводит расчет необходимого количества топлива для формирования оптимального состава топливовоздушной смеси и подает команду на его впрыск.

Для нормальной работы силовой установки соотношение горючего с воздухом должно составлять примерно 1к14. При нарушении пропорций значительно падает мощность автомобиля либо сильно увеличивается потребление горючего.

Всего в автомобилестроении применяется 3 вида ДМРВ:

  • пленочный аналоговый и цифровой;
  • проволочный аналоговый (нитевой);
  • частотный.

Есть еще один вид устройств, но мы его рассматривать не будет ввиду того, что конструкция устарела и больше не применяется, это трубка Пито (или лопаточный).

Первые два типа схожи между собой по принципу действия, который основан на изменении напряжения, подаваемого к нагревательному элементу – нить либо пленка. ЭБУ считывает эти изменения, выполняет необходимые расчеты и подает команды для формирования смеси. Рассмотрим немного подробнее каждый тип датчиков.

Проволочный

Установлены на большинстве современных машин. Ключевая роль в них отводится терморезисторам, состоящим из двух вольфрамовых или платиновых нитей толщиной 0.07 мм. При подаче напряжение с определенной силой тока, они начинают нагреваться. В некоторых конструкциях присутствует также датчик температуры (термистор).

Одна из нитей изолирована от воздействия потока воздуха, а вторая обдувается при открытии дроссельной заслонки, что ведет к ее охлаждению. Для выравнивания их температуры на открытый элемент подается ток большей силы. Блок управления считывает разницу напряжений и на нитях, определяет проходящее количество воздуха и на основе этих данных дает команду на впрыск необходимого объема топлива в камеру сгорания.

К недостаткам проволочных датчиков относится то, что они быстро загрязняются и изнашиваются. Для решения первой проблемы предусмотрен режим самоочистки – ДМРВ кратковременно разогревается до 1 000 — 11 000 °С на заглушенном двигателе, при такой температуре все отложения сгорают. В случае износа терморезистора датчик подлежит замене.

Пленочный

От предыдущего типа датчик немного отличается по конструкции, принцип же их работы одинаков. В качестве чувствительного проводника используется керамический элемент с напылением из платины либо полупроводниковая пленка.

В устройстве также предусмотрено два элемента – один изолирован, а второй обдувается потоком входящего воздуха. На керамическом элементе размещено несколько слоев резисторов, которые выполняют разные функции. К преимуществам таких ДМРВ относится то, что они замеряют температуру как входящего, так и отражающего воздуха. К тому же они меньше подвержены загрязнению.

Современные устройства сигнал выходного напряжения передают не только в аналоговом, но и цифровом режиме, что значительно ускоряет процесс обработки данных.

Частотный

Подобные изделия от компании General Motors устанавливались на первых ВАЗах 2109 и прекрасно работают в паре с блоком управления Янтарь 4. Их отличительная черта – надежность и долговечность.

Принцип его работы основывается на изменении частоты выходного сигнала переменного напряжения. Если частота большая – это говорит о большом расходе воздуха, низкая – о малой подаче.

К преимуществам частотных датчиков относится их стабильная работа и передача данных, даже при падении напряжения от сильного загрязнения или плохого контакта. Например, при окисленных соединениях выходной сигнал может уменьшиться, и на контроллер с 1.02 В придет 0.9 В. Это приведет к увеличению расхода топлива. В данном типе устройств скачки не повлияют на работу ЭБУ.

Как обмануть ДМРВ?

Чтобы обойти расходомер, можно вместо него установить диод, это — своего рода обманка. Чтобы данное устройство работало корректно, силовой агрегат машины должен функционировать без перебоев. Если в работе двигателя появятся неисправности, смысла от использования обманки не будет.

Для выполнения задачи потребуется диодный элемент, обладающий просадкой на 0,3 вольта. Суть его установки заключается в том, чтобы обмануть микропроцессорный модуль двигателя. Купить такую деталь можно в любом магазине радиоэлектроники. Устройство будет применяться для отправки с опорных пяти вольт на сигнальные 4,7 В. В результате этого микропроцессорный модуль посчитает, что расходомер фиксирует большой объем потока воздуха.

 Загрузка …

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕРКИ

УКАЗАНИЕ: С помощью портативного диагностического прибора считайте фиксированные параметры. В этих параметрах отражается состояние двигателя на момент обнаружения неисправности. При поиске неисправностей фиксированные параметры позволяют определить, двигался ли автомобиль в момент возникновения неисправности или нет, был ли прогрет двигатель, какой была топливовоздушная смесь (обедненной или обогащенной) и пр.

1.СНИМИТЕ ПОКАЗАНИЯ ПОРТАТИВНОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРИБОРА (МАССОВЫЙ РАСХОД ВОЗДУХА)

Подсоедините портативный диагностический прибор к DLC3.

Запустите двигатель и включите портативный диагностический прибор.

Выберите следующие элементы меню: Powertrain / Engine and ECT / Data List / MAF.

Считайте значения, отображенные на диагностическом приборе.

Результат:

Массовый расход воздуха (г/с) Следующий шаг
0,0 А
Не менее 271,0 B
Между 1,0 и 270,0 (*1) C

*1: Значение должно изменяться при открывании или закрывании дроссельной заслонки во время работы двигателя.

B

Перейдите к шагу 6
C

ПРОВЕРЬТЕ, НЕТ ЛИ ЭПИЗОДИЧЕСКИХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

А
2.ПРОВЕРЬТЕ ДАТЧИК МАССОВОГО РАСХОДА ВОЗДУХА (НАПРЯЖЕНИЕ ПИТАНИЯ)

Отсоедините разъем B1 датчика массового расхода воздуха (MAF).

Включите зажигание (IG).

Измерьте напряжение между контактом разъема со стороны жгута проводов и массой.

Номинальное напряжение:

Контакты для подключения диагностического прибора Заданные условия
+B (B1-3) — масса 9-14 В

Снова подсоедините разъем датчика массового расхода воздуха.

NG

Перейдите к шагу 5

OK
3.ПРОВЕРЬТЕ ДАТЧИК МАССОВОГО РАСХОДА ВОЗДУХА (НАПРЯЖЕНИЕ НА КОНТАКТЕ VG)

Проверьте выходное напряжение.

Отсоедините разъем В1 датчика MAF.

Подайте напряжение аккумуляторной батареи на контакты +B и E2G.

Подсоедините положительный (+) щуп диагностического прибора к контакту VG, а отрицательный (-) щуп – к контакту E2G.

Номинальное напряжение:

Контакты для подключения диагностического прибора Заданные условия
VG (5) — E2G (4) 0,2-4,9 В

Снова подсоедините разъем датчика массового расхода воздуха.

NG

ЗАМЕНИТЕ ДАТЧИК МАССОВОГО РАСХОДА ВОЗДУХА

OK
4.ПРОВЕРЬТЕ ЖГУТ ПРОВОДОВ И РАЗЪЕМ (ДАТЧИК МАССОВОГО РАСХОДА ВОЗДУХА – ECM)

Отсоедините разъем В1 датчика MAF.

Отсоедините разъем B32 ЕСМ.

Номинальное сопротивление (проверьте на обрыв):

Контакты для подключения диагностического прибора Заданные условия
VG (B1-5) — VG (B32-118) Менее 1 Ом
E2G (B1-4) — E2G (B32-116)

Номинальное сопротивление (проверьте на короткое замыкание):

Контакты для подключения диагностического прибора Заданные условия
VG (B1-5) или VG (B32-118) – масса 10 кОм или более

Снова подсоедините разъем датчика массового расхода воздуха.

Подсоедините разъем ECM.

NG

ОТРЕМОНТИРУЙТЕ ИЛИ ЗАМЕНИТЕ ЖГУТ ПРОВОДОВ ИЛИ РАЗЪЕМ

OK
ЗАМЕНИТЕ ECM
5.ПРОВЕРЬТЕ ЖГУТ ПРОВОДОВ И РАЗЪЕМ (ДАТЧИК МАССОВОГО РАСХОДА ВОЗДУХА – ИНТЕГРИРОВАННОЕ РЕЛЕ)

Отсоедините разъем В1 датчика MAF.

Достаньте интегрированное реле из блока реле № 1 моторного отсека.

Номинальное сопротивление (проверьте на обрыв):

Контакты для подключения диагностического прибора Заданные условия
+B (B1-3) — 1A-4 Менее 1 Ом

Номинальное сопротивление (проверьте на короткое замыкание):

Контакты для подключения диагностического прибора Заданные условия
+B (B1-3) или 1A-4 — масса 10 кОм или более

Снова подсоедините разъем датчика массового расхода воздуха.

Установите интегрированное реле на место.

NG

ОТРЕМОНТИРУЙТЕ ИЛИ ЗАМЕНИТЕ ЖГУТ ПРОВОДОВ ИЛИ РАЗЪЕМ

OK
ПРОВЕРЬТЕ ЦЕПЬ ПИТАНИЯ ECM
6.ПРОВЕРЬТЕ ЖГУТ ПРОВОДОВ И РАЗЪЕМ (МАССА ДАТЧИКА)

Отсоедините разъем В1 датчика MAF.

Номинальное сопротивление:

Контакты для подключения диагностического прибора Заданные условия
E2G (B1-4) — масса Менее 1 Ом

Снова подсоедините разъем датчика массового расхода воздуха.

OK

ЗАМЕНИТЕ ДАТЧИК МАССОВОГО РАСХОДА ВОЗДУХА

NG
7.ПРОВЕРЬТЕ ЖГУТ ПРОВОДОВ И РАЗЪЕМ (ДАТЧИК МАССОВОГО РАСХОДА ВОЗДУХА – ECM)

Отсоедините разъем В1 датчика MAF.

Отсоедините разъем B32 ЕСМ.

Номинальное сопротивление (проверьте на обрыв):

Контакты для подключения диагностического прибора Заданные условия
VG (B1-5) — VG (B32-118) Менее 1 Ом
E2G (B1-4) — E2G (B32-116)

Номинальное сопротивление (проверьте на короткое замыкание):

Контакты для подключения диагностического прибора Заданные условия
VG (B1-5) или VG (B32-118) – масса 10 кОм или более

Снова подсоедините разъем датчика массового расхода воздуха.

Виды датчиков массового расхода воздуха

Датчик, предоставляющий возможность определить объем поступившего воздуха, мы рассмотрим на примере ваз 2110. В ВАЗ-2110, как и в других машинах, устройство находится внутри воздушного патрубка, около фильтра, и отвечает за фиксацию потока воздуха, приходящегося на выход с фильтра.

ДМРВ постоянно усовершенствуют, сегодня существует несколько измерителей, высчитывающих потребленный воздух:

  1. В качестве главного компонента выступает трубка Пито. Зафиксированная в датчике пластинка меняет положение под действием потока воздуха. Угол уклона пластины измеряется потенциометром, в свою очередь меняющим сопротивление. Это служит сигналом для блока управления чтобы определить объем поступившего воздуха.
  2. Массовый выпуск современных устройств ДМРВ предполагает наличие в датчиках термоанемометрических измеряющих механизмов. В теплообменнике стоят сразу 2 тонкие пластины, сделанные из платины. После подачи на пластины энергии для их прогревания одна из них остается рабочей, а вторая – контрольной. Датчик ДМРВ в этой конструкции позволяет обеспечить неизменную одинаковую температуру, касающуюся 2-х пластин.
  3. Рабочие элементы пленочного измерителя представляют собой кремниевые пластины, на которых присутствует платиновое напыление.

Очистка расходомера воздуха

Поскольку ремонт ДМРВ производителями не предусмотрен, этот электроприбор считается «расходным». Единого мнения по возможности очистки для восстановления работоспособности не существует, даже среди профессионалов СТО. Если владелец машины все же решил почистить ДМРВ самостоятельно, необходимо учесть нюансы технологии:

  • очиститель не должен содержать ацетон, эфир;
  • запрещены ватные палочки и сжатый воздух;
  • чаще всего применяется WD-40 либо Air Senso Clean производителя CRC;
  • после извлечения прибора спрей наносится на него равномерно мощной струей, грязь растворяется и стекает под собственным весом.

Рис. 14 Очистка волюметра спреем

Установка ДМРВ на место возможна после высушивания поверхностей без использования фена.

Как заменить ДМРВ – общие положения

Тип двигателя и марка авто имеют воздействие на последовательность сервисного обслуживания, включающего смену индикатора расхода воздуха. По большей части механизм включает обособленную часть под капотом машины, которая прикреплена к фильтру очистки воздуха. Также имеются индикаторы, входящие в сложный модуль. Замена при такой ситуации возможна только полного блока целиком.

Порядок процедур по смене ДМРВ такой:

  1. Установить машину на упоры против отката или на ручник.
  2. Поднять капот, отсоединить отрицательную клемму аккумулятора.
  3. Выкрутить индикатор или освободить его крепежи.
  4. Отсоединить клемму датчика от разъема.
  5. Установить новый датчик, производя все действия в обратном порядке.

Во время работы необходимо тщательно соблюдать чистоту, чтобы не сбить тонкие настройки устройства. Если попала пыль или влага, они могут сбиться, а потому даже новый индикатор не будет работать правильно.

Признаки неисправности

ДМРВ находится в воздуховоде около воздушного фильтра. Он предназначен для определения количества поступающего воздуха. В зависимости от его показаний БУ будет показывать, сколько нужно топлива для образования качественной топливной смеси. Нормальным считается соотношение 1:14. Поэтому от правильности показаний расходомера зависит качество топливно-воздушной смеси.

Качественная работа ДМРВ зависит во многом от чистоты воздушного фильтра. Поэтому, если появились симптомы неисправности ДМРВ, прежде чем делать ремонт, следует проверить в первую очередь воздушный фильтр. Расходомер обычно не подлежит ремонту. Если он неисправен, то его меняют на новый прибор. Но его стоимость достаточно высока, поэтому следует сначала убедиться, что причины неполадок именно в датчике, не в других неисправностях машины.

Сигналом для диагностики являются следующие признаки неисправности ДМРВ:

  • на панели приборов появляется надпись Check Engine;
  • высвечивается ошибка, сообщающая о низком уровне сигнала ДМРВ;
  • двигатель плохо , очень медленно разгоняется, глохнет, падает его мощность;
  • высокий уровень расхода топлива;
  • мотор нестабильно работает на холостом ходу;
  • двигатель глохнет при переключении скоростей;
  • обороты либо повышенные, либо пониженные.

Существуют и другие симптомы «умирающего» датчика. Например, он может иметь трещины в гофрированном шланге, который соединяет дроссельную заслонку с датчиком. Если двигатель глохнет, возможны проблемы с электропитанием или повреждена проводка. Это сигнал для проверки электропроводки. При обнаружении неисправностей нужно выполнить ремонт электрики машины.

Кроме вышеперечисленных возможных признаков выхода из строя ДМРВ, следует провести диагностику уровня сигнала датчика.

Низкий уровень сигнала может означать следующее:

  • ДМРВ не подключен;

Отсоединенный разъем датчика

  • обрыв в цепи подключения датчика;
  • оборвалась масса в цепи, появилось окисление;
  • оборвались сигнальные провода или неправильно подключены;
  • неисправность БУ двигателем.

Не стоит делать выводы о неисправности датчика массового расхода воздуха, полагаясь только на перечисленные выше признаки. Следует провести полную диагностику двигателя и машины, так как признаки поломки расходомера, могут появиться при неисправности других устройств (например, из-за забитого воздушного фильтра). Тогда нужен ремонт этих устройств, чтобы восстановить работоспособность авто.

Код ошибки ДМРВ

О наличии неисправности в работе ДМРВ могут сообщать такие ошибки:

  1. Р0100 — повреждение электрической цепи подключения датчика. Для устранения поломки нужно проверить проводку на целостность, поскольку возможно случайное отсоединение разъёма либо повреждение электроконтактов.
  2. Р0102 — на блок управления автомобиля начал поступать низкий сигнал, который зафиксирован на входе электролинии ДМРВ. Чтобы устранить причину поломки, необходимо проверить электропроводку и изоляционный слой кабеля, возможно окисление контактов разъёма проводки (т. н. фишки).
  3. Р0103 — критически высокий сигнал, зафиксированный на входе электролинии ДМРВ. Если причина неисправности заключается не в проводке, то потребуется визуальный осмотр и очистка расходомера или придётся его заменять на новый

Принцип работы

Ход поршня происходит при сгорании топлива с воздухом в пропорции 1:14, при сохранении которой происходит оптимальная работа силовой установки. При уменьшении или увеличении пропорции двигатель не перестает работать, но появляется перерасход горючего или снижение рабочей мощности мотора. Датчик массового расхода воздуха нам нужен, чтобы воздух поступал порциями. Работа агрегата проходит следующим образом: ДМРВ ВАЗ 2110 делает расчет порции свежего воздуха, а затем отсылает данные на основной компьютер, который, ориентируясь по этой информации, высчитывает порцию топлива.

Чем сильнее вы давите на газ, тем больше требуется фильтрованного воздуха для силовой установки. Датчик массового расхода фиксирует увеличение и подает команду электронике увеличить порции топлива. При движении на одинаковой скорости каждая порция должна равняться предыдущей. ДМРВ получает данные о нагрузке силового агрегата, а затем вычисляет требуемую порцию воздуха. Когда водитель нажимает на педаль, открывается дроссельная заслонка, при этом увеличивая объём всасываемого воздуха – нагрузка повышается. При отпущенной педали нагрузка падает.

Advertisements

Поврежденный датчик из-за попадания пыли

Справка о работе и устройстве датчика массового расхода воздуха

Опять же, не будем рассматривать исторически устаревшие механические варианты с флюгером и частотный расходомер General Motors, который использовался в комплекте с ЭБУ «Январь» 4-й серии. Современные расходомеры для 10 серии ВАЗ работают по принципу термоанемометра.

В основе лежит свойства некоторых металлов существенно менять сопротивление в зависимости от нагрева (в датчике ДМРВ используется сплав иридия с платиной, что обуславливает высокую стоимость прибора). В потоке воздуха расположены два резистора: один прецизионный, второй может менять сопротивление с помощью нагрева. На него подается напряжение, нить нагревается до момента совпадения с эталоном. В зависимости от силы воздушного потока, нить охлаждается, сопротивление меняется. За счет увеличения напряжения на резисторе, температура и соответственно сопротивление восстанавливается. Это происходит в реальном времени, то есть контроль за воздушной массой постоянный. На выходе датчик массового расхода воздуха показывает сигнальное напряжение с точностью сотых долей вольта. Полученная информация обрабатывается ЭБУ для точного дозирования бензина в топливно-воздушную смесь.

Все элементы скомпонованы в единый электронный модель, который размещается в измерительном канале (воздуховоде).

Устройство датчика

Вид расходомера со стороны сетки.

Датчик в разобранном виде.

На этом фото видна платиновая нить.

В итоге расход и температура воздуха преобразуются в понятные для ЭБУ электрические импульсы. Это очень нежный и точный прибор, он позволяет рассчитывать цикловое наполнение цилиндров воздухом и обновляет параметры каждых 0,1 с.

Схема датчика массового расхода воздуха.

Рабочий орган датчика — платиновая прогреваемая нить. Она нагревается до рабочей температуры (от 100 до 1000 градусов), а при поступлении воздуха, остывает. Величина, на которую падает температура нити, преобразуется в электрический сигнал и исходя из этого значения, ЭБУ вычисляет массу и температуру воздуха, попавшего в камеру сгорания. А на основе этих данных уже готовит необходимую порцию топлива. Вкратце — так.

Визуальный осмотр

Что касается визуальной диагностики, то в первую очередь необходимо проверить состояние гофры, в которой установлен расходомер, а также само устройство. Если в результате проверки вы увидели следы моторной жидкости или конденсата, то не исключено, что девайс не работает именно по этой причине. В некоторых случаях чистка устройства от загрязнений позволяет возобновить работу расходомера и предотвратить возможную замену. Нужно учитывать, что загрязнения обычно скапливаются в результате редкой замены воздушного фильтрующего элемента (автор видео о неисправности регулятора — канал В гараже у Сандро).

Если же вы заметили следы моторной жидкости, то есть вероятность, что причина кроется в засорении салобойника, также проблема может заключаться в превышении допустимого уровня смазки в картере. Когда очистка будет завершена, необходимо будет произвести визуальный осмотр регулятора — на передней его части вы можете увидеть уплотнительную резинку, которая используется для герметизации. Уплотнитель необходим для предотвращения неочищенного воздушного потока и может быть такое, что резинка немного сдвинулась — это приведет к скоплению пыли на сетке расходомера.