Оглавление
- Чем болеют гибридные «Приусы»
- Руководство по эксплуатации и ремонту
- Что такое гибридный автомобиль
- Важно!
- Первое поколение Toyota Prius, кузов XW10 (1997-2003)
- Батарея и заряд
- Легенды и быль
- Как заряжается аккумулятор электромотора
- ⇡#Интересные технологии
- Комплектации Toyota Prius для европейского рынка
- Какие секреты хранят «Приусы» на вторичном рынке
- Модификации
- Комплектация Toyota Prius (ZVW30)
- Как работает «Тойота Приус»
- Типичные проблемы и неисправности
- Нужно ли её заряжать и как правильно это делать
- Принцип работы гибридного автомобиля
- Минусы Приус 20
- Вид гибридной установки
Чем болеют гибридные «Приусы»
Батарейный блок «Приуса» боится перегревов. Поэтому система кондиционирования охлаждает не только салон, но и батареи. Из-за этого усложняется обслуживание системы. Для дозаправки кондиционера подойдёт далеко не каждый сервис. Нужно и специальное оборудование, и квалифицированные специалисты. Не любит автомобиль и длительного простоя — батареи склонны к саморазряду, что для них губительно.
Гарантия на блок батарей — всего 8 лет или 160 тысяч километров. А это немного, если вы покупаете подержанный автомобиль. Далеко не каждый сервис возьмётся оценить степень износа батарейного блока, если вы соберетесь приобретать «Приус». И это ещё один повод отказаться от «гибрида».
Электропривод тоже может потребовать замены. Производителем заявлен ресурс в 250-300 тыс. км. Помимо электроустановки всю картину портят такие классические болячки, как слабая шумоизоляция, низкая посадка и долгий прогрев салона из-за слабой мощности двигателя. К тому же в целом надёжный двигатель после 100 тыс. км начинает потреблять масло, и требуется замена маслосъёмных колец. Стоит такая услуга от 17 тысяч рублей.
ЛКП оставляет желать лучшего. Как и другие бюджетные иномарки, на вторичном рынке старые машины будут иметь сколы по кузову.
Из-за объёмных батарей багажник у модели маленький — 360 литров. Его хватит для пары чемоданов средних размеров. А вот для путешествий всей семьёй такого объёма может оказаться маловато.
Также читайте: Не газуй: как выбрать автомобиль на ГБО
Руководство по эксплуатации и ремонту
Покупая транспортное средство, каждый автомобилист получает эксплуатационное руководство к авто. В нем подробно описано, как диагностировать и ремонтировать узлы автомобиля (даже такие, как прикуриватель), изменять фазы газораспределения, проводить замену рабочих жидкостей, осуществлять чистку движка и его шлейфов.
Также мануал включает в себя рекомендации по эксплуатации, советы по прошивке борткомпьютера. В нем объясняется, как ремонтировать систему тормозов, предохранитель, руль, помпу, подвеску, автокондиционер, движок, трансмиссионный агрегат (АКПП) авто.
Что такое гибридный автомобиль
Вообще, гибридный автомобиль — это автомобиль, использующий для привода колёс более одного источника энергии. Причём вторым источником необязательно может быть электромотор. Но поскольку мы говорим о Тойоте Приус, то вторым источником будет именно электропривод.
Приус оснащён обычным двигателем внутреннего сгорания (ДВС) небольшой мощности и в дополнение электромотором с батареей аккумуляторов. Пока энергии ДВС достаточно для движения, электропривод отключен. Как только бензиновому двигателю не хватает сил (разгон, подъём и т. п.), ему на помощь приходит электромотор. Помогать ДВС или нет, решает бортовой компьютер. Участие водителя здесь не требуется.
Заряжается же батарея электропривода от специального генератора, но не постоянно (иначе никакого выигрыша в использовании электропривода бы не было), а только тогда, когда ДВС нечем или почти нечем заняться. К примеру, при неспешной езде, езде накатом, на спусках или при работе на холостых оборотах. Таким образом, в АКБ сохраняется энергия, которая всё равно пропала бы даром.
Поэтому гибридный автомобиль — это совсем не «на чём захочу, на том поеду» и тем более не электромобиль. Он ездит на бензине, а электромотор — помощник.
Гибридный автомобиль Toyota Prius
Важно!
1. Для ремонта трансмиссии требуется электроэнергия напряжением 1кВ. Работы должны проводиться в специальных перчатках.
2. О том, что силовая установка активна, свидетельствует надпись «READY» на дисплее приборной панели. После выключения зажигания напряжение в системе может сохраняться до 10 минут.
3. В случае аварии необходимо заглушить двигатель кнопкой Power на приборной панели и отнести ключ на 5 метров от машины. Если кнопка Power не доступна, необходимо открыть капот, все двери и вынуть все предохранители из коробки с предохранителями, а затем отсоединить 12-вольтовую батарею.
4. Металлический кузов эффективно изолирован от высокого напряжения. Возможный пробой контролируется системой, которая сообщает «Check Hybrid System». Информацию нельзя недооценивать, хотя сообщение может появиться и из-за других, менее опасных причин.
Первое поколение Toyota Prius, кузов XW10 (1997-2003)
Впервые Приус представили в 1997 году в Токио. Чуть позже, первое поколение перебралось на Европейский рынок. Данная модель была единственным на то время гибридом, которая перешла в массовое производство.
Дизайн модели XW10
Говорить о дизайнерском совершенстве в начале 2000-х нечего. Передняя часть имеет простые фары треугольной формы с закруглёнными краями. Маленькая радиаторная решётка разделена эмблемой на две части. Внизу бампера, по центру, размещён двойной решётчатый воздухозаборник.
Toyota Prius 1 поколение кузов 10 вид спереди
Профиль машины имеет угловатые формы с длинной линией капота и резким наклоном на багажник. Сзади также размещена пара округлых фар, обрывающих свою форму на стыке с багажником. Задний бампер немного приподнят.
Toyota Prius кузов 10, 1997-2003
Внутри нас ожидал 5,9-дюймовый экран мультимедиа, показывающий основную информацию.
Toyota_Prius кузов 10, 1 поколение салон
Передняя панель переехала на верхнюю часть торпедо, где остаётся и по сегодняшний день. Данное решение позволило не отвлекаться от дороги, глядя на спидометр и расход топлива. Салон рассчитан на 4 человека.
Приборная панель и мультимедиа
Технические характеристики Toyota Prius в кузове 10, первое поколение
Для Приуса 1-го поколения применяется параллельная конструкция установки. Это означает, что электромотор выступает в роли вспомогательного агрегата. Совместная работа с ДВС осуществляется за счёт соединения их планетарным редуктором.
Гибридный двигатель
Автомобиль оснащён бензиновым четырёхцилиндровым мотором 1NZ-FXE, объёмом 1,5 литра. Мощность мотора составляет 58 л.с., а крутящий момент – 102 Нм. Расход топлива по городу мог доходить до 6 литров.
Электродвигатель имеет 30 кВт мощности и 305 Нм крутящего момента. Питается он от никель-металлогидридной батареи, ёмкостью 6,5 А*ч. Она состояла из 40 блоков по 6 батареек в каждом. Установленный инвертор ограничивал поступающую для зарядки энергию до напряжения 13,8 Вольт.
Первый Prius мог набрать скорость 150 км/ч. Разгон до «сотни» составлял 17 секунд.
Из систем безопасности присутствовал только комплект подушек, а также системы ABS и EBD.
Батарея и заряд
Основным нововведением обновленного двигателя Тойота Приус 20 является увеличенное в 2 раза напряжение цепи питания электродвигателя авто. Мощностные показатели автомобиля повысились до 50 киловатт.
Синхронный электрический мотор переменного тока, изготовленный компанией Тойота, располагает ротором с особыми магнитами. Максимальные обороты мотора авто увеличились с 6.5 тысяч до 10 тысяч оборотов в минуту. Это позволило повысить отдачу движка автомобиля на средних оборотах ДВС на бензине. Обновленный инвертор стал на двадцать процентов более компактным. Теперь, когда постоянный ток от батарейки преобразуется в переменный, напряжение достигает 500 вольт вместо 202. Движок продуцирует много тепла, потому оснащен охлаждающей системой (жидкостного типа).
Металлгидридно-никелевый аккумулятор, созданный специально для данного авто, на четырнадцать процентов легче прошлой версии, располагает повышенной на тридцать пять процентов плотностью заряда. Это обеспечивается применением улучшенных электродных материалов и оптимизированной системой соединения аккумуляторных ячеек. Саморазряд батарейки уменьшился на двадцать три процента, следовательно, она больше времени сохраняет заряд в выключенном состоянии.
Новинкой движка является возможность езды на одном электричестве. Когда автомобилист нажимает клавишу EV, авто начинает ехать на электрической тяге, не продуцируя токсичных выхлопов и не издавая шума. Данный режим возможно включить лишь при полном заряде аккумулятора автомобиля. Максимальная скорость – 50 километров в час. На электротяге можно проехать один-два километра.
Легенды и быль
На многих форумах можно встретить реплики, что по сроку службы «Приусы» значительно превосходят обычные автомобили. И да и нет. С тем, что детали тормозной системы гибрида (колодки и диски) подвергаются минимальному износу, не поспоришь, ведь существенную работу по замедлению машины выполняет стартер-генератор в режиме рекуперации. Меньше достается и бензиновому мотору, так как его обороты не выходят из оптимальной зоны и частенько движение происходит только за счет электротяги. В общем, при нормальном уходе, своевременной замене масла и фильтров ДВС и при пробеге в 300 тыс. км находится в полном здравии. Но выдюжит ли этот мотор без ремонта еще сотню тысяч, уже вопрос.
Практичность – один из основных козырей этого автомобиля. По удобству и простору дивана «Приус» на уступит моделям среднего класса. И дачники не останутся внакладе. Минимальный объем багажника – 445 л. Максимум при сложенных сиденьях – 1220 л
А вот рассчитывать на вечную жизнь амортизаторов, сайлент-блоков, стоек стабилизаторов подвески – наивно. Эти детали «Приуса» подвергаются таким же нагрузкам, как и на схожей по габаритам и весу «Королле». Следовательно, и сроки их службы примерно равны.
Как заряжается аккумулятор электромотора
Эту модель можно заправлять только бензином. Электричество для аккумулятора вырабатывается, когда электродвигатель взаимодействует с ведущими колёсами. Тут есть два основных способа зарядки. Первый — за счёт системы рекуперации, когда при торможении вырабатывается ток. Второй — активная система подзарядки — специальный генератор, который приводится в действие бензиновым двигателем.
В модели два основных режима движения:
- EV — только электротяга, на батареях (когда батареи полностью заряжены);
- HV — гибридный режим ДВС плюс электротяга (аккумулятор заряжается бензиновым мотором).
⇡#Интересные технологии
Toyota Prius четвёртого поколения — первый автомобиль, построенный на новой глобальной архитектуре TNGA (Toyota New Global Architecture). Переход на новую архитектуру заметно изменяет в том числе и характер автомобиля: за счёт более низкого центра тяжести, уменьшения общей высоты автомобиля и высоты капота улучшаются и драйверские способности — в этом мы уже убедились на примере новой Toyota Camry. Да и сам Prius неплохо показал себя на гоночном треке при первом знакомстве — управлять им действительно приятно. Переход на TNGA позволил “Приусу” увеличить полезный объём салона и багажника: по сравнению с предшественником, места над головой передних пассажиров стало больше на 25 мм, а объём багажного отделения увеличился на 57 литров.
Положительно на характер автомобиля повлияло и увеличение жёсткости кузова на 60 %, а также уменьшение его массы на 50 кг. Помогать беречь топливо должен и сниженный до 0,24 коэффициент аэродинамического сопротивления. Но, конечно, самое интересное в “Приусе” — это его гибридная силовая установка. В её основе лежит бензиновый двигатель объёмом 1,8 литра и мощностью 98 л. с. Как утверждают японцы, благодаря использованию системы рециркуляции отработанных газов, а также новых методов терморегуляции и уменьшения потерь на трении, двигатель Prius может похвастать самым высоким среди всех серийных бензиновых ДВС в мире уровнем термодинамической эффективности — 40 %!
В паре с ДВС трудится электромотор мощностью 53 кВт, крутящий момент у него достигает 163 Н·м. Суммарная мощность пары моторов равна 122 л. с., что позволяет набирать 100 км/ч за 10,6 с — довольно неплохой показатель для этого класса.
Комплектации Toyota Prius для европейского рынка
Автомобиль продается в европейских странах в следующих комплектациях:
- Entry;
- Business;
- Park Assist;
- Executive.
Вышеперечисленные комплектации авто включают в себя:
- узел антиблокировки (АБС);
- узел антипробуксовки;
- узел распределения усилия тормозов;
- усилитель резкого торможения;
- узел устойчивости курса;
- борткомпьютер;
- климат-контроль;
- подушки безопасности авто;
- занавески;
- вместительный багажный отсек;
- регулирование кресла по высоте;
- складывающееся заднее кресло;
- фиксатор для детского кресла;
- регулирование рулевого колеса по высоте;
- электрический усилитель рулевого колеса авто;
- центральный замок;
- электрические стеклоподъемники;
- диски 16” из легких сплавов;
- мультируль;
- клавишу EV;
- задний дворник с омывательным элементом, дворники ветрового стекла;
- расположенные сзади противотуманные фары.
Продаваемые на шведском рынке авто оснащены подогревом кресел и обогревом зеркал.
Базовая комплектация – Entry, Business включает в себя:
- расположенные спереди противотуманные фонари (с биксеноном, заменившим ксенон);
- монитор повышенного разрешения;
- доступ без ключа;
- круиз-контроль;
- магнитолу JBL (включает в себя CD changer на шесть дисков, цифровой усилитель, девять динамиков, AUX).
В комплектацию Park Assist, кроме всего вышеперечисленного (исключая медиасистему JBL), входят:
- управление голосом;
- функция автоматической парковки;
- система GPS-навигации;
- Bluetooth;
- штатная медиасистема (AUX, шесть динамиков).
Executive различается с предыдущей комплектацией тем, что в ней нет функции автоматической парковки автомобиля, однако имеется медиасистема JBL.
Какие секреты хранят «Приусы» на вторичном рынке
Не рекомендуем покупать «Приусы», которые попадали в аварии. При серьезных ДТП велик риск повреждения блока аккумуляторных батарей. Батарея не терпит «травм» корпуса блока. Даже после незначительных «толчков» они могут перестать правильно функционировать. А новый блок стоит 80-100 тыс. руб.
Мы нашли на вторичном рынке типичный пример машины, которая после покупки может сулить проблемы.
Для этого был запрошен подробный отчёт через сервис «Автокод» .
Как мы видим из отчета, авто побывало в ДТП. Удар пришелся на правую переднюю часть. А такой удар мог повлечь повреждение батарейного блока или связующих узлов.
Если удар был достаточно сильный, то наверняка задето колесо. А значит, система рекуперации, которая отвечает за подзаряд батарей, возможно, тоже была повреждена. Машине уже 8 лет, а значит, у нее закончилась гарантия на батарейный блок.
Модификации
Семейство «Приуса» третьего поколения оказалось самым плодовитым, причем не только по сумме проданных в мире экземпляров, но и по количеству модификаций. Кроме обычной версии в 2009 году японцы вывели на рынок подзаряжаемый гибрид (ZW35) с тяговой батареей емкостью 21,5 Ач. Чтобы досыта накормить этот аккумулятор от сети с напряжением 220 В, требуется полтора часа. Зато потом можно проехать только на электротяге 23 км. Через два года в благородном гибридном семействе появился универсал Prius V cо стандартной силовой установкой, но с увеличенным на 50% багажником. В Штатах этот автомобиль предлагали в пятиместном варианте, а в Японии и странах Европы продавали семиместные машины.
Реальная экономия топлива в городских режимах, положительный имидж, просторный салон, вместительный багажник, похвальная надежность при правильном уходе
Долгий прогрев салона при низких внешних температурах, во избежание разряда тяговой батареи недопустимы длительные простои без движения
Комплектация Toyota Prius (ZVW30)
Главным изменением в комплектации Toyota Prius 30 в салоне стала передняя панель, поделенная на две зоны. Систему управления автомобиля расположили ниже, чем в Приусе второго поколения. Над ней располагается рычаг изменения режимов движения. Высота рулевого колеса срезана на 10 см, что позволяет водителю чувствовать себя комфортнее. Удобное расположение головного дисплея позволяет мгновенно получать необходимую информацию.
Конструкция сидений в Toyota Prius в 30-м кузове изменена. Передние спинки снабжены регулировкой и стали значительно уже, что обеспечивает большее удобство пассажирам, сидящим сзади. Благодаря более компактной системе охлаждения аккумуляторной батареи стало возможным расширение объема багажника на 30 литров, общий размер которого составляет 445 литров, а при снятых задних сиденьях — более 1100 литров.
Варианты комплектации
Базовый вариант — Приус 30 L комплектации:
- Доступ без ключа к водительской двери.
- Диски R15 (литые).
- Колпаки, улучшающие аэродинамику.
- Фары с линзами.
- Рулевое колесо с мультисистемой.
- Дополнительные поворотные огни на боковых зеркалах.
- Запуск двигателя с помощью кнопки.
- Режимы электромобиля и экономии топлива (EV Mode, ECO/PWR).
Комплектация S, в отличие от базовой в ней добавлены:
- Подлокотник для задних кресел.
- Подлокотник между передними сиденьями выдвижного типа.
- Регулировочная система по высоте для сиденья водителя.
- Дворник на задние стекла.
- Противотуманная оптика.
- Шторки в багажнике.
- Жесткий поддон из пластика в багажнике.
- Кожаная обивка руля, люк, солнечные панели, утепление капота, смарт-ключ на двери пассажиров.
Комплектация S Led edition:
Фото комплектации S Led edition Тойота Приус 30 (открыть)
- Светодиодные фары с линзами.
- Омыватели оптики.
- Салон из алькантары (возможна 2-х цветная компоновка).
- Руль с кожаной обивкой.
Комплектация S TOURING SELECTION:
- Литые диски R17.
- Светодиодные фары с линзами и омывателем.
- При наличии штатного гидроусилителя автопарковка.
Комплектация S TOURING SELECTION MY COORDE (рестайлинговые модели с 12.2011 г):
Фото комплектации S Touring Selection MY COORDE (открыть)
- Видоизменился бампер.
- Кожаный салон (светлого с комбинацией темного цвета).
- Руль с кожаной обивкой.
Максимальная комплектация G:
- Люк.
- Вентиляция в салоне с помощью солнечной батареи на паркинге.
- Наличие круиз — контроля.
- Обивка салона алькантара.
- Кожаная обивка руля.
- Смарт — ключ на передние и заднюю дверь.
- Капот снабжен шумо — и теплоизоляцией.
Зимняя комплектация на Тойоту Приус (редко встречается), может быть дополнением любой комплектации:
- Зеркала, область действия дворников и задняя противотуманная фара с подогревом.
- Наличие тэнов в печке.
Как работает «Тойота Приус»
Второе поколение «Приуса» — это пятидверный хэтчбек. В зависимости от комплектации в нем может быть до шести подушек безопасности, ESP, климат-контроль и даже навигация. Работу автомобиля обеспечивают два источника мощности — электромотор 50 кВт и неприхотливый цепной мотор 1,5 л, 77 л. с. Они могут работать одновременно, поочередно и дополнять друг друга при необходимости.
Запуск и разгон производится от электромотора. После того, как машина наберет скорость, включается ДВС. При нажатии на тормоз мотор отключается и заряжает батарею. При ускорении, обгоне или движении на высокой скорости он снова вступает в работу.
Суммарная мощность гибридной установки — 110 л. с. (с учетом сложения общих диапазонов работы). При должном обслуживании она стабильно запускается в любой мороз.
В городе расход топлива не превышает 6 литров. Почти 40% городского пути ДВС остается выключенным. На шоссе вместе с увеличением скорости расход топлива вырастает до 8 литров.
Коробка передач — вариаторная с электронным управлением E-CVT. Такое сочетание способно разгонять машину до сотни за 10,9 секунд. Особых проблем у КПП не замечено, требуется только регламентная замена масла.
Типичные проблемы и неисправности
Тойота Приус не имеет фатальных дефектов. А силовой привод очень надежен. Двигатель внутреннего сгорания объемом 1,8 литра работает по модифицированному циклу Аткинсона (впускной клапан остается открытым на некоторое время, даже когда поршень начинает возвращаться, тем самым фактически имитируя ход поршня переменной длины).
Вместо, зачастую проблематичного, вариатора с ограниченным сроком службы здесь установлена практически вечная планетарная передача. Она работает с электродвигателем, который тоже не имеет характерных заболеваний. Но это не означает, что машина не требует обслуживания. Бензиновый мотор, как и любой другой двигатель, регулярно нуждается в обновлении масла и фильтров. А после 300-400 тыс. км может прогореть прокладка под головкой блока, либо потечь насос системы охлаждения. Вскоре подвести может клапан системы EGR. Он легко доступен сверху и нередко оживает после очистки.
Если и возникают какие-то мелкие механические неисправности, то, как правило, из-за пренебрежения регулярным обслуживанием. Проблемы появляются и после длительных стоянок, в процессе которых полностью разряжается аккумулятор. Этот автомобиль не должен «простаивать».
Toyota Prius прошел через пару больших отзывов. Один касался автомобилей, произведенных до января 2010 года – встречались проблемы с ABS на разбитых дорогах. В феврале 2014 года был объявлен второй. На этот раз ремонта требовала гибридная установка. Существовала опасность перегрева транзисторов инвертора, в результате автомобиль переходил в безопасный режим или полностью обесточивался. Дефект затронул все экземпляры и вполне возможно, что Ваш автомобиль данная проблема еще ждет впереди. Стоимость нового инвертора от 320 000 рублей, б/у – от 20 000 рублей.
В зимнее время порой начинают капризничать центральный дисплей, не охотно реагируя на прикосновения. Не слишком качественный интерьер временами скрипит, а пластик легко царапается.
Тем не менее, надежность автомобиля оценивается, как выше среднего. Он регулярно занимает первые места в рейтингах удовлетворенности и надежности.
Определенные опасения у многих вызывает срок службы аккумуляторов. Это правда, что зимой их емкость, и, прежде всего, готовность сдвинуть автомобиль с места на чистой электротяге снижается. Но в умеренном климате даже после 100 000 км или 5 лет эксплуатации (срок гарантии), значительного уменьшения мощности батареи не ощущается. Владельцы даже после 300 000 км не жалуются на падение емкости аккумуляторов.
Необходимость замены никель-металлогидридной батареи (Ni-MH) может возникнуть только после механических повреждений, например, в результате аварии. Стоимость новой высоковольтной батареи – от 280 000 рублей, б/у – от 45 000 рублей.
Нужно ли её заряжать и как правильно это делать
Все мы привыкли, что аккумулятор обычного автомобиля при необходимости или для профилактики можно снять и зарядить стационарным зарядным устройством. Необходимо ли то же самое делать с аккумулятором Тойоты Приус? Теоретически ВВБ Приуса — обычная NiMH батарея, и зарядить её не будет проблемой. Но на практике не всё так просто. Во-первых, зарядное устройство с выходным напряжением 250 В мало у кого есть, а точнее, ни у кого нет. Во-вторых, необходимо хорошо представлять, как правильно заряжать никель-металлогидридную батарею. Во время зарядки бортовой компьютер контролирует и принимает те или иные решения по следующим параметрам:
- по абсолютной температуре;
- по скорости изменения температуры;
- по отрицательной дельте;
- по максимальному времени заряда;
- по максимальному давлению;
- по максимальному напряжению.
Чтобы учесть все эти факторы, необходимы не только знания, но и соответствующее оборудование, которое уж точно ни у кого из нас в гараже не пылится. А без учёта всего этого мы не только не зарядим ВВБ, а надёжно убьём её.
Делаем однозначный вывод — высоковольтную АКБ Тойоты Приус самостоятельно заряжать нельзя. Если ВВБ села, то просто запускаем двигатель стартером и тарахтим на холостых оборотах или тихонько едем в пункт назначения на бензине. ДВС для этого сил хватит, а о заряде побеспокоится бортовой компьютер.
Кроме того, если высоковольтная батарея села, то это верный признак того, что с автомобилем что-то не так. Даже если мы её снимем и каким-то чудом зарядим, то это лишь до следующего раза. Проблема не исчезнет. Поэтому заводим свой Приус обычным стартером, едем в сервисный центр. Там проведут полную диагностику, а если с автомобилем всё в порядке, зарядят АКБ по всем законам физики.
Принцип работы гибридного автомобиля
Основная задача инженеров Toyota состояла в том, чтобы создать экономичную машину, которая на трассе не уступала бы мощным «железным коням», но при этом имела бы небольшой расход двигателя. Для этого было использовано сочетание ДВС и электромотора. Чтобы достичь максимальной эффективности, в Тойоте Приус оба источника мощности могут работать отдельно, вместе и параллельно.
Итак, принцип работы гибридного Тойота Приус. Запуск двигателя и разгон автомобиля производится с помощью тягового электромотора. Он вращает внешний сателлит планетарного редуктора и передавая, таким образом, крутящий момент на колеса. Но на аккумуляторе далеко не уедешь. Поэтому, как только автомобиль набрал скорость, в дело включается ДВС.
Совместное использование электромотора и ДВС позволяют добиться максимального КПД (коэффициента полезного действия) всей системы, поскольку. При нажатии на тормоз двигатель внутреннего сгорания отключается и происходит так называемое рекуперативное торможение (вся энергия от сопротивления преобразуется в электрическую), при котором электродвигатель, работая в режиме генератора, заряжает аккумуляторную батарею.
Если автомобилю снова требуется повышенная мощность, например для обгона, вновь включается электромотор, энергии которого вполне хватает для резкого набора скорости. Схемы работы гибридных автомобилей были рассчитаны для увеличения экономичности авто и снижения выброса углекислого газа в атмосферу. При повышении расхода топлива (при нажатии на педаль газа), управляющий компьютер посылает сигнал на делитель мощности и включает электрический источник, что позволяет ДВС работать в режиме без нагрузок.
Toyota обладают уникальной надежностью и гибкостью, поскольку управление движением производится большей частью по проводам, минуя использование сложных узлов и агрегатов. Кстати, в гибриде Тойота Приус генератор выполняет роль стартера, и помогает «раскрутить» ДВС до необходимых 1000 оборотов.
Режим работы двигателя
- Старт. Перемещение при помощи только электрической тяги.
- Движение с постоянной скоростью. В этом случае производится передача крутящего момента на генератор и колеса.
- Генератор, при необходимости, подзаряжает аккумулятор и передает энергию на электромотор. При этом происходит суммирование крутящих моментов обоих тяговых установок.
- Форсированный режим. Электромотор, получая дополнительное питание от генератора, усиливает мощность бензинового двигателя.
- Торможение. Гибрид тормозит большей частью при помощи электродвигателя. Однако при сильном нажатии на педаль, задействуются гидравлические узлы, и торможение происходит обычным способом.
Минусы Приус 20
Рассмотрев основные для Тойота Приус 20 характеристики, нельзя не отметить некоторые недостатки машины во втором поколении, которые проявились во время ее эксплуатации:
- сильное расходование масла, возникающее после того, как машина преодолеет границу в 150 тысяч км пробега, что связано с сильным износом маслосъемных колпаков, засором маслосъемных колец;
- невысокий дорожный просвет, создающий определенные сложности во время езды на проселочной дороге, при парковке, по этой причине не редкими являются повреждения бампера (переднего или заднего), картера двигателя, защиты днища;
- поломки помпы охлаждающей системы инвертора (возникают к 80 тысячам км пробега), из-за низкого качества подшипников;
- низкокачественная шумоизоляция, что ведет к возникновению явного шума, если авто разгоняется до скорости свыше 100 км/ч;
- низкое качество работы отопительной салонной системы;
- неисправности рулевой рейки, дающие о себе знать после того, как машина пройдет 150 тысяч км пробега, что приводит к выходу из строя электрического усилителя руля, износа червячной передачи, находящейся внутри самой рейки;
- после достижения пробега в 100 тысяч км возникают трудности с пыльниками, ШРУСами, их поломки, выражающиеся в явном хрусте в период поворота колес, вращении;
- поломки ступичных подшипников, ресурс которых ограничивается 50 тысячами км пробега;
- нестабильность функционирования электрических приборов во время движения авто в дождливую погоду.
Владельцы Приуса 2007 годы выпуска дополнительно отмечают такие его недостатки:
- опасность для прохожих, связанная с тихой работой агрегата, что делает его незаметным для окружающих участников дорожного движения;
- промерзание крышки багажника, возникающее по причине того, что его резиновый уплотнитель легко пропускает внутрь влагу;
- трудности замены лампочек световых элементов, стоек амортизаторов из-за их не слишком удобного размещения;
- излишняя твердость пластика, выбранного для оформления внутреннего убранства салона;
- низкий обзор дороги из-за места размещения боковых стоек.
Вид гибридной установки
Универсал Toyota Prius Alpha имеет последовательно-параллельную конструкцию установки смешанного типа. Гибридный двигатель состоит из ДВС, электромотора, планетарного редуктора и высоковольтной батареи.
Возможно Вам будет интересно узнать
Как устроены и работают гибридные автомобили — Все о гибридах за 5 минут!
ДВС и электромотор работают как по отдельности, так и совместно. В гибридном режиме электрический агрегат выполняет больше вспомогательную функцию, участвуя в ускорении при старте и рекуперативном торможении. При рекуперативной функции он работает в качестве генератора, вырабатывая энергию, которой подзаряжает ВВБ.
Гибридный двигатель
Планетарный редуктор выступает распределителем силового потока, который распределяет поступающий крутящий момент на ось автомобиля. Использование подобного механизма улучшает показатели авто и исключает рывки при резких скачках скорости.
Общая мощность гибридной системы – 134 л.с.