Течь системы охлаждения в дороге, что делать?

Оглавление

Как устранить течь охлаждающей жидкости

Самостоятельно восстановить герметичность системы охлаждения довольно сложно. Для начала необходимо выяснить, где тёк антифриз, по характерным следам, оставляемым ОЖ. Такие работы как замена радиатора, патрубков, помпы, следует проводить в условиях автомастерской, так как они требуют определённых навыков от автомастера наличия специального оборудования.

Если течь небольшая, то можно использовать временную меру, заключающуюся в приобретении и добавлении в антифриз автомобильного герметика. Однако стоит знать, что герметик не только закрывает возникшие повреждения в системе — его использование негативно отражается на дальнейшей работе радиатора и помпы авто. Он может забить большую часть трубок в радиаторе, в результате чего эффективно охлаждать антифриз не получится, что приведёт к перегреву двигателя. Попадая на крыльчатку помпы, герметик также может вывести её из строя, поэтому использовать его можно только в крайних случаях.

Утечка антифриза: каковы основные причины, и как диагностировать проблему

Сама по себе утечка — это лишь симптом какой-то неисправности. Мы уже разобрались, что делать в момент обнаружения течи. Теперь разберёмся, как понять, в чём именно проблема.

Выяснить основные возможные признаки и причины утечки антифриза.

Простая на первый взгляд система охлаждения коварна тем, что охлаждает непосредственно мотор, а потому утечка антифриза может быть не только наружу, но и внутрь – в двигатель. Итак, перечислим основные признаки того, что в системе охлаждения имеются проблемы:

  • лужи и мокрые пятна под автомобилем;
  • мокрый пол в салоне (и жидкость на ощупь маслянистая, не напоминает воду);
  • падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке;
  • плохая работа отопителя салона (холодный воздух из «печки»);
  • частый перегрев двигателя, пар из-под крышки расширительного бачка;
  • запах антифриза в салоне;
  • пена в расширительном бачке;
  • белый дым из выхлопной трубы.

Причин утечки, разумеется, может быть несколько. Пойдем по порядку, от более очевидных к более сложным.

Если автомобиль не кипит и не перегревается, пол салона сухой, а уровень антифриза при этом постоянно падает, то скорее всего, причиной этого является банальная утечка. Основные точки потенциальной утечки, которые следует проверить, это:

  • расширительный бачок;
  • радиатор;
  • соединительные шланги и непосредственно места их крепления;
  • прокладка водяного насоса (помпы);
  • уплотнитель термостата.

Можно заметить, что в списке перечислены практически все подкапотные элементы системы охлаждения, и это делает проверку несколько трудозатратной

Основное внимание в ней следует уделить мелочам: например, трещины в расширительном бачке очень сложно заметить – они очень тонкие и расширяются только при высокой температуре и давлении в системе охлаждения. Аналогична ситуация с шлангами

Дефект радиатора – вполне популярная причина потери охлаждающей жидкости: его тонкие каналы легко повредить камнем или другим твердым предметом, попавшим в него на ходу. Течи прокладки термостата и помпы обычно более очевидны из-за мокрых пятен в соответствующей области. Ну а кроме того, помпа может разрушиться от старости и износа, но в этом случае поток жидкости будет таким, что его будет сложно не заметить.

Это вполне простая для диагностирования проблема. Если уровень антифриза падает, а под ногами пассажира или водителя лужа маслянистой жидкости, то это с огромной долей вероятности тот самый недостающий в бачке антифриз.

Чтобы удостовериться в проблеме внутри салона, можно отсоединить подводящий и отводящий патрубок отопителя под капотом и «закольцевать» их друг с другом. Если падение уровня антифриза прекратится – проблема точно внутри: это либо радиатор, либо патрубок, либо кран.

Это самая серьезная, затратная и сложная в разрешении проблема. Если автомобиль перегревается, в расширительном бачке появляется пена, есть проблемы в работе отопителя, а из выхлопной трубы идет белый дым – это с большой долей вероятности именно утечка антифриза в цилиндры. Притом на практике могут присутствовать не все вышеперечисленные симптомы. Еще два признака утечки антифриза в мотор – это белый налет на свечах зажигания и беловатая эмульсия на масляном щупе двигателя. В числе причин проблемы – пробой прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ), коробление самой головки блока, трещина в ней или же ее сильная коррозия.

Для устранения такой утечки потребуется снять ГБЦ и провести ее тщательный осмотр, а также проверку и при необходимости шлифовку на специальном стенде. Прокладка ГБЦ заменяется на новую. Самый неприятный возможный дефект – трещина в ГБЦ: в этом случае, скорее всего, потребуется ее замена.

Стоит заметить: иногда причиной «закипания» автомобиля является проблема с крышкой расширительного бачка. В ней есть специальный клапан, призванный компенсировать колебания давления в системе – и если он неисправен, работа системы охлаждения нарушается. Поэтому если машина «кипит», решение проблемы стоит начать с проверки и замены крышки расширительного бачка.

Другая потенциальная причина перегрева – отказ термостата. Если его клапан «залипает» в закрытом положении, то жидкость не циркулирует через радиатор и не охлаждается. Поэтому если температура охлаждающей выросла до критической, пощупайте подводящий и отводящий патрубки радиатора – если они холодные, проблема именно в термостате.

Причины неисправностей

Главная и наиболее распространенная причина, почему выгоняет антифриз из расширительной емкости – заклинивший либо загрязнившийся перепускной клапан крышки. В данном случае сжатому давлением воздуху деваться некуда, отчего жидкость прорывается в самом слабом месте – протекает по резьбе пробки или на стыке одного из патрубков.


Иногда клапан крышки «зависает» в открытом состоянии и система постоянно находится в контакте с атмосферой. В результате минимальная температура кипения жидкости уменьшается, а в патрубках образуется больше пара. Он покидает систему через отверстие в пробке, из-за чего уровень антифриза медленно понижается, причем утечек нигде не видно.

Теперь о других причинах неполадок:

  1. Антифриз может уходить из трещины в самом бачке, явившейся результатом неисправного клапана крышки. Если все соединения достаточно плотные, то давлением нередко разрывает корпус емкости.
  2. Не держит сальник помпы (водяного насоса). Вытекающая наружу жидкость попадает на шкив и ремень ГРМ (либо провода генератора), забрызгивая блок цилиндров с одной стороны.
  3. Течь радиатора охлаждения и печки возникает по причине коррозии либо внешнего механического воздействия. Например, удар камня от встречного авто по трубкам основного радиатора. Подробней о починке радиатора читайте тут.
  4. Прогорание прокладки между головкой и блоком цилиндром происходит из-за появления в ней микротрещин, куда из камер сгорания просачиваются газы. Трещина расширяется и соединяет камеры с водяными и масляными каналами, отчего технологические жидкости смешиваются и попадают в цилиндры.

Из-за перечисленных неполадок антифриз из расширительного бачкауходит постоянно и хозяину авто приходится его доливать чуть ли не ежедневно. Пробой прокладки – неисправность критическая, чреватая перегревом и масляным голоданием мотора, ведущим к выходу силового агрегата из строя и капитальному ремонту.

Косвенной причиной выброса антифриза может послужить поломка термостата. Когда его клапан заклинивает в закрытом положении, проток нагреваемой жидкости в основной радиатор перекрыт. Происходит циркуляция антифриза по малому кругу практически без охлаждения, в результате чего он начинает кипеть и испаряться через пробку расширительного бачка.

О неисправности термостата свидетельствует повышение температуры двигателя до 105 °С и более, а нижняя часть радиатора остается холодной. Если температурный датчик установлен в блоке цилиндров, электрический вентилятор будет работать постоянно и вы это услышите. В некоторых авто датчик вмонтирован в радиатор (а он остается холодным) и электровентилятор не спасает мотор от перегрева.

Что делать, если уходит антифриз?

Прежде, чем начать борьбу с этим явлением, следует провести полную диагностику транспортного средства. В первую очередь нужно определить, из-за чего возникла поломка. В подавляющем большинстве случаев уменьшение объема антифриза связано с протечкой из прокладки блока цилиндров. Ее замена позволяет полностью решить проблему. Сделать это можно на любом СТО или даже самостоятельно. Для этого следует придерживаться следующего алгоритма:

Заранее приобретите необходимый перечень запасных частей. К этому процессу следует подойти максимально ответственно, лучше всего выбирать детали исходя из кода автомобиля.
Снимите старую крышку блока цилиндров. Обычно она прикручена 8 или 12 болтами. Прежде, чем приступить к этому, следует отсоединить все узлы и патрубки, расположенные сверху. Также придется снять фильтры и проводку.
Открутите головку блока цилиндров. Делайте все максимально аккуратно, ведь болты будут затянуты несильно. Из-за этого и происходит попадание антифриза в двигатель. Снимайте все аккуратно, чтобы ничего не повредить.
В некоторых случаях болты могут оказаться сильно закрученными. Тогда придется снимать все головки. Учитывайте, что, если после снятия вы не обнаружили каких-либо дефектов, поставить старые детали уже будет нельзя. Запчасти одноразовые.
Сборку прокладки головки блока цилиндров проводят в обратной последовательности

Важно аккуратно затягивать болты, чтобы не сорвать их. Прикреплять головку нужно в шахматном порядке, также используют манометр, чтобы контролировать усилие.

Как найти утечку охлаждающей жидкости (антифриза)?

В дополнение к поддержанию в норме уровней всех жидкостей под капотом Вашего авто (конечно, если речь идёт не об электроавтомобиле), в том числе охлаждающей жидкости, проверяя автомобиль на предмет течей, Вы можете предотвратить беду в системе охлаждения Вашего автомобиля, следя за утечками, а также заменяя старые или поврежденные шланги. Общие “группы риска” в системе охлаждения – это те места, которые Вы должны проверить в системе охлаждения Вашей машины, представлены на схеме ниже.

  1. Внешняя утечка
  2. Внутренняя утечка
  3. Отложения ржавчины
  4. Трещины из-за сильного нагрева
  5. Утечка в системе выхлопных газов
  6. Утечка в системе всасывания воздуха
  7. Забитые воздушные каналы
  8. Неисправный термостат
  9. Формирование осадка в масле двигателя (при сливании масла)
  10. Радиатор системы охлаждения трансмиссии
  11. Клапан от перегрева
  12. Изношенные шланги
  13. Изношенный ремень привода вентилятора
  14. Утечка в крышке радиатора или его клапане
  15. Заглушка системы охлаждения

Посмотрите под Ваш автомобиль – желательно утром, после того, как он простоит всю ночь, чтобы увидеть наличие какой-либо жидкости на земле в районе капота. Если Вы вдругу увидите лужу под капотом, обмакните в неё палец и понюхайте – так Вы определите, топливо это или нет. Если эта жидкость не пахнет, и она зелёного, красного, синего, оранжевого или рыжего цвета, то возьмите фонарик и осмотрите всё пространство под капотом автомобиля, расположенном над лужей в поисках утечки – скорее всего, Вы сразу найдёте мокрое или влажное место. Не забудьте проверить шланги, ведущие к резервуару для очистки охлаждающей жидкости и радиатору.

Если вы не можете обнаружить утечку

Не обнаружение утечки не означает, что у вас ее нет. После того, как двигатель полностью остынет, проверьте уровень охлаждающей жидкости вашего автомобиля. Запомните, сколько жидкости находится в баке для охлаждающей жидкости вашего автомобиля. Индикатор уровня охлаждающей жидкости находится на боковой стороне прозрачного пластикового бака. Большинство баков имеют четкую минимальную и максимальную черту-маркировку. Уровень охлаждающей жидкости должен находиться между отметками «мин» и «макс». После этого, поездите на авто несколько дней и проследите — уходит ли куда-то жидкость или нет. Если жидкость никуда не уходит — поздравляю у вас все в порядке. В противном случае, записывайтесь в ближайшее СТО.

Источники

  • https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/sistema-ohdazhdeniya/uhodit-antifriz-podtekov-net-chto-delat.html
  • https://etlib.ru/blog/771-uhodit-antifriz-pochemu-gde-i-kak-ustranit-tech
  • https://AutoVogdenie.ru/kak-najti-i-ustranit-tech-antifriza.html
  • https://uremont.com/publications/articles/tech-antifriza
  • https://autozhidkosti.ru/antifreeze/kuda-uhodit-antifriz.html
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5beafefd84edee00aa843c51/3-prichiny-pochemu-iz-avtomobilia-uhodit-ohlajdaiuscaia-jidkost-techet-antifriz—5c3388f2b4150800aa727e94
  • https://zapchasti.expert/zhidkosti/ohlazhdayushhie/ustranenie-prichin-utechki-antifriza.html
  • https://zen.yandex.ru/media/dvigun/chto-delat-esli-vytek-antifriz-5cf5606734ace300afb2eb36

Признаки течи охлаждающей жидкости

Основной, и самый явный признак неисправности в системе охлаждения — лужа антифриза под моторным отсеком в месте стоянки автомобиля. Это может быть как полноценная лужа, состоящая из всего находившегося в системе охлаждения антифриза, так и несколько капель, что также не сулит автолюбителю ничего хорошего.

В первом случае причиной становится, с большей долей вероятности, порыв патрубка или радиатора. Заметить это довольно легко, достаточно только открыть капот и внимательно присмотреться. 

Во втором случае причина кроется в треснувшем патрубке, микротрещине в радиаторе, плохом соединении патрубков, неисправности прокладки. Тогда диагностировать, где течёт антифриз, значительно сложнее, и нередко сделать это быстро в состоянии только профессиональные автомеханики.

Кроме этого, ещё одним признаком течи охлаждающей жидкости является устойчивый запах антифриза в салоне: он свидетельствует о возникновении неисправности с отопителем. Часто появление запаха сопровождается мокрыми ковриками, и в этом случае приступать к устранению неисправности нужно незамедлительно. Пары антифриза ядовиты для организма, и при вдыхании способны вызвать тяжёлое отравление.

Повышенная температура двигателя может указывать как на неэффективность работы охлаждающей системы, так и на низкий уровень антифриза, возникший в результате его течи. Стоит знать, что на большей части современных авто установлен датчик уровня ОЖ, и при критическом значении антифриза на приборной панели загорается специальный индикатор.

В чем может быть проблема

Расширительный бачок – неотъемлемый компонент системы охлаждения ДВС. Основной задачей этого элемента является демпфирование колебаний давления внутри трубопроводов, которые возникают в результате уменьшения или увеличения объемов жидкости охлаждения при ее охлаждении и нагреве соответственно.

Эта емкость позволяет снизить нагрузки механического типа на всю систему охлаждения. Тем самым двигатель внутреннего сгорания защищен от гидроударов и появления воздушных пробок. Полностью предотвратить эти удары нельзя, в результате чего порой приходится разбираться в том, как же удалить воздушную пробку. По сути бачок восполняет дефицит жидкости в магистралях охлаждения и выступает в качестве приемной емкости при появлении излишков охлаждающей жидкости, что возникает при нагреве состава. Конструктивно это обычный с виду герметичный пластиковый бак.

Таким же неотъемлемым элементом узла выступает крышка расширительного бачка, которая выполняет еще и функции клапана. С его помощью в бачок поступает давление извне при его дефиците в системе, либо осуществляется сброс избыточного давления. Когда охлаждающая жидкость нагревается, жидкость постепенно расширяется, за счет чего происходит заполнение пространства бака. Параллельно с ростом испарений от нагрева повышается внутреннее давление.

Для различных конструкций бачков и конкретных двигателей автомобилей вместе с их системой охлаждения предусмотрены определенные пороговые значения давления. При их достижении, начинает срабатывать клапан, который выгоняет из системы лишнее давление. Бывают ситуации, когда антифриз/тосол уже кипит, давление увеличивается, но оно не сбрасывается. И выкидывает уже саму жидкость. Клапан не справляется со своими задачами. Далее мы рассмотрим причины и что делать с неисправностью.

Выбросы жидкости могут появляться уже после остановки двигателя и во время работы силовой установки.

Вытек антифриз: последствия для машины

Неисправности системы охлаждения неприятны и для автомобиля, и для водителя. Антифриз токсичен. В замкнутом пространстве он может привести к тяжелым отравлениям. Испарения особенно вредны в холодный период, когда запах тосола при включенной печке только усиливается.

Минимальный уровень охлаждающего состава приведет к закипанию и перегреву двигателя. При повышенном давлении любая коррозионная раковина или щель в распаявшемся стыке системы охлаждения будет только увеличиваться.

Также утечка антифриза приведет к дополнительным тратам: потребуется постоянное восполнение жидкости, покупка новых ковриков, других материалов салона, ведь старые со временем пропитаются неприятным запахом.

К чему приводит утечка охлаждающей жидкости

При обнаружении неисправности, когда антифриз уходит через расширительный бачок, лучше отказаться от дальнейшего движения до устранения проблемы. В противном случае можно столкнуться с перегревом мотора из-за недостаточного уровня ОЖ в бачке.

Если допустить нагрев двигателя выше нормы вследствие ухода антифриза, дальнейшая эксплуатация автомобиля приведет к следующим поломкам:

  • Выгорит прокладка крышки головки блока цилиндров.
  • Повышение температуры мотора окажет влияние на остальные детали блока цилиндров.
  • Материал прокладок головки блока цилиндров потеряет свои способности по обеспечению герметичности из-за действия повышенных температур.
  • Попадание антифриза в масляный поддон приведет к нарушению консистенции моторного масла. Снизится эффективность смазывания узлов, в итоге возможны гидроудар и заклинивание двигателя.

Нужно точно определить, куда уходит антифриз из расширительного бачка. Например, выдавливание его наружу свидетельствует о том, что в моторное масло охлаждающая жидкость не попадает.

Перегрев ДВС вызывает деформацию всех его узлов и агрегатов, что неизбежно влечёт возникновение проблем в работе. В частности, снижается мощность и КПД мотора, запуск становится затруднительным, а ремонт обычно обходится в немалую сумму.

Как найти место протечки антифриза

Система охлаждения расположена по всему периметру подкапотного пространства и вариантов, где может оказаться протечка, достаточно много.

Учитывая, что в системе постоянно сохраняется высокое давление, в основном следы антифриза можно найти в местах, где требуется повышенная герметичность.

Чтобы понять, где ее искать, нужно дать двигателю поработать пару минут на 2000—3000 оборотах. Система прогонит антифриз по системе и место утечки станет более явным.

Забегая наперед, если при первичном осмотре установить местонахождение течи не получилось, можно приобрести специальную флуоресцентную добавку, которая заливается в расширительный бачок.

После «прогонки» системы остается только вооружится ультрафиолетовой лампой и просветить возможные места на наличие ярких следов добавки, а вот где обычно возникают проблемы и почему, рассмотрим ниже.

Из-под головки блока цилиндров

Главным признаком в данном случае будет валящий из системы выхлопа белый дым, который образуется за счет испарения антифриза внутри блока.

Также сигналами могут выступать масляные пятна в бачке или налет на свечах (белого цвета). Но, в основном, для подтверждения «диагноза» достаточно одного взгляда на насадку глушителя.

Причин две – износилась прокладка ГБЦ или поврежден сам блок.

Термостат

Часто протечка может выступать из уплотнителя термостата. Данный узел по сути является регулятором количества поступающего в систему антифриза.

При повышении температуры клапан направляет охлаждающую жидкость по большому кругу системы через радиатор, а при низких температурах, наоборот, останавливает циркуляцию и гонит ОЖ через малый круг.

Единственный элемент, который может стать причиной протечки, является сам уплотнитель. В силу времени он изнашивается и требует замены.

Куда еще может уходить антифриз, если протечек нет

Бывает такое: все детали новые или машина только что из ремонта, а осмотр не дает результатов – не видно и следа течи. Однако все равно кажется, что антифриза становится меньше.

Интересно! Если с машиной действительно все в порядке, волноваться не стоит. Любая жидкость – и антифриз не исключение – со временем испаряется. Точнее, во время эксплуатации испаряется входящая в его состав вода, а все соли остаются на месте. Поэтому рекомендуется по мере испарения доливать понемногу чистую дистиллированную или деминерализованную воду. Потери эти небольшие – обычно до 10%. Если же антифриза уходит много, значит, что-то действительно не в порядке, просто вы до сих пор не обнаружили течь.

А еще антифриз при минусовых температурах сжимается и уменьшается в объеме, поэтому после холодной ночевки может показаться, что его стало меньше. При прогреве двигателя объем вернется к прежним показателям.

Можно ли ездить без охладителя в зимний период?

О такой ситуации тоже стоит поговорить, потому что мои клиенты этим часто интересуются. Дело в том, что иногда хладоген замерзает в системе и доставляет водителям кучу проблем. Так вот, ездить зимой без охладителя тоже нельзя. Конечно, проехать какое-то небольшое расстояние вполне допускается, но постоянно, этого делать не стоит.

Раньше выпускались моторы с воздушным охлаждением (такой был установлен на Запорожце), но сегодня подобных машин немного и современные агрегаты сделаны из массивного сплава. Неисправная система охлаждения может привести к деформации, а затем и к заклиниванию движка. Исправить ситуацию можно будет только капитальным ремонтом, а в отдельных случаях, лишь заменой.

На что влияет уровень антифриза?

Антифриз циркулирует в системе охлаждения по различным трубкам и каналам. До того, как двигатель достигнет рабочей температуры, охлаждающая жидкость проходит по малому кругу. При достижении температуры +90 °C включается термостат, который запускает антифриз по большому кругу.

В процессе работы антифриз расширяется, увеличиваясь в объеме на 3-5 %. Все его излишки отправляются в расширительный бачок. При охлаждении жидкость сжимается, а ее излишки снова поступают в двигатель. Благодаря этому предотвращается образование паровых пробок, негативно влияющих на работоспособность силового агрегата, а также поддерживается оптимальный уровень ОЖ.

Но если уровень охлаждающей жидкости ниже нормы, происходит нарушение температурного режима двигателя. В итоге происходит перегрев головки блока цилиндров, на ней образуются трещины и разрушаются масляные и охладительные каналы. Определить это можно по падению компрессии и мощности двигателя, увеличенному расходу топлива и другим факторам, которые могут привести к серьезным поломкам.

Если же антифриза больше заданного производителем уровня, в системе охлаждения повышается давление, что влечет протечки шлангов, радиатора или крышки расширительного бачка. При контакте холодной жидкости с радиатором происходит резкий перепад температуры. В некоторых случаях из-за этого могут образовываться трещины.

Как бороться с попаданием антифриза в силовой агрегат машины?

Самым сложным в обнаружении и ремонте является скрытая причина, того куда уходит антифриз. В большинстве случаев ремонт связан с заменой прокладки на силовом агрегате. При этом затягивать с ремонтом строго противопоказано и, несмотря на всю кажущуюся сложность предстоящей процедуры – ее можно выполнить самостоятельно в условиях гаражного бокса, для чего провести следующие действия:

Приобретается соответствующая двигателю новая прокладка

Важно подобрать прокладку для конкретной марки автомобиля иначе все работы не приведут к желаемому результату.
Демонтируется крышка головки блока, которая крепится в зависимости от конструктивных особенностей авто 8 или 12 болтами. Обычно перед этим необходимо отсоединить или снять установленные сверху узлы, патрубки, фильтры и провода, которые мешают разборке.
Затем откручивается непосредственно головка блока, что не всегда удается легко, так как болты затянуты с большим усилием

Если обнаружится, что болты были незатянуты, то и причина попадания антифриза в мотор кроется в этом. Часто после подтяжки крепежа проблема с утечкой антифриза пропадает.
Если же болты оказались затянутыми, то без снятия головки не обойтись. Очень важно понимать, что даже если на прокладке не будет обнаружено явных дефектов использовать ее повторно нельзя, так как она одноразовая и меняется при каждой разборке двигателя автомобиля.
Когда прокладка будет заменена выполняется сборка в обратной последовательности. Важно правильно затягивать болты на головке блока. Процедура должна выполнятся в шахматном порядке с использованием манометра для контроля прилагаемого усилия.

В большинстве случаев при скрытой утечке антифриза после замены прокладки блока головки проблема исчезает. Рассмотренные причины, являются самыми распространенными, хотя не исключена возможность того, что лопнул сам блок. Но данная проблема встречается крайне редко, да и то на старых автомобилях, которые не проходили плановых технических осмотров.

Как найти место утечки антифриза

Поскольку охлаждающая жидкость может уходить из разных мест системы, нужно знать, где и как искать проблемный участок.

Визуальный осмотр патрубков и хомутов

Путём визуального осмотра можно выявить места подтёков ОЖ. Чем больше она вытекает, тем проще найти место утечки. Процедуру следует начинать именно с патрубков, поскольку на многих авто они имеют свободный доступ. При осмотре нужно тщательно проверить каждый шланг охладительной системы, особенно если элементы менялись давно.

Патрубки проверяют путём визуального осмотра

В труднодоступных местах для проверки можно использовать зеркало. Повреждённые шланги подлежат замене. Если подтёки на них не обнаружены, их всё же стоит осмотреть в целях профилактики. Дополнительно визуальному осмотру подвергают хомуты. Иногда бывает, что утечка ОЖ вызвана ослабленным креплением. В этом случае более сильная затяжка хомутов позволяет избавиться от рассматриваемой проблемы.

Использование картона

С применением листа картона или бумаги можно определить даже минимальную протечку. Для этого необходимо под моторный отсек положить лист бумаги. После длительной стоянки на материале будут отчётливо видны капли или лужица антифриза. Исходя из выявленного места можно приступать к поиску участка с неисправностью, что будет сделать гораздо проще.

Зачастую обнаружить утечку можно по лужице под автомобилем или использовать картон, если утечка незначительная

Проверка расширительного бачка

Диагностику расширительного бачка можно выполнить несколькими способами:

  1. Протирают корпус насухо. После этого прогревают мотор до рабочей температуры и смотрят, есть ли на корпусе подтёки антифриза.
  2. Ёмкость демонтируют, сливают ОЖ и проверяют её при помощи автомобильного насоса и манометра. Для этого создают давление порядка 1 атмосферы и следят, будет ли оно снижаться или нет.Проверить расширительный бачок можно при помощи насоса с манометром
  3. Посредством насоса создают давление в системе охлаждения, не снимая бачок. Таким образом, есть вероятность, что течь удастся обнаружить быстрее.

При подаче давления в систему удаётся выявить места протечек

Диагностика крышки

Клапан крышки можно проверить довольно простым способом. Для этого на холодном моторе откручивают пробку и трясут её возле уха. Если в клапане будет слышно, что внутренний шарик щёлкает, значит, устройство исправно. При отсутствии такого звука можно попытаться промыть крышку. Если это не поможет, то лучше её заменить.

Использование флуоресцентной добавки в антифриз

Довольно оригинальным способом диагностики системы охлаждения является использование специальной добавки в ОЖ. Сегодня такие средства представлены большим ассортиментом. Как правило, их добавляют в тосол, а проверку выполняют на работающем моторе ультрафиолетовой лампой.

Одним из эффективных способов поиска утечки ОЖ является диагностика с помощью ультрафиолетовой лампы

С её помощью выявляют место утечки, поочерёдно проверяя элементы и механизмы системы. Этот способ проверки относится к наиболее эффективным, поскольку позволяет выявить скрытые места утечки, а также когда ОЖ уходит в минимальных количествах. При визуальном осмотре такие места отыскать довольно сложно.