Как очистить автомобильный радиатор снаружи?

Очистка в труднодоступных местах

В труднодоступных местах очистка может происходить с использованием подручных предметов – длинной палочки, спицы или ножа

Важно лишь работать аккуратно, не нанося вред ячейкам. После того, как соты радиатора станут чистыми можно устанавливать его на место и заливать новую жидкость охлаждения

Чтобы при заливе не оставался воздух, крышка радиатора немного открывается и заводится двигатель. После этого воздушные пробки сами выйдут из системы. Водителю остается лишь долить жидкость и закрыть крышку радиатора.

Видеоинструкция по очистке радиатора:

Поделиться с друзьями:

Что нужно знать перед процедурой?

Промывка охлаждающей системы – серьезная процедура, которая требует наличия навыка обслуживания автомобиля. Неграмотно проведенная чистка может обернуться проблемами, поэтому перед началом процедуры необходимо ознакомиться не только с устройством механизма, но и правилами очищения.

Система охлаждения включает детали, изготовленные из разных материалов. Они отличаются разной устойчивостью к химическим реагентам. Игнорирование этого факта может привести к разъеданию некоторых составных частей и вызвать еще более серьезные последствия.

Например, если конденсатор кондиционера сделан из алюминия, то применение лимонной кислоты может вызвать истончение его стенок. При этом чугунные и стальные детали полностью сохраняют свою целостность.

Следует учитывать также конструкцию охлаждающей системы. Тонкие каналы могут пострадать, если при очистке отрываются фрагменты толстой пленки старого тосола, кусочки ржавчины или накипи. При закупорке канала начнется перегрев двигателя.

Чтобы избежать проблем, которые возникают при радикальной чистке, рекомендуется проводить профилактику, использовать оригинальный состав антифриза и вовремя его менять.

Чистка радиатора без снятия

С машинами без кондиционера проще – у них радиатор один. Чтобы его промыть, не обязательно прибегать к демонтажу. Достаточно будет струи воды под напором. Проще всего это сделать при помощи шланга: на даче или на автомойке. Напор воды нужен мощный, но не настолько, чтобы он смог погнуть теплоотводящие пластины радиатора (помните, что они довольно тонкие).

Перед промывкой из шланга нужно соорудить за радиатором «экран» из полиэтилена: чтобы вода и грязь не летели на ремень, генератор, свечи, электродвигатель вентилятора, блок управления инжектором. Всем этим узлам и деталям не страшны брызги, однако струю под давлением направлять на них нельзя.

Помимо основного радиатора на современных автомобилях есть еще теплообменники ГУРа, коробки-автомата, кондиционера, интеркулера. Очистить все это без снятия радиатора двигателя не получится.

Конечно, можно отсоединить только верхние крепления и наклонить его. Тогда (не во всех машинах) откроется доступ в пространство между радиаторами двигателя и кондиционера. Но для этого нужно будет снять радиаторную решетку, а на некоторых моделях еще и передний бампер.

Чем и как промыть радиаторы и систему отопления

Сам процесс очистки системы отопления дома не сложен, справиться с ним под силу любому хозяину.

Существует несколько способов чистки сети отопления в частном доме своими руками

  • промывка механическая;
  • химическая чистка;
  • гидропневматическая промывка;
  • способ пневмогидроудара;
  • промывка биологическая.

Механическая промывка

Этот способ промывки отопительных систем требует полной разборки всех коммуникаций — перед тем как почистить элементы, снимать придется каждую деталь системы. Сложность метода заключается в очистке внутренних поверхностей труб и батарей от накипи и ржавчины вручную с помощью металлических щеток. В наше время практически не применяется, так как требует значительных затрат времени и сил.

Метод химической промывки

Для чистки системы требуется подключение насоса с заполненной химическими веществами емкостью. Моющее средство растворяет и отслаивает прилипшие к стенкам труб загрязнители.

Для химической очистки используется два вида жидкостей — на кислотной или щелочной основе, применяющихся в зависимости от материала, из которого изготовлены трубы и батареи, а также вида отложений. Химией рекомендуется промыть систему отопления также и в тех случаях, когда снять элементы системы слишком затруднительно.

Жидкость для промывки на основе щелочей или кислот нельзя использовать при работе с алюминиевыми батареями в связи с тем, что металл вступает в реакцию с химическими соединениями. Также запрещено проведение очистки разгерметезированных систем, так как химическое средство для промывки отличается токсичностью и способно нанести вред здоровью

. По этой же причине использованные жидкости нельзя сливать в канализацию, а работу следует выполнять в резиновых перчатках и респираторе.

После химической очистки будут полностью удалены все загрязнители, продляется срок службы системы.

Гидропневматическая промывка

Такой способ заключается в обработке внутренних поверхностей батарей и труб потоком подающейся под высоким давлением смеси воздуха и воды. Промывка отопительной системы таким способом отличается высокой эффективностью, но для его применения необходимо специальное оборудование.

Гидропневмоочистка отлично зарекомендовала себя при работе с чугунными радиаторами старого типа, еще советского производства. Прочистка водой и воздухом не предъявляет каких-либо жестких требований к элементам отопительной системы, как химический способ, то есть одинаково подходит для всех видов материалов и труб. Несмотря на высокую стоимость в сравнении с химическим методом, он полностью безопасен и более эффективен.

Батареи перед прочисткой рекомендуется обработать с применением специального, смягчающего корку загрязнителей состава.

Способ пневмогидроудара

Такой метод является наиболее быстрым (занимает не более часа), удобен, так как не приходится демонтировать элементы системы, но требует применения специальной техники.

На окончания отопительных коммуникаций присоединяется специальное оборудование — пневмопистолет, при помощи которого в трубопровод подается пневмогидравлический импульс, отслаивающий налипшие на стенках труб и батарей загрязнители.

Несмотря на серьезное и пугающее своей сложностью название, промывка труб таким способом абсолютно безопасна, так как к стенкам прикладывается сила, составляющая не более 2% от мощности импульса, а основной удар приходится на загрязнения.

Биологическая промывка

По своей сути такой способ очень схож с химическим, только вместо опасных реагентов применяются высокотехнологичные растворители и расклинивающие биопрепараты. Под их воздействием разрушаются кристаллические связи загрязнителей, счищаются коррозийные и органические отложения.

Промывочный биоматериал выпускается на водной основе, а их применение позволяет полностью очистить сеть отопления в многоквартирном доме и в индивидуальном жилище.

Чистка радиатора со снятием

После демонтажа главного радиатора нужно обильно смочить ячейки всех теплообменников (двигателя, кондиционера и т.д.) моющим средством. Подойдет автошампунь или средство для мытья дисков колес. Необходимо дать загрязнениям немного отмякнуть

Затем налет удаляют, осторожно проводя щеткой вдоль тонких пластинок. После этого теплообменник ополаскивают проточной водой: до тех пор, пока она не станет при вытекании чистой

Изнутри снятый радиатор двигателя промывается путем неоднократного залива и слива воды. В нее можно добавить средство от накипи. Однако при использовании качественной охлаждающей жидкости необходимости в этом нет.

Зачем нужно чистить радиатор?

Как и любые места в квартире, тепловые элементы требуют чистки изнутри. На них постоянно скапливается пыль, а когда дома открывают окна, то от движения воздуха она поднимается вверх, что недопустимо по соображениям обычного соблюдения порядка. Кроме того, пыль может негативно повлиять на самочувствие всех проживающих в квартире, поэтому время от времени приходится добираться до самых неудобных мест в обогревателе. Бывают на таких приборах и жирные загрязнения, удалить которые очень сложно.

Чтобы качественно вымыть радиатор и не повредить отделочный материал на стенах вокруг него, их укрывают пленкой или клеенкой. Также поступают и с полом под отопительным прибором.

Профилактические мероприятия

Стоит отметить, что необходимо всегда проводит профилактические мероприятия по недопущению сильного загрязнения климатической автосистемы. Только благодаря своевременному правильному уходу оборудование станет работать постоянно и безотказно и не будет остро стоять вопрос о том, как почиститькондиционер в автомобиле. Для этого надо придерживаться некоторых правил:

  1. Главное, чтобы в автомобиле конструктивно была предусмотрена возможность использования фильтра салона. Если его нет, то надо обязательно его установить.
  2. Если рециркуляция минует салонный фильтр, то использовать его надо по необходимости.
  3. Дважды в год необходимо проверять исправность дренажной трубы. Она не должна быть забитой или пережатой.
  4. Необходимо регулярно проводить замену фильтров, находящихся в салоне. При этом надо учесть условия, в которых используется автомобиль.
  5. Кондиционер выключается за несколько минут до завершения поездки. Вентилятор не выключается. Испаритель должен просушиться.

Алгоритм правильной уборки

Уборка начинается с разложения вещей по своим местам. Предметы не регулярного пользования убираются в шкафы, кладовки, на полки. Прежде, чем убрать, запаковать, с вещей необходимо удалить пыль:

  • протереть;
  • вымыть;
  • пропылесосить;
  • выбить.

Во избежание появления плесени обувь, одежду, ковры, мягкие игрушки надо просушить, лучше всего на солнце. После приведения в порядок интерьера надо пропылесосить полы, чтобы во время уборки пыль не поднималась в воздух.

Противопылевая обработка начинается с текстиля:

  • штор;
  • занавесок;
  • постельного белья;
  • мягкой мебели;
  • игрушек.

Они стираются или обрабатываются парогенератором.

Ковры, паласы моют пенными средствами, удаляют грязь пылесосом. Процедуру очистки можно проводить на улице. Из просушенных изделий легче выбить пыль.

Следующий этап уборки – самый неудобный. Необходимо протереть:

  • углы и междустенное пространство за холодильником, шкафами, стиральной машиной;
  • потолок;
  • карнизы;
  • верхнюю часть шкафов.

Побеленные потолки обметают щетками или пылесосят. Пыль со стен можно смахнуть метелкой, розетки и выключатели протираются, вентиляционные решетки моются.

Затем промываются:

  • двери (внутрикомнатные и наружная);
  • ручки;
  • окна и подоконники;
  • люстры, бра, настольные лампы;
  • фильтры кондиционера;
  • кондиционер;
  • вытяжка;
  • зеркала;
  • корпус холодильника, стиральной машины.

Протираются с использованием полироли, спреев поверхности:

  • полок (внутренних и наружных);
  • мебельных дверец, стенок;
  • мониторов компьютеров;
  • экранов телевизоров.

Листья комнатных цветов очищают от пыли. Влаголюбивым растениям делают душ. Перед окончательной процедурой уборки удаляют грязь из-под кроватей. Снова пылесосят. Фильтры устройства моют/заменяют. Все части и поверхности пылесоса протирают. Делается влажная уборка во всем помещении.

Как правильно мыть, чтобы не погнуть соты?

Существует несколько простых правил, соблюдение которых гарантирует, что теплообменник после мойки будет чистым и не даст течь.

Сбейте верхний слой загрязнений, промыв соты напором чистой воды с наружной и внутренней стороны. Начинать очистку нужно со стороны, направленной к двигателю. На несколько минут нанесите на соты радиатора моющий состав. В качестве химии подойдет как специальный очиститель для мойки наружной части радиатора от Liqui Moly, так и обычный очиститель двигателя или средство для удаления насекомых.

  • Вода под напором должна проходить через соты под углом 90º. Для улучшенного теплоотвода от трубок циркуляции охлаждающей жидкости, масла или хладагента производители уменьшают толщину сот и увеличивают их количество. Давление воды, развиваемое керхером, при неправильном угле без труда погнет соты. Такая чистка только усугубит проблему перегрева, так как загнутые, как и забитые грязью, соты препятствуют прохождению сквозь них потока воздуха. Опытные мойщики знают об этой особенности, но предупреждение будет нелишним.
  • Замачивайте радиатор перед чисткой, если моете его своими руками без керхера. Верхний слой пыли, пуха и грязи снимайте только мягкими щетками. За неимением мини-мойки, способной развить хорошее давление, приготовьте раствор из теплой воды, лимонной кислоты и средства для очистки водопроводных труб. Перед мойкой оставьте теплообменник полностью погруженным в раствор на 24 часа. Откиснувшая грязь должна смываться даже небольшим напором воды. Возможно, процедуру придется повторять несколько раз.

Зачем?

Давайте определимся, зачем же нам тратить время и силы на чистку радиатора. Промывка нужна в следующих случаях:

  • При тактильном обследовании вы определили, что батарея прогревается неравномерно – одна часть холоднее другой.
  • По сравнению с другими сезонами, ваша квартира прогрелась на порядок медленнее (особенно, если этого не замечают в своих жилищах соседи).
  • Тепломагистраль горячее, чем радиаторы.
  • Для частных домов – энергоресурсы для обогрева увеличились, а теплоотдача осталась прежней или даже снизилась.


«Пальма первенства» сегодня за биметаллическим радиатором Таким образом, в вашем доме без чистки будет становится с каждым сезоном все холоднее и холоднее, с учетом того, что за отопление вы будете отдавать прежние деньги.

Популярные методы

Поскольку батареи отопления могут быть совершенно разными по своему устройству (от традиционных чугунных «гармошек» до биметаллических или алюминиевых, имеющих внешние ровные поверхности и хитроумное расположение планок внутри), приходится применять различные ухищрения, чтобы удалить пыль и грязь между секциями.

Механические

Самое простое — воспользоваться пылесосом со специальными узкими насадками, которые можно просунуть в отсеки радиатора. Это особенно эффективно, если батарею чистить каждый раз при очередной уборке, чтобы в ней не успевали накопиться более сложные загрязнения, помимо пыли. Цивилизованно решить вопрос с чисткой радиатора можно, если импользовать специальную щетку, предназначенную для этих целей. Она позволяет делать как сухую, так и влажную уборку батареи.

При большом скоплении пыли можно воспользоваться феном. За батарею нужно поместить мокрую тряпку, лучше всего хлопчатобумажную (подойдет старая наволочка или пеленка), и продуть радиатор сильной струей воздуха. Это позволит быстро избавиться от загрязнений между секциями, и пыль при этом не разлетится по всей комнате.

Основательная очистка может потребовать применения кипятка. Необходимо взять чайник с только что закипевшей водой, тряпки, ведро и поддон (можно приспособить под это противень из печи), затем следует пролить батарею кипятком. Воду, накопившуюся в результате этой процедуры в поддоне, остается перелить в ведро, а оттуда в унитаз. Саму батарею лучше протереть губкой, чтобы на ней не осталось потеков.

Для мытья внутри радиатора могут пригодиться ершик или кисточки для покраски, имеющие загнутый ворс и длинную ручку. Также подойдет обычная узкая кисточка, к ручке которой скотчем или изолентой приматывается линейка. С помощью такого нехитрого устройства можно добраться в наиболее отдаленные закутки прибора отопления.

Если в доме имеется парогенератор, он отмоет от грязи самые неудобные места в батарее, а заодно и продезинфицирует всю поверхность внутри и снаружи. В случае такого решения проблемы лучше очень тщательно защитить пол и стены от влаги, иначе можно испортить обои и напольное покрытие.

Химические

Для мытья батареи-гармошки на кухне лучше воспользоваться средствами бытовой химии — там обычной водой не обойтись, поскольку специфическая жирная кухонная грязь смывается с большим трудом. Радиатор можно тщательно опрыскать соответствующим составом из пульверизатора и оставить отмокать. Неплохо, например, растворить в воде несколько капель средства для мытья посуды. Под прибор лучше заранее подложить тряпку, чтобы жидкость не натекла на пол. Затем губкой или тряпкой остается смыть образовавшийся налет.

Виды и особенности промывки

Судя по сказанному выше, важность своевременной очистки радиатора не вызывает сомнений. Вопрос только в том, как правильно чистить радиатор автомобиля

Здесь можно выделить два варианта:

1. Внутренняя промывка.

При внутренней промывке происходит очистка радиатора от отложений изнутри. В этом случае не обойтись без специальных средств для очистки, о которых речь пойдет ниже. Алгоритм действий должен быть следующим:

Открывайте капот и займитесь другими делами, пока силовой агрегат остынет до необходимой температуры;

Сливайте старую ОЖ из системы. Найти сливное отверстие труда не составит (как правило, оно находится снизу охлаждающего устройства);

Заливайте дистиллированную воду в систему (чаще всего достаточно 5-7 литров);

Запускайте мотор и дайте ему поработать около 15-20 минут;

Сливайте залитую ранее дистиллированную жидкость;

Выполните рассмотренную выше процедуру несколько раз.

Стоит отметить, что применения одной лишь дистиллированной жидкости мало — в нее стоит добавить специальное средство для чистки. Эффективность промывки напрямую зависит от ряда факторов — качества применяемой жидкости, ее дозировки и химического состава

Перед применением изделия важно внимательно почитать инструкцию, чтобы исключить ошибки в применении

Благодаря внутренней чистке радиатора, можно убрать изнутри следы коррозии, остатки антифриза, очистить систему от накипи и шлаков. В случае правильно выполненной промывки улучшается проходимость трубок и циркуляция всей системы. Если правильно использовать специальные составы, то за целостность резиновых, пластиковых и металлических элементов можно не переживать.

После применения очищающего состава специалисты рекомендуют производить еще одну промывку с помощью дистиллированной воды. Известны случаи, когда оставшийся после очистки состав внутри радиатора приводил к быстрому разрушению металла и появлению накипи.

2. Наружная промывка.

После завершения внутренней промывки можно приступать к следующему этапу — очистке радиатора снаружи. Такая работа способствует повышению эффективности охлаждения в среднем на 25-30 процентов. Выполнять очистку стоит ранней весной — перед теплым сезоном, когда проблема перегрева будет особенно явной.

Процесс внешней очистки производится так:

Снимайте передний бампер машины. Если радиатор можно снять без демонтажа бампера, то это только плюс;

Демонтируйте сам радиатор;

Удаляйте мусор, которые прилип к поверхности с помощью тонкого инструмента и щетки

Действуйте осторожно, чтобы не повредить нежный металл радиатора;. Для большей эффективности используйте возможности специальной мини-мойки;

Для большей эффективности используйте возможности специальной мини-мойки;

Направляйте струю воды на поверхность и производите обработку до удаления имеющейся на поверхности грязи, пыли и насекомых.

При выполнении чистки важно не переборщить с давлением подаваемой жидкости. В противном случае есть риск деформации тонких радиаторных платин

По завершении работ устройство стоит высушить естественным путем. Ставьте изделие на место только тогда, когда убедитесь в отсутствии на нем грязи и пыли.

Для повышения эффективности общей очистки не поленитесь и купите новые трубки системы, ведь на них также собирается налет. После монтажа радиатора заполняйте его охлаждающей жидкостью и запускайте мотор на 25-30 минут. Этого достаточно, чтобы убедиться в работоспособности системы и отсутствии течей. Если все нормально, то процесс очистки можно считать завершенным.

Размещение конденсора на автомобиле и причины его загрязнения

Skoda Octavia Black She-Wolf Бортжурнал замена масла через щуп Шкода Октавия А5 FL

Конденсор — это название части кондиционера, которую в среде автолюбителей называют радиатор. В большинстве случаев он размещается в подкапотном пространстве автомобиля, впереди радиатора ДВС. Технически это обусловлено тем, что в этом месте происходит наилучший обдув встречным потоком воздуха. Кроме того, там же располагается вентилятор, который помогает при перегревах в системах.

Хладагентом в системе кондиционера автомобиля является фреон. При включении агрегата, после запуска машины, срабатывает электромагнит, который притягивает шкив компрессора к прижимному диску и запускает систему в работу. Под давлением, образуемым компрессором, фреон попадает в радиатор, где под воздействием встречного воздушного потока и вентилятора слегка охлаждается и превращается в жидкость.

Дальше он проходит через ресивер до испарителя, охлаждает воздух и направляется обратно в компрессор. При этом на испарителе оседает и накапливается влага, потихоньку стекающая под днище автомобиля.

В процессе эксплуатации каждый владелец машины с кондиционером сталкивается с тем, что в салоне начинает появляться неприятный запах.

Причин этому две:

  • из-за забивания сот пылью, камешками и насекомыми снижается работоспособность радиатора кондиционера, потому что при загрязнении он хуже охлаждает поступающий от компрессора хладагент;
  • на деталях испарителя накапливается влага, которая смешиваясь с пылью и грязью способствует развитию микробов, грибков и плесени.

На самом деле появляется не только неприятный запах. В салон начинают попадать болезнетворные микробы, грибковые споры и частицы вредной плесени, что негативно сказывается на здоровье водителя и пассажиров.

Выход один. Нужна чистка кондиционера. Обязательно надо почистить радиатор. Сделать это можно как в техцентре, так и своими руками.

Чем промыть систему охлаждения двигателя

Обнаружить в контуре охлаждения удаётся два варианта загрязнений: ржавчина/накипь и отложения тосола. Примечательно, что и спецсредства для очистки тоже бывают разными. Засор первого типа промывается кислотными составами. А отложения — исключительно щелочами.

Классификация средств по химическому составу.

  1. Нейтральные. К ним относятся средства, в которых водородный показатель равен 7. Эти жидкости не имеют в своём составе щелочей и кислотных примесей. Сами по себе неспособны очищать забитые каналы и магистрали блока охлаждения.
  2. Кислотные. Показатель водорода здесь ниже 7. Такая химия отлично «вгрызается» в органические вещества.
  3. Щелочные. А у данных составов PH, наоборот, выше. Они также эффективно растворяют органику.

Очистители для системы охлаждения двигателя

Однако самые лучшие — двухкомпонентные составы. Это комбинированный вариант специальных очистителей, где есть кислотные и щелочные компоненты. Вот они хорошо удаляют ржавчину и всевозможные отложения, оставшиеся от распада антифриза.

Конечно, это нейтрализует положительные качества веществ и приведёт к негативному влиянию.

Если антифриз сильно почернел или потемнел, это признак образования ржавчины. Тут поможет глубокая внутренняя очистка, сопровождаемая удалением отложений из контура. Также нужно промыть наружные части резиновых деталей от накипи, иначе она начнёт разрушать их, входя в химическую реакцию.

Отличным средством для промывания охлаждающей системы от ржавчины является спецжидкость наподобие Kuhler‐Reinger. Вообще, химические процедуры очистки наиболее эффективны, так как после обработкой ими владелец получает несколько плюсов сразу:

  • исключается перегрев двигателя, так как улучшается теплоотдача;
  • радиаторы, помпа и термостат получают дополнительную антикоррозийную защиту;
  • коррозийные отложения, примеси, эмульсия растворяются и удаляются полностью;
  • новый антифриз служит на 30-40% дольше.

Масло в системе охлаждения

Масло обычно быстро обнаруживается, когда проникает в контур охлаждения. Надо открыть бачок и выявить следы автола. Как правило, смазка попадает внутрь из‐за двух основных неисправностей. Нарушения герметичности между ГБЦ и блоком, а также по причине потери герметичности в маслоохладителе.

Комбинация при смешивании масла с антифризом очень опасна не только для пластиковых и резиновых элементов контура. Она способствует образованию ржавчины и её дальнейшему развитию на металлических поверхностях. Кроме того, смазочная жидкость собирается в сгустки, закупоривая магистрали. Поэтому промывка системы охлаждения двигателя от масла тоже обязательна. Чем же? Конечно же, той же химией, чтобы хорошо очистить блок.

Что касается других средств, народных. Использовать их не рекомендуется в принципе, так как эффективности мало, а неумелые действия способны нанести вред радиатору и двигателю. Однако приведём ниже эти вещества, которые незначительно помогают промыть контур охлаждения и лучше проявляют себя во время профилактических мероприятий.

  1. Дистиллированная вода. Это профилактическое средство, которое используют постоянно — в процессах между каждой основательной чисткой теплообменника и других элементов.
  2. Каустическая сода или NaOH. Запрещено применять для алюминиевых деталей. Вполне подходит для медных изделий. После очистки этим веществом, радиаторы надо обязательно тщательно промыть. Из недостатков — это щёлочь, она едкая и вызывает ожоги рук, если работать без перчаток.
  3. Молочная кислота. Эффективность ещё ниже, чем у соды. Чтобы достичь какого‐то результата, надо использовать не менее 10 литров сыворотки. А достать её в таких количествах в магазинах сложно. Кроме того, через некоторое время после промывки этим составом система быстро загрязняется вновь.
  4. Уксус. Может разъедать грязь. Но одного раз будет недостаточно. Если засорение обширное, то даже многократные попытки ни к чему не приведут.
  5. Лимонная кислота. Удаляет ржавчину и твёрдые частички. Недорого стоит, доступна в любом магазине. Однако и этот состав сильно уступает по качеству специальным жидкостям.

Народные средства для очистки

Химические составы помогут быстро и качественно промыть внутренние части блока охлаждения. Они удаляют вредные отложения. Помимо этого, профессиональные средства увеличивают запас прочности деталей основной системы.

Когда нужна чистка

Решетка радиатора во время движения автомобиля принимает на себя всю пыль и грязь, которая встречается на пути, и забивает соты. В машине можно обнаружить несколько разных радиаторов: основной для охлаждения двигателя, для автоматической коробки, кондиционера. Иногда радиаторы устанавливают для гидроусилителя руля.

Основной радиатор расположен ближе к двигателю, поэтому он хуже обдувается воздушным потоком. Остальные теплообменники в процессе работы только частично снижают эффективность. А охлаждение мотора может доставить автовладельцу немало хлопот и даже привести к капитальному ремонту силового агрегата.

Теплообменники засоряются как снаружи, так и внутри. В их полостях накапливаются отложения, продукты коррозии и окисления деталей из алюминиевых сплавов. Промывку таких узлов пеной и другими средствами рекомендуется совмещать с заменой антифриза. Сроки этой процедуры у разных автомобилей отличаются. Но, по опыту владения авто, при пробеге 90 тысяч км обновление охлаждающей жидкости необходимо.

Эффективность работы двигателя зависит от времени года и температуры внешней среды. Плановая мойка и чистка радиатора мотора обычно проводятся в весенний период. Перед жарким сезоном необходимо удалить внутри системы охлаждения все посторонние частицы и грязь, так как летом тепловой режим двигателя особенно важен.

Перед тем, как начинать мойку радиатора, нужно убедиться, что пришло время заниматься этой работой. Для этого необходимо провести простую проверку, которую может выполнить любой водитель.

Признаки забитого радиатора

Если внимательно следить за работой двигателя и системами автомобиля, то легко обнаружить признаки того, что радиатор пора чистить.

  1. Вентилятор охлаждения стал часто срабатывать как на холостом ходу, так и во время езды.
  2. Двигатель быстро набирает температуру, а антифриз закипает и выбрасывается из расширительного бачка.
  3. Верхние патрубки и шланги радиатора горячие, а нижние долгое время остаются холодными.
  4. Отопитель салона или кондиционер работают с недостаточной эффективностью.
  5. На панели приборов загорается лампочка аварийного перегрева.

Но перечисленные признаки могут свидетельствовать и о других неисправностях:

  • в системе охлаждения воздушная пробка;
  • сбилась настройка зажигания;
  • неисправен термостат;
  • прогорела или пробита прокладка головки блока цилиндров.

Учитывая сложность в диагностике и выявлении причин неисправностей, необходимо более тщательно подходить к этому вопросу.

Даже если Вы не нашли причину перегрева мотора, то чистка радиатора не помешает. Тем более, когда налицо все признаки его загрязнения:

  1. Антифриз в расширительном бачке потемнел, появились частицы коррозии, цвет стал мутным.
  2. На радиаторе снаружи грязь, мусор, соты забиты насекомыми.

Если никаких признаков не выявлено, но есть сбои в работе системы охлаждения, рекомендуется обратиться в автосервис.