Оглавление
Обеспеченность населения автотранспортом
2019: 373 авто на 1000 человек
Автомобилей на 1000 человек (Всемирный банк, июнь 2019):
- США: 837
- Австралия: 747
- Италия: 695
- Канада: 670
- Япония: 591
- Германия: 589
- Британия: 579
- Франция: 569
- Малайзия: 433
- Россия: 373
- Бразилия: 350
- Мексика: 297
- Саудовская Аравия: 209
- Турция: 199
- Иран: 178
- ЮАР: 174
- Китай: 173
- Индонезия: 87
- Нигерия: 64
- Индия: 22
2012: 271 авто на 1000 человек
В мае 2012 года Россия заняла 46-е место в рейтинге ста наиболее обеспеченных автотранспортом стран мира, расположившись между Мексикой и Сербией. По данным агентства «Автостат», подготовившего рейтинг, в России на каждую тысячу жителей приходится 271 транспортное средство, включая и коммерческие машины. В Мексике этот показатель составляет 276 машин на тысячу жителей, а в Сербии — 252 транспортных средства.
Возглавило рейтинг королевство Монако, из тысячи человек 908 владеют тем или иным видом автотранспорта. На втором месте оказались США с 802 машинами на тысячу человек, а третью строчку заняла Исландия — 746 автомобилей. В десятку лидеров также вошли Люксембург (739 авто на тысячу жителей), Новая Зеландия (718 машин), Австралия (688), Мальта (679), Кипр (675), Италия (672) и Канада (602).
Любопытно, что Китай, располагающий самым большим автомобильным парком в мире, занял только 86-ю строчку рейтинга — в этой стране на тысячу жителей приходится только 47 автотранспортных средств.
В середине мая 2012 года ВЦИОМ провел опрос, согласно которому каждый пятый россиянин планирует приобрести автомобиль, причем в большинстве случаев — иномарку. 46 процентов из опрошенных планируют приобрести машину в кредит.
Прогнозы
Учитывая, что ситуацию в 2020 году не мог (или не смог) предугадать никто, даже игроки отрасли теперь не загадывают более чем на несколько месяцев, а некоторые официальные организации вообще отказались от составления прогнозов по российскому авторынку.
Так, «Автостат» традиционно составляет три варианта развития событий: базовый, оптимистичный и негативный. Если внешние факторы не изменятся, то есть не настанет еще большего ухудшения экономической обстановки, эксперты прогнозируют… продолжение падения рынка, правда, в меньших масштабах: минус 5–6%. Объясняется это негативной инерцией падения доходов населения, а следовательно, и сокращением кредитного портфеля, на который приходится значительная часть сделок. Кроме того, от отрасли потребуется перестройка под новый формат интернет-торговли, к которой готовы окажутся явно не все.
Если же факторы пандемии, карантина и сокращения госпомощи усилятся, то стоит ожидать негативного развития, в частности падения авторынка в пределах 12%. Положительный сценарий, факторами которого видятся исключительно грамотное распределение государственной поддержки, а также тренд на ослабление курса доллара (рост стоимости нефти), а значит, удержания уровня цен, позволит повысить продажи автомобилей в пределах 5–6%. Правда, всерьез последний вариант не рассматривают даже ярые оптимисты.
Структура по классам
Однако установленная в 2020 году доля в 48,3% все-таки немного лукавая, поскольку некоторые марки, следуя трендам, давно добавляют в модельную гамму все, что хоть как-то напоминает кроссовер. Модификации Cross, Stepway или X-Line обычных гражданских легковушек, а также высокие хэтчбеки типа Kia Soul тоже идут зачетом в кроссоверы. Результат такой не совсем объективной ситуации — значительная доля переднеприводных модификаций: до 60% проданных SUV числятся моноприводными, что дает повод производителям делать неправильные выводы относительно предпочтений россиян и вывода на рынок новых моделей.
Еще 37,3% рынка уходят в сегмент B/B+ — это не что иное, как класс бюджетников, безоговорочными лидерами которого является Lada Granta и Vesta. Сюда же входят «Солярисы», «Рио» и прочие «Поло» с «Рапидами». Главное изменение среди иномарок заключается в том, что по размеру и особенно уровню оснащения они уже обогнали машины класса C десятилетней давности, да и бюджетниками их называть уже не приходится: Solaris за миллион и Skoda Rapid за 1,2 млн давно стали нормой.
На третьем месте, хоть и с огромным отрывом, в 2020 году оказывается возродившийся класс D. Если до недавнего момента он практически целиком был посвящен одной Toyota Camry, то с этого года на рынок дерзко ворвалась модель Kia K5, которая пришла на смену востребованной Optima. Собственно, и родня по концерну в лице Hyundai Sonata тоже чувствует себя неплохо. Ну а оставшийся C-класс делят между собой сильно подорожавшая Skoda Octavia и целая россыпь модификаций Kia Ceed. Все остальные классовые и кузовные сегменты на рынке РФ выступают в качестве статистической погрешности.
Редкие везунчики
Основные участники рынка закончили год на уровне средних показателей падения рынка, то есть, в пределах 5–15%. Лидером в России по-прежнему остаётся Lada, в 2020 году продажи автомобилей марки упали на 5%, до 343,5 тыс. единиц. Вторую строчку заняла южнокорейская Kia с результатом 201,7 тыс. машин, что на 11% меньше, чем в 2019 году. Тройку лидеров замыкает Hyundai — дилеры марки реализовали за год 163,2 тыс. автомобилей, падение составило 9%.
В десятке самых продаваемых марок в стране положительную динамику показали только два бренда: Skoda (+7) и BMW (+3). «У Skoda рост объясняется в целом устойчивым положением марки в России, которая имеет востребованный у нас модельный ряд, а главное — налаженный корпоративный сбыт, начиная от таксопарков и заканчивая автомобилями полиции», — прокомментировал dp.ru главный редактор автомобильного журнала «Движок» Илья Огородников.
К тому же чешский бренд недавно запустил продажи компакт-кроссовера Karoq, место которого пустовало со времен ухода модели Yeti, а также марка обновила два своих бестселлера — Rapid и Octavia. Как отметили в агентстве «Auto-Dealer-СПб», новый Rapid в Петербурге стал заметно популярнее своей предыдущей версии. Что касается Karoq, то он за неполный год присутствия на рынке занял чуть менее 20% продаж марки в городе. Положительная динамика у BMW во многом связана с тем, что бренд является премиальным, а люкс-сегмент всегда в кризис чувствует себя лучше, чем масс-маркет.
Самые высокие темпы роста продаж за прошлый год зафиксированы у китайских марок: Haval (+41%), Geely (+61%), Chery (+80%), Changan (+153%). В данном случае показатели растут, во-первых, на фоне относительно низкой базы прошлых лет, а во-вторых, за счёт обновляющегося или расширяющегося модельного ряда.
На грани ухода
Александр Груздев уверен, что российские, корейские и китайские марки в ближайшем будущем продолжат наращивать долю рынка в России. «Премиальный сегмент в России тоже никуда не денется, а вот средней прослойке будет не очень хорошо», — прогнозирует эксперт.
Говоря о «середнячках»: ещё в конце 2020 года компания Honda объявила о решении прекратить продажи автомобилей марки на российском рынке. По мнению Огородникова, уход бренда из России по факту свершился ещё в прошлый кризис 2014–2015 года, когда бренд почти всю деятельность импортера делегировал своим дилерам.
«В очень похожей ситуации находится Chrysler, кроме того, последние остатки продаёт разорившийся в самом Китае Lifan, а также находящиеся в подвешенном состоянии Foton, Brilliance и Zotye. Теоретически все марки, продажи которых составляют менее 1000 автомобилей в год находятся в группе риска, включая, например, Fiat или Dongfeng. Но у этих брендов есть хоть какое-то подспорье в виде либо коммерческого подразделения, либо помощь со стороны объединяющего альянса», — заявил автоэксперт.
Год неизвестности
В первом–втором квартале нынешнего года авторынок России с высокой долей вероятности покажет рост, прогнозирует Александр Груздев. Это связано с тем, что именно в конце зимы–начале весны 2020 года в стране были введены коронавирусные ограничения.
В целом на год прогнозы по российскому авторынку боятся строить даже топовые аналитические агентства, заметил Илья Огородников, так как в течение всего 2020-го они переписывали их по два–три раза. «В целом, российский авторынок подвержен влиянию такого количества внутренних и внешних факторов, что годовые отчёты представляют собой уравнения с тремя–четырьмя неизвестными, а в таком случае итог продаж автомобилей в России в 2021 году может быть… любым», — сказал Илья Огородников.
В АЕБ дать прогноз всё же осмелились: в комитете автопроизводителей ожидают, что значительных изменений в 2021 году не будет. Рост рынка относительно 2020 года составит 2,1%, будет продано всего на 33 000 больше новых легковых и легких коммерческих автомобилей, или в совокупности 1 632 000 транспортных средств, предполагают аналитики. В сравнении с 2019 годом, в таком случае, рынок сократится на 7%.
Зато рынок запчастей и послепродажного обслуживания будет в данных условиях чувствовать себя лучше, чем раньше. «Люди, не имея возможности поменять свой автомобиль, будут больше вкладывать в обслуживание имеющейся машины. В этом сегменте есть большое число предпосылок для роста», — рассказал Александр Груздев. Вероятнее всего, люди буду переходить на более дешёвые товары, в целом этот рынок будет расти.
7.
Renault
Французская компания Renault Group выпустила свой первый автомобиль в 1898 году. В России первый Renault появился в начале ХХ века. Этой марке отдавала предпочтение императорская семья.
В 2020 году (январь – август) в России реализовали 74 тысячи автомобилей. Самой популярной моделью стала Renault Logan. Это недорогая машина для массового сегмента настолько нравится нашим согражданам, что ее индекс повторной покупки оказался самым высоким. Это значит, что автовладелец при смене машины выбирает такую же модель.
На данный момент Renault Group пытается привлечь более состоятельных покупателей. На рынке появляются новые дорогие модели, которые отлично справляются с этой задачей (например, Arkana).
Плюсы: небольшой расход бензина, экономичность, недорогие запчасти.
Минусы: слабая коррозийная стойкость, невысокое качество материалов отделки в салоне (у моделей эконом-класса).
4.
Skoda
На данный момент производителем автомобилей этой марки является немецкий концерн Volkswagen AG. Skoda — это идеальное соотношение качества и доступной цены.
В России огромной популярностью пользуются модели Octavia и Rapid. Они регулярно модернизируются.
С 2007 года на территории страны работает завод по сборке автомобилей. Skoda российской сборки оправдала все возложенные на нее надежды (результаты тест-драйвов, где автомобили неоднократно одерживали победу).
Преимущества: хорошая шумоизоляция, плавный ход, низкий расход топлива.
Недостатки: повышенный расход масла, высокая цена на запчасти.
Иномарки российского производства
Производство в Петербурге
C января по октябрь 2012 года петербургские автозаводы Toyota, General Motors, Nissan и Hyundai выпустили 317 тысяч автомобилей, что на 61 процент выше показателя аналогичного периода 2011 года. Об этом сообщает «Auto-Dealer-СПб». К концу года объем произведенных в северной столице машин достигнет 390 тысяч.
По итогам десяти месяцев 2012 года, доля петербургского автопрома составила 19,8 процентов от общероссийского производства машин. При этом рост производства в Санкт-Петербурге существенно выше, чем в среднем по стране.
Так, в октябре в Питере производство выросло на 18 процентов по сравнению с 2011 годом — до 35 тысяч машин. В среднем по стране этот показатель составил всего 11 процентов. Общее производство машин в России с января по октябрь выросло на 14 процентов.
На ноябрь 2012 года на заводах Санкт-Петербурга выпускается 10 моделей машин. Среди них:
- Hyundai Solaris,
- Kia Rio,
- Chevrolet Cruze,
- Opel Astra и
- Toyota Camry, которые входят в топ-25 самых продаваемых легковушек в России. Кроме того, в Санкт-Петербурге собирают:
- Nissan Teana,
- Nissan X-Trail,
- Nissan Murano,
- Infiniti FX и
- Infiniti M.
В Ленинградской области (Всеволожск) также собирают автомобили Ford Focus и Mondeo.
В общей сложности, по данным Ассоциации европейского бизнеса, за десять месяцев 2012 года в России было продано свыше 2,44 миллиона машин. К концу года продажи могут составить 2,85 миллиона автомобилей.
По итогам первого квартала 2012 года объем производства автомобилей на петербургских автомобильных заводах увеличился в 2,3 раза и составил в общей сложности 91 161 автомобиля. В первом квартале 2010 года суммарный объем производства автомобилей в Санкт-Петербурге составил всего 39 100 автомобилей.
На апрель 2012 года на автомобильных заводах Петербурга выпускаются следующие модели:
- Nissan Tiana,
- Nissan Murano,
- Nissan X-Trail,
- Toyota Camry,
- Hyundai Solaris,
- Kia Rio,
- Chevrolet Cruze,
- Chevrolet Captiva и
- Opel Antara.
Реализация всех проектов автокластера привлекла в экономику города общий объем инвестиций в размере 81,8 млрд рублей. При этом вышеупомянутые зарубежные автопроизводители планируют расширить линейку выпускаемых в регионе моделей, а некоторые компании, в не имеющие здесь производства, рассматривают возможность открыть его.
Доля иномарок российского производства
Доля иномарок в автопарке России на начало 2012 года составила 46,3 процента. В течение 2011 года этот показатель увеличился на 3,3 процента по сравнению с 2010 годом. Наибольшая доля иномарок зафиксирована в Приморском крае — 87 процентов. В Москве аналогичный показатель составил 68,4 процента. Средний возраст иномарок по России составил 8,4 года.
В первом квартале 2012 года доля иномарок российского производства в общем объеме выпуска легковых автомобилей в России достигла 68,9 процента, сообщает «Автостат» со ссылкой на исследование «АСМ-Холдинга». В общей сложности за первые три месяца в России были выпущены 449,6 тысячи машин, из которых 309,7 тысячи — иномарки. По сравнению с первым кварталом 2011 года производство иномарок в России выросло на 42,7 процента.
Крупнейшим производителем иномарок в России стало калининградское предприятие «Автотор», с конвейеров которого сошли 56065 автомобилей марок Kia, BMW, Chevrolet и Opel. Петербургский завод Hyundai занял второе место, выпустив в январе-марте 2012 года 54510 машин Solaris и Rio.
Увеличение доли иномарок в общем объеме производства машин в России связано с расширением модельного ряда и увеличением производственных мощностей иностранных производителей, а также с уменьшением производства российским автопромом. Как отмечает «Автостат», в 2007 году доля иномарок российского производства в общем объеме выпуска машин в России составляла 35,4 процента, а еще тремя годами ранее — всего 11,6 процента. Впервые доля иномарок превысила порог в 50 процентов и достигла 52 процентов в 2010 году.
Вторичный рынок
Своеобразная ситуация сложилась на вторичном рынке, который в очередной раз показал куда лучшую устойчивость и востребованность. По результатам 2020 года, несмотря ни на какие пандемии и локдауны, спрос на «бэушки» может как минимум удержаться на уровне 2019 года, а как максимум — выйти в небольшой плюс. Особенность пандемийного года в том, что дефицит новых машин привел к резкому всплеску спроса на слегка подержанные автомобили, в результате чего россияне за лето вымели с площадок Trade-in все более-менее достойные варианты. Как следствие, заметно подскочили цены на появляющиеся достойный б/у экземпляры.
Правда, если говорить в общем, пока доля автомобилей старше 10 лет на вторичном авторынке преобладает. Данный факт, кстати, мешает развиваться легализованному бизнесу Trade-in, поскольку мало кто из официальных дилеров работает с «возрастными» автомобилями.
Так или иначе, выводы можно сделать следующие. Рынок новых автомобилей — это рынок спроса, где основную роль играет покупатель, выбирающий между своими предпочтениями и финансовыми возможностями. А вот вторичный авторынок — это рынок предложения, то есть продавца. На текущий момент оборачиваются практически все выставленные на продажу б/у автомобили. То есть что предложат, то и возьмут.
Слом стереотипов
Главный сюрприз года — уверенный напор китайских брендов. Из семи массовых марок (не считая двух премиальных), показавших рост продаж в 2020 году, пять — китайские компании. Да, безусловно, одним из важнейших факторов их успеха является низкая база. Однако, во-первых, она уже не такая и низкая. Во-вторых, в отличие от всех предыдущих периодов, в этом году динамика роста продаж автомобилей из Поднебесной носит систематический и долгосрочный характер.
Передовиками отрасли показали себя Haval и Geely, продавшие к декабрю 2020-го почти 15 и 14 тыс. автомобилей соответственно. Оба отметились постройкой заводов на территории России и Белоруссии и представлением востребованных моделей, что дает обоим повод для основательного закрепления на российском рынке.
Еще один успешный бренд — Changan, удачно перезапустивший проект присутствия на российском рынке и показавший рекордный рост: плюс 226%. Закрепляют тенденцию также бренды FAW и Chery, причем последний все больше уступает новичкам долю рынка. Haval и Geely отодвинули «земляка» уже на третью позицию, и есть вероятность, что в следующем году бронзовую награду может забрать Changan.
1.
УАЗ
Ульяновский автомобильный завод – отечественный производитель, продукция которого пользуется большим спросом не только в России, но и за рубежом. Грузовики, микроавтобусы, внедорожники. Настоящая гордость компании — полноприводные автомобили повышенной проходимости. Самые распространенные модели: УАЗ Хантер и УАЗ Патриот. Они не боятся бездорожья. Их охотно покупают не только жители сел и деревень, но и любители активного отдыха на природе.
Плюсы: проходимость, простота ремонта, невысокая стоимость запчастей.
Минусы: отсутствие шумоизоляции, минимум комфорта, устаревший внешний вид.
Продажа новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей в России в 2019 и 2020 годах
Как уже было сказано выше, реализация автомобилей на российском рынке в 2020 году сократилось на девять с лишним процентов по сравнению с предыдущим показателем. Всего в России было куплено 1 598 825 легковых и лёгких коммерческих автомобилей против 1 759 532 в 2019 году.
При этом основное падение спроса на себе ощутили зарубежные компании. Так, почти полностью остановились продажи автомобилей Ford и Chevrolet — 93 против 17 717 и 558 против 21 821 автомобиля соответственно. Третьим глобальным неудачником российского автомобильного рынка оказался Smart. Его показатели упали больше, чем на 90% и составили 56 проданных автомобилей в 2020 году против 746 за предыдущий период.
Что касается автомобилей отечественного производства, то модели Лада, ГАЗ и УАЗ стали хуже продаваться на пять, двадцать и шесть процентов соответственно. А вот продажи автомобиля Нива возросли на небывалые 578%. Это автомобили российского производства в 2020 году были проданы в количестве 8 822 штук, в то время как в 2019 году купили только 1 302 модели.
Среди иномарок наивысший показатель роста продаж принадлежит немецкому Opel. 581 модель против 13 в 2019 году. Основной рост продаж всё-таки пришёлся на бюджетные автомобили. В 2020 году Моделей марки Changan было продано почти на пять тысяч больше. Также возрос спрос на автомобили Chery и Geely. Тенденция составила 80 и 61 процент соответственно.
Если рассматривать продажи автомобилей в России в 2020 году только в декабре, то здесь, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, спрос вырос на марки Chery, Ford и Peugeot. Рост составил 153, 45 и 35 процентов соответственно. Среди марок российского производства в декабрьской распродаже на 45% вырвался вперёд УАЗ. Лада и ГАЗ, вопреки общегодовой статистике, в декабре продали на 14 и 2 процента автомобилей больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Самыми низкими показателями по продажам в декабре 2020 года являются марки Genesis, Nissan и Honda. Их показатели по сравнению с 2019 годом упали на 57 и 40 процентов.
Согласно статистике, самой продаваемой маркой в 2020 году стала Toyota RAV4. Её было продано почти на шесть тысяч экземпляров больше, чем в 2019 году. А вот автомобили российского производства в сравнении с 2019 годом сильно потеряли в спросе. Продажи основных марок, таких как Granta, Vesta и Xray упали на 9 719, 4178 и 9681 и соответственно.
10.
Lada
Несмотря на то, что многие россияне ругают отечественный автопром, лидером продаж стала Lada. За отчетный период (январь – август 2020) было реализовано 192 тысячи авто.
Самой покупаемой маркой стала Lada Granta (61 тысяча продаж), второе место досталось Lada Vesta (52 тысячи). Следует отметить, что по сравнению с прошлым годом интерес к отечественным автомобилям несколько поубавился – продажи упали на 18%.
Преимущества: экономичность, ремонтопригодность, хорошая подвеска.
Недостатки: дизайн салона, недолговечность, невысокое качество сборки.
Авто/Мото
5 октября, 2020
3 862 просмотра
Год неизвестности
В первом–втором квартале нынешнего года авторынок России с высокой долей вероятности покажет рост, прогнозирует Александр Груздев. Это связано с тем, что именно в конце зимы–начале весны 2020 года в стране были введены коронавирусные ограничения.
В целом на год прогнозы по российскому авторынку боятся строить даже топовые аналитические агентства, заметил Илья Огородников, так как в течение всего 2020-го они переписывали их по два–три раза. «В целом, российский авторынок подвержен влиянию такого количества внутренних и внешних факторов, что годовые отчёты представляют собой уравнения с тремя–четырьмя неизвестными, а в таком случае итог продаж автомобилей в России в 2021 году может быть… любым», — сказал Илья Огородников.
В АЕБ дать прогноз всё же осмелились: в комитете автопроизводителей ожидают, что значительных изменений в 2021 году не будет. Рост рынка относительно 2020 года составит 2,1%, будет продано всего на 33 000 больше новых легковых и легких коммерческих автомобилей, или в совокупности 1 632 000 транспортных средств, предполагают аналитики. В сравнении с 2019 годом, в таком случае, рынок сократится на 7%.
Зато рынок запчастей и послепродажного обслуживания будет в данных условиях чувствовать себя лучше, чем раньше. «Люди, не имея возможности поменять свой автомобиль, будут больше вкладывать в обслуживание имеющейся машины. В этом сегменте есть большое число предпосылок для роста», — рассказал Александр Груздев. Вероятнее всего, люди буду переходить на более дешёвые товары, в целом этот рынок будет расти.
9.
KIA
Южнокорейская автомобилестроительная компания «Kia Motors» ведет свою деятельность с 1944 года. В 2005 году в России также начали осуществлять выпуск авто этого бренда (на заводе «ИжАвто»). Всего за 8 месяцев продали 119 тысяч автомобилей.
В мае 2011 года специально для нашей страны был создан автомобиль Kia Rio. С тех пор он регулярно попадет в топы самых продаваемых машин в России. На протяжении нескольких лет он является лидером продаж среди иномарок. Последний раз модель была обновлена в 2017 году (четвертое поколение). К концу 2020 года ожидается новая версия Kia Rio.
Плюсы: хорошая маневренность, приемлемая цена, надежность, комфорт.
Минусы: жесткая подвеска, неважное качество сборки
6.
Volkswagen
Ведущая марка немецкого концерна Volkswagen AG. Кстати, с немецкого это выражение переводится как «народный автомобиль». Действительно, Volkswagen пользуется огромной популярностью во всем мире, и Россия не стала исключением. Если взглянуть на статистику продаж автомобилей на российском рынке (за август) можно увидеть, что в десятку попали две модели Volkswagen – Polo (8,4 тысячи реализаций) и Tiguan (3,2 тысячи).
Преимущества: вместительный салон и багажник, проходимость, высокое качество сборки, хорошая подвеска.
Недостатки: расход топлива, высокая цена на обслуживание.