Термостат: принцип работы,виды,устройство,фото,видео

Оглавление

Разборный термостат

На автомобилях с инжекторной системой впрыска топлива установлены разборные термостаты. В такой детали меняется только клапан, а не весь корпус целиком. Перед заменой, затвор нужно проверить. Это необходимо сделать в емкости с водой. Клапан погружается в емкость с водой и постепенно нагревается. При достижении 85–90 градусов клапан должен открыться, а после охлаждения на воздухе закрыться обратно. Если элемент исправен, его нужно установить на место старого.

  1. Дать двигателю полностью остыть.
  2. При помощи отвертки ослабить крепление хомутов двух патрубков, идущих от крышки термостата.
  3. Подставить под узел емкость для слива антифриза.
  4. Стравить лишнее давление, открутив крышку расширительного бочка.
  5. Используя ключ на «10», ослабить нижний крепежный болт на 3–4 оборота.
  6. Тем же ключом ослабить верхнее крепление на 2–3 оборота.
  7. Используя отвертку сдвинуть крышку с места посадки.
  8. Дождаться полного слива антифриза.
  9. Полностью открутить крепежные болты и снять крышку клапана.
  10. Надавив на клапан, провернуть его на пол оборота и вынуть из посадочного места.
  11. Удалите старую усадочную прокладку.

После того как старый затвор был извлечен, необходимо почистить его посадочное место от грязи и окислов. В момент выемки клапана нужно четко запомнить какой стороной он был установлен. Неправильная установка приведет к тому, что крышка не закроется или клапан просто не будет функционировать. Правильное положение клапанов любых термостатов, это установка пружиной внутрь корпуса в сторону двигателя. Далее нужно установить новую прокладку и закрыть крышку. Крышка затягивается поочередно с каждой стороны, чтобы не возникло перекосов. На заключительном этапе нужно подключить все патрубки, долить антифриз в систему и проверить работоспособность новой детали.

Распространённые поломки термостата

Следующий шаг на пути к простой проверке термостата — знакомство с основными его неисправностями. Здесь тоже всё довольно легко, так как у столь простого узла может быть всего пять возможных поломок. Знать их полезно не только ради проверки, но и для понимания последствий той или иной неисправности. Тем боле, что некоторые из них могут привести к весьма дорогому ремонту.

Заклинивание в открытом состоянии

Эта неисправность термостата встречается чаще других. Заключается она в том, что клапан термостата в один прекрасный момент открывается полностью, и навсегда остаётся в таком состоянии. Происходит такое потому, что усилия пружины недостаточно, чтобы вернуть тарелку на своё исходное место. Как правило, причиной служит коррозия, накипь или твердение жидкости в капсуле.

Косвенные признаки заклинивания термостата в открытом состоянии:

  1. Мотор долго не выходит на рабочую температуру даже в тёплое время года.
  2. В морозы вообще не прогревается до нормы.
  3. Печка либо еле греет, либо постоянно дует холодным воздухом.
  4. Мощность двигателя снижается.
  5. Расход топлива повышается.

Последствия поломки:

  1. Ухудшается текучесть моторного масла.
  2. Сокращается общий ресурс двигателя.
  3. Автомобиль становится некомфортным в зимнее время года.

Если рассуждать в целом, то заклинивание термостата в полностью открытом положении — это не критически опасная поломка. Машина с ней может проездить долго и безотказно. Собственно говоря, много кто так и ездит, а о проверке термостата задумываются лишь с приходом холодов.

Заклинивание в закрытом состоянии

Это, пожалуй, самая опасная неисправность термостата. Когда охлаждающая жидкость остаётся «запертой» в малом контуре, перегрев двигателя неизбежен. Случается такое по нескольким причинам. Опять же, накипь и коррозия. А также капсула с жидкостью иногда перестаёт быть герметичной, и из-за этого не может выполнять свою работу

С такой поломкой проездить долго не получится, а потому очень важно всегда помнить о том, как её своевременно выявить

Косвенные признаки заклинивания термостата в закрытом положении:

  1. Стрелка на панели приборов зашкаливает.
  2. При наличии загораются соответствующие сигнальные лампы или ошибки.
  3. Мотор может терять приёмистость, стабильность и даже глохнуть.
  4. При работающей печке в салоне возможен едкий запах антифриза.
  5. Белый пар из-под капота.

Последствия поломки зависят от того, на какой стадии она будет замечена. Если своевременно, то ничего страшного не произойдёт. Хотя и дальше ехать своим будет сложновато, а летом практически невозможно. Если же заклинивание термостата в закрытом состоянии прозевать, двигатель попросту перегреется и либо заглохнет, либо сломается. В общем — опасная неисправность.

Преждевременное открывание или закрывание

У исправного термостата момент открывания и закрывания наступает при определённых температурах, «комфортных» для двигателя. Если же клапан срабатывает раньше времени, то показатели охлаждающей жидкости постоянно выходят за пределы оптимального диапазона. Поломка эта не такая страшная, как заклинивание в закрытом состоянии, тем не менее…

Когда термостат начинает приоткрываться или закрываться раньше времени:

  1. Двигатель не прогревается до рабочей температуры, как положено.
  2. Печка никогда не греет на максимум.
  3. Чуть повышается расход топлива.

В принципе, ничего страшного. Но неприятно. Причиной такой неисправности чаще всего становится естественный износ термостата. Хотя иногда попадается брак, и он чудит описанным образом сразу «из коробки».

Позднее открывание или закрывание

В этом случае всё наоборот — двигатель регулярно, хоть и не критично, перегревается, а из печки воняет палёным антифризом. Причины поломки аналогичные. Естественный износ или брак. Сюда стоит также добавить неправильно подобранный термостат. Такое иногда случается, так как вполне реально найти для своей машины подходящий по размерам вариант. Устанавливается он легко (ну или с помощью небольшой доработки напильником), а вот температуры, при которых он открывается и закрывается — рассчитаны для другого двигателя.

Неполное открывание или закрывание

Крайне редко встречающаяся поломка. Опасна только в том случае, если термостат неполностью открывается. Понятно, что рано или поздно это приведёт к перегреву двигателя. Если же клапан закрывается неполностью, то будет почти то же самое, что и в случае преждевременного срабатывания. Поэтому повторяться не будем. Приступим к проверке.

Термостат с электронным управлением

Электронные термостаты устанавливаются на современные двигатели для более точного регулирования температурного режима в тех либо иных условиях работы двигателя.

Для получения наибольшего КПД температура двигателя должна поддерживаться примерно на отметке в 110 ºС. Поскольку обычный механический термостат пропускает жидкость к большому контуру уже при температуре около 95ºС, то двигатель так и не выходит в режим оптимальной температуры и максимальной эффективности. Механизм с электронным управлением позволяет уменьшить инерционность срабатывания, что позволяет двигателю больше времени работать в высокотемпературном диапазоне. Электронное управление помогает повысить эффективность мотора, уменьшить вредные выбросы в атмосферу.

В целом конструкция напоминает обычный механический термостат, в который дополнительно вмонтирован нагревательный элемент. Электронный термостат рассчитан на большую температуру двигателя. В момент пиковых нагрузок для предотвращения перегрева в работу включается нагревательный элемент. Ускоренный нагрев твердого наполнителя позволяется уменьшить время открытия клапана. Нагревательным элементом управляет ЭБУ двигателя, который с датчиковой аппаратуры считывает количество оборотов коленчатого вала, температуру поступающего воздуха, степень нажатия педали акселератора и другие необходимые данные.

КАК ПРОВЕРИТЬ ТЕРМОСТАТ

Не снимая термостат с автомобиля, проверить его работу можно приблизительно условно. Исключения составляют случаи, когда он заклинил в полностью открытом или закрытом положении. В таком случае по температуре патрубков, времени прогрева и датчику температуры можно сделать вывод о возможной неисправности термостата.

В горячей воде термостат должен открыться

Можно проверить термостат и своими силами, сняв его с автомобиля. Для этого его или поливают кипятком, визуально наблюдая открытие, или греют в емкости с водой на электроплитке, контролируют температуру градусником и замеряют длину выдвижения штока. Оба эти метода дают весьма неточный результат, не позволяя отобразить петлю гистерезиса работы термостата и сравнить ее с образцовой, полученной в лаборатории завода-изготовителя.

Профессионально проверить термостат можно только в специализированных точках диагностирования, так как неправильная его работа бывает связана с другими неполадками двигателя, которые нужно уметь различать. Если у вас нет нареканий на работу двигателя, который зимой «удерживает» стрелку термометра в нормальной зоне, а летом не перегревается, то с вашим термостатом все в порядке. Точная диагностика работы термостата подразумевает участие опытного специалиста и специального оборудования.

КАКИЕ БЫВАЮТ НЕИСПРАВНОСТИ ТЕРМОСТАТА?

Если термостат заклинил в полностью закрытом положении — возможен перегрев двигателя в любом режиме движения при любой температуре воздуха и даже в небольшой мороз. Если термостат открывается, но не до конца, двигатель перегревается, но может и не «закипеть» — все зависит от режима эксплуатации машины.

Если клапан термостата «завис» в полностью или частично открытом состоянии — до рабочей температуры двигатель будет прогреваться долго, а в зимнее время рабочая температура может быть и не достигнута. С исправной системой охлаждения при температуре воздуха ноль градусов двигатель должен прогреваться до рабочей температуры при движении за 5–10 минут. В случае неполного открытия — температура двигателя не будет подниматься выше 70 градусов.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, РАБОТАЕТ ТЕРМОСТАТ ИЛИ НЕТ?

Нужно прогреть двигатель, чтобы температурная стрелка немного не доходила до красной зоны. Затем выключить двигатель, открыть капот, найти верхний шланг радиатора. Он крепится сверху и представляет черный резиновый шланг примерно 5 см в диаметре. Найти нижний шланг, он выглядит как и верхний

Дотроньтесь до шлангов, но осторожно, так как они могут быть горячими. Если датчик температуры двигателя показывает, что он нагрелся, а один шланг горячий, а другой холодный, вероятнее клапан термостата закрыт и охлаждающая жидкость не проходит через радиатор

Термостат нужно заменить на новый. Есть «народный способ» проверки на работоспособность. Нужно положить термостат в сосуд с горящей (температура около 100 градусов) водой. Далее смотрим визуально, если клапан открывается — рабочий. Если нет — нерабочий термостат, меняем на новый. Данный способ предусматривает снятие термостата с машины.

Как работает термостат отопления?

Обычная отопительная система с водой в качестве теплоносителя состоит из нагревательного оборудования или узла подключения к централизованной сети, труб внутренней разводки и радиаторов.

Чтобы регулировать объемы поступающего от нее в комнаты тепла, приходится либо постоянно следить за котлом, либо регулярно прикрывать/открывать вентиля на батареях.

При этом инертность такой системы не позволяет поддерживать нужную температуру в течение всего дня на установленном уровне. Если больше в печь наложить дров или в котел подать газа, то теплоноситель в трубах нагреется сильнее, при этом тепла через радиаторы он также отдаст больше.

При низкой температуре за окном это хорошо. А вот при резком потеплении на улице в доме жара становится невыносимой. Топливо уже в топке, и вода уже нагрелась, избавиться от тепла никак. Плюс котел еще и продолжает работать.

Без термостата в системе отключать его приходится вручную. Можно, конечно, открыть окна на проветривание и выпустить тепло, но тогда счета за горючее для домашней котельной точно разорят. Вывод напрашивается сам собой: термостат для отопления упрощает проживание, делает его максимально комфортным.

Термостат (терморегулятор) – это устройство для отслеживания температуры в отапливаемом помещении и увеличения/уменьшения подачи в него тепла

Состоит термостат для отопительной системы из:

  • термочувствительного датчика (элемента);
  • блока настройки;
  • модуля управления;
  • электромагнитного реле или механического клапана.

В самых простых моделях управляющий блок отсутствует. Все происходит за счет чистой механики и изменения физических свойств термочувствительного элемента.

Таким термостатам электропитание не нужно. По эффективности и точности регулировки системы они уступают электронным приборам, но зато энергонезависимы. При проблемах с напряжением в сети они точно не перестанут работать.

Принцип работы терморегулятора выглядит следующим образом:

  1. С помощью блока управления выставляется нужная температура.
  2. При достижении требуемых параметров срабатывает датчик, что приводит к отключению котла либо перекрытию запорного клапана в трубах отопления.
  3. После падения температуры воздуха в комнате происходит обратное включение котельного оборудования или обогревателей.

Модуль электронного управления позволяет задавать не один показатель температуры, а сразу несколько для каждого времени суток отдельно. Плюс при наличии такого блока есть возможность установки дополнительного температурного датчика на улице и привязки функционирования термостата к данным с него.

В зависимости от вида устройства терморегулятор подключается непосредственно к котлу для регулировки его работы либо на входе в радиатор для контроля объемов подачи теплоносителя

Простейший термостат – это запорная арматура с термодатчиком, стоящая на трубе у батареи. При достижении нужной температуры термостатический клапан закрывается и уменьшает ток теплоносителя. А при охлаждении комнатного воздуха он вновь открывается, в результате чего объемы поступающего тепла увеличиваются.

Более сложные и продвинутые модели предполагают наличие беспроводных датчиков и блоков управления. Вся связь между отдельными элементами происходит через радиоканал. Провода в этом случае не прокладываются, что положительно сказывается на эстетической стороне размещения подобных терморегуляторов в помещении.

Термостат — что это?

Термостат — дискретное устройство, имеющее форму клапана. Слово произошло от греческого языка, в переводе означает «тепло» и «стоячий».

Механический прибор способен реагировать на температуру антифриза, поддерживая определенный тепловой режим двигателя автоматически.

Он не показывает настоящее значение t в данный момент времени. Его роль совершенно другая. Задача прибора состоит в том, чтобы вовремя сменить свое состояние. В момент прогревания мотора клапан закрыт, жидкость перемещается по малому кругу. Узел прогревается быстрее, но как только будет достигнута требуемая t, клапан открывается и возникает подача хладагента.

Датчики температуры для радиаторов

   Многие владельцы устанавливают известную многим систему, называемую «Ленинград», принципом которой является использование одной трубы вокруг дома или одного этажа трубы с довольно внушительным диаметром, а параллельно строятся обогреватели или конвекторы.

Стоит отметить, что для регулировки температуры нагрева можно использовать не только стандартные устройства.

Общие механизмы этого типа включают в себя:

  • термостатическая головка. Это автоматический датчик, который контролирует температуру охлаждающей жидкости в аккумуляторе. Принцип его работы заключается в следующем: в процессе нагрева жидкие и газообразные вещества расширяются (более конкретно: «»). В результате это приводит к тому, что разогретый продукт сжимает специальный стержень, тем самым блокируя доступ охлаждающей жидкости;
  • устройства, называемые дросселями, также часто используются. Это специальные винтовые клапаны, с помощью которых проницаемость охлаждающей жидкости можно регулировать вручную. Их стоимость более доступна, и их также можно использовать для управления двухтрубными системами отопления;
  • самый дешевый и простой механизм регулирования температуры — это традиционный клапан. Конечно, в этом случае должны использоваться только современные модели, но не устаревшие винтовые устройства, потому что старые механизмы часто открывают клапаны, и существует риск утечки дросселей. С шариковыми клапанами ситуация совершенно иная: даже в полуоткрытом положении они надежно и эффективно работают в течение длительного времени.

Поддержание комнатной температуры на одном уровне очень сложно. Особенно это касается городских квартир с централизованным типом отопления. Здесь мало что зависит от арендаторов. Но регулировка радиатора все же возможна. Для этого есть специальные устройства — термостаты. Подумайте, что это за устройства и как их установить.

Это устройство требуется, если температура в помещении должна быть снижена. Как правило, это касается верхних этажей городских домов, где система отопления оборудована верхним водоснабжением и вертикальной электропроводкой. Разумеется, устройство используется не только в высотных зданиях. Регулировка радиаторов в частном доме также довольно распространена. После установки термостата на радиатор, вы можете легко установить желаемую температуру.   Ошибка очень мала и имеет только одну степень.

Мы должны помнить, что термостаты не используются для увеличения теплопередачи. Они могут только уменьшить его, но не увеличить. Если нагреватель не нагревается, установите другие устройства — электричество. Их принцип действия, как правило, в качестве цели, отличается от термостата. Они используются довольно часто, как в частном секторе, так и в городских квартирах. Их основное назначение — нагревать жидкость. Поэтому, если в доме холодно, имеет смысл установить нагревательные элементы для повышения эффективности отопления. Они могут быть установлены на все типы батарей, включая чугунные.

Таким образом, белки для нагрева с терморегулятором определяются, когда необходимо увеличить теплопередачу, а терморегуляторы — когда снижать. Термостатические контроллеры могут использоваться со всеми типами батарей, кроме утюга. Это связано с тем, что у изделий из железа тепловая инерция достаточно велика. И термостаты в этом случае будут просто бесполезны.

Классификация термостатов и его применение

Классифицируют термостаты в основном по 4-ом критериям:

  • Какой температурный диапазон регулирует. Диапазон температур, с которыми может работать термостат, весьма широк. По температурным режимам термостаты делят на 3 группы – для низких температур (криостаты), для высоких температур и для средних температур. Криостаты способны поддерживать баланс температур, которые ниже -600°C. Для своей работы используют источник холода со стороны. Термостаты высоких температур работают с диапазоном от 300°C до 1200°C. Последняя группа термостатов, действует как с минусовой температурой (от -60°C), так и с плюсовой (до 500°C).
  • Какой теплоноситель использован в устройстве. Чаще всего в качестве теплоносителя применяют газ или жидкость. Реже – материалы с твердой структурой.
  • Погрешность работы. Вид использованного теплоносителя, сфера применения и структура термостата влияют на погрешность работы устройства. Самыми корректными являются термостаты, в которых теплоноситель в газовой или жидкой форме.
  • В какой сфере деятельности применяют. В последние года термостаты стали часто использовать в современных бытовых агрегатах. Вместе с тем, продолжается рост применения устройства в спецоборудовании для проведения исследований.

Термостат часто используют:

  • Как устройство, которое регулирует автоматическую работу газового котла. Благодаря термостату температура воздуха в помещении постоянно поддерживается на заданном уровне. Газовый котел производит нагрев воды в отопительной системе, если температура в комнате ниже заданной в термостате. Нагрев прекращается при достижении необходимого значения температуры. Без термостата котел работает неэффективно, сильно зависит от температуры воды в системе.
  • В системе электрического теплого пола. Позволяют наладить автоматическую работу и повысить эффективность системы. Термостат регулирует включение и выключение системы теплого пола в зависимости от отличия реальной температуры поверхности паркета и воздуха в помещении и заданной. Термостаты для системы пола с электрическим подогревом по способу управления бывают механические и электронные. Также они отличаются по способу установки – накладные и встраиваемые.
  • Также термостаты можно встретить в смесителях, где они помогают поддерживать заданную температуру воды и исключить перепады.

Проверка термостата и распространенные неисправности

Неисправности термостата чаще всего связаны с износом или коррозионными образованиями. Это может спровоцировать заклинивание клапана в открытом, закрытом или частично открытом положениях. Признаки постоянно открытого термостата, а также ситуации заклинивания в промежуточном положении, проявляются только при низких температурах (холодной погоде), когда прогрев двигателя становится слишком долгим. Постоянно закрытое положение – более серьезная проблема, которая вызывает перегрев двигателя, что может привести к необратимым поломкам.


Как проверить исправность термостата

Также термостат может быть изначально некачественным, что нередко проявляется как несвоевременное открытие. При более раннем срабатывании увеличивается расход топлива, поскольку для выхода на рабочую температуру двигателю потребуется больше времени. Когда же клапан на большом контуре срабатывает позже, повышается износ мотора.

Основной способ проверки термостата предполагает его снятие с двигателя:

Термостат демонтируется и помещается вначале в емкость с горячей (кипящей) водой. Если при этом клапан не раскрывается или происходит слишком медленное раскрытие, он потребует замены. Если клапан сработал, выполняют обратную проверку, поместив его в холодную воду и отследив процесс закрытия.

Автомобильные термостаты не подлежат ремонту и при обнаружении неисправностей требуют замены. Также следует знать, что разные марки имеют отличные температурные характеристики открытия и закрытия. Поэтому для обеспечения оптимального режима работы двигателя необходимо устанавливать модели, рекомендуемые производителем автомобиля.

Как правильно отрегулировать терморегулятор холодильника

Терморегулятор имеет ручное управление, а термостат — автоматическое. В моделях с электронным управлением оптимальную температуру устанавливают в градусах. В холодильной камере — от +4 до +6 °С, в морозильной — -18 °С. В агрегатах с механическим управлением ручку устанавливают в положение от 2 до 3,5, которое соответствует оптимальному режиму.

Случается, что необходима индивидуальная настройка термостата. Когда, например, агрегат работает много лет, температура на испарителе повышается из-за ряда причин (износа компрессора, старения теплоизоляции и др.). В результате увеличивается коэффициент рабочего времени техники. Либо после замены терморегулятора холодильник недостаточно морозит. Настраивать устройство самостоятельно не рекомендуется, регулировку лучше доверить специалистам, так как это долгий и сложный процесс. Так, процедура в 2-камерном агрегате занимает около суток, в 1-камерном — в 2 раза меньше.

Разберемся, как настроить терморегулятор холодильника. На корпусе устройства есть два регулировочных винта.

Они отвечают за диапазон включения и отключения по температуре и за перепад срабатывания. Регулировка одного винта смещает температурный диапазон. Так, если при заводских настройках термостат срабатывает при -10°С и +3,5°С, то при вращении они сдвигаются, например, в положение -5°С и + 8,5°С. После регулировки второго винта восстановление заводских настроек практически невозможно. Самостоятельная настройка терморегулятора может привести к поломке детали.

Рассмотрим, как отрегулировать термостат 2-камерного холодильника на примере Danfoss 25Т65. Сначала ручку управления ставят в среднее положение. Если закрутить центральный регулировочный болт, техника отключится. Если его немного открутить, длительность работы агрегата увеличится. Болт, расположенный снаружи, регулирует время простоя бытового прибора. Если его открутить, холодильник будет дольше стоять, если закрутить — меньше.

Видео: отрегулировать термостат на холодильнике

Отрегулировать термостат на холодильнике К59, К50, Там 133, Там 112, Т 130, Денфос

Watch this video on YouTube
Watch this video on YouTube

Видео: как настроить термостат К59

Как настроить термостат К59!!!/Как отрегулировать момент включения?

Watch this video on YouTube
Watch this video on YouTube

Появление и модернизация устройства

Одним из первых термостатов считается появление ртутного устройства для поддержания оптимального температурного баланса в инкубаторе для кур, который изобрел в 1620 году мистер Корнелий Дреббел из Великобритании.

Термостат активно используется в системе жидкостного охлаждения ДВС с 1922 года, когда появились первые и относительно мощные установки с большим выделением тепла в процессе работы. На раннем этапе было несколько безуспешных попыток применить устройство в системе охлаждения. Далее конструкцию усовершенствовали, инженеры подобрали оптимальные материалы изготовления и добились таких характеристик и надежности, что термостат стал повсеместно используемым элементом в жидкостной системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

В системах охлаждения автомобилей используют два вида термостатов. Существуют решения с твердым или жидкостным наполнителем. Гелевый термостат для автомобильной жидкостной системы охлаждения двигателя был изобретен французом по имени Серж Вернье в 1963 году. Компания Vernet специализируется на производстве термостатов и сегодня, а продукция этого бренда пользуется заслуженным авторитетом на рынке автозапчастей для различных марок автомобилей по всему миру.

Наполнитель термостата

Термостат может иметь различные виды наполнителя в основе своей конструкции. Мы уже упоминали, что выделяют жидкостной наполнитель и твердотельный. Принцип работы и устройство этих решений практически одинаково. Отличия заключаются только в повышенной герметизации жидкостной конструкции, а также в индивидуальных физических свойствах самого наполнителя и его чувствительности к температурным колебаниям зависимо от состава.

Современные двигатели получили такой тип устройства, который имеет в основе твердый наполнитель. Под таким наполнителем стоит понимать основной термоэлемент, который внутри термостата находится изначально в твердом физическом состоянии.

Функции и место расположения

После того как мотор выходит на оптимальную рабочую температуру, становится необходимым поддерживать этот показатель в строгих рамках до самого момента остановки двигателя, а в ряде случаев и некоторое время после прекращения работы ДВС. Главной задачей устройства является контроль и распределение потока нагретой жидкости охлаждения внутри системы по отводу тепла от двигателя.

Термостат может быть расположен в различных местах, зависимо компоновки двигателя в подкапотном пространстве, а также место его установки напрямую зависит от модели силового агрегата. Также на место установки устройства влияют и конструктивные особенности реализации самой охлаждающей жидкостной системы. В большинстве случаев термостат находится в месте выхода охлаждающей жидкости из головки блока цилиндров. Вторым наиболее распространенным местом его установки считается вход центробежного насоса охлаждающей жидкости (помпы).

Разновидности термостатов

Программируемый термостат W1209

В зависимости от конструкции и принципа действия данные устройства бывают трех разновидностей: электронные, электромеханические и механические.

Электронные

Самый простой электронный терморегулятор – это устройство, состоящее из следующих частей:

  • Контроллер – печатная плата с микросхемой. Это ключевая часть термостата, принимающая информацию от выносного термодатчика, обрабатывающая ее и отправляющая соответствующий сигнал на включение или отключение отопительного прибора, кондиционера;
  • Монохромный жидкокристаллический дисплей и кнопки управления – используются для настройки и программирования термостата на поддержание в помещении необходимого температурного фона;
  • Выносной термодатчик, соединенный с контроллером при помощи гибкого тонкого кабеля;
  • Контактная группа – зажимы, в которых фиксируются жилы кабеля, соединяющего термостат с отопительным прибором или кондиционером.

Работает такое устройство достаточно просто: от датчика по кабелю в контроллер поступает аналоговый сигнал, который расшифровывается его микросхемой, соотносится с заданным настройками значением температуры, после чего контроллер принимает решение о включении или отключении отопительного оборудования.

Электромеханические

Занимающие промежуточное положение между электронными и механическими такие термостаты бывают двух типов:

  • С биметаллической пластиной и контактной группой – внутри таких регуляторов расположена пластина, которая при нагреве до определённого уровня изгибается, размыкая контакты цепи, питающие отопительное оборудование. При остывании происходит обратный процесс: пластина выпрямляется, замыкает контакты, и отопитель включается. Регулировка включения данного устройства производится при помощи вращающегося лимба с толкателем, изменяющим расстояние между пластиной и неподвижными замыкаемыми ею контактами.
  • С капиллярной трубкой – конструкция такого устройства такая же, как и аналогов, применяемых в водонагревателях и бойлерах.


Электромеханический регулятор температурного фона в помещении

Механические

Основными элементами данного устройства являются газонаполненная мембрана, реагирующая на изменение температуры воздуха в помещении, и управляющий механизм, состоящий из двух подвижных контактов.

Работает термостат следующим образом:

  1. При повышении температуры газ, наполняющий мембрану, расширяется;
  2. Расположенный на одной из наружных стенок мембраны толкатель размыкает контакты цепи управляющего механизма, отключая тем самым подключенный к устройству отопительный прибор.

Регулировка в таком термостате происходит благодаря вращающемуся лимбу (колесику), изменяющему расстояние между мембраной и управляющим механизмом.


Терморегулятор механического типа

Описание и схемы работы на ВАЗ 2106, 2107, 2109, 2114

В автомобилях ВАЗ система охлаждения имеет ряд особенностей. В частности, перед насосом монтируется специальный 2-клапанный термостат (дополнительный и основной), имеющий твердый (восковый) наполнитель.

Пока двигатель еще не прогрелся, большая часть ОЖ будет проходить по малому кругу, то есть с охватом насоса системы, рубашки охлаждения силового узла и цилиндров, а также термостата.

Далее жидкость снова возвращается к насосу. Вместе с этим ОЖ циркулирует через рубашку трубопровода впуска и камеры для смешивания в карбюраторе.

Если же кран отопителя салона открыт, то жидкость проходит и через его радиатор.

В случае, когда мотор прогрет не до конца, то есть температура ОЖ еще не достигла нужной отметки (90 градусов Цельсия), два клапана частично открываются, и часть раскаленной жидкости идет к основному радиатору.

Это позволяет быстрей прогреться силовому узлу. Как только температура доходит до уровня 90 градусов Цельсия, открытие клапана происходит полностью, что позволяет весь поток направить через радиатор.

Основные металлы, из которых выполнены элементы термостата — медь и латунь.

Принцип работы схож с тем, что уже рассматривался выше. В основе устройства лежит небольшой цилиндр. В нем есть шарик из воска, который плавится при достижении 82 градусов Цельсия.

Благодаря нагреву, воск начинает плавиться и увеличиваться в объемах. Как следствие, создается давление, способствующее «выпадению» штыря и открытию клапана.

Как только температура мотора приходит в норму, воск снова твердеет и занимает прежний вид.