Оглавление
- Основные правила движения в Грузии
- Дорога домой
- Гори, Уплисцихе и Боржоми
- Четвертый и пятый дни отдыха в Грузии. Достопримечательности Кутаиси
- Полезные советы путешественнику
- Почему поездка в Грузию оказалась такой классной
- Мцхета — Гори
- Стоимость отдыха на автомашине из Москвы в Грузию
- О ПДД и штрафах в Грузии
- Дорога в Грузию
- Рустави — Тбилиси
- Особенности национального вождения
- Пограничные пропускные пункты в Грузии
- Прохождение границы
- Байдарское ущелье
Основные правила движения в Грузии
Миновав российско-грузинскую границу, следует забыть про быструю езду, поскольку здесь начинается очень опасная извилистая дорога. Здесь не дежурят полицейские с радарами, но есть кое-где камеры, фиксирующие скорость. На трассе допускается скорость 110 км/час, а в жилой местности – не более 60 км/час.
В Грузии действует правило перевозки маленьких детей, которых на переднее сиденье можно усаживать только в возрасте свыше 12 лет, а крошек, не достигших 3-летнего возраста можно перевозить на руках взрослых либо в специальном кресле.
За руль нельзя садиться в нетрезвом виде – имея в крови 0,03 промилле алкоголя, человек уже рискует нарваться на штраф. Можно отказаться от прохождения теста на алкоголь, но это автоматически будет считаться признанием вины, при этом наказание за вождение в нетрезвом виде достигает 200 лари для первого раза, а за повторное нарушение этого правила на полгода отберут права.
Тонированные стёкла обойдутся владельцу машины в 50 лари, а если тонировка и после этого не исчезнет с них, то водитель на полгода лишится прав. Стоит уточнить, что запрет касается только тонировки лобового и передних боковых стёкол, а всё, что сзади, можно тонировать без ограничений.
Езда без пристёгнутого ремня безопасности будет стоить 40 лари, а поговорить за рулём по мобильному телефону можно за 10 лари.
Но, несмотря на все немалые штрафы, местные лихачи не спешат придерживаться правил дорожного движения. Просто на многие мелкие нарушения полиция закрывает глаза и не штрафует. Но если уж кто-то нарвался на штраф, то не стоит и думать предложить полицейскому взятку. У каждого из них на груди есть камера, которая делает невозможным попытку скрыть факт дачи взятки.
Следует признать доброжелательное отношение полицейских к иностранцам. Если чужак где-то заблудится, то может смело к ним обратиться, они обязательно укажут верный путь.
Штрафы нужно оплатить в течение месяца, поскольку за превышение этого срока начнёт «капать» пеня. Но водитель может быть не согласен с вынесенным наказанием, в этом случае он может попытаться оспорить его в местном суде. Водителя, игнорирующего уплату штрафа, вполне могут лишить прав, пусть даже он будет гражданином другой страны. Этот неприятный сюрприз может ожидать его на границе, если до пограничников дойдёт информация о неуплате просроченного штрафа. А получит свои права нарушитель лишь после полной уплаты штрафа, пени и платы за восстановление водительского удостоверения. Поэтому самым правильным будет вовсе не допускать никаких нарушений ПДД. Но уж если такое всё же произошло, то штраф следует вовремя оплатить.
Дорога домой
Два дня пролетело незаметно, и нам нужно было возвращаться домой. Загрузившись по полной вином и боржоми, затемно выехали обратно. Ехали без остановки на ночлег, меняясь по ходу маршрута, иногда останавливались на заправки и перекус. Нам повезло, и границу мы прошли за полтора часа.
Снова КПП
На вопрос российского таможенника «Много ли вина везете?», дали отрицательный ответ. Он, улыбнувшись, возразил, что так не бывает, но без проблем пропустил по зеленому коридору, особо не досматривая загруженную вещами машину. Вина в ней было порядка 15 л на человека….
По дороге попали в пробку перед Ростовом-на-Дону и в Лосево, потеряв на них 3,5 часа. Уставшие, но довольные путешествием из последних сил преодолели последний участок от Ряжска до Рязани и в 9 утра следующего дня вернулись домой. Сил разбирать вещи уже не оставалось, мы просто уснули мертвым сном в домашней постели с желанием вернуться в эту чудесную страну вновь.
Никишин Александр, hempler
Гори, Уплисцихе и Боржоми
Рано утром следующего дня мы отправились в Гори. Город знаменит тем, что именно здесь родился И. В. Сталин. Здесь есть его музей.
Дом-музей Сталина в Гори
Над городом возвышается крепость Горисцихе. На нее мало кто поднимается, поэтому здесь мы смогли спокойно погулять и полюбоваться окрестными пейзажами.
Крепость Горисцихе
Далее наш путь проходил через древний пещерный город — Уплисцихе. Он расположен всего в 12 километрах от Гори. Мы попали туда в обеденное время, когда температура доходила до 40 градусов. Но, несмотря на душную погоду, город произвел впечатление. Даже не верится, что в таких условиях жили люди. Небольшой совет туристам — возьмите экскурсовода.
Древний пещерный город Уплисцихе
Боржоми нас совсем не впечатлил.
Боржоми
Классический образец советского курортного города с типичными санаториями. В парке раздают минеральную воду прямо из источника. Она теплая и неприятная на вкус. Муж выпить не смог, а я убедила себя, что это очень полезно.
Посетителям раздают минеральную воду из источника
Знаменит Боржоми и своими серными бассейнами. К ним есть два подхода: основной для туристов и второй для тех, кто может подъехать на машине поближе. Не верьте и идите через главный вход. Хотя расположен он и дальше, прогулка будет намного приятнее. Верхняя дорога совершенно не оборудована, и нам пришлось сначала 20 минут спускаться вниз по камням и корням, а потом проделать этот же путь наверх.
Путь к серным бассейнам в Боржоми
Да и сами бассейны нас не впечатлили. Грязно, много людей, шумно.
Серные бассейны в Боржоми
Проживание в Боржоми тоже дорогое, но мы успешно решили эту проблему, установив палатку на краю обрыва. Это была одна из лучших ночей в Грузии.
Палатка в Боржоми
А утром к нам пришли гости.
Лошади в Боржоми
Резюме по городу Боржоми: если сомневаетесь, ехать или нет, то можете смело пропустить.
Четвертый и пятый дни отдыха в Грузии. Достопримечательности Кутаиси
Впечатленные остатками некогда передового города Чиатура направляем автомобиль в сторону самобытного и древнего Кутаиси. В путешествие нас не интересовала архитектура. Это не значит, что город плох. Вовсе нет. Кутаиси очень интересный населенный пункт для путешественников, один из самых колоритных городов Грузии. Как и по всей Грузии советское прошлое встречается за каждым поворотом и переулком. Но нас интересовали необычные природные достопримечательности региона. Проскочив Кутаиси едем посмотреть каньон Мартвили.
Каньон Мартвили (посмотреть отчет)
Координаты каньона Мартвили:42.458958, 42.378025
Вечером ночуем в палатке и выдвигаемся обратно в Кутаиси. Осматриваем пещеру Прометея. Расположенный рядом заповедник Сатаплия оставляем на заключительную часть путешествия — дорогу в Россию.
Пещера Прометея (посмотреть отчет)
Координаты пещеры Прометея:
42.376058, 42.600119
Посмотрев исторический центр Кутаиси понимаем, что все монастыри и храмы начинают сливаться во единое и больше в путешествие не смотрим архитектурные объекты Грузии. Храмы Баграти и Гелати относятся к основным достопримечательностям страны. Посещение их обязательно! Подробнее о посещении этих религиозных строений читайте в отдельном отчете — монастыри Баграти и Гелати (материал готовится).
После Кутаиси нас ждал пляжный отдых. Ведь с нами дети. А детей надо вывозить на море, ну хотя бы раз в год. Поэтому мы направились в сторону Поти и как в последствии оказалось в сторону Магнетти (Уреки).
Полезные советы путешественнику
Зимой военно-грузинская дорога может быть засыпана снегом. Отбойников на дороге нет. Лучшее время для посещения середина осени и весна. Снег на перевале по обочине дороги лежит до конца весны.
Путешествие по военно-грузинской дороге можно упаковать и в один день, но это не кошерно. Идеально, три дня с ночевкой в Гудаури и одной-двумя ночевками в Казбеги. Это если хотите увидеть все или почти все.
Заправиться лучше в Тбилиси, также есть заправка недалеко от поселка Казбеги.
Военно-грузинская дорога проездная для легковых автомобилей, практически на всех участках хороший асфальт, за исключением небольшого отрезка после Крестового перевала, там асфальт похуже. Если же захотите свернуть в долину Сно или в ущелье Трусо или проехать к водопадам и к церкви Гергети, нужен внедорожник. Всегда можно договориться с местными, это их «хлеб». Цена зависит от расстояния и времени, но в пределах разумного — $10-$50.
Комфортный ночлег в Гудаури или Казбеги можно найти от $10 до $20, лучше бронировать заранее, особенно в Казбеги. Самые хорошие варианты выкупают за пару месяцев.
Почему поездка в Грузию оказалась такой классной
Невероятных видов в Грузии очень много
Каникулы в Грузии запомнились больше, чем любые другие поездки. Выделил несколько факторов, почему так вышло.
❶ Отсутствие языкового барьера
На русском языке разговаривает подавляющее большинство жителей. Исключением становится только молодёжь, которая предпочитает английский, но даже на нём языковой барьер оказывается не таким большим.
Можно общаться со случайными местными, расспрашивать про культуру и традиции страны. Здорово.
❷ Местные цены
На ценах не заострял внимание, потому что они в Грузии достаточно низкие. Больше всего денег мы потратили на перелёт, гостиницы и аренду авто
Остальное не дороже, чем в провинциальных городах на постсоветском пространстве.
Хороший ужин с алкоголем легко вложится в 15–25 долларов. Такси от Тбилиси до Мцхеты — до 15 долларов. По городу поездки нам обходились в 1–3 доллара, не больше. Целый день с таксистом-гидом до 25 долларов.
❸ Радушие местных
Местные действительно рады приезжим. Это особенно ощущается в период пандемии, когда туристов немного. Кидал почти нет.
Мцхета — Гори
День третий, 16 ноября. Мцхета — Мухрани — Самтависи — Уплисцихе — Атени — Гори (130 км).
Мцхета — древняя столица Грузии и религиозный центр страны, место коронации и захоронения грузинский царей. Город находится под охраной ЮНЕСКО. Его небольшой исторический центр восстановлен и прекрасно передает старинную атмосферу. Центр и две главные достопримечательности — Светицховели и женский монастырь Св. Нино можно осмотреть за час-полтора.
Монастырь Св. Нино
Далее мы выдвинулись в сторону Гори, который соединен с Тбилиси отличной новой дорогой. По пути заехали в село Мухрани (22 км от Мцхеты) посмотреть крепость начала XVIII века, от которой сохранилась часть крепостной стены и старинная церковь.
Крепость в селе Мухрани
Из Мухрани вернулись на автостраду и по пути завернули в село Самтависи (22 км), где находится потрясающие красивый собор, настоящее здание которого было построено в первой половине XI века и считается эталоном грузинской религиозной архитектуры.
Собор в Самтависи
Следующей точкой маршрута был пещерный город Уплисцихе (43 км), куда проще добраться по трассе через Гори. На Уплисцихе стоит запланировать пару часов. Когда-то это был настоящий город, центр торговли и религии, с множеством храмов, посвященных богине Солнца, дворцов, выдолбленных в горной породе.
Пещерный город Уплисцихе
После Уплисцихе мы заехали в село Атени (около 25 км), где находится один из самых старых храмов Грузии Атенский Сион (VII век). Попасть внутрь и посмотреть древние фрески, которыми знаменит монастырь, нам не удалось, но место красивое и уединенное, и сам храм прекрасно вписан в ущелье.
Атенский Сион
Стоимость отдыха на автомашине из Москвы в Грузию
Поездка была бюджетной, за время отдыха мы 1 или 2 раза останавливались на ночлег в отеле. Остальное время жили в палатке. Еду покупали в Подмосковье, старались использовать акции и скидки и расписали питание на каждый день самостоятельного пути по дорогам России и Грузии. С нами была газовая горелка (баллоны покупал заранее с запасом), и походные принадлежности. В итоге затраты на поезду составили:
- Проживание: 2500 руб. (две ночевки);
- Бензин (только по Грузии): 6000 руб. (пробег по Грузии: 1440 км — 90 литров дизеля);
- Ремонт машины: 2000 руб. (покупка новой покрышки);
- Сувениры: 4000 руб;
- Питание: 4500 руб. (затраты на пробу грузинской кухни);
- Входные билеты: 3500 руб.
Конечно такой отдых не каждому придется по душе! Но стоит учесть, что в самостоятельной поездке как не крути придется заночевать в палатке. Например в Местии нет отелей и потому полевые условия гарантированы! Большие перегоны с детьми сложно спланировать и правильнее всего останавливаться по ходу движения, а не мчаться к забронированному отелю — это относится к Вардзии и крепости Рабат. Единственное место, где реально было бы удобно остановить в отели — пляж в Уреки. Но привыкшие к самостоятельному походному отдыху, мы не смогли себя перебороть и перебраться в комфортный номер! Хотя кушать часто ходили в рестораны при отелях!
Итого отдых своими силами в Грузии обойдется в 22 500 — это без учета расходов на прогон Москва-Владикавказ. А также ночевки в гостиницах.
О ПДД и штрафах в Грузии
Правила дорожного движения в Грузии похожи с российскими, но наказания более суровые. Так, за превышение скорости придется заплатить 50 лари (если разница в скорости не более 40 км/ч), что составляет около 21 доллара или 1500 рублей (в России штрафуют на 500 рублей). В случае превышения скорости на 40 км/ч и более заплатить придется в три раза больше.
Самим сотрудникам полиции не нужно вести «охоту» за водителям и устраивать засаду. Фиксация нарушения происходит радарами или видеокамерами. Кстати, на трассе по дороге в Тбилиси их очень много.
Если вас остановил полицейский за нарушение, то с ним можно договориться разойтись мирным путем. Но не вздумайте предлагать взятку — у них на груди висит мини-камера, которая зафиксирует ваше предложение, и отделаться штрафом уже не получится. В Грузии честная, добропорядочная и отзывчивая полиция, они положительно относятся к туристам.
О других штрафах:
- За игнорирование дорожных знаков (например, «Остановка запрещена») придется отдать 20 лари или около 8,5 долларов.
- За проезд на запрещающий сигнал светофора и незаконную тонировку стекол накладывается штраф в размере 50 лари или почти 20 долларов.
- Выезжая на встречную полосу или пересекая сплошную линию, приготовьтесь заплатить 200 лари или около 80 долларов.
- За управление автомобилем в нетрезвом виде водителя лишают прав на 3 года.
Ближний свет на автомобиле включать нужно ночью и при плохой видимости на дороге. Днем освещать дорогу не требуется.
Дорога в Грузию
Из нашей отправной точки — Ярославля — до грузинской границы можно доехать двумя путями:
- По трассе М4 «Дон», далее в районе Павловска уходим на трассу Р217 «Кавказ» и следовать указателям на Владикавказ.
- Через Волгоград, Калмыкию, далее на Минеральные Воды, затем Владикавказ.
В общей сложности в первый день мы преодолели порядка 700 км. пути.
Выехав из Тамбова в 8 утра, мы взяли курс на Волгоград. Дорога показалась нам самым тяжелым участком за все время: узкая, по одной полосе в каждую сторону, с большим количеством фур. Часам к трем дня прибыли в Волгоград. Немного размяв ноги в местном Ашане, двинулись дальше — на Элисту. Практически сразу за Волгоградом пейзаж начинает меняться, появляются степи. Еще перед дорогой начитавшись отзывов про калмыцких сотрудников ДПС, мы были готовы ко всему, но нас так и не остановили.
Проснувшись в 6 утра, мы двинулись на Владикавказ, к границе. И тут мы совершили одну ошибку. Введя в Яндекс-Навигаторе «Владикавказ», мы получили короткий маршрут. Как оказалось, не самый лучший, но обо всем по порядку.
Еще планируя отдых и читая отзывы путешественников, я выписала оптимальный маршрут, названия населенных пунктов, через которые лучше ехать на Кавказе. Но от этого плана мы почему-то отказались. Сначала все было хорошо: проехали Калмыкию, радуясь, что нас так нигде и не остановили, въехали в Ставропольский край, зарегистрировались на блок-посту. Далее была Северная Осетия, мы двигались в сторону Моздока.
Въехали в Моздок — обычный ничем не примечательный город. И тут вдруг на выезде из города блок-пост. Подходит к нашей машине военный с автоматом и говорит, что всем с номерами чужих регионов необходимо зарегистрироваться, а это займет как минимум часа два. Когда муж поинтересовался, нельзя ли побыстрее, потому в салоне был маленький ребенок и беременная жена, мы получили отрицательный ответ.
Решив, что все обошлось, через час мы со спокойной душой поехали дальше. Но не тут то было. Проехав километра три по разбитой дороге, снова наткнулись на военный блок-пост. В общем, предыдущий пост был Моздокским (поставлен в связи с неспокойной обстановкой в городе), а этот — пограничный, расположен на границе с Ингушетией. Дело в том, что у Осетинов с Ингушами есть давний конфликт, а за Моздоком есть небольшая спорная территория. Здесь мы таке провели порядка часа.
Далее километров 20 ехали по небольшому пустынному предгорью. И вот — очередной блок-пост. На этот раз Республика Ингушетия. В голове уже крутиться мысль, что сейчас снова придется тратить время и нервы, но тут нас быстро зарегистрировали и отпустили. Остальной отрезок доехали спокойно и прибыли на Российско-Грузинскую границу к трем часам дня.
Хочется отметить, что режим работы границы может меняться в зависимости от погодных условий и от опасности схода селей. Информацию по режиму работы границы и онлайн-камер можно найти в интернете. И еще важный момент: машины с кодами регионов 82 и 92 в Грузию не пропускают.
Обе границы мы прошли минут за 40, машин оказалось немного, особо ничего не досматривали.
Военно-Грузинская дорога
Рустави — Тбилиси
День девятый, 22 ноября. Рустави — Давид-Гареджи — Сигнахи — Тбилиси (250 км).
На следующий день была запланирована поездка в Давид-Гарежди. Мы доверились путеводителю, который отправлял нас в Давид-Гареджийский монастырь из Рустави, причем, даже на такси. На деле дорога оказалась намеком на грунтовку, по которой за все 40 км, кроме нас, проехало лишь пара джипов, очень удивленных нашим присутствием. Более правильным было бы переночевать в Тбилиси и ехать в пустынь оттуда через Сагареджо.
По дороге к Давид-Гареджи
Путь лежал вдоль границы с Азербайджаном и проходи по очень красивым местам с разноцветными холмами, бескрайними лугами и красивыми скалами. Сам монастырь состоит из многочисленных храмов и пещер, многие из которых высечены в скальной породе. Он был основан Св. Давидом в VI веке и с тех пор стал одним из крупнейших на Кавказе.
Монастырский комплекс Давид-Гареджи
Обратный путь был гораздо проще — мы поехали через Сагареджо. Дорога также была грунтовой, но хорошо наезженной. В Сагареджо стоит зайти в монастырь Ниноцминда с руинами древнего храма VI столетия.
Сигнахи
В обед мы были уже в Сигнахи — очаровательном городке с романтичными улочками и черепичными крышами домов, окружённом старинной крепостной стеной. Сейчас Сигнахи — популярный туристический центр. Здесь развит винный туризм, есть прекрасные виды на горы и Алазанскую долину, открывающимся с крепостных стен, а также много отелей и ресторанов. Рядом с Сигнахи в поселке Бодбе находится монастырь, где похоронена просветительница Грузии Св. Нино, и святой источник.
Монастырь в Бодбе
Тем же днем мы вернулись в Тбилиси, где поселились в настоящем грузинском доме, расположенном прямо в сердце старого города на склоне под крепостью Нарикала.
День десятый, 23 ноября. Тбилиси.
Просто Тбилиси
Тбилиси нам понравился. Чтобы обследовать исторический центр и побывать в основных достопримечательностях, нам хватило одного дня. Мы решили оставить машину на приколе, и передвигались пешком. Рекомендуем к осмотру крепость Нарикала, церкви Метехи и Сиони, кафедральный собор Самеба, серные бани и конечно, колоритные улочки старого центра.
Особенности национального вождения
Всем приезжим автомобилистам необходимо учесть особенности местного национального вождения:
на горных серпантинах лихачи «местного разлива» носятся, не соблюдая предосторожности, в хаотичном порядке, тем самым вводя в ступор приезжих водителей;
проезжая по участкам дорог, расположенных на сельских территориях, можно обнаружить препятствие в виде домашней живности, начиная от птицы, заканчивая коровами и лошадьми;
на основных дорогах очень оживленное движение, которое усугубляется непредсказуемым поведением местных джигитов;
хаотичное движение на городских дорогах: никто даже на переходах не пропускает пешеходов, а они в свою очерель могут решить перейти улицу в любом месте;
двойные обгоны — скорее обычное явление, чем уникальные случаи нарушений (даже на дорогах с одной полосой).
Страховки типа ОСАГО в Грузии не предусмотрены. Нужно хорошо задуматься о том, что лучше: заказать индивидуальные туры в Грузию или поехать в эту страну на собственном автомобиле?
Пограничные пропускные пункты в Грузии
Теперь перечислим какие ещё есть пропускные пункты в Грузии кроме «Дарьяли», которые официально открыты для пропуска туристов:
- На границе Грузии и Турции. Пропускной пункт «Сарпи», через который проходит дорога, которая соединяет Батуми и Город Хопа в Турции, пропускной пункт «Вале», соединяющий турецкий город Вале и турецкий посёлок Пософ.
- На границе Грузии и Армении: пропускной пункт «Ниноцминда» соединяет Ахалкалаки и Гюмри, пропускной пункт «Садахло» находится на трассе Тбилиси – Ванадзор – Ереван, пропускной пункт «Гугути», соединяющий две столицы – Тбилиси и Ереван и пропускной пункт «Ахкерпи».
- На границе Грузии и Азербайджана: пропускной пункт «Красный мост», доехать сюда можно по дороге «Тбилиси – Рустави – Гянджа – Баку». Ещё здесь располагаются два пропускных пункта — «Цодна» и «Вахтангиси», которые соединяют Баку и Телави.
На Российской границе действует пропускной пункт «Верхний Лас». Через этот пункт в 2010 году было возобновлено движение. На грузинской границе – таможенный пункт «Дарьяли». Летом 2019 года этот пропускной пункт будет работать с 04.00 до 17.30, так как на этом участке ликвидируют последствия схода селей.
Прохождение границы
Созвонившись с проснувшимся вторым экипажем, договорились дождаться их и вместе пройти границу. А чтобы не тратить время зря — посмотреть обзорно город, взбодриться и позавтракать в каком-нибудь кафе, отведав осетинских пирогов с чаем.
На АЗС милая девушка поинтересовалась о наличии дисконтной карты, в итоге сделала скидку по своей служебной. Перед границей заправлен полный бак, так как бензин в России дешевле. В Грузии аналог 95 бензина стоит чуть больше 2 лари или порядка 48 рублей за литр.
Горы перед границей с Грузией
Мы еще не знали, что на прохождение границы мы потратим 5 часов времени. Как уже было написано выше, погранично-пропускной пункт «Верхний Ларс» работал с 4 утра до 18 часов 30 минут вечера, после чего закрывался. Задерживаться на ночь во Владикавказе не входило в наши планы, поэтому главной задачей было пересечь границу до ее закрытия.
Расстояние до границы от северо-осетинской столицы составляет чуть больше 30 км. У таможни вереница стоящих на обочине в очереди на досмотр фур, легковые машины стоят вторым рядом, но их количество значительно меньше.
Очередь на границе Россия — Грузия (Верхний Ларс)
К чести местных сотрудников ГИБДД, а может быть после полученной ранее взбучке от начальства, особо наглых джигитов разворачивали в конец очереди, тем самым остужая пыл желающих проскочить поскорее. Некоторые машины с местными номерами все же умудрялись проехать вне очереди.
Перед границей нет каких-либо удобств для ожидающих в очереди — обочины завалены мусором, точек питания нет, воду взять негде. С одной стороны дороги — бурная и мутная горная река, с другой — горы. Ожидание проходит под палящим летним солнцем, и укрыться от него можно только в тени фур.
Горная тропа на границе с Грузией
Несмотря на создаваемый порядок, продвижение к КПП было крайне медленным, и мы потратили 3 часа, чтобы въехать на приграничную территорию.
КПП «Верхний Ларс»
Паспортный контроль и досмотр прошел достаточно быстро, после чего хаос и неразбериха на нейтральной территории закончился. Отметим, что продвижение здесь из-за заторов в 2-х туннелях крайне затруднено в сезон отпусков и требует сил и железных нервов, особенно после изматывающей долгой дороги.
На границе с Грузией
Спустя пару часов, мы, наконец, оказались у грузинского КПП, пройти который не составило труда — грузинский таможенники работали быстро и слажено. Формальный быстрый досмотр, паспортный контроль, и мы в Грузии.
Таможня в Грузии
Делать международные права или дополнительную страховку для автомобиля не требуется, что несомненный плюс.
Байдарское ущелье
После Коби Терек остается в стороне. Дорога теперь идет вдоль реки Байдара, правого притока Терека, и поднимается все выше — к перевалу через Большой Кавказский хребет.
«Пост Коби находится у самой подошвы Крестовой горы, через которую предстоял нам переход. Мы тут остановились ночевать и стали думать, каким бы образом совершить этот ужасный подвиг: сесть ли, бросив экипажи, на казачьих лошадей, или послать за осетинскими волами?» (А. С. Пушкин «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»). В те времена переход через Крестовый перевал, на который здесь начинается постепенный подъем, был труден и опасен, и из-за крутизны склонов, и из-за погоды.
Мост через реку, по которому идет дорога, называется Кулагинский, по имени инженера, который проектировал его. Река Байдара и ущелье получили название по фамилии семьи Бидаровых, которые поселились около Крестового перевала в 18 веке. (Название рекм Бидара впоследствии исказилось и стало Байдара.) На протяжении более 100 лет несколько поколений этой семьи оказывали помощь и давали приют путешественникам. В непогоду, в метель, когда ничего вокруг не было видно, здесь постоянно звонил колокол, указывая путникам дорогу к теплу и ночлегу. Иногда Бидаровы в сопровождении собаки разыскивали путников, занесенных снегом. В 1941 г. члены семьи Бидаровых уехали из этих мест.
Неподалеку у дороги еще некоторое время оставались видны развалины двух саклей (справа, если подъезжать к перевалу с северной стороны). Эти сакли упоминаются в романе «Герой нашего времени», в повести «Бэла», — здесь укрывались от непогоды на пути из Тифлиса путешественники. «Вот мы и свернули налево и кое-как, после многих хлопот, добрались до скудного приюта, состоящего из двух саклей, сложенных из плит и булыжника и обведенных такою же стеною; оборванные хозяева приняли нас радушно. Я после узнал, что правительство им платит и кормит их с условием, чтоб они принимали путешественников, застигнутых бурею.» И здесь Лермонтов дослушал историю горской девушки Белы, начатую Максимом Максимовичем на подъеме к перевалу с южной стороны.
В Байдарском ущелье бывают обвалы и лавины. В многоснежные зимы узкое Байдарское ущелье становится непроходимо из-за лавин, скатывающихся по его крутым склонам. Поэтому на дороге для защиты от снежных завалов во всех опасных местах построены железобетонные сводчатые галереи.
«Въ зимнее время это наиболъе опасный и трудный участокъ дороги, такъ какъ здѣсь падает въ ущелье съкрутыхъ и высокихгорныхъ склоновъ множество снѣжныхъ заваловъ, прерывающихъ иногда сообщенiе на нѣсколько дней», — предупреждает путеводитель по Кавказу конца 19 века. Завалы чаще всего бывают на определенных, одних и тех же участках. Завалы и, соответственно, построенные галереи имели свои названия, часто связанные с событиями, произошедшими здесь.
Одну из галерей называют «майорша» (это галерея перед минеральным источником, если двигаться с севера на юг). Про этот завал рассказывают такую историю. В начале 19 века ехала по направлению к перевалу в богатой карете жена майора. Ее сопровождала служанка. Госпожа была сварливая и крикливая. Из-за чего-то рассердилась на девушку, высадила ее из кареты и заставила идти пешком. Сама же продолжала кричать и возмущаться. И тут от крика майорши со склона сорвалась снежная лавина и скинула карету на самое дно байдарского ущелья. Девушка же осталась жива и невредима.
Через несколько километров у дороги будет рыжеватый минеральный водопад на склоне
Это место сложно пропустить, склон ярко-рыжего цвета привлекает внимание; здесь останавливаются машины и экскурсионные автобусы, туристы фотографируются на фоне скал, порыжевших от стекающей по ним минеральной воды, набирают воду в бутылки. (Но вообще-то минеральную воду лучше пить сразу, прямо из источника, потому что в бутылке она быстро окисляется и теряет свои полезные свойства.)
Сам нарзанный источник находится примерно на 25 метров выше над дорогой. Источник теплый, его температура 11,5 ° С. Рыжие, оранжевые тона объясняются содержанием железа в воде; попадая на поверхность, железо окисляется и окрашивает склон. Наличие в воде углекислоты и железа связано с казбекским вулканическим очагом.
Рядом на парковке какие-то ларьки, палатки с фруктами. Здесь же есть оборудованный минеральный источник, где можно набрать воды, он на противоположной от водопада стороне дороги.