Tesla model x 2021

Роль Илона Маска в Tesla

Илон Маск – основатель, CEO и официально «технокороль» Tesla, компания во многом обязана ему своим успехом. При этом он же – причина судебных исков и расследований Комиссии по ценным бумагам США о манипулировании рынком.

В своей отчетности Tesla упоминает о рисках, связанных с тем, что Маск не может быть полностью сосредоточен на задачах компании, в силу участия в других проектах. Представляется, что более серьезные риски связаны с тем, что принадлежащие ему акции Tesla используются Маском в качестве обеспечения перед банками по собственным кредитам (эта информация тоже раскрывается в отчетности). В случае резкого снижения цены акций Tesla (и соответствующего снижения стоимости обеспечения, выраженного в этих акциях) Маск может быть вынужден продать акции в силу обязательств перед банками – что в силу большого объема принадлежащей ему доли приведет к дальнейшему снижению котировок.

Финансовые показатели Tesla

Во втором квартале 2021 года компания продемонстрировала сильные результаты. Выпуск машин более чем удвоился относительно 2 квартала прошлого года, а чистая прибыль впервые в истории превысила $1 млрд. Рост выручки связан с высоким спросом на Model 3 и Model Y, а также развитием продаж в Китае. Это позволило заметно повысить маржинальность бизнеса, с учетом того, что остается потенциал ее дальнейшего роста за счет продажи обновленных моделей люкс-сегмента – Model S и Model X. Прибыль на акцию показывает растущий тренд последние 2 года, и уже с 2019 года находится в положительной зоне.

Показатель Динамика (2 кв 2021 к 2 кв 2020) 2 кв 2021 1 кв 2021 4 кв 2020 3 кв 2020 2 кв 2020
Выручка 98% $11,96 млрд 10,39 млрд 10,74 млрд 8,77  млрд 6,04  млрд
Чистая прибыль 961% $1,14 млрд $0,438 млрд $0,239 млрд $0,331 млрд $0,104 млрд
Прибыль на акцию (EPS) 827% $1,02 $0,38 $0,23 $0,27 $0,11
Рентабельность капитала (ROE) 162% 12,41 6,91 4,8 4,75 4,73
Рентабельность чистой прибыли (Net Profit Margin) 455% 9,55 4,22 2,5 3,42 1,72
Финансовый леверидж (Assets/Equity) -43% 2,22 2,3 2,4 2,85 3,87

Новые аккумуляторы Tesla

Аккумулятор является самой дорогой частью каждого автомобиля Tesla. На данный момент компания использует аккумуляторы Panasonic и в обозримом будущем это сотрудничество продолжится. Акционеры ожидали услышать от Илона Маска новости о выпуске собственных аккумуляторов. Компания действительно их разрабатывает, но в автомобилях они появятся не раньше 2022 года. На фоне этих новостей стоимость акций Tesla упала на целых 7%.

Вопреки ожиданиям, компания Tesla не порадовала нас громкими новостями об аккумуляторах

Находящиеся в разработке аккумуляторы Tesla именуются как 4680. Илон Маск рассказал, новые батареи будут:

  • в 5 раз более энергоемкими;
  • в 6 раз более мощными;
  • более компактными;
  • увеличивающими дальность езды автомобилей на 16%.

Характеристики новых аккумуляторов Tesla

Скорее всего, они будут установлены в вышеупомянутый бюджетный автомобиль и последующие новинки. За счет использования собственных аккумуляторов, компания сможет снизить стоимость автомобилей. Есть надежда, что цена аккумуляторов Tesla станет на 50% ниже.

Сравнение Тесла с конкурентами

Tesla – это первое, что приходит на ум при слове «электромобиль», и судя по оценке компании, ряд инвесторов продолжают считать ее единственным сильным игроком на этом рынке. Но это уже не так: к примеру, по итогам 2020 года только китайские компании SAIC и BYD продали в совокупности три четверти от годовых продаж Tesla.

Примерно столько же электромобилей выпустила Volkswagen Group, увеличив продажи в 3 раза по сравнению с годом ранее. Другими словами, по объему выпуска и динамике роста продаж электрокаров Tesla и Volkswagen выглядят вполне сопоставимо, однако рынок оценивает Volkswagen, как и других традиционных автопроизводителей, с серьезным дисконтом к Tesla.

Автопроизводитель Капитализация, млрд $ Выручка, млрд $ Цена/Чистая прибыль (Price / Earnings) Цена/Балансовая стоимость (P/BV)
Tesla 673,5 11,95 327,5 28
Volkswagen Group 143,1 79,81 7,1 0,9
Toyota Motors 226,2 71,44 8,9 1,1
General Motors 70,84 34,16 5,7 1,4
Ford 50,21 26,75 15,4 1,5

Так, капитализация Tesla превышает совокупную капитализацию Volkswagen Group, Toyota Motors, General Motors и Ford – при том, что по выручке Tesla в разы уступает каждой из них, занимая 2,5% американского рынка. Про завышенное значение P/E, или отношение цены к чистой прибыли, уже говорилось. На фоне среднего для конкурентов диапазона P/E 5–15 оно выглядит крайне оптимистично. Так же как и отношение P/BV, цены к балансовой стоимости – за Tesla готовы платить в 28 раз больше чистой стоимости ее активов, тогда как для других крупных автопроизводителей это соотношение находится в пределах 0,9–1,5.

Отражение этих оценок в динамике котировок компании представлено ниже. Заметно, что с 2018 года цены акций фонда автопроизводителей (CARZ) выросли на 40%, широкий рынок (SPY) прибавил почти 70%, а цена Tesla взлетела в 10 раз.

 

Такой рост вызывает вопросы о потенциале и рисках дальнейшего увеличения цены. Завышенные оценки чреваты резкими откатами и динамикой хуже рынка. Возможно, мы это уже наблюдаем: за первую половину 2021 года Tesla потеряла 19%, тогда как секторальный фонд прибавил 5%, а рынок вырос на 18%.

 Посмотрим, что на тему будущих цен говорят аналитики.

Налог на электромобили и “растаможка”

Почти двукратный рост количества ввозимых в Россию электромобилей за последний год многие эксперты связывают с обнулением пошлины на импорт таких машин. Сегодня нулевая ставка действует и для юридических, и для физических лиц, в силу такая норма вступила с 4 мая 2020 года, а действовать она должна минимум до 31 декабря 2021 года.

К сожалению, отмена пошлины не избавила от уплаты прочих сборов. На сегодня это платеж за таможенное оформление автомобиля (порядка $100), уплата акциза, НДС (20% от стоимости), а также плата за Свидетельство СБКТС и систему ЭРА-ГЛОНАСС при ее отсутствии. Вместе с тем, благодаря нулевой ставке на практике удается сэкономить около 30-40 тыс. руб., если ввозить подержанный Nissan Leaf ZE0 2011 года, и до 160 тысяч в случае привоза из-за границы более свежей модификации ZE1 2019 г. в.

Самыми популярными новыми электрокарами, ввозимыми в Россию в 2021 году стали:

  • Nissan Leaf – 105 шт.,
  • Tesla (3, S, X) – 104 шт., 
  • Audi E-tron – 61 шт.,
  • Jaguar I-Pace – 57 шт.,
  • Hyundai Ioniq  – 7 шт.

ТОП-5 подержанных электрокаров в 2021 году:

  • Nissan Leaf – 3541 шт.,
  • Tesla (3, S, X) – 85 шт., 
  • Mitsubishi I-MiEV –64 шт.,
  • Jaguar I-Pace – 26 шт.,
  • BMW I3  – 24 шт.

Стимуляция покупателей и отмена налога

В мире растет число государств, стимулирующих граждан покупать «зеленые» автомобили, и в их число входит Россия, где владельцев электрокаров освобождают от уплаты транспортного налога. Правда, послабления касаются не всех регионов страны. Так, транспортный сбор отменен для владельцев моторных транспортных средств с электрическими двигателями, проживающих в:

  • Москве и Московской области (норма действует до 2024 года);
  • Амурской области,
  • Иркутской области,
  • Калужской области,
  • Кемеровской области,
  • Липецкой области,
  • Кабардино-Балкарской Республике,
  • Забайкальском крае,
  • Республике Дагестан.

В ряде регионов действуют условия, отменяющие транспортный налог в отношении автомобилей определенной мощности:

  • в Санкт-Петербурге – до 150 л. с. включительно;
  • в Калининградской области – до 150 л. с. включительно;
  • в Тюменской области – до 150 л. с. включительно;
  • в Волгоградской области – до 150 л. с. включительно;
  • в Курской области – до 200 л. с. включительно.

Еще одним субъектом в этом списке в 2021 году станет Башкирия, где принят местный закон, освобождающий владельца электрокара от уплаты налога, но только при условии, что он владеет двумя и более автомобилями (за какую машину не платить – выбирает сам собственник). Наконец, в перечень льготных регионов можно записать Сахалинскую область, где на электромобили действует 50-процентная скидка на транспортный налог. К слову, чиновники Сахалина уже заявили, что в ближайшие 10 лет собираются перевести весь автопарк области на электричество и природный газ.

Имеют место и другие прецеденты, касающиеся стимулирования перехода на «зеленый» автотранспорт. К примеру, в Москве и Московской области владельцы электрокаров освобождаются не только от транспортного налога, но и от налога на роскошь, который действует на все автомобили стоимостью свыше 3 миллионов рублей.

Продажи инсайдеров

Топ-менеджмент Tesla регулярно продает акции компании, за май – июль 2021 года было продано порядка 25 000 акций на общую сумму свыше $16 млн. Отсутствие покупок на открытом рынке связано с тем, что схема вознаграждения топ-менеджеров включает опционы на приобретение акций по ценам в разы ниже текущих рыночных ($40–50 за акцию). В целом, объем продаж инсайдерами нельзя назвать значительным.

Итоги

Tesla – первооткрыватель и безусловный лидер отрасли электромобилей. Взлет акций в 2020 году, когда они выросли на 743%, заставляет задаваться вопросом, насколько такие темпы роста могут быть поддержаны в будущем, на фоне растущей конкуренции. Пока в 2021 году Tesla показывает динамику хуже и рынка, и отрасли. С учетом того, что цена уже находится у целевых уровней аналитиков, а значения ключевых мультипликаторов многократно завышены, INVEST-SPACE воздерживается от добавления акций в портфель по текущим ценам.

Это не означает, что Tesla не может расти и дальше на сотни процентов в год. Но невысокая вероятность такого развития событий и существующий профиль рисков не позволяют считать акции компании привлекательной инвестиционной идеей.

Спасибо за внимание и успешных вам инвестиций!

Рейтинг недорогих электромобилей на 2021 год в России

Ниже представлены электрокары, стоимость которых вполне по карману среднестатистическому автовладельцу в РФ. Ознакомившись с этим перечнем, вы узнаете, какую машину можете себе позволить, если желаете заботиться об окружающей среде и в вашем городе есть необходимая для того инфраструктура.

Peugeot e-208

Лучшее, что можно купить за 30 450 евро. Мощность силового агрегата в 136 л.с. и максимальная скорость в 150 км/ч вряд ли впечатлит вас, как и разгон до 100 км/ч за 8.1 секунды. Зато при емкости батареи в 50 кВт*ч машина заряжается за 465 минут и может проехать 340 км без необходимости «дозаправки».

Opel Ampera-e

Аккумулятор имеет емкость 60 кВт*ч, заряжается полностью за 555 минут. Зарядки хватает на 380 км езды. Максимальная скорость электрокара составляет 150 км/ч при мощности 204 л.с.

Качество комплектующих является чрезвычайно высоким, ведь данную модель выпускает американский бренд General Motors, крайне скрупулезно следящий за своей репутацией. Стоимость машины в России составляет не менее $43 000, что все равно остается заманчивым предложением в сравнении со многими другими на рынке.

Nissan Leaf

Один из самых популярных электромобилей на постсоветском рынке. Развивает скорость в 157 км/ч максимально. 218-сильный мотор дает разгон до 100 км/ч за 7.3 секунды.

Полная зарядка занимает 10 часов, что не очень удобно, хоть и емкость аккумулятора не так велика: 62 кВт*ч. Запас хода авто — 385 км. Стоимость новой машины — $31 000, зато б/у ее можно найти в несколько раз дешевле.

Renault Zoe

Французский продукт разгоняется крайне медленно (до «сотни» за 11.4 секунды), да и максимальной скорости его хватит только для поездок в мегаполисе вроде Москвы, где много пробок (135 км/ч). Это и неудивительно при двигателе в 109 л.с. Зато запас хода у него составляет 395 км, что очень неплохо для данного ценового сегмента. Большим плюсом является невероятно быстрая скорость зарядки — 180 минут.

Цена этого электрокара, в зависимости от новизны и комплектации, варьируется в диапазоне 7 000 — 35 000 долларов США.

Volkswagen ID.3

Первый электромобиль от известного автопроизводителя. Батарея на 82 кВт*ч заряжается за 495 минут и в случае необходимости позволяет без перерыва проезжать 550 км. Недостатком электрокара является не очень мощный двигатель: всего 204 л.с., разгоняющий всего лишь до 160 км/ч максимум. Стоит машина 40 600 долларов, что сравнительно немного и можно отнести к преимуществам.

SEAT el-Born

За 31 — 37.5 тысяч американских долларов можно приобрести электромобиль, заряжающийся за 375 минут и способный на максимальном объеме энергии проехать 420 км. Правда, максимальная скорость его будет всего 160 км/ч, но маневренность не разочарует, особенно если учесть, что до 100 км/ч он разгоняется ровно за 7 секунд.

Skoda Enyaq 80x

Этот полноприводный электрокар оснащен двумя моторами, суммарная мощность которых составляет 265 л.с. Конструкционно он многое взял от неэлектрических автомобилей марки Volkswagen, с которой «Шкода» тесно сотрудничает.

До 100 км/ч он разгоняется за 6.9 секунды. Аккумулятор емкостью 82 киловатт-часов заряжается за 495 минут и позволяет проехать без остановок 460 км. Цена машины достаточно высока, как для таких характеристик — 43 300 евро.

Tesla Model 3

При мощности силового агрегата 449 л.с. развивает скорость в 233 км/ч. На полное восполнение энергии в батарее емкостью 75 кВт*ч требуется 465 минут. На одной зарядке электрокар проезжает 560 км.

Модель может похвастаться способностью разгоняться до 100 км/ч за 4.6 секунды. При таких характеристиках стоит авто совсем недорого: $41 тысячу в США и не менее $55 000 в Российской Федерации.

Hyundai Kona Electric

Оснащается такой же батареей, как и большинство электромашин от Kia — на 67 кВт*ч. Но запас хода при полном заряде у этого корейского кара заметно выше — 480 км.

Время подзарядки составляет всего 420 минут, что на полчаса меньше, чем в среднем по рынку. К недостаткам можно отнести то, что быстрой езды на этом авто не получится: разгоняется до 100 км она 7.9 секунд, а максимальная ее скорость — всего 167 км/ч. Зато цена довольно демократичная: стартует от $36 000.

Kia e-Soul

Цена от 12 000 долларов (б/у) до 38 000 евро новой. Батарея на 67.1 кВт*ч заряжается за 630 минут и дает 452 км безостановочной езды при максимальной скорости 167 км/ч, которую способен развить мотор мощностью 204 л.с.

Разгоняется не очень быстро — лишь за 7.9 секунд может по прямой дойти до 100 км/ч, но за свои деньги это вполне неплохой вариант.

Тренды авто индустрии

  • Переход автопроизводителей на технологии, не загрязняющие окружающую среду, произойдет быстрее, чем ранее ожидалось. Президент Джо Байден заявил о том, что США к 2030 году снизят выбросы парниковых газов на 50% по сравнению с уровнем 2005 года, о реализации схожих планов заявляют правительства и других развитых стран. Это означает, что тренд на декарбонизацию транспорта будет ускоряться, а автомобили с ДВС – все быстрее вытесняться электрокарами и гибридами.
  • Этому также способствует ряд правительственных инициатив для стимулирования индустрии, от налоговых и таможенных льгот до грантов на разработку и производство электромобилей.
  • Увеличение конкуренции в секторе. Традиционные автопроизводители адекватно оценивают необходимость развития технологий электротранспорта и увеличивают усилия в этом направлении. Так, General Motors предлагает полностью электрический Chevy Bolt, Ford — Mustang Mach-E, Nissan выпускает уже второе поколение Leaf, а Volkswagen Group предлагает клиентам на выбор Volkswagen ID.3, Audi E-Tron и Porsche Taycan, и вкладывает свыше $80 млрд в разработку новых моделей. Bloomberg ожидает, что с учетом выходящих на рынок стартапов предложение на рынке электромобилей достигнет к 2025 году свыше 500 различных моделей.
  • Снижение стоимости батарей позволяет создавать более бюджетные модели, охватывая новые категории покупателей. По данным Bloomberg, за период с 2010 по 2020 годы средневзвешенная цена стандартной литий-ионной батареи снизилась на 88,5% за киловатт-час, с $1191 до $137. По расчетам аналитиков, при цене в $100 за киловатт-час наступит паритет стоимости электрического автомобиля и сопоставимого по характеристикам автомобиля с ДВС. Это приведет к резкому увеличению производства электромобилей и развитию сопутствующей инфраструктуры.

 

Самый дешевый автомобиль Tesla

В 2016 году компания Tesla представила автомобиль Tesla Model 3. Он должен был стоить 35 000 долларов, поэтому его называли «народным», то есть доступным для большого количества людей. Однако, долгое время автомобиль стоил 40 000 долларов, а снижение стоимости до обещанной отметки произошло только спустя три года. И то низкая цена продержалась недолго и на данный момент автомобиль можно купить за 37 990 долларов.

Автомобиль Tesla Model 3

Существует несколько модификаций Tesla Model 3 — самая дешевая доступна только в черном цвете и может проехать на одном заряде 350 километров. Более дорогие версии окрашены в большее количество цветов и обладают улучшенными характеристиками.

За цвет корпуса Tesla Model 3 нужно доплачивать

Во время сентябрьской встречи с акционерами стало ясно, что компания вполне может выпускать и более дешевые автомобили. По данным издания The New York Post, через три года компания Tesla выпустит бюджетный электромобиль стоимостью 25 000 долларов. По текущему курсу это равно 1,9 миллионам рублям, что не так дорого, учитывая особенности обещанной новинки. Точные технические характеристики нового Tesla пока неизвестны, но он точно будет оснащен автопилотом пятого уровня. Это значит, что во время автоматического вождения не будет требоваться вмешательство со стороны человека. На данный момент водитель должен быть начеку даже при включенном автопилоте, потому что аварии с участием автомобилей Tesla происходят часто.

Консенсус-прогноз по акциям Tesla

Дата Рейтинговое агентство Рейтинг Целевая цена Изменение целевой цены Прошлый рейтинг / текущий рейтинг
09.08.2021 Jefferies Покупать $850 $700 → $850 Держать → покупать
02.08.2021 KGI Securities Покупать $855 → $855 Старт рейтинга
29.07.2021 DZ Bank Покупать $750 → $750 Продавать → покупать
27.07.2021 Canaccord Genuity Покупать $768 $812 → $768 Без изменения
27.07.2021 Goldman Sachs Покупать $875 $860 → $875 Без изменения
27.07.2021 RBC Capital Держать $745 $718 → $745 Без изменения
27.07.2021 Wells Fargo Держать $660 $590 → $660 Без изменения
27.07.2021 Mizuho Покупать $825 $820 → $825 Без изменения
07.07.2021 JP Morgan Продавать $160 $155 → $160 Без изменения
29.06.2021 UBS Держать $660 $730 → $660 Без изменения
27.04.2021 Credit Suisse Держать $800 → $800 Без изменения
23.04.2021 Morgan Stanley Покупать $900 $880 → $900 Без изменения

Большинство прогнозов по акции Tesla – с рейтингом «Покупать», предполагающим дальнейший рост котировок.  При этом консенсус аналитиков по целевой цене составляет порядка $700, что практически не отличается от актуальной цены акции на конец августа.

Таким образом, по мнению аналитиков, при текущем уровне цен акция обладает ограниченным потенциалом роста. Как правило, такая ситуация – совпадение целевой и текущей цены – характерно для зрелых компаний, уже прошедших стадию взрывного роста. Опосредованно эту точку зрения поддерживает и характер изменения аналитиками целевых цен. Как видно из таблицы выше, большинство прогнозов меняются в пределах 5%: с $812 до $768, с $860 до $875, с $718 до $745 и т.д.

Такие небольшие коррекции целевых цен говорят о выросшей стабильности бизнеса и уверенности аналитиков в своих расчетах справедливой цены. Для сравнения, еще год назад большинство прогнозных цен для Tesla менялись сразу на 50%-100%.

С учетом того, что акция уже находится у целевых уровней, и переоценена по фундаментальным показателям, соотношение потенциальной прибыли и возможных рисков делает ее малопривлекательной для инвестирования.

Состояние бизнеса

В соответствии с финансовой отчетностью, бизнес Tesla включает в себя 4 направления:

  • продажа автомобилей (82% выручки во 2 квартале 2021 года),
  • лизинг автомобилей (3%),
  • производство и хранение энергии (7%),
  • сервис и прочее (8%).

Компания производит 4 модели электромобилей: седан класса люкс Model S (выпускается с 2012 года), 7-местный внедорожник Model X (с 2015 года), более доступный седан Model 3 (с 2017 года), кроссовер Model Y (с 2020 года). В планах компании выпуск двух моделей грузовых автомобилей, Cybertrack и Semi, а также спортивного автомобиля Roadster – переиздания спорткара, который перестал выпускаться в 2012 году. Все три новые модели должны увидеть свет в 2022 году. Кроме того, в перспективе запланирована бюджетная модель стоимостью $25 000 (сейчас цены на наиболее доступную Model 3 начинаются от $40 000).

UPD от 01.09.2021: Маск сообщил о переносе срока выхода спорткара Roadster на 2023 год из-за сбоев в цепочках поставок.

Долгосрочной целью компании Илон Маск называет увеличение выпуска электромобилей к 2030 году до 20 млн ежегодно. В сравнении с цифрами за 2020 год, когда Tesla удалось произвести порядка 500 000 единиц, это означает увеличение в 40 раз.

По данным компании, она уже способна выпускать свыше 1 млн автомобилей в год: 600 000 на заводе в Калифорнии (500 000 Model 3 и Model Y, плюс 100 000 Model S и Model X), а также 450 000 Model 3 и Model Y на новом заводе в Китае. Кроме того, выполнению планов по увеличению производства должны помочь два строящихся завода в Германии и Техасе, которые, как ожидается, начнут выпуск продукции до конца 2021 года.

Помимо автомобильного бизнеса, Tesla также продает и сдает в лизинг солнечные панели. Ее клиентами выступают как юридические, так и физические лица. Развитию этого направления способствовало приобретение специализированной компании SolarCity в 2016 году.