Топ-10 стран с самыми безопасными дорогами

Ущелье Вердон (юго-восточная Франция, Прованс)

Когда говорят о каньонах, на ум приходит США, но в Европе тоже имеется подобное природное образование. Не настолько монументальное, как Большой Каньон, но самое протяжённое в Европе, длиной 25 километров. Максимальная высота трассы над ущельем составляет 700 метров, а по красоте дорога нисколько не уступает аризонскому каньону, особенно в тёплое время года, когда склоны обильно укрыты растительностью, отступающей только перед самыми крутыми склонами.

Общая длина ущелья – чуть более 100 километров, но на их преодоление придётся потратить почти весь день. Ландшафт здесь воистину удивительный, а трасса пролегает через рукотворные и природные тоннели и изобилует изгибами, спусками и подъёмами.

Особенно хороша самая красивая дорога Европы на участке, именуемом Критской петлёй, который был возведён в античные времена (северный рукав каньона). Здесь пейзажи особенно восхитительные, а полюбоваться красотами здешних гор можно на смотровых площадках. Критская петля – дорога с односторонним движением, начинается в городке Кастеллан и заканчивается у озера Сент-Круа, возникшего в результате возведения плотины. Здесь можно принять водные процедуры, сочетающиеся с дегустацией молодого вина и местных круасанов. Если хочется больше впечатлений, стоит проехать по дороге около 100 километров к заповеднику Люберон, где можно насладиться красотой размеренной деревенской жизни или руинами замка, принадлежавшего маркизу де Саду.

ОАЭ

ОАЭ считаются страной с самыми лучшими дорогами в мире. В Эмиратах, по оценкам экспертов, дороги обладают наивысшим из возможных качеств. Они были оценены командой экспертов в 6,5 баллов из 7 возможных. Оценивались абсолютно все участки транспортного полотна: обычные дороги, высокоскоростные шоссе, транспортная инфраструктура портов и аэропортов. Самые высокие оценки были получены из-за запланированных и уже реализуемых проектов по улучшению транспортных сетей по всей стране. Уже сейчас все автомагистрали имеют минимум три полосы движения в каждом направлении на всей своей протяжённости. Также на всех потенциально опасных участках установлены защитные разделительные конструкции. Дороги в ОАЭ абсолютно безопасны для водителей.

Кроме этого экспертами были названы самые худшие дороги в мире. В эту не самую почётную таблицу попали польские дороги с 2,6 баллами, российские и украинские с 2,5 баллами. Самые плохие дороги на свете оказались в Молдове. Они были оценены лишь в 1,5 балла из 7.

Города и страны Общество

Чуйский тракт (Алтай)

Алтайский край – уникальная территория, где соседствуют три совершенно разные типы ландшафтов: сибирская тайга на севере, типичная степь в средней части и горы на юге. Именно здесь пролегает Чуйский тракт, пожалуй, самая красивая дорога России. В старые времена именно она соединяла торговые пути между Китаем и Российской империей. Сегодня тракт поможет вам за короткое время увидеть всё разнообразие, на которое способна природа. Начинаясь в Бийске, небольшом сибирском городке, родине Василия Шукшина, дорога простирается по обширным степным районам и в Горно-Алтайске сменяется величественными горными ландшафтами. Проехав по участку горного тракта через отроги Северо-Чуйского хребта, вы снова попадёте в типичную азиатскую степь, с её характерными атрибутами – караванами верблюдов и юртами кочевников.

До 1903 года Чуйский (Мунгальский) тракт представлял собой грунтовую дорогу, сменяющуюся горными тропами, а статус колёсной дороги приобрёл немногим более столетия назад.

5. Перевал Стельвио

В живописных Альпах, в непосредственной близости от границы между Италией и Швейцарией, протянулась невероятно красивая трасса, привлекающая огромное количество любителей высоких скоростей. Причина: сложность маршрута (на пути 60 крутых поворотов) и яркие возможности для демонстрации мастерства гонщика. Всего 2,7 километра отделяет перевал от уровня моря, но, оказываясь на узком серпантине посреди скалистых утёсов и покрытых снегом вершин, каждый признает условия движения опасными. Преодоление пути в 44 км происходит наравне с борьбой с собственным страхом и зачастую предполагает далеко не одну попытку.

Скоростные автомагистрали (Германия)

В Германии известный подход к строительству дорог, который стоило бы перенять всем странам, и России в том числе. Правительство Германии делает качественно, дорого и на долго. Высокий ценник окупается тем, что не приходится каждый год выделять средства на косметический ремонт.

В этой стране не существует термина ”ямочный ремонт”, или переработка старого асфальта. На постройку выделяют огромные деньги и делают сразу хорошо.

Следует отметить и тот факт, что разметка не сходит с покрытия после первого дождя. Строительство 1 километра скоростных автомагистралей обходится в два десятка миллионов долларов.

Трансфэгэрашское шоссе (Румыния)

Карпаты – не чета Памиру, но красота гор не обязательно измеряется метрами над уровнем моря. Веское тому доказательство – горное Трансфэгэрашское шоссе, трасса, построенная румынским диктатором Николае Чаушеску в 1970 году как ответ на вторжение советских танков в Чехословакию. Он считал, что труднодоступный тракт сможет послужить для быстрой и малозаметной переброски военной техники между Трансильванией и Валахией. В настоящее время трасса является одной из самых красивых европейских дорог, привлекающей ежегодно десятки и сотни тысяч туристов со всех континентов.

Длина горной дороги не рекордная, однако те 260 километров, что вам придётся проехать, поразят вас своими аутентичными красивыми пейзажами. Трасса петляет по долине между пологих гор, мимо деревушек с каменными строениями, мимо колосящихся пшеничных полей, на которых и сегодня встречаются жнецы, как бы сошедшие с полотен двухсотлетней давности.

Проезжая по Трансильванскому участку горной дороги, вам не миновать упоминаний графа Дракулы, они здесь везде: на вывесках магазинов, улиц, отелей, баров. И, безусловно, вы будете очарованы красивыми видами на старинные замки, которые здесь встречаются каждые 20-30 километров.

Модернизированная автомагистраль в Бостоне

Давно известно, что гораздо легче (и дешевле!) построить новое сооружение, нежели модернизировать старое. На восточном побережье США в Бостоне модернизация и реконструкция существующей трассы потребовала частичного сноса уже сложившейся застройки по ходу дороги. Поэтому в расходы пришлось внести не только прокладку основной магистрали, а также подъездных дорог и тоннелей, но и материальную компенсацию собственникам отчужденных земельных участков и сооружений.

По завершении всех работ по реконструкции автобана, финансовые аналитики подсчитали расходы, и пришли в ужас, каждый километр этой автотрассы обошелся в рекордную сумму – 117, 5 миллионов долларов.

Богатая страна безусловно может позволить себе подобные затраты, однако даже американских дорожников эта сумма привела в трепет – беспрецедентно дорого.

Как бы дорого не обходилась дорога, проектировщики уверены, что затраты на ее строительство окупятся сторицей. Увеличение пассажиропотока и объема перевозимых грузов приносит значительную пользу экономике, да и снижение аварийности на дорогах играет не последнюю роль при осуществлении таких дорогостоящих проектов.

Читайте о самых опасных дорогах в мире.

6. Трансфэгэрашское шоссе

Самые мистические, таинственные, окутанные легендами области Румынии соединила трасса, названная до недавнего времени бессменным ведущим программы Top Gear «самой драйверской». 261 км среди Карпатских вершин, хребтов, ущелий – все это Трансфэгэрашское шоссе. Протяжённость самого длинного тоннеля насчитывает 900 метров. Для строительства дороги необходимо было расчищать и выравнивать пространство в горах, для это использовались взрывные устройства. Ещё на этапе создания на дороге погибло около 40 человек. Путь по шоссе позволит наблюдать пасторальные картины жизни местных жителей. Неподалёку располагается эпичный замок графа Дракулы. Огромное количество поворотов при условии нахождения на узком серпантине требует предельной концентрации, уверенности и развитой способности быстро реагировать, принимать решения. Это настоящее испытание для гонщика, а для простого туриста — истинный вызов личным возможностям. И того Трансфэгэрашское шоссе достойно занимает своё место в списке топ 10 самых красивых дорог мира.

Разбор рейтинга за 2013 год

Оказывается, в Руанде и в Ботсване дороги лучше, чем в Италии, а Либерии лучше, чем в Чехии.

Это очевидная нелепость. Давайте сравним Руанду (40-е место рейтинга) и Чехию (77-е место рейтинга). Население этих стран примерно совпадает — 12 млн в Руанде против 10 млн в Чехии.

И тем не менее Руанде эксперты ВЭФ поставили 5 баллов из 7 возможных, а Чехии — только 3,7 балла.

Итак, рейтинг от ВЭФ содержит откровенные нелепости. Более подробный анализ этого рейтинга можно найти в статье за авторством Павла Зюзина. Оказывается, баллы странам в рейтинге выставляются путём опроса случайных людей из сферы бизнеса:

Картина окончательно прояснилась. Исследователи ВЭФ просто разослали большому количеству руководителей длинные анкеты, в которых тех попросили поставить своей стране оценки по нескольким десяткам пунктов — от доверия политикам до качества электроснабжения. Одним из пунктов в анкете стояло что-то типа «оцените качество дорог в вашей стране по семибалльной шкале».

Спрашивается, как может оценить качество дорог в России какой-нибудь руководитель отдела небольшого банка или директор брокерского агентства? Очевидно, никак. Для этого надо проводить специальное исследование, вникать статистику, анализировать данные, сравнивать с другими странами… а вопросов в анкете — несколько десятков, и на каждый из них желательно потратить не более 15 секунд, так как время у руководителей всегда в дефиците.

Большая часть опрошенных наверняка просто бездумно указывала в анкете то, что она слышит по 10 раз на дню от наших блогеров и журналистов — что дороги в России ужасны и отвратительны.

Что произошло в Руанде и в Чехии?

В Руанде представители бизнес-элиты очевидно, были настроены несколько более патриотично и заявили, что дороги у них в стране в целом неплохие. По сравнению с соседними странами Африки, пожалуй, это и вправду так. Ну а чехи оказались такими же недовольными нытиками, как и отечественные «эксперты».

Памирский тракт (Памир, Таджикистан – Киргизия)

Замыкает топ-3 самых красивых дорог мира Памирский тракт – самая высокогорная грунтовая трасса планеты, соединяющая таджикский город Хорог с киргизским Ошем. Дорога проходит через несколько перевалов, самый низкий из которых, Талдык, расположен на высоте 3600 метров над уровнем мира, а перевал Акбайтал (4650 метров) и вовсе соседствует с верхней точкой «крыши мира», как с древних времён именуют Памир. Во всяком случае, пик Ленина высотой 7135 метров, расположенный на территории Памирского национального парка, просматривается с тракта очень хорошо.

Живописная дорога с красивыми, захватывающими воображение пейзажами пролегает через горное озеро Каракуль (3915 метров над уровнем мирового океана), именно здесь начинается участок тракта, проходящий через отроги Большого Памира. Здесь вы встретите всю экзотику, характерную для горных дорог – туннели, ущелья, редкую растительность и ещё более редкие аулы. И, конечно, огромные отары овец, которые дают местным жителям всё необходимое для жизни. Приготовьтесь к тому, что на дороге рядом с фурами будут соседствовать ослы и мулы, доверху обвешанные самым разным грузом.

Свернув на боковые участки тракта, вы с головой окунётесь в местную экзотику: малочисленные кишлаки, сливающиеся с горными пейзажами, одинокие юрты и мазанки из козьего навоза. Есть и местные достопримечательности типа горячих источников Биби-Фатима.

Франция

Общая протяжённость дорог на территории этой страны составляет большее миллиона километров. Французские дороги одни из самых лучших в мире, славятся своей безопасностью и комфортом в поездках. Это обеспечивается отличным освещением, информативной дорожной разметкой, грамотным планированием развязок и, конечно, идеальным дорожным полотном.

Во Франции все дороги разделены на несколько разных типов, каждый из которых обладает определёнными чертами. Дороги типа А являются высокоскоростными шоссе с дорожным покрытием наивысшего качества. Следующий тип обозначается буквой N. Это национальные дороги, качество которых почти такое же, как у шоссе. Главное отличие в том, что на них меньше разделительных конструкций, предотвращающих столкновения. Но это компенсируется ограничением скорости движения. Тип D – это департаментские транспортные сети, которые также отличаются превосходным качеством. С и V обозначают второстепенные дороги, проходящие в пригородах и сельской местности. Они уступают по качеству другим транспортным путям, но всё равно превосходят по качеству большую часть своих конкурентов из других стран.

Нидерланды

Открывают наш рейтинг самых лучших дорог мира Нидерланды. Качество транспортных путей в этом государстве было оценено на 6 из 7 возможных баллов. В Нидерландах преобладает равнинный рельеф, однако строительство дорог всё равно является проблематичным. Дело в огромном количестве рек, которые вынуждают возводить немалое количество мостов. Но проектировщики и строители безупречно справляются со своей задачей. Благодаря их усилиям в Нидерландах даже второстепенные дороги не имеют каких-либо дефектов. А те выбоины и трещины, которые появляются вследствие природных явлений, тут же устраняются.

Главные автотрассы вмещают в себя несколько полос и сложные развязки. Второстепенные дороги не особо выделяются на их фоне. Они обладают всего по одной полосе с каждой стороны движения. При этом нужно отметить, что в Нидерландах нет никаких сборов за проезд даже по скоростным трассам.

КАД Санкт-Петербург (Россия)

Длина этой дороги по периметру культурного города Санкт-Петербург почти 150 километров. Осуществлять проект начали еще в 1998 году и уже в 2001 было открытие. Один участок дороги представили всем жителям города.

Кольцевая трасса объединяет в себе множество значимых автомагистралей федерального значения. С каждым годом открывался новый участок и уже с 2011 года по трассе можно проехать полностью.

Каждый участок имеет свою цену, все зависит от рельефа и месторасположения. Из-за проблем с финансированием в 2004 году строительство несколько раз прекращали. Водители могут пользоваться от 4 – 8 полосами. На 1 километр было выделено 55 миллионов долларов.

Путь по самой кромке континента. Австралия: экзотика Великой океанской дороги

Вдоль Тихоокеанского побережья раскинулась Великая океанская дорога, протяженность которой 243 км. Ее построили солдаты, вернувшиеся со сражений Первой мировой войны, как вечную память о погибших товарищах. Шоссе открыли в 1932 году, как один из наиболее гигантских мемориалов мира, и когда прошло 30 лет, ее назвали одной из красивейших на планете.

Трасса простирается вдоль кромки побережья, где можно любоваться бесконечным наплывом волн и игрой света в уютных лагунах. Можно отметить основные примечательные места дороги. Одна из самых знаменитых, которые попадаются на пути, — загадочный «Берег кораблекрушений», где нашли последнее пристанище 638 кораблей.

Привлекают внимание одинокие известняковые скалы, возвышающиеся на 45 метров над бушующим океаном. Они получили название «Двенадцать апостолов» хотя их и восемь, но раньше все их называли «Свинья и поросята»

Чтобы привлечь больше туристов и придумали название, покрытое дымкой романтизма, — «Двенадцать апостолов».

Очень схожая история у скалы «Лондонская арка», возраст которой достигает 20 миллионов лет. Долго ее называли «Лондонский мост» за схожесть с Тауэрским мостом. Но в 1990 году океанские волны размыли пролет, прилегающий к материку, и мост преобразовался в арку. Тем и отличается Великая океанская дорога: очень стремительно происходят изменения береговой линии, и завтра можно увидеть совсем другое, чем было сегодня.

Прокатиться по шоссе можно не лишь с целью созерцания пейзажей, покорения волны и загорания на пляже. Здесь проходит маршрут австралийского «сафари». Где еще можно посмотреть, как мигрируют южные киты, как не в Варрнамбуле? И где еще, как не в Тауэр-Хилл, прямо в Охотничьем заказнике можно составить компанию эму и кенгуру, полюбоваться на забавных коал и вольных морских птиц?

1

Сингапур

Третье место в списке стран с самыми лучшими дорогами занимает Сингапур. В этой стране одна из самых современных транспортных сетей в мире. Сложная и разветвлённая система автодорог покрывает всю страну. Площадь всего дорожного полотна страны составляет порядка 12% от площади территории государства. Это огромный показатель. Из-за этого на дорогах Сингапура транспортная нагрузка распределена равномерно, что решает большинство проблем с трафиком. Все дорожные пути имеют качественное освещение, понятную разметку и, конечно, покрытие наивысшего качества. Высокоскоростные трассы снабжены информационными экранами, которые показывают процент занятости транспортных путей и количество свободных мест на ближайших парковочных стоянках.

Трансфэгэрашское шоссе

История строительства высокогорного шоссе сквозь массив Фэгэраш берёт начало еще с 1970 года. Именно тогда румынский президент Николае Чаушеску нашел способ, как одним махом объединить Валахию и Трансильванию. Если бы не трагические происшествия в Чехии и угроза военной атаки, мир никогда не восторгался бы красотой великолепной горной дороги. Трансфэгэраш был построен с учетом исполнения военной функции, но туристы спешат увидеть его воочию, чтобы прикоснуться к вечности.

Длина шоссе около 261 километра. Оно змеится среди колоритных долин и полей, где румыны вручную жнут и собирают тяжелые золотые колосья, далее огибает хрустальные озера и глубокие водохранилища, «забегает в гости» в старинные румынские деревеньки, где выстроились в ряд домики из серого камня.

В самом начале шоссе удивляет архитектурой городишко Сибиу, в котором гармонично смешались наследия романской, латинской и славянской культуры. Характерно, что практически в каждой деревне выстроен не только костел, православная церковь, но и мечеть.

Прекрасный собор в местечке Куртя-де-Арджес приглашает войти и онеметь от вида лепнины на стенах и изящной резьбы. Граф Дракула не дремлет и ведет наблюдение за одинокими путниками со стороны Карпат. Его имя запечатлено в названиях отелей, улиц, замков и сувенирных лавках.

6

Трасса 40, Аргентина

Дорога длиной более 5000 километров проходит по территории Аргентины. Кажется, что трасса впитала всю природу страны Латинской Америки. Здесь можно встретить самый разнообразный пейзаж, от зелёных лесов до песочных пустынь. Все это сопровождается разными погодными условиями.

Путник на своём пути встретит 20 национальных парков, в одном из которых находится гигантский ледник, самый большой запас пресной воды. Обязательно следует посетить знаменитую Пещеру рук и взглянуть на большое количество отпечатков ладоней. Следование по трассе 40 станет одним из самых увлекательных путешествий в жизни любого человека.

Сочи. Объездное шоссе

Строили эту развязку к зимней Олимпиаде в режиме «нон-стоп», желая поспеть к назначенному сроку. При том, что необходимость развязки назрела еще 30 лет назад, Олимпиада стала мощным катализатором строительства. И, учитывая спешку, неудивительно, что 1 км этой объездной дороги обошелся 30 млн.$.

Как сказалось «ударное» (или угарное?) строительство на качестве самой дороги, могут судить только эксперты, но они скромно молчат, зато цифры говорят сами за себя. Очень дорогая транспортная развязка, оправданная разве что только проведением Олимпиады. Сооружений одноразового характера в Сочи более чем достаточно, радует, что «золотая» дорога, в отличие от большинства объектов, хотя бы продолжает приносить пользу.

Разбор рейтинга за 2017 год

К сожалению, автожурналисты зачастую не только безусловно верят всему плохому, что читают про Россию, но и регулярно самостоятельно раздувают разнообразные чёрные мифы о нашей стране. Приятно удивили комментарии к рейтингу — читатели «За рулём» начисто отказались верить в дорожное превосходство наших друзей монголов:

Монголия — она тем и прекрасна, что там нет асфальта, светофоров и милиции… кроме трех городов.
Очередное «независимое» «свободное» агентство. Небось учитывали число гей-клубов и ельцин-центров на каждый километр дороги…
Согласно Вики, в Монголии около 50 тыс. км дорог, включая оформленные грунтовые (коих там в степи можно сколько угодно написать) и 0 магистралей. В России в 28 раз больше (1,4 млн), магистралей 816 км. Это без Крыма и строек 2014–2017 годов. Отличаюся годы исследования, но что-то не уверен, что Монголия ушла в стратосферу.
Монголия, говорите… бывал я там. С асфальтом там вовсе не густо. Причем это дороги, в основном построенные СССР в рамках помощи Монголии. Чушь это, а не рейтинг.

Проще говоря, исследователи из ВЭФ задали кучу вопросов российским бизнесменам — как они оценивают жизнь в России вообще, и что они думают о дорогах в частности. Так как нашего бизнесмена хоть хлебом не корми, дай только поныть и пожаловаться на тяжёлую жизнь, опрашиваемые, разумеется, охарактеризовали дороги как «ужасные».

В Монголии и Таджикистане бизнесмены оказались более объективны, поэтому там результаты оказались выше, чем в России. Вот, собственно, почти весь секрет.

Чтобы головоломка сложилась полностью, осталось пояснить только одну важную вещь. Совсем уж дураков в крупном бизнесе практически нет, поэтому, разумеется, даже нытики не могут не замечать, что дороги в России становятся объективно лучше, а местами значительно лучше европейских. Однако на их мнение о том, что дороги в России ужасны, это не влияет, ибо они руководствуются не собственным опытом, а… статьями в журнале «За рулём», в котором сказано, что дороги в России хуже, чем в Монголии.

Величественный Алтай. Чуйский тракт

Эта дорога, протянувшаяся от Новосибирска до самой границы с Монголией, является частью Большого Азиатского Маршрута AH4, одним концом которого является пакистанский город Карачи. Длина дороги 953 км.

Дорогу условно можно разделить на три части: равнинную, предгорную и горную. И если в первых двух частях дороги достопримечательностей не так много, то третья (горная) её часть вызовет восторг у любого туриста. Двигаясь со стороны Новосибирска, градус интереса к дороге всё время идёт на подъём. Проехав Новосибирскую область, вы попадаете в Алтайский край, где двигаясь по равнине, проезжаете город Бийск и продолжаете маршрут в сторону Республики Алтай.

Не доезжая до Республики Алтай, вы можете увидеть первую достопримечательность маршрута — село Сростки. Казалось бы — обычное на вид село, но примечательно оно тем, что является Родиной известного писателя и актера Василия Шукшина. Здесь ежегодно проходит большой фестиваль в честь Василия Макаровича.

Спустя сто километров пути вы попадаете в самую интересную горную часть маршрута, где по правой стороне дороги течет красавица-Катунь — быстрая, красивая, с бурлящими порогами. Здесь же взору открываются красивые горы с отвесными скалами и густой растительностью. Это самая популярная среди туристов часть дороги.

Здесь вы найдете множество туристических баз, некоторые из которых поражают своей красотой, неподалёку построена игорная зона с единственным легальным казино в регионе. Экскурсии, сплавы по реке, дискотеки — здесь каждый найдет для себя развлечение.

Проехав ещё три сотни километров по Чуйскому тракту, вы уже будете среди высоких гор, некоторые из которых покрыты белыми ледниками. Природа здесь уже более девственна, туристических баз значительно меньше. Далее вам предстоит преодолеть 2 перевала (Семинский и Чике-Таман), которые столетия назад были серьезным испытанием для путешественников и торговцев.

Стоит отметить, что эта дорога была единственной ниточкой, связывающей Россию с Китаем и Монголией в Сибири. Упоминания об этой дороге встречаются в источниках тысячелетней давности.

Подъезжая к Кош-Агачу, вы окажитесь в межгорной котловине, которая поразит своими степными пейзажами. Степная растительность на фоне остроконечных заснеженных гор выглядит очень красиво. На всём пути горной части тракта вам будут попадаться деревушки, время в которых остановилось. Наряду со стандартными жилищами здесь нередко встречаются юрты. И лишь спутниковые тарелки являются напоминанием о цивилизации.

Кстати, о многих достопримечательностях Алтая на нашем сайте most-beauty.ru есть очень познавательная статья со множеством фотографий.

Каждый камень здесь имеет свою историю. Количество природных и культурных достопримечательностей в этих местах очень высокое. Если вы планируете проехать по этому маршруту — запаситесь временем, чтобы полностью прочувствовать эту дорогу.

Лердальский тоннель (Норвегия)

Это не просто один из самых длинных тоннелей в мире, его протяженность почти 25 километров. Лердальский тоннель стал известен благодаря своей необычной красотое. Он соединяет муниципалитеты Лердал и Эурланн.

Во время всего пути, дорога оснащена специальными лампамочками, которые меняют цвет и подсвечивают горную структуру. Выглядит это очень таинственно и волшебно. Для водителей предусмотрели специальные пункты отдыха, чтобы они могли снять напряжение. Не всем по нраву ехать столько времени в одинаковых условиях.

Строительство участка заняло почти 5 лет, проект был создан еще в 95-ом году. В 2000 году было открытие и тогда же озвучили стоимость в семь миллионов долларов за километр.