Оглавление
- Конструкция электронного зажигания
- Как можно выставить угол опережения зажигания
- Как выбрать электронное зажигание?
- Указания по настройке зажигания
- Бесконтактное зажигание ВАЗ 2106
- Установка электронного зажигания на ВАЗ (видео)
- Что такое угол опережения зажигания?
- Устройство бесконтактной системы зажигания
- Принцип работы бесконтактного зажигания
- Подведем итог
Конструкция электронного зажигания
Чтобы поставить бесконтактную систему на «классику» ВАЗ 2107 с карбюратором, желательно изучить, как она устроена. Это поможет вам правильно собрать схему и успешно запустить её в работу. БСЗ для старых карбюраторных моделей Жигулей состоит из таких элементов:
- трамблёр, он же — распределитель системы зажигания;
- высоковольтная катушка новой конструкции (отличается от старой, работающей с механическими контактами);
- коммутатор, отвечающий за управление системой;
- высоковольтные и обычные провода с разъёмами и клеммами, соединяющие перечисленные элементы;
- свечи зажигания.
Элементы системы электронного зажигания ВАЗ 2107
В новой высоковольтной катушке предусмотрено 2 обмотки. Первичная изготовлена из проводника большого сечения и подключена к электрической сети автомобиля через реле замка зажигания. Вторичная обмотка намотана большим количеством витков тонкой проволоки и присоединена высоковольтным проводом к трамблёру, состоящему из следующих частей:
- корпус с установленным по центру валом;
- на конце вала закреплён подвижный контакт (так называемый бегунок);
- сверху на корпус надевается крышка, куда подключены высоковольтные провода большого сечения, идущие к свечам зажигания;
- на валу имеется выступ (кулачок), напротив которого стоит датчик Холла;
- сбоку прикреплена вакуумная диафрагма, обеспечивающая опережение зажигания.
Коммутатор соединяется проводниками малого сечения с распределителем и катушкой, его задача — управлять своевременной подачей искры на свечи.
Схема соединений элементов бесконтактной системы
Как можно выставить угол опережения зажигания
p, blockquote 14,0,0,0,0 –>
Настройка опережения зажигания требуется для полного сгорания топлива в камерах. Из-за того, что бензин сгорает не моментально, поджигать его нужно немного раньше достижения поршнем ВМТ. Поэтому, момент возникновения искры должен быть четко отрегулирован.
p, blockquote 15,0,0,0,0 –>
Видео — проблема раннего зажигания на ВАЗ 2106:
p, blockquote 16,0,0,0,0 –>
p, blockquote 17,0,0,0,0 –>
Существует несколько способов выполнения этой процедуры. Многие умельцы доверяют исключительно своим ушам и предпочитают все делать на слух. Некоторые автомеханики для выставления момента зажигания используют лампочки или стробоскоп.
p, blockquote 18,0,0,0,0 –>
Регулировка зажигания на слух
Процесс происходит на холостых оборотах заведенного, прогретого двигателя (в случае необходимости можно немного подтянуть подсос для обеспечения устойчивой работы).
p, blockquote 19,0,0,0,0 –>
Гайка, фиксирующая корпус трамблера ослабляется, после чего начинается его медленное вращение в разные стороны.
В положении, где обороты двигателя будут наиболее максимальными, нужно попробовать «погазовать». Если при резком нажатии на педаль не произойдет никаких перебоев, хлопков и выстрелов, а ускорение оборотов будет стремительным, то необходимое положение найдено.
От этой точки следует провернуть корпус распределителя на 1-2° по часовой стрелке, после чего зажать его фиксатор.
Выполнение последнего пункта необходимо для того, чтобы зажигание не было слишком «ранним», что создает излишнее сопротивление вращению коленчатого вала.
p, blockquote 20,0,0,0,0 –>
Установка угла опережения по искре
Поршень первого цилиндра нужно установить в верхнее положение вращением коленвала до совпадения метки шкива с первой меткой на блоке ГРМ.
p, blockquote 22,0,0,0,0 –>
Раздатчик при этом должен быть направлен в сторону контакта провода первого цилиндра. Если же он окажется в другом направлении, требуется выполнить еще один полный оборот маховика. Можно также искать нужное положение, выкрутив свечу из первого цилиндра.
p, blockquote 23,0,0,0,0 –>
Из крышки трамблера вынимается центральный высоковольтный провод, а его контакт размещается на расстоянии 5 мм от «массы» автомобиля. Ослабив фиксатор распределителя, нужно включить зажигание.
p, blockquote 24,0,0,0,0 –>
Медленно проворачивая корпус распределителя, необходимо движениями бегунка влево/вправо найти положение, при котором возникнет искра между контактом провода и «массой».
p, blockquote 25,0,0,0,0 –>
Далее, двигая трамблер по миллиметру в направлении против часовой стрелки, следует поймать момент, при котором искра перестанет появляться, после чего зажать фиксатор.
p, blockquote 26,0,0,0,0 –>
Регулировка зажигания по лампочке
Первоначально осуществляется установка поршня первого цилиндра в положение, предшествующее ВТМ (ровняясь на среднюю метку) вышеописанным способом. Далее один провод обычной автомобильной лампочки подключается к «массе», а другой к проводу, ведущему от катушки к трамблеру.
p, blockquote 27,0,0,0,0 –>
Видео — как выставить зажигание по лампочке:
p, blockquote 28,0,0,0,0 –>
p, blockquote 29,0,0,0,0 –>
При включенном зажигании корпус распределителя вращается в разных направлениях до тех пор, пока лампочка не загорится. Остановив распределитель в этом положении нужно его зафиксировать.
p, blockquote 30,0,0,0,0 –>
Очень редко бывают случаи, когда машина замечательно работает при значительных несовпадениях меток. Это может быть вызвано неправильной предшествующей сборкой двигателя или растяжением цепи ГРМ.
p, blockquote 31,0,0,1,0 –> adsp-pro-2 –>
Как выбрать электронное зажигание?
Если вы покупаете бесконтактное электронное зажигание в комплекте, то советую обратить свое внимание на образце российского производства (комплект БЗС для автомобилей ВАЗ БСЗВ-625-01 – предназначен для работы в системе электрооборудования 4-х цилиндровых карбюраторных двигателей ВАЗ 2101, ВАЗ 2102, ВАЗ 2103, ВАЗ 2104, ВАЗ2105). Этот комплект электронного зажигания зарекомендовал себя положительно
При выборе комплекта электронного зажигания обязательно следует учесть отличие длины вала распределителя. Для двигателей ВАЗ 2101-ВАЗ 2105 они несколько отличаются от двигателей ВАЗ 2103, ВАЗ 2106, ВАЗ 2107.
Комплект электронного зажигания ВАЗ 2101, ВАЗ 2102, ВАЗ 2103, ВАЗ 2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2106, ВАЗ 2107 состоит из катушки зажигания, распределителя зажигания и проводов.
Инструменты для установки электронного зажигания
— рожковые, торцовые и накидные ключи на 8, 10, 13 и 38 для установки ВМТ двигателя.
Указания по настройке зажигания
Если вы чётко следовали изложенной инструкции, присоединили все провода согласно схеме и не сбили совмещённые метки, то мотор запустится без проблем. Чтобы отрегулировать зажигание, нужно добиться стабильной работы двигателя, так что для начала прогрейте его несколько минут, не давая заглохнуть нажатием на педаль газа.
Выполнить регулировку на прогретом двигателе можно двумя методами:
- без использования специальных приборов — «на слух»;
- точная настройка с помощью стробоскопа.
Стробоскоп — это прибор с лампочкой, мигающей одновременно с передачей импульса датчиком Холла. Когда включённый стробоскоп подносят к маховику коленчатого вала на работающем моторе, то становится видно положение насечки. Отсюда и возможность точной регулировки.
Для настройки подключите питание стробоскопа к аккумуляторной батарее, а толстую жилу — к высоковольтному проводу свечи 1-го цилиндра. Отпустите гайку крепления трамблёра и поднесите мигающую лампу к шкиву. Медленно поворачивайте корпус распределителя, пока насечка на шкиве не займёт место напротив короткой риски, после чего затяните гайку.
Настройка народным способом «на слух» выполняется так:
- Заведите двигатель и отпустите гайку, удерживающую распределитель зажигания.
- Плавно и не спеша вращайте трамблёр в пределах 15°. Найдите положение, при котором мотор работает наиболее стабильно.
- Зажмите гайку крепления.
Вполне закономерно, что после установки системы бесконтактного зажигания холостые обороты двигателя вырастут до 1100—1200 об/мин из-за повышенной мощности искры. Установите норму 850—900 об/мин, закручивая винт холостого хода на карбюраторе и ориентируясь по тахометру. На карбюраторах ВАЗ 2105—2107 типа «Озон» этот винт располагается в нижней секции агрегата с правой стороны и отличается большим размером. В карбюраторах ВАЗ 2108 типа Solex (такие тоже ставились на «семёрку») есть длинная рукоятка из пластика, выступающая справа (по ходу движения). Второй винт, регулирующий состав топливовоздушной смеси, крутить нельзя.
Бесконтактное зажигание ВАЗ 2106
Некоторые владельцы ВАЗ 2106 заменяют контактную систему зажигания на бесконтактную. Для этого приходится менять на новые почти все элементы системы, но в результате зажигание получается более простым и надёжным.
В бесконтактной системе зажигания отсутствует прерыватель, а его функцию выполняют датчик Холла, встроенный в распределитель, и электронный коммутатор. Из-за отсутствия контактов здесь ничего не сбивается, и не пригорает, а ресурс датчика и коммутатора довольно большой. Они могут выйти из строя только вследствие скачков напряжения и механических повреждений. Кроме отсутствия прерывателя, бесконтактный трамблёр ничем не отличается от контактного. Установка зазоров на нем не проводится, а выставление момента зажигания ничем не отличается.
Комплект бесконтактного зажигания обойдётся примерно в 2500 рублей. В него входят:
- распределитель с датчиком Холла;
- катушка зажигания, конструкция которой отличается от конструкции катушки для контактного зажигания;
-
электронный коммутатор.
Все эти детали можно приобрести по отдельности. Кроме этого, потребуются новые свечи (с зазором 0,7–0,8 мм), хотя можно адаптировать и старые. Замена всех элементов контактной системы займёт не более часа. При этом основной проблемой является поиск посадочного места для коммутатора. Новые катушка и трамблёр легко устанавливаются вместо старых.
Бесконтактное зажигание с микропроцессорным коммутатором
Владельцы ВАЗ 2106, обладающие познаниями в области электроники, иногда устанавливают на свои машины бесконтактное зажигание с микропроцессорным коммутатором. Главное отличие такой системы от контактной и простой бесконтактной заключается в том, что никаких регулировок здесь проводить не нужно. Коммутатор сам регулирует угол опережения, ссылаясь на датчик детонации. Комплект такого зажигания включает:
- микропроцессорный коммутатор;
- бесконтактный распределитель;
- катушку зажигания;
- датчик детонации;
-
соединительные провода.
Установить и настроить такую систему довольно просто. Основной проблемой станет поиск оптимального места для монтажа датчика детонации. Согласно инструкции, идущей в комплекте с микропроцессорной системой, датчик необходимо устанавливать на одну из крайних шпилек крепления впускного коллектора, то есть на шпильку первого или четвёртого цилиндров. Выбор остаётся за автовладельцем. Предпочтительнее является шпилька первого цилиндра, так как до неё проще добраться. Для установки датчика не потребуется сверлить блок цилиндров. Нужно будет лишь выкрутить шпильку, заменить её болтом такого же диаметра и с такой же резьбой, насадить на него датчик и закрутить. Дальнейшая сборка производится согласно инструкции.
Стоимость комплекта микропроцессорного зажигания составляет порядка 3500 рублей.
Настроить, обслужить и отремонтировать систему зажигания ВАЗ 2106 довольно просто. Достаточно лишь знать особенности её устройства, обладать минимальным набором слесарных инструментов и тщательно выполнять рекомендации специалистов.
Установка электронного зажигания на ВАЗ (видео)
Как говорилось выше, вместо контактного прерывателя в БСЗ используется бесконтактный трамблер (датчик распределитель). В зависимости от типа двигателя нужно подбирать соответствующее бесконтактное зажигание на ВАЗ, например:
- мотор 1,5-16 л: модель 38.3706;
- двигатель 1,2-1,3 л: модель 38.3706-01;
- мотор 1,7 л: модели 38.3706-10, 3810.3706 или 038.3706-10.
Установка трамблера, который не рекомендован для данной модели двигателя не рекомендуется. В противном случае придётся дополнительно регулировать зажигания, но и в этом случае добиться устойчивой работы мотора во всем диапазоне оборотов практически невозможно.
Бесконтактная система зажигания ВАЗ-2107 или другую модель классикиставится по принципу заменыстарой катушки зажигания с трамблером новыми устройствами. Все кабеля, которые ранее были соединены с катушкой, следует поменять на высоковольтные силиконовые провода. При этом нужно тщательно контролировать правильность соединения контактов.
В принципе все провода должны подключаться аналогично старой катушке. В итоге должно получиться по два кабеля на каждом из контактов.
К контакту «Б» подключаются синие провода (замок и 4-й контакт коммутатора или с общего жгута подключения БСЗ), а «К»следует соединить с двумя коричневыми(тахометр и 1-й контакт коммутатор или с общего жгута БСЗ).
Подготовка
- Для монтажа БСЗ следует приготовить следующее:
- ключи: 8 и 10 для демонтажа и установки катушки, 13 – для трамблера;
- отвертка и два саморезы;
- дрель и сверла под саморезы;
- коммутатор серии 3620.3734, 36.3734, ВАТ 10.2, Remix, HIM-52 или другие;
- катушка 27.3705;
- новые провода, желательно использовать силиконовые;
- новые свечи, зазор которых 0,7-0,8 мм, как вариант А-17ДВР.
Монтаж безконактной системы зажигания БСЗ
Перед установкой БСЗ рекомендуется должным образом выставить зажигание с использованием старой системы.
После этого выполняем замену старых элементов новыми устройствами.
Замена трамблера
- демонтируйте крышку заменяемого трамблера вместе с проводами;
- отсоедините от штатной катушки высоковольтный кабель;
- кратковременным включением стартера установите бегунок (резистор, расположенный на трамблере) в положение, которое вы хорошо запомните, как вариант, перпендикулярном оси мотора;
- на корпусе трамблера с правой стороны в месте примыкания к мотору должны быть 5 меток корректировки опережения, напротив средней насечки сделайте на корпусе мотора пометку, которая послужит ориентиром для монтажа нового трамблера;
- отвинтите гайку шпильки вилки крепления трамблера;
снимите трамблер и отсоедините кабель, соединяющий его с катушкой;
возьмите новый трамблер и, убрав с него крышку, примерьтеустройство на штатное место по маркеру, который вы предварительно нанесли на двигатель;
проверьте направление бегунка, он должен быть установлен так, как вы установили его раньше, вращая стартер, в нашем случае перпендикулярно оси мотора, (это очень важно, ведь допустимое отклонение не более 5 градусов);
вслед за этимповерните трамблер и совместите среднюю отметку на корпусе с маркеромна моторе;
зафиксируйте трамблер с помощью крепежной вилки, затянув соответствующую гайку.
Меняем катушку
- подключите к разъему новой крышки высоковольтный провод и поставьте ее на трамблер;
- замените старую катушку электронным аналогом;
- соедините штатные новые провода с катушкой;
- подключите высоковольтный провод трамблера к катушке;
- соедините специальный провод с разъемом на три контакта к трамблеру;
Ставим коммутатор в любое свободное место, где имеется небольшая площадка:
- просверлите 2 отверстия дрелью в корпусе моторного отсека под крепежные отверстия на радиаторе коммутатора;
- с помощью саморезов зафиксируйте коммутатор вместе с радиатором, предварительно вставив в одно из отверстий черный провод (масса, этот кабель должен быть самым коротким);
- подключите к коммутатору соответствующий провод со специальным разъемом.
После этого нужно еще раз тщательно проверить правильность подключения всех проводов согласно установленной схеме и можно выполнить пробный запуск. Если все верно выполнено, то в любом случае двигатель должен завестись. После прогрева начните движение и на скорости выше 40 км/час установите 4 передачу и энергично добавьте газ.
После кратковременной детонации (до 3 сек) машина должна энергично набрать скорость. Если появился стук пальцев или провал оборотов, необходимо слегка повернуть трамблер в первом случае по направлению часовой стрелки. При провале сдвиньте трамблер в обратную сторону и проверьте работу двигателя.
При необходимости, опять повторите указанные действия, пока не исчезнет стук или провал.
Что такое угол опережения зажигания?
Чтобы зажигание работало правильно, необходимо соблюсти следующее условие: искрообразование должно происходить в тот момент, когда поршень находится в ВМТ. Это должен быть такт сжатия. Данный момент должен быть точкой воспламенения.
Параметры | Классическая | Бесконтактная | |
Энергия искрового разряда | мДж | 20 | 60 |
Время нарастания вторичного напряжения с 2 до 15 кВ | мкс | 30 | 20 |
Вторичное напряжение max | кВ | 26 | 29,5 |
Длительность искрового разряда | мс | 1,5 | 2 |
Однако это еще не все. Время, за которое топливная смесь полностью сгорит, тоже должно учитываться. Поэтому свечи зажигания должны создать импульс с некоторым опережением, которое и называется углом опережения. В результате, смесь достигает пика горения, а цилиндр начинает движение вниз.
Если искрообразование происходит раньше, то такое зажигание называется ранее, а если поздно, то позднее. Ранее приводит к детонации. Вот почему двигатель быстро перегревается, а его работа становится неэффективной, хотя расход топлива иногда может быть сильно снижен. Определить это можно по электродам свечей зажигания, которые покрываются белым налетом. При позднем зажигании заметно теряется мощность, а из выхлопной трубы выходит черный дым, что свидетельствует о том, что бензин, не успевая сгореть в цилиндре, догорает в выхлопной системе.
Свечи зажигания, в этом случае, становятся черными. Об этом могут рассказать и хлопки в выхлопной трубе. Позднее зажигание способствует тому, что свечи попросту заливает топливом, которое не сгорает или сгорает не полностью. Когда они заливаются – они не работают.
Системы зажигания разделяются на 3 группы:
Контактная система зажигания
Бесконтактная система зажигания
Электронная система зажигания (микропроцессорная система зажигания)
Электронная система зажигания
Плюсы и минусы безконтактного зажигания
Плюсы + | Минусы — |
---|---|
Ток подают на катушки зажигания через полупроводниковый коммутатор на первичную обмотку, это делает энергию искры гораздо больше, за счет большего напряжения на вторичной обмотке катушки зажигания (до 10 кВ). | Самым значительным недостатком данной системы зажигания является низкая надежность по сравнению с другими. Всем известные коммутаторы, которые изначально ставились на эти системы отличались очень низкой надежностью и часто выходили из строя. |
Функционально заменяющий КГ электромагнитный формирователь импульсов, сделанный при помощи датчика Холла и который обеспечивает по сравнению с КГ значительно лучшую форму импульсов, а также стабильность, при этом во всем диапазоне оборотов двигателя. В связи с этим двигатель, оснащенный БСЗ выдает значительно лучшие показатели мощности и позволяет значительно сэкономить на топливе (до 1 л. на 100 км). | Если возникнут какие либо проблемы, то без новых запасных частей не обойдешься. |
Значительным плюсом данной системы зажигания является низкая по сравнению с КСЗ потребность в частой регулировке, а также обслуживание. Но что касается обслуживания системы, то тут все просто и сводится к смазыванию вала трамблера каждые 10 тыс. км. пробега. |
Плюсы и минусы контактного зажигания
Плюсы + | Минусы — |
---|---|
Это самая простейшая система зажигания, ее можно отремонтировать в чистом поле при помощи золотника и спички в течение 10 минут, с бесконтактный этот номер не пройдет. Отказ контактной системы зажигания маловероятен. | Ток подается на первичную обмотку катушки зажигания через контактную группу. В связи с эти значительное ограничение на величину напряжения на вторичной обмотке катушки (до 1.5 кВ), а значит сильно исктообразование. |
Часто требуется обслуживание. Нужно постоянно следить за зазором в КГ, за углом замкнутого состояния КГ. Нужно постоянно чистить контакты КГ потому как они во время эксплуатации подгорают. Также вал трамблера нужно каждые десять тысяч километров смазывать. Также рекомендуется смазывать кулачек распределителя. | |
Низкая надежность этой системы, часто выходит из строя, требуется постоянный уход. |
Плюсы + | Минусы — |
---|---|
Значительным плюсом МПСЗ является то, что она обеспечивает качественное управление зажиганием в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, давления в впускном трубопроводе, температуры двигателя, положения дроссельной заслонки карбюратора. В системе отсутствует механика, поэтому эта система зажигания отлично вырабатывает искру, искрообразование очень мощное. | В полевых условиях не отремонтировать. Сложно найти запчасти. Низкая надежность. |
Устройство бесконтактной системы зажигания
Устройство БСЗ для карбюраторных двигателей состоит из:
- Трамблер. Это устройство, которое отвечает за создание искры в нужный момент. Его еще называют распределителем системы зажигания.
- Высоковольтная катушка. Этот элемент в устройстве системы зажигания получает от аккумулятора низкое напряжение, преобразует его и подает высокое напряжение. Поэтому от него идут высоковольтные провода. Катушка состоит из двух обмоток. Первичная — из проводом большого сечения (соединяется с электрической частью авто посредством реле замка зажигания), вторичная — это много витков тонкой проволоки (соединяется высоковольтным проводом с трамблером).
- Коммутатор. Данный элемент системы бесконтактного зажигания отвечает образование искры. Простыми словами, коммутатор — это усилитель сигнала. Коммутатор есть только в системе зажигания ДВС с карбюратором. Кстати, самым лучшим карбюратором СОЛЕКС считается. На инжекторных Ваз 2107, как и на других — коммутатор не нужен, поскольку его функции выполняет контроллер бортового компьютера.
- Высоковольтная и обычная проводка. Проводка высоковольтного напряжения должны соответствовать требованиям мощной изоляции.
- Клеммы. Служат для соединений, должны быть прочными.
Электронная и бесконтактная система зажигания — это одно и то же устройство. Получило название из-за отсутствия контактной группы в устройстве системы. В замке зажигания контактная группа тоже есть, которая является частой причиной отказа запуска двигателя.
Принцип работы бесконтактного зажигания
Чтобы устанавливать бесконтактное зажигание на автомобиль ВАЗ-2106 необходимо знать его конструкцию и принцип работы. Это поможет значительно быстрее разобраться с принципиально новой системой и точно отрегулировать ее, не привлекая для этой цели специалистов автосервиса.
Итак, электронное зажигание, используемое сегодня практически на всех авто, состоит из следующих основных компонентов:
- распределитель зажигания или трамблер. Внутри этого устройства установлен бегунок, оснащенный подвижным контактом, а также привод, позволяющий установить позднее или ранее зажигание;
- коммутатор, представляющий собой электронный модуль с собственной системой охлаждения;
- высоковольтная катушка, состоящая из первичной и вторичной обмоток;
- датчик Холла. Так называется фотоэлемент, который фиксирует прохождение поршнем двигателя верхней мертвой точки;
- проводка для подключения системы к бортовой сети автомобиля.
Подведем итог
Кто-то поддерживает двухконтурные системы, а кто-то оценивает их весьма критически. Данная система может работать в качестве среднего варианта между другими устройствами, представленными на рынке. По большей части, она используется для того, чтобы усовершенствовать имеющийся мотор. И в качестве альтернативы двигателям, которые работают на инжекторах. Со временем именно двухконтурные приспособления становятся всё более надёжными и качественными. При повышенной степени сжатия они тоже станут неплохим вариантом, способным обеспечить высокую эффективность в любых условиях.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.