Что называется рабочим циклом чередования тактов в двигателях зил-130 и змз-24

История автомобиля

Внушительных размеров грузовик от завода имени Лихачева маркировался как «ЗИЛ-157». Мир увидел новинку в 1958 году на выставке автомобильной техники в Брюсселе, Франция. Первые модификации машины появились в том же году, сходя с конвейеров одноименного завода.

Тогда модель использовалась как для гражданских нужд, так и для армии. Чертежи проектировались на основании уже существовавшей модели «ЗИС-151», но с существенными доработками. Именно с этой модели был взят макет кабины в последствии с усовершенствованными элементами.

После четырех лет производства автомобиль улучшили и перераспределили нагрузку по осям, в итоге индекс изменился на «ЗИЛ-157К». В 1978 году конвейер грузовика перенесли на Уральский автомоторный завод, а сама модель обзавелась еще более длинным названием «ЗИЛ-157КД».

В таком виде производство продолжалось до 1994 года. Авто, как никогда, было и остается актуальным для наших дорог, так как проходимость у машины с тремя осями — на высоте.

С момента прекращения производства прошло уже более 20 лет, но до сих пор автомобиль несет свою нелегкую службу во многих подразделениях народного хозяйства. Любители реставрируют старые машины и находят порой самое необычное применение для этой ретро-модели.

Установка зажигания ЗИЛ-130

Устанавливать зажигание при сборке двигателя, а также на двигателях, с которых снимались распределитель и привод распределителя, необходимо в следующем порядке:

  1. Установить поршень первого цилиндра в верхней мертвой точке такта сжатия, для чего повернуть коленчатый вал до совмещения отверстия на шкиве коленчатого вала с меткой ВМТ на указателе установки зажигания, расположенном на датчике ограничителя максимальных чисел оборотов (положение а на рисунке).
  2. Расположить паз на валу привода распределителя в сборе так, чтобы паз был параллелен риске на верхнем фланце корпуса привода распределителя. В таком положении надо вставить привод распределителя в гнездо блока, причем перед началом указанной операции необходимо расположить отверстия в нижнем фланце корпуса привода точно над резьбовыми отверстиями под болты крепления корпуса распределителя к блоку.После того как привод распределителя станет на свое место, угол между осью паза на валу привода и осью, соединяющей отверстия на верхнем фланце корпуса распределителя, должен быть в пределах ±15°.При большем угле следует переставить шестерню привода относительно шестерни распределительного вала на один зуб, сохраняя величину угла в заданных пределах. При этом паз на валу привода должен быть смещен к переднему концу двигателя.Если при этом корпус привода не удается установить так, чтобы не было зазора между его нижним фланцем и фланцем на блоке (что говорит о несовпадении шипа на валу привода распределителя и паза на валу масляного насоса), необходимо провернуть коленчатый вал двигателя на два оборота с одновременным легким надавливанием на корпус привода распределителя.
  3. Повернуть коленчатый вал двигателя на величину установочного угла опережения зажигания; для этого, вращая коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой, совместить в конце второго оборота отверстие в шкиве коленчатого вала с риской 9 на указателе установки момента зажигания (положение б на рисунке).
  4. Освободить болт крепления пластины к распределителю и вставить распределитель в гнездо привода распределителя так, чтобы октан-корректор был направлен вверх. В этом случае электрод ротора будет находиться против клеммы первого цилиндра на крышке распределителя.
  5. Снять крышку с распределителя, устранить зазоры в цепи его привода (взявшись за бегунок, повернуть до упора вал распределителя против часовой стрелки), включить зажигание и поворачивать корпус распределителя против часовой стрелки до появления искры между концом центрального провода, идущего от катушки зажигания, и массой (зазор между концом провода и массой должен быть 2—3 мм).

    При таком положении корпуса распределителя следует затянуть болт крепления пластины к распределителю.

  6. Проверить правильность установки проводов в крышке распределителя в соответствии с порядком зажигания в цилиндрах (1—5—4—2—6—3-7-8).

Перед установкой зажигания проверить и, если требуется, отрегулировать зазор между контактами прерывателя, а также совместить указательную стрелку верхней пластины октан-корректора с риской О на нижнем пластине.

Установку зажигания в двигателях, с которых снимался распределитель для регулировки и ремонта, но не снимался привод распределителя, нужно производить в соответствии с указаниями пп.3-6.

Установку зажигания на двигателях, на которых снимался ни распределитель, ни его привод, необходимо производить в соответствии с указаниями пп.3, 5, 6, немного отвернув перед операцией, указанной в п.5, болт крепления пластины к распределителю.

Установку зажигания на двигателе в соответствии с применяемым сортом топлива необходимо уточнить с помощью шкалы на верхней пластине распределителя (шкала октан-корректора) путем дорожных испытании автомобиля с грузом до появления детонации следующим образом:

  1. Прогреть двигатель и двигаться по ровному участку дороги на прямой передаче с установившейся скоростью.
  2. Резко нажать до отказа на педаль управления дроссельной заслонкой и держать ее в таком положении до тех пор, пока скорость возрастет до 60 км/ч. При этом надо прислушиваться к работе двигателя.
  3. При сильной детонации на указанном в п.2 режим работы двигателя вращением гаек октан-корректора переместить указанную стрелку верхней пластины по шкал в сторону знака «—».
  4. При полном отсутствии детонации на указанном в п.2 режиме работы двигателя вращением гаек октан-корректора переместить стрелку верхней пластины по шкале в сторону, отмеченную «+».

В случае правильной установки зажигания при разгоне автомобиля будет прослушиваться легкая детонация, исчезающая при скорости 40-45 км/ч.

Принцип работы

Для общего понимания того, как выглядит порядок зажигания ЗИЛ 130 8 цилиндров, необходимо указать на принцип работы двигателя. Мотор работает благодаря функционированию кривошитно-шатунного, газораспределительного механизма, системы охлаждения, смазки и питания. Кривошипно-шатунный механизм при сгорании топлива расширяет, преобразовывает движение коленчато-валового поршня. В нем находятся блоки рабочих камер вытеснения с картерами, поршни, шатуны с другими деталями.

Блок цилиндров считается основной деталью силового механизма. К нему крепятся все элементы. В них находятся камеры сгорания, которые охлаждаются через особо сконструированную полость. Там же располагаются детали, отвечающие за правильное функционирование распределительного механизма поступающего газа: впускные с выпускными топливными каналами и направляющими устройствами. Распредвал представлен в правом и левом цилиндровом ряду. Вращаясь, его штанга надавливает на винт механизма, нажимает на поверхность клапана и открывает канал в головках рабочих камер вытеснения. Распределительный вал действует на толкатели камер. Газовый распределительный механизм с верхним клапанным местонахождением улучшает форму камеры сгорания, наполняет цилиндры и создает условия, при которых сгорает топливная смесь. Улучшенная форма камеры повышает мощность аппарата.

Коленчатый вал включает в себя шатунные шейки с противовесами. Местонахождение шатунных шеек в коленвале зависит от числа цилиндров. В движке V-образной конфигурации их в несколько раз меньше, чем рабочих камер внутреннего сгорания, поскольку на одну шейку валового шатуна установлено по несколько шатунов на левый с правым рядом цилиндров. Детали сделаны на разных промежутках, чтобы рабочие такты равномерно чередовались. В восьмицилиндровом V-образном двигателе представлено по четыре шейки, которые находятся под 90 градусным углом.

Помимо шеек, в камерах ВСД находятся клапаны. Они открываются и закрываются, в зависимости от того как направлены поршни и необходимы для наполнения двигателя топливом.

Для того чтобы двигатель не перегревался во время своей работы, у блока камер сгорания и пускового подогревателя находятся краники с резьбовыми отверстиями, которые впускают охлаждающую жидкость. Принудительная циркуляция охлаждающей жидкости осуществляется с помощью водяного насоса, а усиленное охлаждение происходит благодаря интенсивному обдуву радиатора воздухом.

Установка зажигания ЗИЛ-130

Устанавливать зажигание при сборке двигателя, а также на двигателях, с которых снимались распределитель и привод распределителя, необходимо в следующем порядке:

  1. Установить поршень первого цилиндра в верхней мертвой точке такта сжатия, для чего повернуть коленчатый вал до совмещения отверстия на шкиве коленчатого вала с меткой ВМТ на указателе установки зажигания, расположенном на датчике ограничителя максимальных чисел оборотов (положение а на рисунке).
  2. Расположить паз на валу привода распределителя в сборе так, чтобы паз был параллелен риске на верхнем фланце корпуса привода распределителя. В таком положении надо вставить привод распределителя в гнездо блока, причем перед началом указанной операции необходимо расположить отверстия в нижнем фланце корпуса привода точно над резьбовыми отверстиями под болты крепления корпуса распределителя к блоку.После того как привод распределителя станет на свое место, угол между осью паза на валу привода и осью, соединяющей отверстия на верхнем фланце корпуса распределителя, должен быть в пределах ±15°.При большем угле следует переставить шестерню привода относительно шестерни распределительного вала на один зуб, сохраняя величину угла в заданных пределах. При этом паз на валу привода должен быть смещен к переднему концу двигателя.Если при этом корпус привода не удается установить так, чтобы не было зазора между его нижним фланцем и фланцем на блоке (что говорит о несовпадении шипа на валу привода распределителя и паза на валу масляного насоса), необходимо провернуть коленчатый вал двигателя на два оборота с одновременным легким надавливанием на корпус привода распределителя.
  3. Повернуть коленчатый вал двигателя на величину установочного угла опережения зажигания; для этого, вращая коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой, совместить в конце второго оборота отверстие в шкиве коленчатого вала с риской 9 на указателе установки момента зажигания (положение б на рисунке).
  4. Освободить болт крепления пластины к распределителю и вставить распределитель в гнездо привода распределителя так, чтобы октан-корректор был направлен вверх. В этом случае электрод ротора будет находиться против клеммы первого цилиндра на крышке распределителя.
  5. Снять крышку с распределителя, устранить зазоры в цепи его привода (взявшись за бегунок, повернуть до упора вал распределителя против часовой стрелки), включить зажигание и поворачивать корпус распределителя против часовой стрелки до появления искры между концом центрального провода, идущего от катушки зажигания, и массой (зазор между концом провода и массой должен быть 2—3 мм).

    При таком положении корпуса распределителя следует затянуть болт крепления пластины к распределителю.

  6. Проверить правильность установки проводов в крышке распределителя в соответствии с порядком зажигания в цилиндрах (1—5—4—2—6—3-7-8).

Перед установкой зажигания проверить и, если требуется, отрегулировать зазор между контактами прерывателя, а также совместить указательную стрелку верхней пластины октан-корректора с риской О на нижнем пластине.

Установку зажигания в двигателях, с которых снимался распределитель для регулировки и ремонта, но не снимался привод распределителя, нужно производить в соответствии с указаниями пп.3-6.

Установку зажигания на двигателях, на которых снимался ни распределитель, ни его привод, необходимо производить в соответствии с указаниями пп.3, 5, 6, немного отвернув перед операцией, указанной в п.5, болт крепления пластины к распределителю.

Установку зажигания на двигателе в соответствии с применяемым сортом топлива необходимо уточнить с помощью шкалы на верхней пластине распределителя (шкала октан-корректора) путем дорожных испытании автомобиля с грузом до появления детонации следующим образом:

  1. Прогреть двигатель и двигаться по ровному участку дороги на прямой передаче с установившейся скоростью.
  2. Резко нажать до отказа на педаль управления дроссельной заслонкой и держать ее в таком положении до тех пор, пока скорость возрастет до 60 км/ч. При этом надо прислушиваться к работе двигателя.
  3. При сильной детонации на указанном в п.2 режим работы двигателя вращением гаек октан-корректора переместить указанную стрелку верхней пластины по шкал в сторону знака «—».
  4. При полном отсутствии детонации на указанном в п.2 режиме работы двигателя вращением гаек октан-корректора переместить стрелку верхней пластины по шкале в сторону, о.

В случае правильной установки зажигания при разгоне автомобиля будет прослушиваться легкая детонация, исчезающая при скорости 40-45 км/ч.

Технические характеристики

Отдельного внимания заслуживают технические характеристики двигателя ЗИЛ 130.

ПАРАМЕТР ЗНАЧЕНИЕ
Модель ЗИЛ 130
Тип силового агрегата Бензиновый, четырехтактный, карбюраторный
Мощность 148 л.с. при 3000 об/мин (с ограничителем)
Количество цилиндров 8
Как располагаются цилиндры Под углом в 90 градусов
Минимальный диаметр цилиндра и ход поршня 100 миллиметров диаметр и 95 миллиметров ход поршня
Общий объем двигателя 6 литров
Степень сжатия Порядка 6,5
Минимальная мощность при 3200 оборотах в минуту 150 лошадиных сил или 110 Квт
Крутящий момент при 2000 оборотах 401 Ньютонов на метр
Расход топлива двигателя ЗИЛ 130 313 грамм
Как работают цилиндры 1 – 5 – 4 – 2 – 6 – 3 – 7 — 8
Нумерация цилиндров: Правые 1 – 2 – 3 — 4
Левые 5 – 6 – 7 – 8
Общий вес двигателя 640 килограмм
Толкатель двигателя ЗИЛ 130 Изготовлен из качественной стали, имеет небольшую наплавку из чугуна, полностью механический
Газопроводы двигателя ЗИЛ 130 Впускной изготовлен из сплава алюминия, имеет специальную полость для подогрева топливной смеси, располагается между головками блока
Выпускной изготавливается из качественного чугуна, располагается по одному с каждой стороны блока
Масляный насос на двигатель ЗИЛ 130 Имеет несколько секций; шестерня, располагается с правой стороны блока цилиндров, редукционный клапан имеет давление 320 кПа. В нижней секции подается масло в масляный радиатор, перепускной клапан имеет давление 120 кПа.
Фильтры очистки на двигатель ЗИЛ 130
Тонкая очистка Керамические фильтрующие элементы, оснащен экономайзером и насосом
отстойник Располагается на кронштейне, имеет щелевой тип
Радиатор Имеет три ряда, тип змейковый

Мотор устанавливается на следующие модели автомобилей: ЗИЛ 130, 131, 375 и 508.

Также хочется отметить, что двигатель ЗИЛ 508 имеет три компрессионных и одно маслосъёмное кольцо. Отдельного внимания заслуживает термостат двигателя ЗИЛ 508. Он имеет твердое наполнение и устанавливается в выпускном патрубке. В основе системы охлаждения двигателя ЗИЛ 131 лежит жидкость, полностью закрытый тип с принудительной циркуляцией.

Если говорить про поршневой палец, то у двигателя ЗИЛ 375 он изготовлен из стали, полностью пустотелый и плавающий. Это относится к некой особенности автомобиля. Маховик на двигатель ЗИЛ 375 изготовлен из качественного чугуна, оснащен стальным венцом для пуска силового агрегата от стартера. Говоря о системе питания двигателя ЗИЛ 375, то в ней присутствует принцип принудительной подачи порции топлива.

Подготовка к регулировке

Из-за некачественного топлива регулировка зажигания на ЗИЛ 131 может потребоваться чаще, чем один раз после ремонта. Так, например, при использовании менее качественного бензина с меньшим октановым числом необходимо, чтобы искра возникала позже, и, наоборот, раньше, когда топливо имеет более высокое октановое число.

Процедура регулировки зажигания состоит из множества этапов, потому, как на качество искрообразования влияют практически все детали в системе:

  1. В местах соединений проводов часто возникает нагар или окись из-за сырости. Это приводит к падению амплитуды напряжения, соответственно, и мощности искры.
  2. На свече зажигания имеется зазор, который должен быть правильным. Если будет больше, то искры не будет. Он должен быть не более 0,6 мм и не менее 0,5 мм. Путем подгибания контакта можно отрегулировать до требуемой величины. Стабильность работы ДВС во многом зависит от состояния этой детали.
  3. Изменение угла распределителя зажигания, которым можно добиться высокой точности поджига смеси в нужный момент.
  4. Регулировка зажигания выполняется несколькими устройствами. И заключается в изменении угла путем вращения распределителя, изменения натяжения пружины в прерывателе, контроле зазора на свечах и прочих действиях. При выполнении технического обслуживания ТО-2 необходимо проверить состояние всех элементов, смазать их и отрегулировать зазоры.

Какова норма?

Если говорить о бензиновых моторах, то данный параметр составляет в среднем от 11 до 12 килограмм на квадратный сантиметр. Такая компрессия на большинстве автомобилей марки «Дэу», «Форд», «Киа», «Тойота» и прочих. Самый высокий – у «Мазды» шестой серии. Так, производитель выделяет норму в 16 килограмм на квадратный сантиметр. Но есть и двигатели, где нормой считается показатель в 7-7,5. Как правило, это старые дефорсированные моторы с низкой степенью сжатия. Ярким примером может послужить двигатель ЗИЛ-130 или от ГАЗ-3307. Норма компрессии в цилиндрах этих грузовиков – 7 килограмм на сантиметр квадратный. Сделано это с целью перехода двигателя на более низкооктановый бензин. Как показывает практика, такие моторы легко «переваривают» 76-й и 72-й бензин, даже самого сомнительного происхождения.


Теперь перейдем к дизельным моторам. Здесь средний показатель находится в районе 25-30. Критическим показателем для дизелей является давление в 20 килограмм на квадратный сантиметр. В таком случае мотор может даже не завестись.

Принцип работы СЗ

СЗ любого ДВС предназначена воспламенять ТВС в цилиндрах. Воспламеняется смесь благодаря возникновению искры, которая поступает на контакт свечи. Свеча находится в каждом цилиндре. Работа свечей осуществляется в строгом порядке в заданное время. Эффективная работа двигателя зависит не только от возникновения искры, но и от силы ее тока, что также является одной из функций СЗ.

Источником питания автомобиля является аккумуляторная батарея, которая вырабатывает ток определенной силы. Напряжения, которое поступает от аккумулятора недостаточно, чтобы воспламенить горючую смесь. Решение этой задачи возложено на СЗ. Она увеличивает напряжение, которое поступает от АКБ, и подает его в нужный момент на определенную свечу. Силы поступившего тока хватает, чтобы возникла искра, способная зажечь ТВС.

Основные этапы любой СЗ:

  • накопление нужного заряда;
  • преобразование низковольтного тока в высоковольтный;
  • распределение заряда;
  • образование искры на свечах;
  • воспламенение горючей смеси.

К СЗ предъявляются такие требования:

  1. Подавать искру в заданное настройками газораспределительной системы время на свечу конкретного цилиндра. Работа цилиндров должна быть синхронизированной, тогда двигатель будет работать стабильно.
  2. Искра должна появляться в свече с точностью до десятых долей секунды в заданный настройками системы момент. Это задается в настройках. Другими словами, если искра будет образовываться раньше или позже буквально на секунду, машина не заведется.
  3. Для получения необходимой мощности искры СЗ должна быть так настроена, чтобы воспламенять ТВС с определенной плотностью и конкретными пропорциями топлива и воздуха.
  4. Обеспечивать надежность работы двигателя, функционирование которого начинается с образования искры и воспламенения топливной смеси.

Чтобы понять, как работает двигатель нужно разобраться в работе СЗ (автор видео — Александр Крупко).

Установка ВМТ в момент сжатия

Проблема возникает когда именно поршень становится в правильное положение для регулировки клапанов первого цилиндра. Поршень должен находиться в ВМТ именно в такте сжатия. На шкиве коленчатого вала имеется метка. Её требуется совместить с обозначение ВМТ на шкале.

Действительно поршень первого цилиндра встанет в ВМТ. Но то что он будет находится в такте сжатия необходимо убедится. Потому что за полный цикл работы двигателя от первого до восьмого цилиндра. Поршень становится два раза в ВМТ. Нас интересует только одно его положение. Это положение можно определить несколькими способами.

После того как поршень первого цилиндра встал в правильное положение требуется регулировать клапана первого цилиндра.

Характеристики двигателя ЗИЛ 130

Мотор ЗИЛ 130 имеет форму V-образной восьмерки, которая часто применялась на советских грузовиках. Это считается третий двигатель по надежности, после ЯМЗ и КАМАЗ. Данный силовой агрегат также устанавливался на грузовики ГАЗ 53, как переделка, но широкого применения эта доработка не нашла.

Параметр Значение
Конфигурация V
Число цилиндров 8
Объем, л 6,0
Диаметр цилиндра, мм 100
Ход поршня, мм 95
Степень сжатия 6,5
Число клапанов на цилиндр 2 (1-впуск; 1-выпуск)
Газораспределительный механизм OHV
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Номинальная мощность двигателя / при частоте вращения коленчатого вала 110,4 кВт — (150 л.с.) / 3200 об/мин
Максимальный крутящий момент / при частоте вращения коленчатого вала 401,8 Н•м / 1800-2000 об/мин
Система питания Карбюраторная подача топлива, карбюратор К-88А, двухкамерный, с ускорительным насосом и экономайзером
Рекомендованное минимальное октановое число бензина 76
Экологические нормы Евро 0
Вес, кг 440

Конструкция Четырехтактный восьмицилиндровый бензиновый с карбюраторной системой подачи топлива, V-образным (с двухрядным расположением) расположением цилиндров и поршнями (угол между рядами цилиндров равен — 90°), вращающими один общий коленчатый вал, с нижним расположением одного распределительного вала. Двигатель имеет жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией. Система смазки комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.Блок цилиндров Блок цилиндров ЗИЛ 130 отлит из чугуна, с несущей водяной рубашкой и вставными мокрыми гильзами. Для увеличения жесткости водная рубашка разделена перегородками на замкнутые силовые контуры. Гильзы цилиндров отлиты из чугуна СЧ18-36 с ограниченным до 5% содержанием феррита. В верхнюю часть гильзы запрессована на 50 мм вставка из коррозионностойкого аустенитного чугуна (это обеспечивает ресурс гильз до 200 тыс. км). Толщина гильзы 7,5 мм, высота гильзы — 188,5 мм. Распределительный вал установлен в блоке цилиндров.

Параметр Значение
Материал Высокопрочный чугун
Диаметр цилиндра, мм 101,48 – 101,54
Диаметр расточки опор коленчатого вала (под коренные вкладыши), мм 79,500 — 79,525

Кунг армейский

Кунг — Кузов Унифицированный Нормального Габарита. Армейский кунг — мобильное здание, предназначенное для перевозки людей, для проведения аварийно-ремонтных работ или в качестве ремонтных мастерских, складских помещений и лабораторий. Конструкция представляет собой металлический фургон с закрытым кузовом грузового автомобиля. Внешне, конструкция кунга очень схожа с конструкцией вагон-дома, но при детальном рассмотрении имеет некоторые различия. При проектировании конструкции кунга закладывался дополнительный запас прочности в связи с тем, что кузов располагается непосредственно на транспортном средстве и его эксплуатация происходит при постоянных динамических нагрузках.

ШИРИНА КУНГА 2,5 МЕТРА!!!

История военного кунга начинается еще с далеких 50–х. годов, когда появилась необходимость в изготовлении удобного и комфортабельного фургона с унифицированным (нулевым или нормальным) габаритом для грузовых автомобилей советской армии. Ранее кунги применялись на вооружении Советской армии, а позже, благодаря простоте изготовления и оригинальной конструкции нашли повсеместное применение в общественном быту.

С тех времен конструкция кунга качественно изменилась. Деревянный каркас сооружения изменился на металлический, утеплитель из войлочной или паклевой набивки сменился на пенополиуретан, деревянное основание заменил прочный стальной пол, внутренняя обшивка из фанеры заменила ДВП. Кунг изготавливается полностью герметичным благодаря уплотнению герметиком и специальным уплотнителем в дверях и окнах. Не изменилась только наружная отделка помещения – облицовка изготовлена из металлических листов, соединенных при помощи сварки и металлических клёпок. Наружные металлические листы между собой соединяются в «замок», обеспечивая дополнительный запас прочности кузову. Данная технология изготовления дает запас прочности конструкции и создает предпосылки для долговечной эксплуатации фургона (срок эксплуатации кунга — 20 лет).

Этапы, рекомендации и особенности поставки здания

  1. Разработка планировки: прорабатывается необходимое оборудование, мебель и коммуникации (подробнее…).
  2. Сопроводительная документация: при поставке здания заказчик получает паспорт изделия, сертификат соответствия, договор поставки, акты выполненных работ, товарные и транспортные накладные, счёт-фактуры и счёт на оплату.
  3. Гарантийные обязательства: гарантийный срок эксплуатации — 1 год, расчетный срок службы — 20 лет (подробнее…).
  4. Эксплуатация: необходимо соблюдать условия эксплуатации мобильных зданий, проводить регулярное техническое обслуживание, соблюдать пожарную безопасность и температурно-влажностный режим помещения.

Материалы и коммуникации

  • Общая конструкция: прочный цельнометаллический каркас — сварная рама из металлического швеллера №14 и №10, которые соединяются с каркасом при помощи сварки и вытяжных заклепок с шагом 50 мм в шахматном порядке, крепление к раме автомобиля — при помощи болтовых соединений, для подъема к входной двери предусмотрена выдвижная металлическая лестница.
  • Отделка наружная: крыша — металлический лист толщиной 3 мм и усиливается металлическим уголком 50х50х4 мм, пол — металлический лист толщиной 1,2 мм и обваривается сплошным швом, стены — цельнометаллические панели из металлического холоднокатаного листа толщиной 1,2 мм с креплением между собой «в замок» (подробнее…).
  • Отделка внутренняя: стены — утеплитель пенопласт ПСБ-С, парогидроизоляция, ПВХ, ДВП, ДСП, OSB или МДФ, пол здания — деревянная обрешетка 40х50 мм, пенопласт ПСБ-С толщиной 150 мм, полиэтиленовая пленка, доска 100х40 мм, фанера 15 мм, автолин толщиной 2 мм (подробнее…).
  • Электрооборудование: провод ВВГнг: 3х1,5 мм – освещение, 3х2,5 мм – розетки, с укладкой в пластиковый кабель-канал, навесной электрощит, преобразователь напряжения из 24 В в 220 В, переговорное устройство с кабиной водителя (подробнее…).
  • Вентиляция: естественная или принудительная (подробнее…).
  • Водоснабжение: центральное или автономное (подробнее…).
  • Отопление: водяное или электрическое (подробнее…).
  • Канализация: центральная или автономная (подробнее…).

Устройство

ЗИЛ 130 имеет довольно простую конструкцию. Передняя подвеска построена на 2 полуэллиптических рессорах с амортизаторами и задними скользящими концами, задняя подвеска на 2 основных и 2 дополнительных полуэллиптических рессорах. Данные элементы также получили скользящие концы.

Автомобиль имеет заднеприводную ось и сухое сцепление с одним диском. Трансмиссия ЗИЛ 130 механическая с одним диском и парой синхронизаторов (для 2-ой и 3-ей, 4-ой и 5-ой передач). 5-ступенчатя коробка передач имеет постоянную зацепку шестерни скоростей за исключением задней и 1-ой передачи. Для автомобильной индустрии того времени данный узел считался новым, но за время эксплуатации он несколько раз менялся. Передача крутящего момента от коробки передач на задний мост осуществляется посредством карданного вала. Для модели ЗИЛ 130 использовали два вала, закрепленные на раме. Для версий с укороченной базой применялся один вал без промежуточной опоры. Первые трансмиссии для автомобиля были сконструированы в 1961 году, спустя 6 лет они претерпели небольшие изменения. В рестайлинговой КП убрали стопорное кольцо. Специальным резиновым уплотнителем была изолирована ручка переключения передач, что исключало попадание влаги в коробку передач. Картер сделали из высококачественного чугуна.

Тормозная система модели состояла из тормозов барабанного типа, функционирующих под воздействием пневмосистемы. Специализированный резервуар с повышенным давлением позволял сохранять воздушный резерв. В тормозе стояночного типа использовался барабан, блокирующий карданный вал.

Схема электрооборудования ЗИЛ 130

Внешность ЗИЛ 130 была весьма непривычной для моделей, выпускавшихся в 1960-х годах, потому автомобиль сразу привлекал внимание окружающих. Машина впервые получила невоенную окраску. Ранее все продукты завода имели цвет хаки

Теперь же появились модификации белого и голубого цветов. Специально для ЗИЛ 130 были подготовлены крылья обтекаемой формы, капот аллигаторного типа и панорамное лобовое стекло. Подобным решением оказались довольны далеко не все водители. Отказ от ветрового стекла дался не сразу. Другим запоминающимся элементом стала радиаторная решетка новой формы

Ранее все продукты завода имели цвет хаки. Теперь же появились модификации белого и голубого цветов. Специально для ЗИЛ 130 были подготовлены крылья обтекаемой формы, капот аллигаторного типа и панорамное лобовое стекло. Подобным решением оказались довольны далеко не все водители. Отказ от ветрового стекла дался не сразу. Другим запоминающимся элементом стала радиаторная решетка новой формы.

Цельнометаллическую кабину наградили передовым для того времени дизайном. Более того, даже сейчас она не смотрится устаревшей. В плане комфорта разработчики хорошо потрудились, а ЗИЛ 130 по этому показателю на голову превосходил большинство конкурентов. В 3-местной кабине (кресло водителя и сдвоенное место для пассажиров), ширину которой значительно увеличили, появились удобные сиденья и много пространства. Водительское кресло регулировалось в вертикальном и горизонтальном направлении. Можно было поменять и угол наклона спинки.

Расположение приборов в кабине было практически идеальным. В ЗИЛ 130 впервые использовали гидроусилитель руля, что делало его уникальным для того времени и повышало безопасность. При разрыве колеса на дороге удержать автомобиль стало значительно проще.

Грузовик получил классическую деревянную платформу с задним откидным бортом. Она считалась грузопассажирской и использовалась также и для перевозки людей. К решеткам бортов кузова крепились обычные откидные скамейки общей вместимостью 16 человек. Была и съемная скамейка на 8 пассажиров. В базовой комплектации автомобиля предлагались тент и съемные дуги. Высота кузова совпадала с высотой пола в вагонах поездов, потому выполнение погрузочно-разгрузочных работ существенно облегчалось.

За почти 50-летнюю историю ЗИЛ 130 зарекомендовал себя как надежный, неприхотливый и прочный грузовик. При этом автомобиль до сих пор можно встретить на российских дорогах, что подтверждает его высокое качество.

С этим читают

Устройство двигателя

Силовой агрегат состоит из нескольких составных частей, каждая из которых со своими особенностями. Двигатель ЗИЛ 130 представляет собой агрегат, устройство которого предусматривает наличие следующих компонентов:

Остов агрегата применяет в качестве материала чугун высокой прочности. В остов вмонтированы гильзы, мокрого типа, материал изделий, серый чугун марки СЧ 18-36 (феррит до 5%). Верх направляющей втулки поршня зажат уплотнением, удерживающим гильзу от смещения. Низ направляющей зафиксирован кольцами, материал которых, резина. С целью увеличить жёсткость блока, водяные полости со встроенными разделителями.

ЗИЛ 130, блок цилиндров агрегата:

Материал, из которого выполнено изделие, смесь металлов, основной компонент, алюминий АЛ-4. Внутрь вставлены сёдла из стали и механизм, направляющий клапана. Рабочая камера агрегата овально клиновидная. Сочленение головки агрегата и его остова уплотнено прокладкой, материал детали, асбест и сталь. Крепление головки к остову обеспечивается за счет болтов, в комплекте крепежных элементов насчитывается семнадцать штук. Из этих семнадцати болтов четыре отвечают за одновременное крепление оси рокеров. Сила, с которой крепёж соединяет головку и блок 7-9 кгс*м. Регулировку затяжки проводят с учётом температуры окружающей среды: в холодное время показатель силы стремится к «7», в теплое время показатель ближе к значению «9».

Что бы плоскости головки агрегата максимально плотно прилегали к остову, фиксацию крепежа выполняют с учётом определённой техники, силу распределяют равномерно, работу выполняют в 2 захода. После затягивания всех болтов, среднюю часть головки потягивают заново. Замена прокладки сопровождается очисткой отверстий головы и остова, а так же чисткой рабочей камеры от шлака.

ЗИЛ 130, головка блока цилиндров агрегата:

Деталь агрегата, соединяющая поршень с шатуном «палец».

Соединение обеспечивает скольжение детали в отверстии, фиксация от горизонтального перемещения обеспечивается за счет колец, которые стопорят палец с обеих сторон. Технология изготовления требует точности, при сборке детали подбирают под обслуживаемые узлы агрегата. Метод подборки, сортировка по группам и размеру, в частности, диаметру.

ЗИЛ 130, поршневой палец агрегата:

Монтаж предусматривает установку четырёх колец на каждый поршень. По назначению поршни делятся: одно для снятия масла, три для обеспечения компрессии. Компрессионные кольца в количестве двух штук (верхние) хромированы, третье кольцо по форме образует конус. Изделие, для съёма масла составное: две плоских окружности из стали, окружность, расширяющее по оси, окружность радиального расширения.

ЗИЛ 130, кольца поршневые:

Материал изделия, сталь, марка 40Р, в сечении представляют собой букву «Н». Низ шатуна снабжён тонкостенным вкладышем, материал сталь и алюминий. В верхней части находится втулка, материал, бронза.

  • Размер шатуна: 185,0мм;
  • Сечение верхнего отверстия: 27,5мм;
  • Сечение нижнего отверстия: 69,5мм.

Двигатель ЗИЛ-508


Верхнеклапанный двигатель V8 по конструкции был схож с двигателем лимузина ЗИЛ-111. Однако на 130-м двигатель объемом шесть литров развивал всего 150 л.с. Зато питался 72-м бензином. Верхнеклапанный двигатель V8 по конструкции был схож с двигателем лимузина ЗИЛ-111. Однако на 130-м двигатель объемом шесть литров развивал всего 150 л.с. Зато питался 72-м бензином.

Явление народу

Грузовик по тем временам получился новаторским, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Рулевое управление было c гидроусилителем, а пятиступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами всех, кроме первой, передач. Автомобиль спокойно трогался со второй, а первая ступень была нужна лишь для бездорожья или очень крутых подъемов. Потому ее сделали прямозубой.