Какие службы нужно вызывать при дтп в первую очередь

Важные изменения в страховом законодательстве

Страховое законодательство, в частности, Закон об ОСАГО непрерывно меняется с 2014 года, вносятся все новые дополнения. Меняются сроки рассмотрения заявления и выплат в сторону сокращения, увеличиваются возможные суммы выплат по страховке.
В частности, в 2021 году при сборе документов по ДТП необходимо предоставить копию полицейского протокола по ДТП и личные данные участников столкновения, включая номера полисов ОСАГО. Водителям следует проявлять внимательность и быть в курсе всех новых изменений и постоянно отслеживать актуальные нововведения
Особое внимание следует уделить срокам предоставления документации.
Независимая экспертиза с оценкой повреждений автомобиля теперь может проводиться только после вынесения решения экспертов страховой компании. Если вы недовольны оценкой страховых экспертов, вы вправе заказывать дополнительную независимую экспертизу и взыскивать со страховой документально подтвержденную разницу стоимости ремонта в судебном порядке.
Страховым компаниям есть что ответить на желание клиентов получить более дорогой ремонт в денежном эквиваленте
Согласно законодательству ОСАГО, страховая компания вправе заменить денежную выплату возмещения ущерба на ремонт и восстановление ТС в одном из своих партнерских автосервисов. Это позволяет страховой компании сэкономить средства и избежать манипуляций с деньгами

Важно знать, как именно будет выполняться замена поврежденных запчастей. Практикуются 2 основных схемы – замена любых поврежденных деталей новыми, независимо от уровня изношенности и замена старых запчастей исправными, но бывшими в употреблении.

Правила выплат по ОСАГО при ДТП в 2015 году

В прошлом году в законодательстве произошли существенные изменения:

Поменялся порядок действий, совершаемых при обращении к страховщику. При участии в аварии 2 машин и отсутствии серьезных повреждений и вреда, причиненного здоровью, необходимо нести документы в свою СК, а в остальных случаях – в организацию, страховавшую виновника ДТП.

Если пострадало только ТС, максимальный платеж составляет 400 000 рублей на человека.

Если был причинен вред здоровью людей, СК обязана выплатить до половины миллиона для каждого человека, пострадавшего в результате дорожно-транспортного происшествия.

Выплата производится по документу виновника аварии, и размер платежа определяется по дате подписания его договора.

Также поменялся порядок обращения в компанию для последующего получения компенсации. Стороны обязаны направить в СК заполненные бланки извещения в течение 5 суток с момента наступления страхового случая. При опоздании виновника предусматриваются выплаты со стороны страхователя – возмещение ущерба, причиненного компании.

Максимум, который может отдать потерпевшему СК (при повреждении имущества) – 50 000 рублей для большинства регионов и 400 000 для столицы, Санкт-Петербурга и области (при предоставлении доказательств – фото и видео, фиксирующих обстоятельства аварии).

Поменялись и обязанности лиц, оформивших страховку ОСАГО и представителей компаний. Машина потерпевшего предоставляется для осмотра в течение 5 суток после аварии. При этом автомобиль должен предъявляться по требованию представителей организации.

Машина водителя, виновного в ДТП, осматривается в течение 10 суток со дня происшествия. До истечения определенного срока (15 дней) автовладелец не имеет права ремонтировать или сдавать в утиль свое ТС. Срок страховой выплаты по ОСАГО 2015 не должен превышать установленного по закону.

Также вступили в силу следующие изменения:

Лимит компенсации вреда, причиненного жизни и здоровью участников ДТП, вырос – до 500 000 руб.

Если лицо, участвующее ДТП, получило травмы, выплаты будут рассчитываться по определенной таблице.

Расширился список бенефициаров.

Что делать если страховая отказывается выплачивать компенсацию?

Представитель страховщика вправе отказать в выплатах пострадавшему только при следующих обстоятельствах:

  1. Подача неполного пакета документов, либо наличие на части бумаг следов подделки, которые вызывают сомнения в подлинности. В этом случае, рассмотрение обращения будет отложено до момента представления всех необходимых документов;
  2. Отказ владельца от прохождения экспертизы для оценки причиненного ущерба. При этом, необходимо учесть, что первоначальную экспертизу должны провести именно эксперты страховой. Все независимые экспертизы принимаются к рассмотрению только в ходе судебного разбирательства;
  3. Неверное оформление полиса ОСАГО. Проблемы с получением выплат могут возникнуть, если изначально для оформления полиса были предоставлены подложные документы, либо сам документ является фальшивым и не имеет законной силы. Причиной для отказа могут стать и опечатки (ошибки) при указании данных об автомобиле или его владельце (водителе). Этот пункт касается полисов обеих сторон, как пострадавшей, так и потерпевшей;
  4. ДТП признано нестраховым случаем. Все ситуации, подпадающие под это определение, описаны в договоре страхования. Наиболее часто встречающая причина отказа в выплатах – состояние алкогольного опьянения пострадавшего водителя. Согласно нормам 2019 года, количество промиллей в крови должно быть равно 0;
    наличие проблем у страховой компании. Отзыв лицензии не является причиной отказа в выплатах, однако, срок их получения может значительно затянуться.

Выше перечислены законные основания для отказа в выплатах пострадавшей стороне. Все остальные условия и причины являются неправомерными.

Вне зависимости от причин, любой отказ должен быть зафиксирован письменно. Срок для отправки такого уведомления – 20 рабочих дней. Страховой компании запрещено сообщать пострадавшему устно или по телефону о том, что ему отказано в получении компенсации.

Если срок получения выплат затягивается, либо имеет место немотивированный отказ, то такое решение страховщика подлежит обжалованию в суде. В случае положительного решения, истец вправе рассчитывать на получение всей полагающейся суммы и сверх нее – пени в размере 0,5% от суммы за каждый день просрочки.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84

Согласно действующему в 2019 года закону «Об ОСАГО», максимальный срок получения выплат пострадавшим в ДТП – 25 рабочих дней. В этот период входит 5 дней, необходимых для обращения в страховую и подачи документов, и 20 дней для рассмотрения поданных бумаг и перечисления средств представителем страховщика. Отказы и превышения оговоренного срока подлежат обжалованию в суде.

Как действовать сразу после ДТП

По правилам дорожного движения (пункт 2.5 ПДД) участник ДТП обязан:

  1. Немедленно остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.
  2. Не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. Это поможет сотрудникам ГИБДД и участникам ДТП восстановить картину событий.

То, как действовать дальше, зависит от того, чему нанесен вред — только имуществу или здоровью и жизни людей.

Если в ДТП пострадали только автомобили или имущество

Водитель обязан:

  1. Если автомобиль создает препятствие для других автомобилей — освободить проезжую часть

Предварительно обязательно зафиксируйте на телефон или камеру:

  • положение автомобилей по отношению друг к другу;
  • положение автомобилей по отношению к объектам дорожной инфраструктуры (границы проезжей части, знаки и т. д.);
  • следы и предметы, относящиеся к происшествию (осколки, тормозной путь и т. д.);
  • повреждения транспортных средств.
  1. Если участники ДТП не согласны друг с другом по поводу обстоятельств происшествия, нужно записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию и ждать их указаний.
     

    С 2021 года при наличии разногласий можно оформить ДТП без сотрудников полиции через приложение «Помощник ОСАГО». В этом случае лимит страхового возмещения снизится до 100 тысяч рублей.

  2. Если у участников ДТП нет разногласий, сообщать о происшествии в полицию не обязательно. Можно заполнить Европротокол — это обиходное название процедуры оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции. Также можно оформить ДТП через приложение «Помощник ОСАГО».

Если в ДТП поврежден только автомобиль виновника, полицию можно не вызывать — например, если водитель съехал в кювет или врезался в сугроб. Этот вывод следует из Постановления судьи Верховного Суда РФ от 8.11.2018 года (Дело№ 18-АД 18-59).

Если в ДТП погибли или ранены люди

Если в ДТП погибли или ранены люди, водитель обязан оказать первую помощь пострадавшим и вызвать скорую помощь и полицию.

В экстренных случаях нужно:

  • если это возможно —  доставить пострадавших на своем автомобиле в ближайшую больницу, сообщить в медучреждении свою фамилию, госномер автомобиля и вернуться на место происшествия;
  • если невозможно доставить пострадавших на своем автомобиле — отправить их в больницу на попутном транспорте.

Если автомобиль блокирует движение, по возможности нужно организовать объезд. Если объезд организовать невозможно, нужно освободить проезжую часть. Предварительно зафиксируйте на телефон или камеру:

  • положение автомобилей по отношению друг к другу;
  • положение автомобилей по отношению к объектам дорожной инфраструктуры (границы проезжей части, знаки и т. д.);
  • следы и предметы, относящиеся к происшествию (осколки, тормозной путь и т. д.), повреждения транспортных средств.

Также запишите фамилии и адреса очевидцев и ждите прибытия сотрудников полиции.

Если телефонной связи нет, попросите проезжающих мимо водителей передать информацию о ДТП на ближайший пост ГИБДД и ожидайте прибытия сотрудников полиции.

Стоит ли оформлять каско: мнение автовладельцев

От дураков никто не застрахован.

«Единственное, что спасет, — это каско. Ты можешь всегда ездить по правилам ДД, а в тебя врежется неопытный водитель. Лично я всегда оформляю каско, и все свои машины сразу ремонтирую после аварий. Конечно, такая страховка недешевая. Но зато можно ни о чем не переживать. К примеру, лобовое стекло на мой автомобиль обойдется в 16 000 руб. По страховке можно менять его хоть сколько раз, точно так же как и фары. Не нужно вызывать госавтоинспектора и оформлять справки. Есть страховой комиссар, не придется в ГИБДД обращаться, если нужно, машину эвакуируют, и за это также не нужно платить.

Недавно купили авто и его цена от 1 млн и более? Тогда тем более только каско. Не беру в расчет кражу автомобиля. Мой друг подарил жене камри, спустя неделю машину украли. Он успел оформить каско. Как только уголовное дело закрыли, сразу получил компенсацию. А другой мой знакомый купил премиальный мерседес и не оформил страховку из принципа. Мне такой подход непонятен, но каждый сам решает».

Смотря какая машина.

«Если купили новый автомобиль, то делать страховку надо. Это удобно, можно сохранить деньги, потому что сегодня, чтобы отремонтировать машину, придется изрядно потратиться. Всякое случается на дорогах: колесо оторвало, камень прилетел и т. д. Но если машина старая, в плохом состоянии, то и страховку не обязательно оформлять. Починить такой автомобиль будет недорого, можно самостоятельно отремонтировать, если понадобится».

Проще самому откладывать.

«Считаю, что делать каско бессмысленно. Для своих машин всегда ОСАГО использовал, и меня все устраивает. У каско какая особенность: если случится ДТП, то, прежде чем вы получите компенсацию, пройдет много времени. Придется заплатить страховой компании намного больше, чем размер выплат. Поэтому логичнее ежемесячно откладывать денежные средства на будущий ремонт авто. Конечно, нужно иметь силу воли, чтобы накопить нужную сумму».

Главное правильно выбрать компанию.

«На протяжении нескольких лет работаю в страховой компании. Уверена, что полис каско делать необходимо, особенно если у вас новая или дорогостоящая машина

Самое важное – подобрать страховую фирму. Если ваш выбор будет правильным, то компенсацию после ДТП выплатят быстро, и вам не придется собирать множество справок.

Что делать, если машина старая, нужно ли оформлять каско? Тут есть свои особенности

Например, многие страховые фирмы не работают с автомобилями, возраст которых больше 7–10 лет. Кроме того, сумма выплат уменьшится, если детали сильно изношены, то есть чем старее машина, тем меньше компенсация. Можно оформить страховку без износа деталей, но ее цена в этом случае будет гораздо выше». 

Просто посчитайте!

«Что касается каско, то здесь есть два варианта развития событий. Первый: страховку оформляет неопытный автолюбитель. То есть многие считают, что лучше не тратить деньги на каско, а поехать в путешествие или купить новый телевизор. Человек принципиально не хочет отдавать денежные средства страховой компании, а потом еще и доказывать, что он имеет право на компенсацию. Второй вариант: водитель соглашается на оформление каско и готов переплатить, только чтобы спать спокойно. То есть вы все это время просто ждете, случится ли авария или же нет.

Делаем простые математические расчеты и изучаем статистические данные, чтобы понять, каковы ваши шансы на получение страховки, и решаем, какой вариант для вас лучше».

Это вопрос дохода.

«Водитель понимает, что нужно делать каско только после ДТП. Ведь у многих заработная плата небольшая. Человек не может позволить себе потратить крупную сумму на оформление дорогостоящей страховки, которая, скорее всего, и не пригодится. Эти же деньги лучше откладывать на будущий ремонт машины. Многие отказываются не то что каско, но даже ОСАГО оформлять. Все зависит от того, какой у вас доход, а у большинства жителей нашей страны он не слишком высокий».

Обвинение в ДТП заведомо ложное

Так бывает, когда автовладелец хочет отремонтировать свежую царапину или вмятину на авто за счет страховой или другого человека. Обычно на парковке у дома или у работы он находит автомобиль с «подходящими» повреждениями и обращается в ГИБДД, утверждая, что именно он задел его машину. В этой ситуации поможет трасологическая экспертиза с ответом на вопрос: «Соответствуют ли повреждения на автомобиле А, повреждениям на автомобиле Б, и могли ли они возникнуть в результате взаимного контакта в результате ДТП» (на обоих авто должны остаться сопоставимые повреждения и, возможно, следы краски), показания свидетелей, записи с камер наблюдения, видеорегистраторов, любые другие доказательства того, что обвиняемый водитель в ДТП не участвовал.

Раскрываем секреты о ДТП

Иногда при оформлении нового страхового полиса у работника компании могут возникнуть сомнения касательно того, был ли человек в ДТП. Такие сведения иногда нужны при продаже автомобиля, а также при трудоустройстве водителя в транспортную компанию.

Можно ли как-то узнать, было ли дорожно-транспортное происшествие у данного лица или нет? И если да, то как это можно сделать?

Проверка при оформлении полиса ОСАГО

Еще несколько лет назад, водитель, который попадал в ДТП, мог избежать повышающего коэффициента на следующий год очень простым способом: достаточно было просто поменять страховщика. Сейчас, когда данные обо всех застрахованных водителях содержатся в базе Российского Союза Автостраховщиков, эти данные доступны и страховым компаниям, и РСА, и также компетентным органам, например, ГИБДД и т.д.

Класс водителя можно определить по системе ОСАГО: существует 15 классов, которые позволяют понять, был ли он в дорожно-транспортном происшествии. Человеку, который только сел за руль, присваивается 3 класс, при этом КБМ будет иметь значение 1.

С каждым годом, класс будет повышаться, а коэффициент снижаться на 0,5%, но лишь при условии безаварийной езды. Если данный автолюбитель не станет виновником дорожно-транспортного происшествия в результате нарушения правил дорожного движения, значит, на следующий год он получит 4 класс, а коэффициент будет снижен до 0,95. Следовательно, стоимость ОСАГО будет дешевле на 5%.

Если у водителя накопилось 5 лет безаварийного стажа, то он, имея 7 класс и 0,80 коэффициент, на следующий год автоматически получает 5 класс. Скидка у него сохранится, но вместо 25%, положенных ему на следующий год, он получит всего 10%.

Соответственно, исходя из этих цифр, можно выяснить, было ли у данного водителя участие в ДТП.

Для этого необходимо ввести следующие данные:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата рождения;
  • серия и номер водительского удостоверения.

После этого, вам будет доступна вся страховая история водителя, и работодатель может получить её очень быстро.

Проверка по VIN номеру

Проверка по вин-коду чаще всего осуществляется при необходимости продажи транспортного средства. Кроме внешних признаков того, что автомобиль был в ДТП, таких как, нарушение геометрии кузова, вмятины, царапины, а также неравномерное лакокрасочное покрытие, проверить наличие аварий можно по этому номеру.

Вин-код машины часто сравнивают с отпечатками человеческих пальцев, поскольку в случае любого ДТП, любого восстановительного ремонта, в единую базу заносятся данные об этих манипуляциях. По сути, это идентификационный номер кузова.

Что можно узнать по коду?

  • марку, модель, год выпуска автомобиля;
  • когда она была продана;
  • было ли ДТП;
  • была ли угнана;
  • была ли куплена в кредит;
  • сколько человек были владельцами данного транспортного средства.

Данный номер можно увидеть в таких местах:

  • под капотом;
  • на лобовом стекле в специальном окошке;
  • на стойке у двери водителя;
  • в некоторых автомобилях под обшивкой пола у водительского кресла.

Сегодня существует большое количество интернет-сервисов, по которым можно платно и бесплатно узнать информацию об автомобиле. Стоимость такого «анализа» невысокая, поэтому, если вы хотите приобрести не битый автомобиль, не находящийся под арестом или в кредите, не имеющий неприятных историй, лучше проверить.

Если вы покупаете автомобиль, то еще одним способом проверить было ли у его бывшего хозяина ДТП, является оценка профессионального автомеханика.

Как видите, существует несколько способов определить, был ли автомобиль в ДТП, и есть ли «на совести» водителя какие-либо нарушения ПДД, повлекшие за собой инцидент на дороге. Будьте внимательны и бдительны!

Ответственность за ДТП

Если присутствует человеческий фактор, то виновного нужно привлекать к ответственности. Вид ответственности, к которому нужно привлечь виновного, зависит от вида ДТП и степени тяжести ущерба. Иногда виды ответственности пересекаются между собой и виновного привлекают по нескольким статьям законодательства.

Гражданско-правовая

Редкая авария обходится без привлечения человека к гражданско-правовой ответственности. Это денежная компенсация, которую виновный выплачивает пострадавшему. Согласно ст. 1079 ГК РФ, данный вид ответственности наступает, если возможно определить виновника. То есть, авария не стала следствием, например, стихийного бедствия.

Когда виновник ДТП будет выявлен и установлен, он должен оплатить весь ущерб, который причинил. В состав входит:

  • Материальный вред, который был причинён предметам, принадлежавшим пострадавшему – ТС, груз внутри.
  • Вред, который был причинён зданиям, сооружениям, находящимся вокруг места аварии.
  • Компенсация расходов, которые понёс пострадавший для восстановления здоровья – медобслуживание, покупка медикаментов, приобретение специальных устройств для реабилитации.
  • Расходы на погребение, если следствием аварии стала смерть человека.
  • Моральный вред – взыскивается не всегда и только по решению суда (иногда по договорённости между сторонами).

Административная. Штрафы

Административная ответственность наступает в том случае, если авария произошла по причинам, прописанным в КоАП РФ. С юридической точки зрения, ответственность наступает не за происшествие на дороге, а за нарушение ПДД.

Виновнику ДТП нужно заплатить штраф, если следствием аварии стал лёгкий или средней тяжести вред здоровью. Сумма штрафа отличается – от 2 до 25 тысяч рублей. Водителя также могут лишить прав на срок от 1,5 до 2 лет.

Уголовная ответственность

Наступает в том случае, если следствием аварии стали тяжёлые травмы людей или смерть. Причина происшествия на дороге определяется как нарушение ПДД или нарушение правил эксплуатации ТС.

Виновника привлекают по ст. 264 УК РФ. Последствия могут быть следующие:

  • Следствием аварии стал тяжкий вред здоровью. Виновнику могут ограничить свободу на 3 года, приговорить к принудительным работам на 2 года, арестовать на полгода или полностью лишить свободы на срок до 2 лет. Применяется один из видов наказания, а не в совокупности.
  • Следствием происшествия на дороге стал тяжкий вред здоровью, а виновник находился в состоянии алкогольного или иного опьянения. Его могут приговорить на 3 года к принудительным работам или к тюремному заключению сроком до 4 лет.
  • Следствием аварии стал смерть одного человека – принудительные работы на 4 года или тюремное заключение сроком до 5 лет.
  • Следствием аварии стала смерть одного человека, а у виновника доказано алкогольное или иное опьянение. Наказывают только в виде лишения свободы на срок от 2 до 7 лет.
  • Следствием происшествия на дороге стала смерть 2 и более людей. Наказать могут так – приговорить к принудительным работам на срок до 5 лет или к тюремному сроку до 7 лет.
  • Следствием аварии стала смерть 2 и более людей, виновник был пьян (факт доказан) – реальный тюремный срок от 4 до 9 лет.

Статьи по теме

Уходит антифриз, а подтеков нет: причины и устранение проблемы

Почему не работает омыватель лобового стекла и как устранить неполадку

Датчик уровня антифриза: ремонт или только замена

Ремонт рулевой рейки: этапы и особенности

Можно ли мешать тосол с антифризом: мнение экспертов и автолюбителей

Диагностика рулевого управления автомобиля: почему без нее никак

Не работают дворники: причины неисправности и метода решения проблем

Течет бачок антифриза: поиск неисправности и пути устранения

Стук при повороте руля: основные причины неисправности

Сломалась рулевая рейка: причины и дальнейшие действия

Жидкая резина для автомобиля: преимущества и особенности использования

Стук в рулевой рейке: ищем причину, разбираемся с последствиями

Как поменять моторчик дворников: простые советы опытных автовладельцев

Как убрать стук рейки и продлить срок ее службы

Стук рулевой тяги: причины, диагностика, замена

Документы при оформлении ДТП

Если между сторонами аварии не возникло никаких разногласий и оба не хотят ждать сотрудников ГИБДД в таком случае используется бланк оформления ДТП, который выдается страховой компанией при оформлении полиса ОСАГО. Иначе его называют Европротокол. Его используют только если в аварии нет пострадавших, у обеих сторон есть действующие полиса ОСАГО, вред причинен только имуществу и ущерб не превышает 400000 рублей (для Москвы).

Подробнее о Европротоколе
Справка о ДТП

Также, в число ДТП входит наезд на препятствие. Имеется ввиду, что при таком происшествии, транспорт наехал или ударился о неподвижный предмет. Например, на ограждение, деревья, столбы, открытая дверь близстоящего автомобиля и прочее. Оформление ДТП при наезде на препятствие возможна как с сотрудниками ГИБДД, так и без их участия.

Порядок оформления ДТП сотрудниками ГИБДД приблизительно следующий:

1выясняются сведения:

  • ФИО и другие данные водителя,

  • сбор данных свидетелей,

  • перечень полученных ТС повреждений.

2составляет протокол осмотра места происшествия,

3оформляет справку о ДТП по форме №154,

4составляет схему ДТП,

5составляет протокол осмотра и проверки технического состояния машины,

6составляет протокол контроля трезвости водителей.

Процедура оформления ДТП без инспектора может быть осуществлена, только если в аварии не пострадали люди, участники ДТП не имеют претензий относительно причиненного вреда имуществу друг друга.

Если же участником аварии выступает лишь одно лицо, то вызов инспектора ГИБДД на место ДТП для фиксации аварии обязательно.

Оформление дорожно-транспортного происшествия очень трудоемкий процесс, на который уходит приличное количество времени. Чтобы узнать как сэкономить его и не остаться в аварии крайним обратитесь к квалифицированному специалисту, который подробно ответит на все ваши вопросы.

Какой порядок действий при ДТП?

  • немедленно остановитесь, включите аварийку;

  • выставите знак аварийной остановки на расстоянии в 15 м от ТС в населенном пункте, 30 м от ТС вне населенного пункта;

  • если есть пострадавшие, окажите первую медицинскую помощь и вызовите карету скорой помощи;

  • вызовите инспектора ГИБДД;

  • до приезда инспектора не перемещайте ваше ТС;

  • запишите все обстоятельства аварии, повреждения авто, а также, данные свидетелей аварии;

  • при составлении протокола инспектором убедитесь в том, что все повреждения указаны;

  • зафиксируйте данные виновника.

В каких случаях можно съехать на обочину?

Если в аварии нет пострадавших людей, а вред нанесен только имуществу.

Какие действия должны зафиксировать участники ДТП?

  • положение ТС,

  • повреждения ТС,

  • данные свидетелей ДТП.

Что делать, если обстоятельства ДТП у участников вызывают разногласия?

Необходимо записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия. Обязательно зафиксировать положения ТС на фото или видео.

Как поступать, если обстоятельства ДТП не вызывают разногласий?

Вызывать сотрудника полиции необязательно. В этом случае водители могут:

  • оформить документы о ДТП на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции;

  • заполнить бланк извещения о ДТП;

  • не оформлять документы о ДТП, если пострадали только участники ДТП.

В каком случае можно оформить бланк извещения о ДТП?

Если в аварии нет пострадавших, у обеих сторон есть действующие полиса ОСАГО, вред причинен только имуществу и ущерб не превышает 400000 руб.

Входит ли наезд на препятствие в число ДТП?

Да, входит.

Какой порядок оформления ДТП сотрудниками ГИБДД?

  • выясняются сведения;

  • составляется протокол осмотра места происшествия;

  • оформляется справка о ДТП по форме №154;

  • составляется схема ДТП;

  • составляется протокол осмотра и проверки технического состояния машины;

  • составляется протокол контроля трезвости водителей.

Если участником ДТП является одно лицо, обязателен ли вызов инспектора?

Да, обязателен.

Предусмотренные страховые платежи

Поскольку данный вопрос законодательно не регулировался, страховщики брали решение этой проблемы на себя. Как правило, существовало два варианта действий:

  1. Сотрудники страховых компаний не выплачивали компенсацию никому, объясняя свои действия тем, что степень виновности участников аварий не была установлена. Поступали они в данном случае неправомерно, видимо, в надежде, что водители не пойдут в суд, чтобы доказать свое право на получение денег.
  2. Руководствуясь принципом справедливости, компании делили сумму причитающейся компенсационной выплаты пополам. Каждый из потерпевших и одновременно виновных в результате получал 50% на возмещение причиненного ущерба.

Современная судебная практика тоже предполагает похожий вариант выхода из ситуации, схожий с описанным выше. Судьи опираются в принятии решения по делу на статью 1083 ГК РФ, которая говорит, что если невозможно установить степень виновности, то она будет признана равной.

Однако пункт 2 этой же статьи требует, чтобы каждая сторона получила выплату, соразмерную степени своей вины. Теоретически все верно, только предоставить доказательства, для распределения степени виновности каждой стороны, сложно. Суды обычно не вникают в тонкости, а присуждают участникам происшествия выплату средств в равных долях.

Степени вины

С 2014 года после внесения поправок к закону «Об ОСАГО» ситуация поменялась. Согласно гражданскому законодательству, степень вины бывает двух видов:

  • различная,
  • равная.

Пункт статьи 12 гласит: если в совершении ДТП виновниками признаются одновременно каждый из участников, то страховая фирма обязана выплатить каждому пострадавшему денежные суммы пропорционально степени их вины. При отсутствии возможности установить вину одного из водителей, автоматически они оба признаются виноватыми в равной степени.

Степень виновности устанавливает только судья в ходе судебного заседания, по итогам которого выносится решение с указанием вины каждого водителя. На основании исполнительного листа будут выплачиваться суммы установленного судом размера.

Накануне судебного разбирательства нужно правильно подготовить документы по оформлению ДТП. Следует учесть, что не все нарушения ПДД могут явиться поводом для вынесения судом решения об обоюдной вине. На первом месте всегда стоит принцип разумности. Например, один водитель забыл застегнуть ремень безопасности, а другой ехал по полосе встречного движения. Естественно, суд признает виновным второго водителя.

Когда судебного решения нет, получается, что никто не виноват, значит, страховая с полной уверенностью в своей правоте может отказать в компенсационной выплате.

Обращение в страховую компанию необходимо, если:

  • все участники дорожной аварии признаны виновными;
  • виновность была не установлена в силу ряда причин.

Пакет документов должен подаваться страховщику не позднее 5 рабочих дней после ДТП. По прошествии установленного периода получить компенсацию будет труднее.

Если страховщики не согласны с величиной сумм ущерба и компенсация не выплачивается в срок, то проблема решается путем судебного разбирательства. Судья может назначить страховым фирмам выплатить требуемую величину ущерба, и тогда страховка будет оплачиваться в полном объеме. В противном случае страховщиков ожидает немалый штраф. Так что если сотрудники страховой фирмы отказали в приеме документов или задерживают выплату компенсации, можно пригрозить им обращением в суд.

После реформирования сферы обязательного страхования оба участника ДТП при установлении обоюдной вины, теперь могут обращаться только в те страховые фирмы, у которых приобретали страховой полис.

Особенности толкования «обоюдной вины»

Обоюдная вина в ДТП на дороге может быть как реальной, так и кажущейся.

Бывает, что водитель допустил нарушение правил, но в происшедшем столкновении он не виноват. Рассмотрим, к примеру, два реальных случая из судебной практики аварий по обоюдным ДТП:

  1. Водитель выехал в город на машине, на которую не оформлена страховка по ОСАГО, нарушив тем самым требование п.2.1.1 ПДД. Подъехав к перекрёстку, он остановился на стоп-линии, так как светофор замигал и переключился на красный свет, но на него сзади наехал грузовик. В данной ситуации различные нарушения ПДД совершили оба водителя, но виновен в столкновении только водитель грузовика, который не соблюдал нужную дистанцию, поэтому фактически здесь в ДТП нет обоюдной вины. В этом случае виновником происшествия будет определён с большой долей вероятности водитель грузовой машины, а пострадавшим будет первый водитель.
  2. Точно такой же случай из судебной практики, только нарушение пострадавшего состояло в том, что он оказался пьяным за рулём. Нарушителями ПДД, как и в первом случае, признаны оба водителя. Но виновником ДТП признан наехавший сзади водитель из-за несоблюдения требуемой дистанции. Пьяный водитель признан пострадавшим, но виновным в управлении транспортом в нетрезвом состоянии, за что привлечён к выплате штрафа и временному лишению водительских прав. На восстановление автомобиля он получил страховку по ОСАГО от страховой компании виновника аварии.

К сожалению, существует много нюансов в толковании случаев дорожных происшествий по обоюдной вине и последствий по страховым выплатам. В практике судебного разбирательства были и такие случаи, когда страховое возмещение выплачивалось обеим сторонам в полном объёме на том основании, что в положении по ОСАГО не предусмотрено сокращение страховой компенсации в зависимости от установленной степени виновности участника ДТП, случившегося по обоюдной вине.

Если в дорожной аварии существуют какие-то признаки обоюдки, то участникам следует особо внимательно отнестись к оформлению протокола сотрудниками ГИБДД, чтобы в нём были отмечены все детали ДТП, свидетельствующие о виновности противной стороны

Не стесняйтесь обращать внимание инспектора на обстоятельства, которые были упущены в протоколе или схеме аварии

Может быть и так, что один из участников ДТП, осознавая свою вину и надеясь возместить причинённый ущерб за счёт страховой компании, признаёт свою виновность. Однако в дальнейшем, когда выясняется, что размер ущерба превышает максимальную сумму страховки ОСАГО и ему придётся оставшуюся часть компенсировать пострадавшему из своего кармана, он передумывает брать вину на себя и обращается в страховую фирму с заявлением, что в аварии имеется факт обоюдной вины.

Тем самым страховой компании предоставляется возможность сократить или отменить выплаты, которой она обязательно воспользуется и приостановит процесс компенсации ущерба потерпевшему до завершения рассмотрения дела в суде. Если на суде адвокат докажет, что имело место обоюдная вина участников, то первоначальный потерпевший не сможет рассчитывать на возмещение ущерба со стороны страховой компании, а первоначальный виновник аварии  освободится от обязанности выплачивать компенсацию пострадавшему из своего кармана.