Модели tatra / татра

Модельный ряд


Грузовики “Татра”.

Грузовики «Татра» зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Они востребованы в военной, строительной, горнодобывающей отрасли.

Лесозаготовка, агротехника, нефтяная и газовая добыча, коммунальное хозяйство и пожаротушение, дальние перевозки – вот лишь неполный список направлений экономики, где задействованы тягачи чешской марки.

Семейство 815

Большегрузные 815 появились в СССР первыми. В начале восьмидесятых годов прошлого века Советский Союз был основным покупателем чешских автомобилей. Пройдя пятилетний испытательный срок, эта модель вышла серийным выпуском в 1983 году.

Были разработаны три основные модификации с вместимостью:

  • 14,9 т;
  • 15,2 т;
  • модель с увеличенным кузовом.

Кроме Союза, поставки грузовых авто совершались в Индию. Она закупала модели с шасси 6 × 6 (использовались для гражданских объектов), а 8 × 8 работали на индийскую армию.

Для эксплуатации в условиях арктического холода отлично подходят модели T 815-290n9т 4242 300, 8 × 8.1r, 264 с северными пакетами.

Дополнительная информация! В 1987 году было организовано кругосветное путешествие Tatra around the world, стартовавшее в Праге и продлившееся до 1990 года. 6 человек экипажа на Tatra 815 GTC, прозванном «Большой фургон для путешествий», проехали 75 тыс. км.

Еще одна кругосветная поездка, и снова на модели 815 4 × 4 запланирована чехами Петром Голечеком и Мареком Гавличеком на 2020 год. Век развитых коммуникаций позволит всем желающим наблюдать за приключениями команды онлайн или смотреть специально выложенные видео, виртуально участвуя в двухгодичном турне.

Детальная информация видна на видео:

Tatra 813

Первая модель, выпущенная в бескапотной компоновке. Ее специально разрабатывали для эксплуатации в военных целях. Грузоподъемность – 8,2 т. При этом она способна буксировать грузы весом до 100 т. Мощная характеристика Т813 полностью оправдывает ее народное название «Колосс».

Техническая компоновка колосса соответствует модельному ряду татр. Все соблюдены: дизайн и мощь двигателя, особенности рамы, подвески и формула колес 4 × 4 или 6 × 6, они соответствует чешским канонам стандарта.

813-е часто использовались как артиллерийские тягачи и перевозчики понтонных парков. В гражданском варианте их нередко переделывают под хозяйственные нужды. Например, как лесовозы.

T816-6VWN9T


Модель T816-6VWN9T 43 610.

Модель T816-6VWN9T 43 610 была создана в 1997 году специально для перевозки тяжелой армейской техники вроде танков. Колесная формула 8 × 8, мощный дизельный двигатель немецкого производства.

Полевые испытания машина проходила на ближневосточных территориях. Серийный выпуск стал возможен в 2004 году, так как до этого на нее не было заказа.

Только после 7 лет ожидания компания АТС (американская часть «Татра») сумела заключить контракт с израильской армией на 302 автомобиля. 816-я модель, названная Force, официально считалась американского производства и выпускалась с эмблемой АТС.

Т158 Phoenix

«Феникс» – результат совместных усилий разработчиков «Татра» и DAF. Основой конструкции для новой модели инженеры взяли . Целевое назначение этих машин с повышенной проходимостью и американскими двигателями PACCAR MX – карьерные работы.

На «Феникс» была поставлена кабина DAF CF85, поэтому она отличается от своих родственников по цеху. Модели разработаны с осями от 2 до 5 и колесной формулой 4 × 4, 6 × 6, 8 × 6, 8 × 8.

Другие модели

Первый грузовик, выпущенный автозаводом, был оснащен безбортовой платформой, двухцилиндровым двигателем Benz и имел грузоподъемность в 2 тонны. С начала первого массового производства в 1914 году были выпущены целые серии линеек: от Т14 до Т817 с различными модификациями.

Современные модели тягачей доступны в конфигурациях: 4 × 4, 6 × 6, 8 × 8, 10 × 10, 12 × 12 и 10 × 8. Они сохранили свое уникальное шасси и подвеску. Изготовление же происходит с учетом самых сложных запросов клиентов.

В 2006 году «Татра» выпустила новую модель, ориентированную исключительно на Сибирь, с собственным именем «Ямал».

Модель Т163 – это своеобразное возвращение к историческим корням. Она выполнена в капотной компоновке, как дань традиции машин, долго использовавшихся в северных регионах России.

Кстати! Т815 7 предназначена для эксплуатации в армии. Она бронирована и снижена по высоте для упрощения авиаперевозок.

Новые надежды на будущее

Большое влияние на дальнейшее развитие конструкций Tatra в 70-е–80-е годы прошлого века оказало состоявшееся в мае 1971 г. 53-е заседание Постоянной комиссии СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) по машиностроению, которое решило, что Чехословакия будет специализироваться на производстве грузовиков высокой проходимости грузоподъемностью 12 т и выше. В ноябре 1971 г. вступило в силу Соглашение о многосторонней международной специализации и кооперации производства изделий автомобильной промышленности. Таким образом, на заводе Tatra в Копрживнице была создана основа для существенного расширения производственной базы.

Поскольку объем необходимых капиталовложений превышал финансовые возможности Чехословакии, страна подала заявку в Международный инвестиционный банк в Москве на получение долгосрочного кредита на сумму 77,5 млн. переводных рублей, которые и были выделены. Производственные мощности нового предприятия должны были вырасти вдвое по сравнению с 1972 г. и достигнуть уровня 15 тыс. грузовиков в год с соответствующей долей выпуска запасных частей и агрегатов для сторонних организаций. К 1985 г. грандиозная реконструкция завода была завершена. Параллельно инженеры завода подготовили к производству новое семейство грузовиков Tatra-815 (начало выпуска 1983 г.), пришедшее на смену модельным рядам «148» и «813».

По масштабу конструкторских работ обновление стало беспрецедентным в послевоенной истории фирмы. Было разработано 36 основных модификаций базовой модели, охватывающих необычайно широкий диапазон по исполнению, грузоподъемности, назначению, комплектации. Степень унификации при этом, как и задумывали, оказалась очень высокой. Каталог модельного ряда Т815 в 1985 г. включал семь типов самосвалов, два бортовых автомобиля и четыре седельных тягача, несколько типов балластных тягачей, 12 типов шасси для спецкузовов, 10 спецавтомобилей и шасси. Предполагалось, что все машины, запущенные в производство, позволят комплексно и с большой экономической выгодой решать транспортные проблемы стран СЭВ на заводах, крупных стройках, на разработках полезных ископаемых и т.п. Унификация обеспечивала снижение издержек при обслуживании и ремонте. Предполагалось, выпускать версии с колесной формулой 4х4, 6х6, 6х6 с двумя управляемыми осями, 8х8, 4х2, 6х2, а также 10х8.

Все модификации к 1985 г. прошли суровые испытания (в том числе в Сибири), накатав на спидометрах 360(!) опытных образцов в общей сложности 18 млн. км. По своему техническому уровню все машины находились среди лучших зарубежных аналогов того времени, отличаясь от них оригинальностью и преимуществами концепции Ганса Ледвинки. Новое семейство дизелей воздушного охлаждения, специально разработанное для Tatra-815, включало четыре основных модели (V8, V10, V12 и V12Турбо) мощностью от 266 до 304 л.с. Предполагалась установка 10- и 20-ступенчатых механических коробок передач, откидывающихся вперед 2 – 5-местных кабин пяти типоразмеров, новых типов упругих элементов (в том числе, пневматических), современных, отвечающих жестким мировым стандартам, тормозных систем. Для выпуска современных сцеплений была закуплена лицензия у немецкой фирмы «Фихтель унд Сакс». Для осуществления этих грандиозных замыслов для завода Tatra было закуплено самое совершенное производственное оборудование западных производителей и вскоре программа начала успешно выполняться.

В результате непрерывной работы конструкторов по совершенствованию автомобилей уже к 1988 г. был наработан большой пакет предложений по модернизации семейства. Так появилась гамма моделей Tatra-815-2. С ней завод, да и вся страна, вынуждены были вступить в новое экономическое обустройство жизни, начать строить капиталистическое общество, научиться преодолевать огромные трудности, внезапно свалившиеся всем на голову. Но об этом, в следующей статье, которая будет называться «Tatra: сегодня и завтра».

1. Вчера 2. Сегодня 3. Завтра

Общая характеристика седельных тягачей «Татра»

Легендарный тягач прочно вошел в мировой рынок в 80-е годы. В Советском Союзе с татрами познакомились во время Второй мировой войны. И с тех пор выносливые грузовики всегда присутствовали на дорогах, стройках и карьерах.

В повседневной жизни российской промышленности широко эксплуати-руются «Татра Т815» в пяти модификациях. Модели создавались для работы в самых экстремальных климатических и дорожных условиях.

Стандартные двигатели «Татры»: V8, V10, V12, устанавливаемые на всю линейку грузовиков, ориентированы на евростандарты от 2-го по 5-й уровень. Количество осей от 2 до 6.

Предназначение и преимущества

Седельный тягач Татра используется в грузовых перевозках в составе автопоезда или большегрузного трейлера. Способ соединения машины с полуприцепом седельно-сцепной, и поэтому тягачи стали называться седельными.

Преимущества автомобиля-буксировщика таковы:

  • располагает возможностью перевозки длинномерных грузов;
  • отлично сбалансирован по отношению к своему весу и общей грузоподъемности;
  • гораздо маневреннее машин такого класса;
  • легкозаменим за счет простоты способа соединения с прицепом;
  • в ограниченном территориальном пространстве груженый прицеп можно отцеплять.

Дополнительная информация! Упрощенная конструкция соединения с полуприцепом позволяет легко заменить тягач на варианты буксировщиков поменьше, где это будет необходимо. Например, на ограниченных территориях вроде склада или порта, где перемещение больших авто может быть проблематично.

Особенности конструкции

Седельный тягач “Татра”.

Угол колес относительно земли на седельном тягаче «Татра» несколько искривлен, и этим он отличается от своих аналогов из других компаний.

Самая узнаваемая черта тягача – «хребтовая рама», независимая подвеска с большим ходом (конструкторское решение Г. Ледвинки), придуманная еще 100 лет назад.

Подъем в кабину управления осуществляется с помощью выдвижной многофункцио-нальной лестницы, которую можно снимать и эксплуатировать отдельно. Салон состоит из двух отсеков. Во второй половине находится спальное место. Интерьер отделывается светлым пластиком со всеми необходимыми нишами и отсеками на рабочем месте, созданными для комфорта водителей.

Сиденья с боковыми поддержками и специальной подушкой очень эргономичны и удобны при долгих переездах.

V-образный двигатель прост в обслуживании и имеет мощность 408 л. с.

Оригинальное инженерное решение коснулось и выхлопной системы. Отработанные выхлопные газы получают дополнительную обработку, проходя через катализатор SCR. Использовать машины с такой системой в условиях Крайнего Севера не рекомендуется.

Технические характеристики

Технические характеристики седельного тягача «Татра» с завода следующие:

  • Полный привод и трансмиссия.
  • Мощность от 310 до 820 лошадиных сил.
  • Восьмицилиндровый двигатель.
  • Охлаждение двигателя воздушное (воздух подается и распределяется вентилятором и системой кожухов).
  • В кабине имеется панорамное окно, пневматические сиденья, спальная полка (она полностью шумоизолирована, присутствует кондиционер).
  • Колеса используются по классической формуле 4 × 4 до 12 × 12.
  • Габариты: высота кабины 1 970 мм, погрузочная платформа имеет длину 410 мм, ширина приемной площадки 2 550 мм.
  • Топливный бак на 320 л. Расход горючего (в зависимости от мощности мотора) до 47 л/100 км.

Грузоподъемность модельного ряда 29 тонн, но может буксировать до 44 т.

Справка! Одно из оригинальных конструктивных решений завода – метод нейтрализации выхлопных газов. Вместо популярной у европейцев рециркуля-ционной системы «татровцы» используют мочевинный способ.

Особенности конструкции 813-й модели. Подвеска и ходовая часть

Имеется в виду, что основу конструкции Татры-813 положена традиционная для автомобилей Tatra уникальная хребтовая рама (а не лонжеронная «лесенка»). Она представляет собой трубу, внутри которой расположены элементы трансмиссии. Такая рама превосходно сопротивляется изгибам и скручиваниям, а также позволяет сделать шасси модульным – выпускать автомобили с разнообразными колёсными базами и количеством осей. Колёса всех осей при этом выполнены односкатными, с централизованной системой подкачки шин. Подвеска всех колёс является независимой.

Таким образом, для нового семейства Татра-813 была принята независимая подвеска всех колёс типа «качающейся полуоси». Причём у данных машин она была реализована с использованием обкатывающихся одна относительно другой конических шестерён главной передачи (которые заменяют собою карданный шарнир). Полуоси качаются вместе с полуосевыми коническими шестернями, относительно ведущих конических шестерён.

Несмотря на то, что чехословацкий производитель довольно много экспериментировал с упругими элементами подвески – торсионами и пружинами, для автомобиля Татра-813 конструкторы решили остановиться на продольных рессорах. Как на относительно простом и недорогом в изготовлении варианте. При этом они одновременно играют роль продольных балансиров, которые связывают колёса одного борта в тележку.

Тележка же составлена из рамных трубчатых элементов значительного диаметра и состыкованных с ними картеров узлов трансмиссии. Подобная конструкция при массе, меньшей, чем лонжеронная рама, обладает очень значительной жёсткостью на скручивание (торсионной жёсткостью) и позволяет удачно реализовывать модульный принцип построения шасси.

Дело в том, что собранная из унифицированных элементов хребтовая рама открывает путь для обширного ассортимента полноприводных моделей: двух-, трёх- и четырёхосных. Данное решение является немаловажным именно для автопроизводителя Tatra, который традиционно всегда выпускал автомобили не на склад готовой продукции, а под определённые потребности конкретного клиента и потребителя. А поскольку заказанные партии грузовиков обычно невелики, то модульный принцип построения шасси в этих условиях является очень практичным.

Любой вариант модели Татра-813 серийно оснащён системой центрального регулирования давления в шинах, гидравлическим усилителем руля, рабочими тормозами с пневматическим приводом.

Лебёдка, оснащённая пневматическим тормозом и рассчитанная на очень серьёзное тяговое усилие в 17,5 тс, приводится в действие от РК валом отбора мощности. Эта расположенная за кабиной аварийно-эвакуационная лебёдка с гидравлическим приводом спокойно затягивает на трейлер-тяжеловоз тяжёлую военную и спецтехнику массой до 100 тонн.

Кузов Татра-813 смонтирован на лонжеронной раме с поперечинами, которые прикреплены к центральной хребтовой трубе рамы. На переднем и заднем усиленных буферах расположены тягово-сцепные приборы. При этом выводы для подключения к тормозной пневматической системе расположены и на переднем бампере, который оборудован габаритными «усами» со световыми приборами – для обозначения актуальной ширины негабаритных грузов. Платформа грузового отсека имеет деревянный пол и откидные борта из стальных листов. У переднего борта имеется крепление для балласта – в виде корзины, на которой располагаются запасное колесо и механизм для его спуска и поднятия.

Лучшие автомобили Tatra

По сути, история марки Татра началась именно с этого автомобиля.

Наследник 11-ой модели выпускался даже во время войны – он обслуживал немецкую армию.

Пожалуй, самый роскошный автомобиль за всю историю марки.

Данная модель является ультракомпактным форм-фактором городского автомобиля.

Т603 (1957-1975)

Автомобиль, который в 1955-м году окрестили летающей тарелкой на колесах. Ездили на ней преимущественно советские чиновники высокого ранга.

Т613 (1974-1996)

603-ю модель сменила Татра T613, которая имела весьма презентабельный внешний вид. Особенностью автомобиля была способность разгоняться до 190 км/час.

T815 (1983 — по настоящее время)

Главная грузовая Татра 815 находится перед вами. Удачная бескапотная модель выпускается в Чехии более 30 лет и, скорее всего, будет производиться еще достаточно долго. На ее гоночной версии Карел Лопраис выигрывал «Дакар» шесть раз!

МTX Tatra (1991)

Всего было выпущено четыре таких автомобиля. В 90-х годах это был самый быстрый автомобиль за всю историю автопрома.

Читайте далее:

История компании Tatra

Чешский буржуа: история Skoda Rapid первого поколения

Все будет Saab – история создания шведской марки автомобилей

История компании BMW

Audi R8 скрестили со Skoda

Как создавали легендарный автомобиль

С 1956 по 75 год в Чехии, а тогда в Чехословакии, производили очень интересное авто – «Татра-603». Это автомобиль сугубо представительского уровня, на котором в Советском Союзе ездил зам. председателя КГБ. Машина отличалась заднемоторной компоновкой и уникальным, роскошным на то время дизайном. Однако годы неминуемо берут свое, и этот люксовый автомобиль устарел. В Чехии приняли решение обновить модель.


Дизайн заказывали в итальянском ателье Carrozzeria Village. Но итальянские дизайнеры создали внешность по образцу. Они переработали эскизы чехословацких инженеров, которые во многом (если не во всем) были определяющими в концепции нового авто. И хоть силовой агрегат так же, как на 603-й, остался сзади, компоновка автомобиля сильно изменилась. Но это работа инженеров. А дизайнеры получили очень непростую, практически невыполнимую задачу – нарисовать идеальный, не похожий ни на что другое ранее, крупный и длинный легковой автомобиль с задним расположением мотора. И нужно сказать, что они отлично справились с этой задачей. Новый продукт выглядел оригинально и уникально. Трудно было спутать машину с чем-то еще. В новом дизайне полностью убрали тяжеловесность. Кроме этого, кузов отличался высокими аэродинамическими характеристиками. К 70-му году в Италии собрали целых три образца автомобиля «Татра-613». Фото легендарного люксового авто можно увидеть в нашей статье. Эти экземпляры отличались друг от друга разной внешней отделкой. Также было два типа кузова: седан, а также двухдверное купе. От последнего решено было отказаться, а вот седан пошел в серию.

Первые шаги автозавода

Автомобиль появился в 1897 г. В основу конструкции кузова положили одно-упряжный конный экипаж «милорд». У него сзади под сиденьями крепился 2-цилиндровый силовой агрегат, развивавший 7 л.с. при 600 мин–1 при рабочем объеме 2,75 л. Машина управлялась не рулевым колесом, а рулем велосипедного типа. Для переключения передачи наклонялась вперед или назад вся рулевая колонка. После дебюта этой модели, названной «Президент», завод начал производство легковых автомобилей для продажи всем желающим.

Ровно через год после «Президента» заводские ворота покинул первый грузовой автомобиль. Он имел вагонную компоновку и грузоподъемность 2,5 т. В заднем свесе располагался первый 4-цилиндровый двигатель, созданный из двух 2-цилиндровых моторов, тех, что использовались на «Президенте». Для движения по шоссе со скоростью до 20 км/ч и преодоления 12%-ных подъемов 14 л.с. автомобилю их хватало. Оба двигателя в работу включались с помощью специальной зубчатой муфты. На ровном участке дороги при отсутствии груза рекомендовалось двигаться только на одном двигателе для экономии горючего. Второй мотор подключали только при перемещении полезного груза или для преодоления трудных участков. Система охлаждения двигателей была водяной и имела огромный радиатор на плоской крыше фургона, связанный с двигателем оригинальными трубопроводами.

Грузовик 1898 г

был изготовлен в одном экземпляре по заказу австрийского предпринимателя и до 1908 г., не считая нескольких автобусов (в том числе одного парового), все внимание конструкторов было сосредоточено на легковых автомобилях, в том числе спортивных и гоночных. К началу Первой мировой войны интерес к грузовикам заметно вырос

Вторая модель, тип R, имела много общего с зарубежными аналогами тех лет. Установленный за передней осью 4,2-литровый 25-сильный мотор водяного охлаждения передавал крутящий момент трансмиссии, включавшей цепной привод задних колес. По размеру задние колеса значительно превосходили передние, деревянные со спицами колеса дополнялись ободом из жесткой резины. Запасное колесо, как, впрочем, и закрытая кабина, не предусматривались.

За типом R последовали схожие конструкции: тип М (1909 г.), тип L и даже полноприводный тип 4R, оборудованный лебедкой. Последний был оснащен 80-сильным мотором рабочим объемом 13,6 л. Кроме того, попытались наладить выпуск автобусов.

Стабильное производство грузовиков на заводе началось после начала военных действий в Европе. В 1915 г. выпуск составил 105 машин. Годом позже он достиг 226, а в 1917 г. из ворот завода их выехало более трех сотен. Любопытно, что модели тех лет оказались очень надежными, долговечными и простыми в эксплуатации. С небольшими изменениями они продержались на производстве до 1927 г. Значительная их часть составляла основу армейского парка.

В 1919 г. после успешного завершения сложных испытаний тормозов нового легкового автомобиля «U» в условиях Высоких Татр на трассе Ломнице–Штрба название «Татра» перекочевало на всю продукцию фирмы. Так родилась знаменитая на весь мир марка. Первым грузовиком, носившим ее, стал TL4 грузоподъемностью 4,0 т. В 1920 г. на всей продукции завода старый фирменный знак «NW» (Nesselsdorfer Wagenbau Fabrik) заменили на «ТATRA».

Где можно купить

Во всех регионах России действуют официальные дилерские и сервисные . Продажа машин в них может включать в себя и доставку. Так как тягачи этой марки находятся на советском и постсоветском пространстве уже около полувека, цены на вторичном рынке на татры сильно разнятся – от полумиллиона до 15 миллионов рублей.

Основным заказчиком грузовиков из Чехии являлся СССР. После развала Союза заказов, естественно, стало меньше, и производство было значительно сокращено. Но со временем «Татра» учла все вызовы рыночной экономики, сумела остаться в строю и продолжить свой бизнес.

С конвейера завода выходит 4 модельных ряда грузовиков: 2 гражданских и 2 на армейские нужды. Они пользуются заслуженным спросом и разработаны для эксплуатации в труднодоступных районах при самых сложных погодных условиях.

Грузовик, удостоенный памятника

TATRA 111 производился на протяжении следующих 16 лет, до 1962 года. Он в буквальном смысле перевез все материалы для фундамента строящегося нового общества, и не только в Чехословакии. Его популярность подтверждается тем фактом, что это единственный грузовик в мире, которому благодарные покупатели поставили памятник.

Не удивительно, что это произошло в Магадане, на Дальнем Востоке СССР. Едва ли многие теперь помнят, что, кроме этого, эволюционная модель Т 111 — тяжелый тягач Т 141 был установлен на пьедестал в Бановце-над-Бебравоу, Словакия.

Легендарные грузовики

Другой легендой, появившейся на дорогах в 1959 году (первый прототип был изготовлен в 1956), стал TATRA 138, развитие которого привело к созданию модельного ряда Т 148. Новый восьмицилиндровый двигатель, впоследствии модернизированный, синхронизированная трансмиссия TATRA-Synchro, межосевые дифференциалы, современная конструкция кабины и дизайн салона, а также множество других технических достижений и отличительных особенностей сделали TATRA весьма заметным автопроизводителем в это время.

В эти годы тяжелые грузовики TATRA экспортировались в 53 страны мира на пяти континентах. В конце 1960-х годов TATRA еще раз удивила мир необычной конструкцией, представив бескапотный грузовик Т 813 8х8 Kolos — первый четырехосный автомобиль TATRA, вновь оснащенный двенадцатицилиндровым дизельным двигателем с воздушным охлаждением собственной разработки компании, а также непревзойденной трансмиссией, позволявших использовать до двадцати передач переднего хода и четырех передач заднего хода.

После выпуска стотысячного Т 148 в 1982 году модельные линейки были объединены, и был представлен бескапотный Т 815. Кульминацией его развития стал выпуск версии с двигателем Евро 2.

Модели Trambus N 815 также очень важны для развития TATRA, поскольку в процессе работы над ними было принято решение о продолжении работы над двигателм V8 с непосредственным воздушным охлаждением, оснащенным турбонагнетателем и интеркулером, соответствующего экологическим требованиям от Евро 0 до Евро 5. Внеся незначительные конструктивные изменения, показатели мощности в 177 КВт и крутящего момента в 850 Нм удалось поднять до сегодняшних значений — 325 КВт и 2100 Нм.

Изменения в стратегии после 1989 года и проект LIWA

Изменения в политической и общественной жизни в 1989 году показали, что ориентация на единственный модельный ряд стала существенным препятствием на пути успешного коммерческого развития.

Проект LIWA, безусловно, стал поворотной точкой для TATRA. Основываясь на запросах конечных покупателей, был создан Т 816 8х8 с двигателем жидкостного охлаждения KHD Deutz и автоматической коробкой передач Twin Disc.

Выигрыш в конкурсе на поставку автомобилей для армии ОАЭ означал не только возможность изготовить и продать 1127 автомобилей за полтора года, но и олицетворял значительное достижение в производственной стратегии.

В 1999 году были представлены семейства моделей ARMAX и FORCE. Первой стала модель Т 815-2, получившая название TERRN 1, которая была разработана на основе гражданской модели 1997 года; в процессе так называемой милитаризации были подготовлены автомобили специального назначения. Модели FORCE — другого модельного ряда спецавтомобилей — были созданы на основе интеграции двигателей и трансмиссий сторонних производителей в оригинальную концепцию автомобилей TATRA.

Опыт использования двигателей с жидкостным охлаждением нашел отражение при создании аналогичной конструкции для гражданских версий TERRN 1. Модельный ряд гражданских Т 163 (Jamal, 1997 год) — автомобилей, впервые после долгого времени использования бескапотной компоновки, использующих капотную конструкцию — был создан для работы в самых тяжелых условиях бездорожья.