Оглавление
- В составе новых армий
- Сфера применения машины
- Isuzu Elf 3.5
- Двигатель автомобиля Isuzu NPR75
- Обзор современных Isuzu Elf
- Шестое поколение Изудзу Эльф (годы выпуска: 2006-2014)
- Ключевые модели Isuzu
- Компактные размеры и маневренность
- После комы
- Первое поколение (1983–1989)
- Равняясь на мир
- Спасая страну
- Наука или менеджмент
В составе новых армий
В процессе возникали совсем уж странные сделки. Презентованный на токийском MotorShow-66 мини-джип Isuzu Unicab KR85 (японское название Yunikyabu) неожиданно получил армейскую прописку. Армия Индонезии для флота и береговой охраны закупила в 1972 г. несколько сотен штук.
Вообще с грузовиками Isuzu случались весьма странные метаморфозы. Так, в начале 1982-х в Сирии неожиданно появились Isuzu HTW 11 с колёсной формулой 6х4 и 6х6 с установками БМ-11 северокорейского производства. Интерес к японским грузовикам начали проявлять в Индокитае.
В 1990-м Isuzu начала выпуск автомобилей в Индии на предприятии Swaraj Mazda Limited, входящем в структуру Punjab Swaraj Group. В 1994-м в Малайзии было запущено СП Isuzu HICOM Malaysia, а чуть позже IMSB – Isuzu Malaysia.
Нашлось в армии применение и малышам Elf. На полноприводных шасси NPS 4х4 выпускают бортовые машины для переброски живой силы или небольших партий груза. Такие машины находят широкое применение не только в армии, но и в МЧС и полицейских силах многих стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Грузовые автомобили Isuzu, в том числе для армий своих стран, выпускают Вьетнам, Колумбия, Тайбей, Индонезия.
Сейчас на Филиппинах компания Centro Manufacturing Corp. по заказу военных и гражданских занимается выпуском металлических грузовых кузовов Trop Carier для перевозки военных, а также автобусных кузовов Flexi-Truck для Isuzu NHR и Isuzu NKR.
Фактически у Isuzu уже не осталось моделей, которые не были бы задействованы в войсках: от внедорожников Isuzu Trooper до крупнотоннажных Isuzu Giga.
Самые тяжёлые армейские автомобили Giga компании Isuzu предназначены в основном для установки тяжёлого инженерного и радиоэлектронного оборудования, пусковых комплексов залпового огня или ракетных комплексов береговой охраны.
Часть 1
Часть 2
Сфера применения машины
Все грузовые автомобили Isuzu серии NQR задуманы как многоцелевые машины самой широкой сферы применения. Они выпускаются в виде универсального шасси, для установки на них надстроек всевозможного целевого назначения. Это могут быть стандартная бортовая грузоплатформа, обычный или термо-фургон, рефрижераторная установка, эвакуатор, бортовая платформа с красно-манипуляторной установкой, кузов-мусоровоз, компактный самосвал, монтажная вышка и так далее.
В отличие от многих других производителей автомашин, компания Соллерс выпускала часть шасси сразу с надстройками собственного производства. А некоторый объём работ по изготовлению и установке различных спецнадстроек отдали сторонним, тоже отечественным компаниям.
Наиболее распространённый вариант комплектации шасси грузовика данной модели – это промтоварный или изотермический фургон с задними распашными дверями. Выполнены они на основе сварных каркасных конструкций из штампованного профиля. С внешней обшивкой из оцинкованных листов с полимерным покрытием. Фургон крепится к раме грузовика кронштейнами с болтовыми соединениями, фиксируется пластинами, которые предотвращают боковые, продольные и поперечные смещения кузова. Двери фургона в раскрытом положении закрепляются запорными механизмами, которые, как и петли, сделаны из нержавейки.
Isuzu Elf 3.5
Данный вариант имеет полную массу 3500 кг (категория транспортных средств «В), грузоподъёмность 1.65 т, и предназначается для использования в качестве развозного грузовика на городских и пригородных маршрутах. Он предлагается на рынке с дизельными двигателями стандартов «Евро-4» или «Евро-5».
Это турбированный дизель линейки «4JJ1», включающий в себя четыре цилиндра рядного расположения с общим рабочим объемом 2999 см³, турбину с изменяемой геометрией и систему EGR. Данный силовой агрегат развивает до 124 л.с. мощности при 2600 об/минуту, а также порядка 354 Н•м крутящего момента уже при 1500 оборотах в минуту.
В версии «Евро-5» такой двигатель (модификация называется «4JJ1E5LD») дополнен перенастроенной топливной аппаратурой и дополнительным нейтрализатором POC в выхлопной системе автомобиля. Агрегатируется дизель с пятиступенчатой механической коробкой переключения передач модели «MYY5M». Она имеет возможность подключения коробки отбора мощности.
Каждая версия выпускается в двух исполнениях: со стандартной или удлинённой колёсной базой. В варианте «Евро-4» это колёсные базы 2,49 м или 3,35 м. Общие габаритные размеры грузовика при этом равны 4,735 х 1,855 х 2,185 м и, соответственно – 6,020 х 1,855 х 2,185 м. Вариант второй, с дизелем «Евро-5», отличается колёсными базами 2,475 м и 3,345 м. Его габаритные размеры составляют 4,775 х 1,860 х 2,150 м и 6,020 х 1,860 х 2,160 м. Дорожный просвет во всех случаях составляет 190 мм, колея передних колёс – 1,475 м, задних – 1,425 м. Ширина и высота во всех случаях равны 1,855 м и 2,185 м.
Isuzu Elf 3.5 – компактный и маневренный городской грузовик, построенный на базе современной и практичной универсальной платформы поколения «700P». Она сочетает в себе проверенные технические и дизайнерские решения с передовыми.
Универсальная рама позволяет устанавливать на шасси большое количество надстроек: бортовые платформы (в т.ч. и с КМУ), фургоны разнообразного назначения, автогидроподъёмники и многое другое.
В основе – классическое шасси с рамой лонжеронного вида. Подвеска у Isuzu Elf 3.5 рессорная и спереди и сзади, дополненная стабилизатором поперечной устойчивости на передней оси. Тормозная система имеет гидравлический привод и барабанные механизмы на всех колёсах. Рулевой механизм снабжен гидравлическим усилителем. В перечне базового оснащения грузовика – системы ABS, ASR и EBD, галогенная оптика, противотуманные фары, зеркала заднего вида с подогревом, подогрев топливного фильтра, аудиоподготовка, отопитель салона, зуммер заднего хода.
Двигатель автомобиля Isuzu NPR75
Дизельный силовой агрегат данного грузовика располагается под легко и свободно откидываемой кабиной. NPR 75 оснащаются четырёхтактными четырёхцилиндровыми рядными дизелями жидкостного охлаждения, модели Isuzu 4НК1 (это прежний, как и у NQR75, турбодизель, но современной модификации под индексом 4НК1Е5NС).
Рабочий объём данного мотора, составляющий 5193 кубических сантиметров, является немного большим, чем у ближайшего конкурента – Hyundai HD78. Но по показателям мощности (150 лошадиных сил) мотор Изудзу аналогичен корейскому двигателю. Максимальная мощность, которую способен развивать данный мотор, составляет 114 кВт (или 155 л.с.) при 26ОО оборотах в минуту. Наибольший крутящий момент мотора 4НК1Е5NС равен 419 Н∙м, при 16ОО – 26ОО об/мин.
В конструкции силового агрегата использованы системы точного электронного впрыска CommonRail; турбонаддува с изменяемой геометрией (VGS) и ОНВ; а также системы рециркуляции выхлопных газов EGR и дополнительные нейтрализаторы РОС (particulate Oxidation Catalyst) в системе удаления отработавших газов.
Дизельные двигатели Isuzu 4НК1 имеют высочайшую степень надёжности и долговечности, по праву считаются «миллионниками», так как спокойно «ходят» без капитального ремонта более миллиона километров.
Обзор современных Isuzu Elf
Образ новой машины был сформирован стильными, нарочито угловатыми формами «кабины-куба» и огромными вертикальными блок-фарами. Дизайн Isuzu Elf лаконичен и прост, и его тут же с удовольствием начали заимствовать и копировать китайские производители малотоннажных и среднетоннажных грузовиков.
В настоящее время модельный ряд грузовиков Isuzu Elf включает в себя восемь основных модификаций, которые отличаются полной массой, габаритными размерами шасси и кабин, а также количеством ведущих колёс. Варианты кабин: Standart Cab, Wide Cab (широкая), Crew Cab (двойная, с дополнительным рядом сидений). Полноприводная модификация NPS оснащена широкой кабиной и имеет полную массу 6 тонн. С широкой кабиной выпускаются 7-тонный NPR и 8-тонный NQR, с увеличенной длиной шасси. Двойная кабина предусмотрена в модификациях NLR, NMR, NRP, полная масса которых составляет: 3,3 т; 5,5 т; 6 т (соответственно).
Обновлённые городские грузовики Эльф седьмого поколения компания Isuzu продвигает как «eco-friendly» («дружественные к окружающей среде»). В состав семейства входят автомобили с двигателями LPG и CNG – на сжиженном и сжатом природном газе, мощностью 125 и 120 л.с. соответственно). Большинство серийных Isuzu Elf в стандартной комплектации оснащены фирменной исузовской ручной трансмиссией Smoother-E, при использовании которой для переключения передач не надо использовать педаль сцепления. В новых машинах она отсутствует вовсе. Опционально предлагаются коробки-«автоматы» + с возможностью ручного переключения.
Шестое поколение Изудзу Эльф (годы выпуска: 2006-2014)
В результате проведенной модернизации улучшились экологические характеристики двигателей грузовиков Isuzu Elf шестого поколения. Само собой, дизайн был «подтянут» до современных представлений о стиле в мировой автомобильной моде. Новые моторы отличались меньшим весом и более высокими экологическими характеристиками, а также более экономным потреблением горючего. Оптимизация конструкции двигателей позволила добиться снижения уровня шума. Изменённая инженерская проектировка и уменьшение размеров двигателя позволило уменьшить и общий вес грузовика. Грузоподъёмность Эльф шестого поколения, в зависимости от модификации, – от 1,5 до 3 тонн. Рабочий объём двигателя – 3 или 5 литров. Параллельно с Эльф были модернизированы и запущены в серию и обновлённые среднетоннажники Исудзу Форвард.
Ключевые модели Isuzu
Isuzu VehiCROSS
Необычный раллийный внедорожник был разработан бельгийским отделением компании Isuzu при содействии ряда известных дизайнеров – к примеру, Саймона Кокса, автора интерьера Lotus Elan. Руководил проектом Широ Накамура (в настоящее время возглавляет дизайнерское подразделение концерна Nissan).
В автомобиле были применены практически все инновационные технологии начала девяностых – облегченные рычаги подвески из сплавов, карбоновый бензобак, пол салона и решетка радиатора, и многое другое. Для придания спортивного характера автомобиль оснастили мощным v-образным шестицилиндровым двигателем (3.2 литра для японского рынка и 3.5 для рынка США). Передняя и задняя независимая двухрычажная подвеска для скоростной езды по пересеченной местности была снабжена сдвоенными амортизаторами. Автомобиль отличался крайне короткими свесами, позволявшими преодолевать подъемы и спуски под значительным углом. Из-за короткой базы места под багажное отделение оставалось немногого, и полноразмерное запасное колесо было спрятано в заднюю дверь. VehiCROSS трудно спутать с каким-либо другим автомобилем по причине крайне оригинальной внешности. В глаза сразу бросаются широкие неокрашенные юбки, защищающие лакокрасочное покрытие от сколов, титановые вставки в решетке радиатора и многие другие необычные детали.
Isuzu Axiom
Наиболее значимой новинкой 2000-х годов стал внедорожник Isuzu Axiom. Для того, чтобы выбрать название для новой модели, был проведен конкурс, который выиграл доктор Хакан Урей из города Редмонд, получивший в качестве приза новый внедорожник.
Axiom. Автомобиль был оснащен инновационной по тем временам системой управляемого компьютером полного привода, работающего в ряде случаев вместо системы курсовой стабилизации. Позже к нему добавилась интеллектуальная систеа управления подвеской с двурежимными амортизаторами. В качестве силовой установки использовался v-образный шестицилиндровый двигатель мощностью 230 лс. В дальнейшем на него установили систему непосредственного впрыска топлива, что позволило увеличить мощность до 250 лс.
Дизайн внедорожника, казавшийся в начале двухтысячных экстремальным, стал поводом для нападок критиков (спровоцированных, в том числе, тем, что в основе Axiom была устаревшая платформа внедорожника Rodeo), хотя в дальнейшем практически все внедорожники эволюционировали в рамках заданного Axiom и другими опередившими время моделями тренда. Тем не менее, особым успехом в период производства автомобиль у покупателей не пользовался, и был заменен в 2005 году новой моделью Isuzu Ascender.
Компактные размеры и маневренность
Купить японские грузовики желают, в основном, представители таких сфер деятельности, как торговля, производство, строительство. Техника требуется для бесперебойной перевозки коммерческих грузов, продукции, сыпучих материалов, строительных инструментов и т.д.
Таким образом, в Оренбурге грузовики подобных организаций должны одинаково успешно проезжать в условиях:
- Областных трасс;
- Городских магистралей;
- Проселочных дорог;
- Тесных стройплощадок.
Купить японский грузовик Исузу будет рациональным решением для различных целей. Разработчики создавали свои модели таким образом, чтобы, несмотря на их хорошую грузоподъемность и вместительность кузова, габариты были компактными.
Техника Исузу отличается плавными линиями, улучшающими аэродинамику, и эргономичными размерами. Эти машины удобны в использовании, поскольку проходят в таких местах, где другой грузовой автомобиль не сможет и развернуться.
После комы
Начавшаяся в июне 1950 г. гражданская война в Корее сыграла определяющую роль в восстановлении экономики Японии. Вооружённый конфликт потребовал введения войск ООН и, таким образом, полицейская операция на Корейском полуострове стала первой опосредованной войной между СССР и США.
США после Второй мировой войны обладали 2 / 3 мирового ВВП и мирового запаса, но к 1950 годам они в одиночку уже не могли обеспечить логистику с поставками техники для нового военного театра. Буквально за год Япония стала тылом и перевалочной базой американской армии и получила шанс обновления производства: ведь более 70% станочного парка насчитывало возраст свыше 10 лет.
В 1949–1951 гг. объём промышленного производства в Японии возрос более чем в 1,5 раза, превысив даже довоенный уровень.
На этом фоне в Японии было решено организовать серийное производство гаммы армейских автомобилей, базировавшихся на американских конструктивных решениях и агрегатах японского изготовления. Именно так компании Toyota и Mitsubishi начали выпуск полноприводных автомобилей двойного назначения (включая джипы) по американским лицензиям. Затем к ним присоединились Nissan и Isuzu. Isuzu буквально за год разработала трёхосную 6-тонку TX30 с упрощённым оперением, была начата подготовка производства 2,5-тонных грузовиков Isuzu TX21 с лебёдкой.
Япония за счёт войны в Корее покрыла внешнеторговый дефицит и расширила импорт сырьевых ресурсов. Оборот внешней торговли за 1950–1954 гг. увеличился в 10 раз по сравнению с периодом 1945–1949 гг. Поступления от американских военных заказов, финансировавшимся из госбюджета США, в 1950–1953 гг. достигли $ 2,5 млрд.
В результате корейской войны резко возрос спрос на вооружение и военные материалы, на воинские перевозки и услуги, на продовольствие и др., что обусловило военно-промышленный бум в японской экономике. После отказа США от репараций в 1950 г. с Японии были сняты ограничения в сфере промышленности и внешней торговли, были задействованы послевоенные мощности. Это резко снизило издержки производства, и компании смогли увеличить номенклатуру производства. Так, в 1951 г. Isuzu освоила уже пять новых моделей автобусов: BX91, BX93, BX95, BX96 и бескапотный BX91X. В гамме появился грузовик TX63 (5 т), TX61D и TX63D (4 т), а также самосвал TW30.
Всего же в 1951-м Япония выпустила 30,8 тыс. грузовиков, больше половины которых закупили США для военной операции в Корее и для собственных нужд в Японии. Легковых же было выпущено 3,6 тыс., что вдвое покрывало показатели 1950 г.
Первое поколение (1983–1989)
Первое поколение | |
---|---|
Обзор | |
Также называемый |
|
Производство | 1983–1989 |
сборка |
|
Кузов и шасси | |
Макет | Поперечный передний двигатель, передний привод |
Платформа | Платформа GM J |
Связанный | Chevrolet Cavalier Holden Camira Opel Ascona C |
Трансмиссия | |
Двигатель | 1817 куб.см I4 (JJ110) 1995 куб.см I4 (JJ120) 1995 куб.см турбо I4 (JJ120) 1995 куб.см дизель / TD I4 (JJ510) |
Передача инфекции | 4/5-ступенчатая механическая 3-ступенчатая автоматическая 5-ступенчатая полуавтоматическая ( NAVi5 ) |
Оригинальный Aska был разработан как часть программы GM J-car и был заменой Isuzu от Florian . В отличие от других J-автомобилей из других подразделений GM, Aska выпускалась только с одним типом кузова — четырехдверным седаном ( кузов универсал на Florian всегда был относительно непопулярным). Вариант Isuzu J-car наиболее заметно отличался в стиле задней части от других вариантов J-car. С 1983 по 1984 год Аска была известна как «Флориан Аска», прежде чем в 1985 году была переименована в просто «Аска».
Isuzu Aska Irmscher Turbo (JJ120)
Рычаг переключения Early NAVi5
Автомобиль был выпущен в марте 1983 года с карбюраторными бензиновыми двигателями объемом 1,8 и 2,0 литра и дизельным двигателем , поступившим в продажу через месяц. В августе 1983 года последовал турбодизель мощностью 89 л.с. (65 кВт). В октябре 1983 года версия 2,0-литрового двигателя с турбонаддувом и системой впрыска топлива, которая развивала 150 л.с., присоединилась к модельному ряду как LJ Turbo. В ноябре 1985 года версия, выпущенная немецким тюнером Irmscher (специализирующимся на Opels, они сотрудничали с Isuzu и в некоторых других моделях), отличалась характерным обвесом и стала своего рода культовым объектом среди некоторых автомобильных фанатов в Японии.
В сентябре 1984 года инновационная (но в конечном итоге неудачная) полуавтоматическая система NAVi5 стала доступна для безнаддувного Aska 2.0. Это была автоматизированная механическая коробка передач с электронным управлением сцеплением, задолго до появления Selespeed у Alfa Romeo . В марте 1985 года дизель также стал доступен с трансмиссией NAVi5, а с сентября 1986 года с ним также стал доступен турбодизель LG. Aska претерпела очень тонкую реконструкцию в июле 1985 года, когда в названии машины было убрано слово «Флориан».
Производство первого поколения Aska было прекращено в марте 1989 года; Произведено 108 512 автомобилей. У Isuzu не было соперника в этом сегменте около года, пока не было представлено второе поколение Aska.
Южная Америка (Чили, Эквадор)
1985 Chevrolet Aska 1.8 Limited (Чили)
С 1984 года Aska собирали в Арике , Чили, из комплектов CKD и продавали как Chevrolet Aska на внутреннем рынке Чили и в Эквадоре . Чилийский Askas выпускался в трех комплектациях (LT, Limited и Deluxe) с двумя двигателями и либо автоматической, либо пятиступенчатой механической коробкой передач. В то время как две меньшие версии получили 1,8-литровый двигатель мощностью 91 л.с. (67 кВт) в сочетании с пятиступенчатой коробкой передач, Deluxe получил более крупный 2-литровый двигатель мощностью 100 л.с. (74 кВт), оснащенный только автоматической коробкой передач.
Юго-Восточная Азия и Новая Зеландия
Aska экспортировалась в Юго-Восточную Азию , где она была известна как Isuzu JJ , и в Новую Зеландию как Holden Camira (JJ) в период с 1984 по 1987 год вместо JD Camira, произведенной в Австралии, поскольку предыдущая австралийская модель JB Camira плохо себя чувствовала на рынке Новой Зеландии (тем не менее, универсал серии JD одновременно импортировался из Австралии). General Motors New Zealand вернулась к обновленной австралийской версии (JE) в 1987 году из-за укрепления японской иены. В Индонезии двухлитровая версия мощностью 74 кВт (101 л.с.) недолго продавалась как Holden Aska вместе с 1,6-литровым Camira.
1984–1987 Холден Камира (Джей Джей), Новая Зеландия
Равняясь на мир
В 1950-х годах значительное внимание в Isuzu начали уделять спецтехнике, особенно пожарным машинам. Фактически широкая гамма моделей и была обусловлена оккупационной политикой генерала Макартура и стабилизацией денежного обращения Джозефа Доджа в банковской сфере
В это время муниципалитеты и когунаты начали закупки аварийно-ремонтной техники и пожарных автомобилей Norita: Япония с её деревянным зодчеством в центре городов всегда находилась в зоне риска от повальных и опустошительных пожаров, вызываемых землетрясениями.
Isuzu начала выпуск шасси для пожарных машин, как правило, насосов и линеек с минимальным запасом воды, поскольку в Японии ещё в 1930-х широко распространялся принцип запрета на капитальное строительство при отсутствии гидрантов. Сейчас же аварийно-спасательные и пожарные полноприводные машины на шасси Isuzu особенно ценятся в Юго-Восточной Азии (ЮВА) и Австралазии (Австралия, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Тасмания и прилегающие острова).
Фактически автомобили для большинства японских концернов к 1970-м перешли в разряд ширпотреба, а постоянным видом достатка могли стать судостроение, металлургия, капитальное строительство и т.д. Для Isuzu неиссякаемым источником достатка являлось моторостроение. 1950-е стали периодом лидерства в производстве двигателей, включая стационарные и судовые дизели. За 80 лет подразделение Isuzu Engines c 1936 г. выпустило более 20 млн двигателей и является сейчас одной из лидирующих компаний в мире.
В октябре 1959-го компания возвращается на рынок малотоннажников, представив 2-тонный Isuzu Elf серии TL. Эта машина буквально взорвала рынок, хотя и не являлась уникальной. В армию их поставляли для береговой охраны в виде пикапа или в виде микроавтобусов для перевозки бригад морской пехоты. В тот год Япония выпустила 335,5 тыс. грузовиков, из которых 158 тыс. были 3-колёсные и доля грузовых автомобилей составила 79,5% от общего выпуска (на легковушки приходилось лишь 18,7%).
Именно на фоне дефицита на личный автомобиль многие компании возвращались к выпуску легковых автомобилей. Если в 1953-м Isuzu собирала английские Hillman, то через 8 лет начала выпуск собственной модели Bellett – одной из самых изящных малолитражек той поры, которая составила основу экспортной программы. Тогда же, в 1961 г., компания выпустила первый дизельный двигатель для легковой машины – DL201 объёмом 1991 cм3, за который Isuzu получила награду от японского Общества инженеров-механиков JSME. В 1962-м компания запускает новый завод в Фудзисава.
Значительного признания компания добивается в 1966 г., открыв производственный филиал в Таиланде. После этого шага Isuzu встала в один ряд с международными концернами! В 1960 г. ВВП Японии превзошёл кубинский. Японии явно повезло с императором, а Кубе не повезло с очередным диктатором.
Спасая страну
Учитывая изобилие деревянного зодчества в Японии, вполне разумным стало решение руководства Isuzu уделить особое внимание спецтехнике, в том числе пожарным машинам. Из-за нестабильной сейсмической обстановки, разрушений, наносимых пожарами, Япония несла огромные убытки
Сейчас Isuzu имеет собственную линейку спецтехники, в том числе и пожарных автоцистерн
Эти машины получили завидную маневренность, что так важно в условиях городской среды, безопасность и комфорт для боевого расчета
Автоцистерны предоставляют удобное расположение для пожарных, которые имеют широкую панораму дороги и пункта назначения, и грамотную приборную панель с максимумом полезной информации.
Такой автомобиль оснащен спутниковой системой ГЛОНАСС и функцией дистанционного управления оборотами двигателя. Для компактной емкости, содержащей воду и пенообразователь, применяют полимерные композитные материалы.
Наука или менеджмент
Команда Isuzu, пожалуй, чрезмерно увлеклась научными изысканиями в сфере дизельных моторов и забыла о такой важной составляющей, как менеджмент. В итоге руководство упустило тот момент, когда все оппоненты начали производство внедорожников, пользовавшихся колоссальным спросом
Надо было срочно переориентироваться на потребительские вкусы, для чего в 1971 году было заключено партнерское соглашение с американским гигантом General Motors.
Практически моментально по меркам промышленности слишком «узконишевые» модели Isuzu были обновлены, а первым свет увидел легковой автомобиль Gemini, имеющий сразу два мотора – бензиновый и дизельный. Он открыл для японцев дорогу на североамериканский рынок и дал совершенно новый виток развития.