Ремонт вариатора

Типичные поломки

В большинстве случаев вариатор уходит на покой, когда заканчивается ресурс его основных трущихся элементов: ремень+конусы. Обычно это происходит по следующему сценарию. Ремешок проскакивает, стачиваются поверхности, затем образовавшая стружка несется по каналам и уничтожает всё на своем пути: маслонасос, подшипники, редукционный клапан, гидроблок, гидротрансформатор и т.д, что ещё сильнее вынуждает ремень буксовать.

Задиры на конусах

Ещё одна частая проблема – перегрев. Обычно всё проходит не так страшно, так как коробка отслеживает температуру масла и предупреждает водителя о том, что нужно снизить скорость. Другое дело – не все делают, что требуется.

Бывают, конечно и частные проблемы в роде отказа только насоса или только подшипников конусов, но реже. Обычно дело в стружке, а стружка сами знаете откуда. Стоит понимать, что любая «болезнь» всегда прогрессирует, пока машина не уйдет в аварийный режим и не будет обездвижена.

Масляный насос вариатора Jatco

Самое страшное, чего стоит опасаться, так это обрыв ремня. Обычно после такого сильно повреждаются практически все узлы, включая сам корпус трансмиссии, а это уже замена всей коробки целиком.

Изношенный ремень вариатора

Алгоритм проверки при покупке автомобиля

  1. Изучение сервисной книжки, заказ-нарядов с СТО. Ресурс современных вариаторных коробок уменьшается в разы, если пренебрегать регулярной заменой масла и фильтрующих элементов. Взвесь продуктов износов, смывающаяся с трущихся пар маслом, переносится в магистрали гидроблока, где засоряет каналы и способствует повреждению соленоидов, стенок каналов. Лучше отказаться от покупки автомобиля, если владелец пренебрегал регулярной заменой масла и фильтров в вариаторе.
  2. Проверьте уровень, запах и цвет масла.
  3. Тест-драйв. Перед покупкой проверять коробку передач следует во всех основных режимах работы.
  4. Визуальный осмотр трансмиссии, радиатора охлаждения вариатора. Если степень загрязнения корпуса КПП заметно отличается от остальных деталей подкапотного пространства, вполне вероятно, что вариатор недавно снимался для ремонта или замены. Обязательно проверьте степень загрязнения радиатора (если таковой предусмотрен конструкцией), так как CVT крайне чувствительны к перегреву. На многих моделях забитый радиатор, защита двигателя и КПП в режиме езды по пробкам, бездорожью – практически синоним перегрева.
  5. Расспросите владельца об условиях эксплуатации автомобиля. Многие автолюбители убивают трансмиссии, игнорируя правила прогрева АКПП в зимнее время года. Также ресурс CVT снижает неаккуратная езда по бездорожью, буксировка прицепа.

Состояние масла и соблюдение интервалов замены

Не все вариаторные коробки передач оборудуются щупом. На некоторых моделях для проверки состояния и уровня масла придется обращаться в дилерский центр, так как штатно отверстие под мерный щуп закрыто заглушкой. В таком случае процедурой можно пренебречь, если в сервисной книге имеются записи о регулярной замене, и на ходу работа вариатора не вызывает нареканий.

Производители трансмиссий рекомендуют менять жидкость CVT каждые 40 тыс. км. В случае эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях, к которым относятся долгие простои в пробках, интервалы замены следует сократить до 30-35 тыс.км. Подробное рассмотрение проверки и замены рабочей жидкости вы можете найти в статье «Правильная замена масла в вариаторе».

Мутное масло с большим количеством взвеси фрикционной пыли говорит о том, что его давно не меняли. Запах гари, сгустки клеевого слоя – признак критического износа пакетов фрикционов сцепления. Подтверждением усталости пакетов фрикционов будет провальный результат сталл теста (Stall Test).

На что обращать внимание во время тест-драйва?

Основные признаки неисправности вариаторной коробки передач:

  • рывки, подергивания при ускорении;
  • пинки, толчки, появляющиеся после прогрева;
  • удары при смене положения селектора CVT;
  • вой, гул, доносящийся при движении со стороны трансмиссии.

Вариатор перед покупкой автомобиля следует проверять в режимах: поддержания постоянной скорости, плавного и резкого набора скорости. При этом на авто, устройство вариатора которых предполагает наличие гидротрансформатора, наиболее важна именно проверка разгона с едва нажатой педалью акселератора.

При движении с минимальным ускорением развиваемый двигателем крутящий момент лишь немного превосходит силу сопротивления качению колес и сопротивление набегающего потока воздуха. При проверке в таких условиях разница угловой скорости вращения турбинного и насосного колеса минимальна (вы сможете понять, что такое пробуксовка ГТ, если знакомы с устройством и принципом работы АКПП гидротрансформаторного типа).

В случае некорректной работы фрикционов, подклинивания управляющих соленоидов в гидроплите, теряется плавность смены передаточных чисел. Когда разница угловых скоростей вращения турбинного и насосного колес минимальна, ГТ не успевает рассеивать резкую смену передаточных чисел. В итоге при проверке перед покупкой вы отчетливей ощутите рывки, пинки и подергивания. Если же заметно увеличить нагрузку (сильнее надавить педаль газа), ГТ начнет интенсивней проскальзывать и гасить недочеты в работе фрикционов, гидроблока.

Износ подшипников

Это наиболее часто возникающий дефект вариаторных конусов. Он проявляется характерным гулом после пробега минимум в 50000 км.

Ремень собран из многочисленных пластин, взаимно соединенных стальными перетяжками. Своими боковыми поверхностями, с нанесенными для улучшения сцепления малозаметными косыми насечками, он соприкасается со шкивными конусами. В процессе эксплуатации насечки изнашиваются, что может в итоге привести к серьезным поломкам. Поэтому даже устранение гудящих подшипников должно сопровождаться профилактической заменой ремня, гарантирующей сохранение исправных шкивов.

Шум подшипников может возникать также еще по нескольким причинам:

  1. Некачественное изготовление подшипников.
  2. Недостаточная динамическая грузоподъемность, а также низкая степень точности подшипников приводят к их перегрузкам и разрушению.
  3. Проникновение продуктов износа (мелкие порошкообразующие частицы) на рабочие поверхности, приводящее к разрушению последних. Это может происходить из-за большого количества металлической пудры, забивающей масляные фильтры и ослабляющей поле магнита, установленного для ее сбора. В некоторых случаях эту проблему удается решить более частой сменой масла (примерно через каждые 30000 — 50000 км).

Среди производителей не существует единой позиции по этому вопросу. К примеру, Mitsubishi настоятельно рекомендует менять масло через каждые 75000 км, а Renault-Nissan допускает только контроль за его уровнем и состоянием на протяжении периода гарантии (100000 км).

Вариаторное масло маркируется аббревиатурой CVT. У каждого автопроизводителя имеется такое масло. Оригинальный состав от Nissan выпускается под индексом NS-2. Mitsubishi продвигает DiaQueen CVT-J1. Аналог от Renault известен, как ELFMATIC CVT. Honda выпускает HMMF и CVT-F, концерн VAG производит ATF CVT. Все эти жидкости рекомендованы именно для вариаторов. Использовать масла, предназначенные для гидромеханических АККП абсолютно не допустимо.

Количество необходимого для залива масла определяется типом привода и силовой части. К примеру, для переднеприводного Qashqai с 2-литровым движком, не оснащенным масляным радиатором, необходимо примерно 4,2 л. Пару литров «застрянет» между элементами трансформатора и узлами гидросистемы, так как выкачать эти «капли» при стандартной процедуре слива невозможно. Чтобы полностью обновить заливку пользуются методикой замещения, с использованием соответствующей установки и втрое большего объема рабочей жидкости.

Ремонтопригодность и стоимость обслуживания

Кстати, о ремонте. Официальные дилеры такие коробки не чинят, только меняют в сборе, зато специализированных сервисов, которые смогут произвести дефектовку с заменой только изношенных элементов, предостаточно. Хотя, в целом ремонтопригодность вариатора будет напрямую зависеть от его популярности. Чем больше таких коробок выпущено, тем больше комплектующих и специалистов, которые смогут грамотно произвести починку.

Легче и дешевле всего приходится владельцам машин с вариаторами Jatco практически всех поколений и модификаций. Средняя стоимость капитального ремонта коробки составляет 70 тыс.руб. в зависимости от масштабности износа компонентов. Куда дешевле коробку заранее обслужить, не дожидаясь ремонта, например, раз в 30 ткм менять масло, а на 130 ткм установить новый ремень, чтобы сберечь конусы и не засорять систему стружкой.

Все вариаторы имеют на поддоне магнит, собирающий стружку. По количеству скопившегося материала можно примерно оценить степень износа

Диагностика вариатора

При неисправностях вариатора реагирует электронная система:

  1. ЭБУ ограничивает обороты двигателя до 2000, чтобы не перегрузить и так неисправную трансмиссию;
  2. На панели приборов загорается значок Service required;
  3. При перегреве масла загорается значок Slow down;
  4. Электроника может полностью заблокировать двигатель.

Причиной сбоев в электронике может быть не только поломка самого вариатора, но и неисправности смежных узлов, в первую очередь многочисленных датчиков.

Признаки неисправности «механики» вариатора:

  1. Рывки и удары при переключении передач;
  2. Невозможность переключить передачу вручную;
  3. Пробуксовки коробки;
  4. Движение на нейтрали;
  5. Шумная работа;
  6. Полная его остановка.

Видео: «Как проверить вариатор своими силами»

Что делать в случае, если агрегат показал какой-либо «нездоровый симптом»? Аккуратно грузить свою «ласточку» на эвакуатор и везти на диагностику. А дальше смотреть, что именно «полетело» и во сколько это обойдется: либо с помощью сканера, либо самостоятельно разбирать коробку и выявлять поломку.

Сканер покажет коды ошибок, которые могут быть реальными поломками или неисправностью проводки. Проверить, что именно не так, можно при вдумчивом анализе каждой из них. Разборка вариатора поможет выявить чисто механические неисправности. Так можно определить:

  1. Износ ремня. По-хорошему, ремень надо менять каждые 100 тыс. км, но о нём обычно забывают;
  2. Наличие металлической стружки в картере. Признак сильного износа ремня и шкивов;
  3. Износ подшипников шкивов или дифференциала;
  4. Износ редукционного клапана масляного насоса.
  5. Все эти неисправности можно устранить своими силами.

Устройство и принцип работы

Вариатор Ниссан Кашкай имеет внутреннее обозначение CVT (Continuously Variable Transmission, трансмиссия с непрерывно изменяемым передаточным числом) и производится японской компанией Jatco. На автомобилях Кашкай старой модели J10 применялся клиноременной вариатор RE0F10A или JF011E, на новый Кашкай J11 ставится модернизированный вариатор JF016E. Главным отличием является передаточное число главной пары (6.466 и 6.386 соответственно) и диапазон передаточных чисел (2.349 – 0.394 и 2.631 – 0.378 соответственно).

В конструкции такой коробки имеются два независимых шкива, установленных на подшипниках и оснащённых двумя конусами каждый, причём узкие стороны конусов расположены напротив друг друга. Один шкив соединён с коленчатым валом двигателя, второй шкив стоит на валу, выходящем к коробке дифференциала. Подача крутящего момента от коленчатого вала двигателя идёт через гидротрансформатор. Между шкивами установлен стальной пластинчатый ремень, с помощью которого передаётся крутящий момент. Для передачи момента на ведомый вал используется планетарная передача. Ремень может передвигаться по боковой поверхности конусов, тем самым постоянно изменяя передаточное отношение.

Валы вариатора Ниссан Кашкай в сборе с приводным ремнём

При старте с места ремень расположен на ведущем шкиве на минимальном диаметре (конусы разведены), а на ведомом — на максимальном (конусы сведены). Изменение расстояние между конусами осуществляется шаговым электродвигателем и датчиком частоты вращения, установленными в корпусе гидроблока.

Расшифровка схем:

  1. Неподвижный конический шкив ведущего вала.
  2. Подвижный конический шкив.
  3. Подвижный конический шкив ведомого вала.
  4. Стальной ремень.
  5. Неподвижный конический шкив.
  6. Планетарный редуктор со встроенным многодисковым тормозом.

С ведущего вала с помощью пары косозубых шестерён вращение передаётся на дифференциал. По мере разгона передаточное число меняется таким образом, чтобы поддерживать наиболее выгодные, с точки зрения динамики и расхода топлива, обороты двигателя. Для переключения направления движения в конструкции вариатора используется многодисковый тормоз.

На схеме ниже показано, как работает современный вариатор. Красными стрелками обозначено направление движения крутящего момента от двигателя.

Схема вариатора

Расшифровка схемы:

  1. Ведущий вал.
  2. Цепь привода масляного насоса (может быть от пары шестерён).
  3. Гидротрансформатор.
  4. Дифференциал.
  5. Стальной ремень вариатора.
  6. Конусы вторичного вала.
  7. Ведомый вал.
  8. Планетарный редуктор.
  9. Конусы ведущего вала.

Важнейшим показателем эффективности любой коробки передач является силовой диапазон, который представляет собой отношение высшей и низшей передач в коробке. В современных многоступенчатых автоматических коробках значение диапазона не превышает значения в 9 единиц, в то время как последние образцы CVT позволяют получить значение около 12 единиц.

Сколько служит вариатор?

Из-за двух случаев массовых выходов из строя вариаторов Ниссан Кашкай за ними закрепилась репутация крайне ненадёжных агрегатов с малым ресурсом. Первые проблемы были на машинах 2012 года с атмосферным мотором 1,6 литра. Причиной стала не отлаженная кинематическая схема работы вариатора под двигатель малого объёма. Вторая проблема возникла в 2014 году на новом Nissan Qashqai J11 из-за новой прошивки блока управления. Было выпущено две версии прошивки PM463 и PM551, которые исправили ситуацию. Начиная с 2014 года на вариаторы Ниссан Кашкай завод даёт гарантию на 100 тыс. км пробега. При этом фирма Jacto, которая поставляет эти агрегаты Ниссан, даёт гарантийный пробег 120 тыс. км.

Последующая эксплуатация машин показала, что вариатор вполне надёжен и спокойно ходит без ремонта более 200 тыс. км. По отзывам владельцев двигатель Кашкая раньше уходит на капитальный ремонт, чем регулярно обслуживаемый вариатор.

Какими вариаторами оснащается ниссан «Кашкай»

В отличие от классических автоматов и роботизированных КПП, вариаторы обладают большей плавностью, экономичностью и меньшей стоимостью.

Поставщиком вариаторов для автомобилей концерна Renault-Nissan является компания Jatco. Комплектация ниссана «Кашкай» предусматривает три разновидности КПП CVT в зависимости от типа двигателя. Маломощный 1,2 DIG-T (мощностью 115 л. с.) оснащается одним вариатором, 2-литровый атмосферник (мощностью 144 л. с.) – другим, а наиболее выносливая разновидность CVT предусмотрена для 1,6-литрового турбированного двигателя (мощностью 130 л. с.). Цепной механизм привода позволяет вариатору развивать крутящий момент до 380 Нм, аналогичными трансмиссиями оснащаются Infiniti QX 60.

На российский рынок официально поставляются два последних вида вариаторов на ниссаны. Ими комплектуются последние поколения автомобилей.

Во втором поколении вариаторов, выпускаемых компанией Jatco, представлены модели JF010E и JF011E, относящиеся к так называемому десятому семейству. Более поздняя модель JF011E дополнена атмосферными бензиновыми двигателями объемом 2.0 и 2.5 л, более ранняя JF010E поставляется в паре с силовыми агрегатами объемом 3.5 л.

Частые поломки

На Ниссан Кашкай J10 ставились вариаторы JF015 и JF011. После 2013 года, соответственно – на Ниссан Кашкай 2.0, – JF016 и JF017. Первые опыты с таким типом трансмиссии были не очень удачными. Последние версии коробки отличаются высокой надежностью, чего нельзя сказать о первых. Наиболее проблемная – 15-я серия. Наиболее надежный CVT Nissan Qashqai ставится на турбированный двигатель 1,6. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся проблемы вариаторов Ниссан Кашкай.

Посторонние звуки

Шумы, посторонние звуки, гул во время работы вариатора могут возникать по разным причинам. Чаще всего в этом виноват износ подшипников. В процессе работы на них попадают продукты износа, грязь, металлическая стружка. Магниты не всегда в состоянии задержать все частицы на сто процентов.

В первую очередь износ зависит от качества самих подшипников, во вторую – от качества смазочного материала, регулярности его замены. Также они могут не выдерживать нагрузки по причине слабой грузоподъемности. Первые проблемы способны дать о себе знать при достижении пробега 50 тыс. км. Появление гула во время разгона – верный признак.

Проблемы с масляным насосом

На масляный насос также влияет пренебрежение своевременным грамотным техническим обслуживанием. Отсутствие замены масла и фильтра в положенные сроки приводит к скоплению отложений, избытку металлической стружки. Насос вынужден пропускать все это через себя. Конечно, часть отложений остается внутри его, что ухудшает работу редукционного клапана.

В результате клапан заедает, а давление, нужное для корректной работы всей системы, падает. Это может проявляться пробуксовками, провалами при разгоне. Со временем машина может попросту останавливаться в неподходящий момент.

Пробуксовка ремня по конусам

Такая проблема может проистекать из предыдущей. Проблемы с масляным насосом приводят к падению давления в системе, а это в результате приводит к тому, что ремень начинает пробуксовывать по конусам. Во время работы автомобиля это ощущается как вибрации, вызывает неравномерность разгона. А привести может к разрыву ремня. Это резкое обездвиживание транспортного средства, что создает аварийно опасную ситуацию.

Гидроблок

Ремонт гидроблока требуется часто, потому что это одно из наиболее слабых мест вариатора. Когда он выходит из строя, возникают плавающие обороты. А разгон осуществляется с рывками, дерганьем. Еще сравнительно недавно не было автосервисов, способных отремонтировать гидроблок. Поэтому его полностью меняли. Теперь же те или иные неполадки в большинстве случаев подвергаются корректировке.

Ошибки

Также можно часто встретить жалобы автомобилистов на то, что вариатор Кашкая выдает одни и те же ошибки. Например, что означает ошибка P0725? Она говорит о том, что проблема связана с входной цепью датчика оборотов двигателя. Может свидетельствовать о:

  • повреждении, коррозии проводов;
  • плохом электрическом соединении в цепи датчика;
  • проблемах с трансмиссионной жидкостью;
  • поломках датчиков двигателя;
  • дефектах электромагнитных клапанов переключения передач.

Ошибка вариатора P0826 также распространена. Она говорит о неисправностях переключателя ручного переключения передач.

Ремонт коробки вариатор своими руками

При разборке вариатора одним из необходимых инструментов станет… смартфон. Чтобы после ремонта не осталось «лишних» запчастей, придется фотографировать каждый этап разборки до того, как очередная деталь будет снята. Провода – до отключения, болты – до откручивания. Снятые детали располагать на столе по очередности разборки.

Порядок разборки вариатора для ремонта своими руками:

  1. Снять крышку. Сначала первую часть, затем вынуть вал и снять вторую часть, вынуть шестеренки, которые находятся под ней;
  2. Снять маслонасос. Сначала выкрутить винты, которыми крепится его корпус, затем вынуть шестеренку насоса, цепь, снять крышку и вынуть вал насоса;
  3. С обратной стороны вариатора снять крышку, стянуть ремень хомутами и вынуть его вместе со шкивами. Убрать хомуты с ремня и снять его со шкивов.

Видео

Источники

  • https://portalmashin.ru/qashqai/nisqash-repair/remont-variatora-nissan-kashkaj.html
  • https://autodvig.com/kpp/variator-nissan-kashkaj-26692/
  • https://rulikoleso.ru/interesnoe-na-jrepair-ru/kak-pravilno-ezdit-na-variatore
  • https://avtozam.com/nissan/qashqai/vse-o-variatore/
  • http://akpp-car.ru/remont_variatora_cvt/nissan/qashqai/
  • https://proautomasla.ru/nissan/remont-variatora-nissan-kashkaj.html
  • https://www.autoservice-nissan.ru/inf/qashqai/remont-akpp-i-variatora-cvt/diagnostika-variatora/
  • https://rad-star.ru/pressroom/articles/zamena-variatora-v-nissane-kashkaj/

Основные проблемы и поломки вариатора

Несмотря на недоверие к такой коробке и вечные вопросы на форумах, надежен ли вариатор, с трансмиссией на Nissan Qashqai возникает не так и много проблем. И в основном они касаются перегрева или несвоевременной замены масла.

Чтобы избежать их, в первую очередь нужно вовремя заезжать на сервис или самостоятельно производить замену смазки и очистку трансмиссии от нагара и стружки.

Перегрева тоже избегать несложно, если знать, на что обращать внимание. Рабочая температура вариатора 75-85 градусов, может выдержать и 120, но только при непродолжительных нагрузках. Но рисковать с температурой не стоит

Охлаждение трансмиссии производится при помощи радиатора, который расположен перед основным радиатором, охлаждающим двигатель автомобиля. Из-за особенностей расположения первый радиатор загрязняется достаточно быстро, после чего и начинаются проблемы с перегревом радиатора. Если на чистоту радиатора обращать внимание и вовремя устранять загрязнение, о слишком высокой температуре можно не волноваться

Но рисковать с температурой не стоит. Охлаждение трансмиссии производится при помощи радиатора, который расположен перед основным радиатором, охлаждающим двигатель автомобиля. Из-за особенностей расположения первый радиатор загрязняется достаточно быстро, после чего и начинаются проблемы с перегревом радиатора

Если на чистоту радиатора обращать внимание и вовремя устранять загрязнение, о слишком высокой температуре можно не волноваться

Основные виды неисправности вариатора у Nissan Qashqai:

  1. Зависание клапана масляного насоса. Во время езды это выражается в том, что автомобиль дергается, когда педаль газа нажимается плавно.
  2. Низкое качество или неисправность подшипника. При этом устройство издает неприятный и ощутимый гул. Но этот же симптом возникает и при езде на отработке (если масло слишком долго не менялось), и при перегреве вариатора. Проблема в том, что узнать, какая именно причина у лишнего звука, можно только в сервисном центре. Поэтому, если замена трансмиссионного масла не помогла, нужно срочно обратиться в мастерскую к специалисту.

Часто возникает вопрос, как проверить вариатор на предмет поломок, если в авто ничего не гудит и не дергается. Дело в том, что поврежденные детали видно только при деффектовке вариатора, поэтому лучшим решением будет периодическая диагностика на станции технического обслуживания. И если со старыми моделями первого поколения еще можно попробовать заехать к очень рукастым и знающим гаражникам, то с более поздними версиями лучше не рисковать: здесь понадобится не только знание, как вытащить щуп, но и специальное техническое и программное обеспечение и умение, как правильно пользоваться всем этим богатством. Так что обслуживание более свежих и нежных модификаций лучше оставить профессионалам.

Отдельное внимание стоит обратить на бу-шные вариаторы JF016e и JF017e. Модуль калибровочных значений в эти модели не ставился. Диск, с которого заливались калибровочные значения на заводе, владельцу автомобиля при покупке никто не передавал

Так что стоит ли покупать бывший в употреблении контрактный вариатор JF016e или JF017e и рисковать не найти сервис, способный его отколибровать? Смысл есть совершать покупку только на запчасти – снятый с битого автомобиля без данных по калибровке, он просто не поедет

Диск, с которого заливались калибровочные значения на заводе, владельцу автомобиля при покупке никто не передавал. Так что стоит ли покупать бывший в употреблении контрактный вариатор JF016e или JF017e и рисковать не найти сервис, способный его отколибровать? Смысл есть совершать покупку только на запчасти – снятый с битого автомобиля без данных по калибровке, он просто не поедет.