Отчет об автопутешествии по южной норвегии из санкт-петербурга

Берите продукты с собой и готовьте по пути

Питаться в ресторанах в Норвегии очень дорого, даже если это недорогой по норвежским мерам уличный фастфуд. Для сравнения, шаверма в простой кафешке с турками может стоить от 800 рублей. Поэтому составьте меню на все дни поездки, покупайте продукты и принадлежности для приготовления, и сэкономьте на этой статье расходов.

Мы взяли с собой газовую плитку с баллонами, стол со стульями, канистры с водой, чайники. А половина багажника была занята продуктами. Больше всего было разных консерв: шпроты, кильки, супы, тушенка, куриное мясо, пара паштетов и еще что-то. Каши и лапша быстрого приготовления, куда же без них. Были макароны, которые готовятся 3 минуты. Обязательная гречка, она быстро готовится, полезная и вкусная. Купили снеков и сладкое к чаю: арахис, сладкие палочки, сушки, печенье, вафли. Всего продуктов на семерых у нас было на 25-30 тысяч рублей. Обеды были в виде коротких перекусов, чтобы не тратить время в пути, а завтраки и ужины готовили на огне подольше. Кстати, воды много брать с собой смысла нет. В Финляндии, Швеции и Норвегии вода из под крана чистая настолько, что ее можно пить. Мы набирали воду даже из горных ручьев во время трекинга. Просто берите удобные бутылочки и все.

Ценник на шавермы в одной из кафешек Ставангера:

Один из первых ужинов в кемпинге, который мы приготовили сами из привезенных российских продуктов:

День третий. Не торопясь в Норвегию!

С утра продолжаем движение по «Northern Lights Route» — трассе Е8. Дорога проходит, в частности, через городок Kilpisjarvi, культурный центр саамов. Они называют Лапландию Сампи, то есть «земля саамов». Недалеко от города находится уникальное место, в котором сходятся территории трех государств: Финляндии, Швеции и Норвегии. Но мы уже мыслями в Тромсё, до которого осталось каких-то 170 км. Наша граница более прозаична, хорошо хоть, что как-то отмечена:

Практически сразу окружающая действительность резко меняется: горы — это… горы. Остановились перекусить и искупаться в примечательном месте на берегу Северного Ледовитого океана:

Там продают различные саамские поделки, шкуры, ножи, и даже национальный деликатес — сушеное оленье сердце. На одной из фотографий видно саамский флаг. Ну и как же не искупаться в погожий летний денек? Водичка + 3 °C, по мелководью до глубины идти долго и ног просто не чувствуешь:

День второй. Вечер на границе.

Но нам уже надо спешить — день идет к завершению. Хотя теперь мы попрощались с ночью и вступили в царство полярного дня, но, честно говоря, в академически ночное время все-таки стемнело. После столицы Лапландии местность совсем обезлюдела. Только на заправках можно встретить местных жителей, которые приезжают туда, как в клуб: пообщаться, купить продукты и инвентарь, посидеть за игровыми автоматами, крайне популярными здесь, и, что парадоксально, солидно выпить. Как они потом домой добираются?

А на дорогах встречаются только олени:

Иногда олени начинали бежать вдоль обочины рядом с машиной. Не самое комфортное чувство — они могут неожиданно перебежать дорогу перед машиной. Машин совсем не боятся, можно встать в метре, а вот стоит стекло опустить или выйти, так сразу убегают.

Дорога Е8 местами практически прижимается к реке Muoniojoki, протекающей по границе Финляндии и Швеции. Здесь нам пришлось кемпинг поискать, поездить-побродить, остановились в Harrinivan Hotels & Safaris (он же Harrinivan Lomakeskus, GPS: N 67º 56’ 00” E 23º 39’ 27”) неподалеку от города Muonio. Здесь мы сняли домик за 30€, русские в этом кемпинге — не частые гости, их отсутствие компенсируют подвыпившие, но миролюбивые финны.

В кемпинге есть баня с подогреваемым чаном с водой на берегу реки. Кстати, постельное белье и полотенца лучше возить с собой, обычно комплект стоит 5, а тут уже 8€. На въезде в кемпинг расположен Арктический Ездовой Центр, позиционирующийся как крупнейшая северная хаски-ферма:

Буквально в 20 минутах ходьбы находится супермаркет, а в другую сторону, севернее, мост в Швецию.

Хотели перейти на шведскую сторону, но с середины моста пришлось вернуться из-за каких-то совершенно озлобленных комаров. То ли финские не хотели нас отпускать, то ли шведские — впускать. Вообще, в этом месте по обе стороны реки-границы довольно мощные лесные массивы.

Сёрваген — Нарвик

На календаре уже 1 августа. Утро порадовало яркими красками, теплым солнышком, синим небом и… ленивым котом. Впереди нас ждала длинная дорога и новые приключения.

Хозяин горы

Море, небо, горы

Знаменитый пляж Скагсанден

Паромы на Лофотенских островах — обычное дело

И перевод не требуется

Автомобильная очередь на паром

Билет на паром стоил 120 норвежских крон на машину с водителем и 30 — на каждого пассажира. Всего за переправу мы заплатили 180 крон, то есть примерно 1300 рублей.

Переправа на пароме заняла один час

Деревня Мельбу

Мельбу является одним из центров острова Хадселёэн.

Норвежцы умеют жить в гармонии с природой

Родные березки в суровой Норвегии

И анютины глазки

Здесь будет мост

Типично скандинавский домик

Знаменитая церковь в Нарвике

С парковками в городе сложно

Зеркальная стела

Возраст — не помеха

Будьте внимательны и аккуратны во время парковки

Мы, видимо, из-за усталости, обратили внимание на ограничение по времени, но не заметили знак автобусной остановки. Ровно через 13 минут (а стоять разрешено до 15 минут) вернулись с короткой прогулки, а возле авто нас уже поджидал очень суровый полицейский, который параллельно выписывал нам штрафы

В отзывах я читал, что в Норвегии можно заплатить сумму на месте. Куда там. Офицер в категоричной форме отказался и лишь выдал нам заполненные бланки. Мы потом с ними еще намучились. Во-первых, оплатить смогли только в России. Во-вторых, сумма в 900 норвежских крон (6300 рублей) со всеми процентами выросла до 9000 рублей.

Для ночевки сняли на всю компанию небольшой домик. Получилось дороговато, но зато спали, как у Христа за пазухой.

Соберите в путешествие большую компанию и делите общие расходы

Это может быть непросто, но стоит того. Моя практика показала, что чем больше человек в поездке — тем меньше расходы и выгоднее поездка. Отели, питание, топливо, паромы… Если все это поделить, например, на четырех, то поездка обойдется ощутимо дешевле. А если всемером, как мы, то экономия может даже удивить. Если посчитать полный бюджет нашей поездки со всеми затратами, кроме шопинга, то каждый участник потратил менее 50 тысяч рублей. Это удивительно, учитывая, что мы катались 15 дней на двух автомобилях по Скандинавии и одной из самых дорогих стран Европы.

Паромы, которые ходят между разными берегами фьордов, весьма недешевые. Каждая поездка на таком пароме обходилась в 3-5 тысяч рублей! А их на маршруте у нас было около 7-8.

Почему стоит поехать в Норвегию на машине

Норвегия прекрасна, виды просто умопомрачительные прямо рядом с дорогой. Кругом водопады, горы, реки. Народа в стране мало, кемпинги все маленькие и уютные, воздух свежайший, вода в фьордах прозрачная, можно наблюдать жизнь моря прямо с берега видно медуз, рыб, морские растения.

Придорожный сервис на высоком уровне, очень много площадок для отдыха у дороги в живописнейших местах, оборудованы столиками, бесплатными туалетами, содержатся в чистоте и порядке. На каждой площадке висит карта местности с отмеченными точками интереса, все написано на трех языках – норвежском, немецком и английском.

Паромы через фьорды ходят часто, ни разу не ждали больше 20 минут.  Норвегия это незабываемые впечатления, которые останутся с вами на всю жизнь.

Западное побережье: Ставангер, Одда, Олесунн

Чем глубже мы продвигались в страну, тем интереснее становилось. Ведь за один день видишь столько невероятных мест, получаешь такую массу впечатлений, что в какой-то момент теряешься во времени и не можешь припомнить, что было сегодня, а что — вчера.

Дома на берегу фьорда

Суровая норвежская красота

Если смотреть на карту, то можно заметить, что западное побережье полностью изрезано водами фьордов. Это очень сказывается на погоде: отныне туман будет вашим спутником.

Густой туман или низкие облака

Чтобы сократить расстояние, воду можно пересечь на пароме. В общей сложности мы восемь раз пользовались услугами водного транспорта. Его стоимость зависит от километража переправы, веса автомобиля (у мотоцикла, легковой и грузовой машины стоимость будет разниться) и числа людей. Наши переправы варьировались от двух до 14-ти километров, что по стоимости выходило от восьми до 15-ти евро (600-1500 рублей). Паромы работают допоздна, а некоторые даже оборудованы туалетами и небольшими кафе, где можно выпить кофе.

На пароме

Ночной паром

Уютные домики Ставангера

Набережная Ставангера

Медуза в водах фьорда

Мы останавливались каждые 10 минут, ведь проехать подобную красоту просто невозможно. Благо дорога оборудована островками, в которые можно съехать, чтобы никому не мешать. Порой мы просто замедляли ход, если были на трассе одни, что случалось довольно часто. Съехав с дороги и путешествуя вдоль фьордов, мы все меньше встречали машин. В полдень в субботу за пару часов езды увидели всего два автомобиля.

По пути в город Одда

Набережная города Одда

Дорога на западном побережье очень отличается от южных широкополосных шоссе: как правило, трасса проложена на высоте и обязательно огорожена, ведь внизу — обрыв и вода. Ее ширины зачастую достаточно только для того, чтобы проехала всего одна машина. Однако каждые пару сотен метров встречаются расширения дороги, чтобы можно было разъехаться. Скоростной режим тоже имеет свои ограничения — не более 70 км/ч, изредка — 80 км/ч.

Дорога в Олесунн

Набережная города Олесунн

Про еду стоит написать отдельно. Если задаться целью и позаботиться о продуктах заранее, то можно здорово сэкономить деньги. Есть сети магазинов, в которых цены относительно невысокие, например, Kiwi. Стоит также помнить, что по воскресеньям почти все закрыто. Работают только очень крупные торговые центры и парочка кафе, которые рассчитаны на забывчивых туристов. Однако в них, даже по меркам Норвегии, еда будет стоить дорого.

Островок для отдыха

Всегда можно найти недорогой хлеб, зелень, яблоки, шоколадные батончики. Нам очень полюбились йогурты с наполнителями из орехов, шоколада и сухофруктов на завтрак (195 грамм = один евро) и шоколадное молоко, которым мы заливали привезенную овсяную кашу. Не раз покупали вкуснейшее консервированное филе тунца за 0,8 евро и готовили фермерские сосиски (два с половиной евро = 189 рублей) и замороженного лосося (пять евро = 378,5 рублей) на одноразовом гриле (три с половиной евро = 265 рублей), который продается в любом магазине. Его целесообразнее использовать два раза, так как углей в комплекте достаточно много.

Йогурт с наполнителем из орехов, шоколада и сухофруктов

Лосось на одноразовом гриле

В целом, нам всегда удавалось укладываться в 10 евро на двоих на один день. Да и во многих городах есть Ikea с бесплатным Wi-Fi и хот-догами за один евро (76 рублей).

В пути

День второй. Путешествие в сказку в середине дня.

Внутри тебя встречают эльфы, которые под рождественский звон колокольчиков ведут вас по ледяному тоннелю на встречу с боссом. Садишься рядом с ним, он улыбается, немножко беседует с посетителями, в это время вас снимают. Самим фотографировать там нельзя, фотографии и видеофрагмент встречи можно купить на выходе. Маленькая хитрость: Санта иногда выходит «перекурить», в это время можно сфотографироваться за его столом бесплатно.

На территории деревни находится фирменное почтовое отделение Санты. Почтовые гномы помогут вам отправить красочную открытку в любую точку мира, хотите — немедленно, хотите — именно к Новому году.

Через деревню проходит белая линия с координатами Arctic Circle (Северного Полярного круга) — 66°32′35″. На самом деле эта параллель является условно-принятой, ведь положение Полярного круга не статично. Но все равно прикольно, туристы даже группами прыгают через линию. Можно специальную грамоту купить со свидетельством о совершении перехода.

Есть там еще аттракционы Санта Парка с платным входом, и куча различных лавочек и магазинчиков с сувенирами, продуктами, одеждой и различной рождественско-новогодней атрибутикой. Вообще, если большинство достопримечательностей в Финляндии либо вовсе бесплатны, либо имеют вполне адекватные цены и в любом случае носят некий «камерный» характер, то здесь дело четко поставлено на коммерческий поток, и от этого сказка немножко ретушируется… С другой стороны, если бы я побывал здесь в детстве, это было бы то самое воспоминание на всю жизнь, а проблемы товарно-денежных отношений в детстве не сильно волнуют. К тому же при покупках от 40€ стоит оформить tax free, и тогда часть потраченной суммы (в зависимости от вида товаров от 10 до 16%) можно будет вернуть при въезде обратно в Россию.

Езжайте на вместительном автомобиле с небольшим расходом топлива

Средняя стоимость бензина, напомню, около 120 рублей за литр. Дизель чуть дешевле — около 100 рублей. Поэтому, самый выгодный вариант автомобиля — это микроавтобус на дизельном двигателе, в который можно вместить до 8 человек. Если есть права категории D, то можно замахнуться и на 12-местные микроавтобусы, чтобы набрать еще больше людей и потратить еще меньше Помните, что каждый автомобиль в путешествии по Норвегии — это лишний бак топлива, оплата недешевых паромов через фьорды, парковок и дополнительного места в кемпингах.

Мы поехали на Ford Explorer — огромном и комфортном кроссовере. Низким расходом этот автомобиль похвастаться не может, зато все остальное очень уместно. Большой багажник уместил все наши продукты и большую часть вещей (остальные ездили во втором авто — Шкоде Октавии), много места для пассажиров, отличная обзорность, куча электронных фишек. Больше всего понравился активный круиз-контроль, на узких и местами загруженных дорогах Норвегии очень спасает.

Полезные советы туристам в Норвегии

Дам несколько советов путешественникам:

  1. Обязательно брать съестные припасы.
  2. Хорошо рассчитать количество дней на аренду машины, чтобы не переплачивать.
  3. Банковской карточкой международного образца можно расплатиться практически везде, даже в самой глуши.
  4. Бесплатный Wi-Fi всегда можно найти в торговых центрах, Ikea, McDonald’s (и других ресторанах фаст-фуда), на некоторых заправках. Один раз нам даже удалось подключиться на пароме.
  5. В каждом туалете на заправке есть розетки, но удобнее взять с собой прикуриватель и заряжать телефоны от него.
  6. Чем дальше от города, тем дешевле бензин.
  7. На АЗС компании Shell держателям банковских карт MasterCard предоставляется скидка 25 % на топливо (август 2017 года).

Финансовый отчет:

  • Перелет — 60 евро (4559 рублей).
  • Аренда автомобиля — 630 евро (47 730 рублей).
  • Еда — 120 евро (9086 рублей).
  • Бензин — 220 евро (16658 рублей).
  • Паромы — 87 евро (6587 рублей).

Всего потратили 1117 евро или 84 578 рублей.

Пока, Норвегия

Хорошее было путешествие. Стоит повторить.

Дороги Норвегии

Главное, что хочется сказать про дороги в Норвегии – они узкие и непрямые. Начнем с ширины

Я был неприятно удивлен, когда обнаружил, что федеральная трасса E6, которая проходит через всю Норвегию и является важной транспортной артерией этой страны, практически по всей длине является однополосной в каждую сторону и проходит через населенные пункты. Ни в какой стране Европы не видел такого

Даже в менее благополучной Словении проложен скоростной двухполосный автобан с разделительным барьером. В Норвегии такие дороги я видел только около крупных городов. В результате, перегоны длиной более 500 километров в день превращаются в испытание. На севере страны это не так угнетает, там машин не так много и всегда есть возможность обогнать тихоходов. А вот из Олесунна в Осло мы ехали медленно и печально. Сочетание весьма интенсивного трафика и постоянных изгибов дороги не дает возможности ехать динамично. Ограничение скорости на подавляющей части E6 – 80 км/ч. Если задаться целью проехать по всей стране с севера на юг с осмотром достопримечательностей, а это более 3000 километров, то надо учитывать факт небыстрых дорог.

У норвежских дорог есть еще одна особенность, которую нужно учитывать – они проходят вдоль фьордов и по полуостровам. Чтобы понять масштаб бедствия предлагаю взглянуть на кусок карты Норвегии в районе Олесунна:

В результате часто возникает такая ситуация: по прямой километр, а по дороге все 10. Еще и с прыгающими ограничениями разрешенных скоростей: 80 по трассе и 60-70 по населенному пункту. Из-за этого и без того немалые пробеги по километражу еще и растягиваются по времени. А если у вас по пути еще и ремонт дороги или тоннеля… На нашем пути таких ремонтно-строительных работ было немало, в одном случае мы стояли около получаса. Кстати, в отличие от немцев, где ремонт дорог помечается дорожными знаками, разметкой и барьерами, в Норвегии используется ручной труд. Обычно в начале ремонтной зоны и сужения дороги стоит человек с «палкой» и дает команду водителям стоять или ехать. Еще одна особенность: в некоторых случаях поток машин через ремонтные зоны за собой ведет специальный автомобиль «Follow me». Нигде такого не видел.

Сборы в путь

В дороге / фото автора

Собралась поехать в Норвегию я спонтанно. Стояло лето, на югах было слишком жарко (да и была я там уже несколько раз), я решила, что север — это будет интересно.

Меня заинтересовал Мурманск, Кольский полуостров, поселок Териберка, где снимали фильм «Левиафан», тундра и полярный день с незаходящим солнцем.

Рассказ о поездке в Териберку читайте по этой ссылке.

Поскольку от Мурманска совсем недалеко до границы с Норвегией, то почему бы не заехать и туда? Шангенская виза у меня была, за границу с ней я уже выезжала, потому проблем, вроде как, не предвиделось.

Сначала я придумала совершенно наполеоновский план. Пересечь границу на севере Норвегии, прокатиться по тамошним фьордам и иным достопримечательностям, потом начать спускаться к югу, осматривая все вокруг, потом въехать на территорию Швеции и из Стокгольма на пароме добраться до Хельсинки и уже из Финляндии вернуться обратно в Россию. Круто, да?

Только когда я начала рассчитывать время и деньги, и того и другого получилось невообразимо много. И дорого, и долго.

Тогда я решила умерить аппетиты, откинуть юг Норвегии, проехать по северу, добраться до Лефотенских островов, уже от них отправиться в Финляндию и въехать в Россию в районе Костомукши.

С тем я и отправилась в путь. Но путешествие внесло свои коррективы. До Лефотенов я так и не добралась, но северные фьорды и еще много всяких интересностей по пути все-таки посмотрела.

Хронология нашего путешествия

Это по сути краткое содержание поездки, под ссылками подробности по достопримечательностям. Внизу карта и общие соображения.

День в пути Города Длина перегона Дата
1 Санкт-Петербург → Турку – ночевка на пароме 543 км, 6 часов 24 минуты 08.07.2011
2 527 км, 6 ч. 27 мин. 09.07.2011
3 Целый день осматривали достопримечательности Осло ———————– 10.07.2011
4 Осло → Прекистулен (Недалеко от Ставангера) остановились в  455 км, 6 ч. 34 мин.E134 и Rv45 11.07.2011
5 Совершили восхождение на утес Прекистулен и осели на берегу Люсе фьорда в кемпинге  ———————– 12.07.2011
6 Прекистулен → Берген остановились в  210 км, 4 часа 46 минут 13.07.2011
7 Целый день осматривали достопримечательности Бергена ———————– 14.07.2011
8 Берген → рукав ледника Бриксдал (очень красивые пейзажи по дороге) остановились в  275 км, 4 часа 29 минут 15.07.2011
9 рукав ледника Бриксдал → Валдал (прогулялись к леднику и совершили круиз по Гейрангер фьорду) переночевали в домике неизвестного кемпинга 143 км, 3 часа 58 минут 16.07.2011
10 Валдал → Кристиансунд (дорога Троллей и Атлантическая дорога) остановились в  161 км, 2 часа 57 минут 17.07.2011
11 Кристиансунд → Лиллехамер остановились в неизвестном кемпинге 400 км, 5 часов 29 минут 18.07.2011
12 Лиллехамер → Норрчёпинг остановились в 530 км, 7 часов 10 минут 19.07.2011
13 Целый день гуляли по зоопарку Кольморден ———————– 20.07.2011
14 Норрчёпинг → Стокгольм. Посетили Скансен и Юнибакен 162 км, 1 час 47 минут 21.07.2011
15 Турку → Санкт-Петербург (прохождение границы) 543 км, 6 часов 24 минуты 22.07.2011

Я отдаю себе отчет, что останавливаться в палатке, это не для каждого. Многие привыкли к гораздо большему уровню комфорта, поэтому я написала статью Как сэкономить на проживании в Норвегии. Там я рассматриваю альтернативу палатке – проживание в домиках кемпингов и съемных квартирах в городах.

Инструкции по пользованию картой: красными метками отмечены достопримечательности по маршруту, синими метками отмечены кемпинги в которых мы останавливались, зелеными метками отмечены ссылки на описание дорожных условий. Лучше всего развернуть карту во весь экран, нажав на квадратик в правом углу, и подвигать ее так будет удобнее привязать в мозгу фотографии к местности, в каждую точку встроена фотография и ссылка на рассказ.

Заправляйтесь топливом по низким ценам

Меня удивил разброс цен на разных заправочных станциях Норвегии. Он в пересчете на рубли мог быть более 11 рублей за литр! Самый дешевый бензин в кронах стоил 14,40, а самый дорогой 17,39, хотя чаще всего цена встречалась цена около 16,80. Можете себе представить такую разницу в России? Особенно чувствительно это может быть, если заправлять полный бак. Например, объем бака нашего Ford Explorer 80 литров, а при наших пробегах заправки были частыми. Так что если увидели цену ниже 16 крон за литр — сразу заправляйтесь, даже если топлива в баке больше половины. Дизель стоит в среднем на крону дешевле, но разброс в ценах тоже ощутимый.

Бардуфосс — Лекнес

На календаре — 30 июля. Ранний подъем. На общем собрании решили, что постараемся проехать как можно дальше, чтобы поближе подобраться к Лофотенским островам и поскорее полюбоваться ими. Тем более, погода была пасмурной, и с неба постоянно срывался дождь.

Туманные дали

Двинулись к Нарвику в надежде посетить Полярный зоопарк, но погода разгулялась не на шутку. Решили, что в такой ливень вряд ли получится насладиться северной фауной. В итоге не поехали в парк.

Нас порадовал небольшой городок Харстад, на центральной набережной которого стоит скульптура моржа. Есть поверье, что подержавшийся за клык великана непременно станет здоровым и богатым.

Местный талисман

Одной из самых красивых достопримечательностей является местная церковь. Рядом с ней находится небольшое кладбище.

Церковь в Харстаде

Суровые северные пейзажи

Дорога к морю

Легкие арки мостов

Что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной

Мечтали увидеть и услышать чудо северной природы — гигантский водоворот Мальстрём, описанный в знаменитом рассказе Эдгара По и образованный несколькими течениями. К сожалкению, он не захотел нам показаться.

Ау, Мальстрём!

По пути пришлось проехать по нескольким тоннелям разной длины.

Тоннель 1310 метров

Один из них частично пролегал под водой. Мы смогли это понять лишь по картинке навигатора. Ощущения были не самые неприятные.

Тоннель под водой

Скорость движения по населенному пункту — 50 км/ч

Дождливый Свольвер

Норвежский Стоунхендж

Нашли классный вариант — «Lofoten Camp Storfjord». Симпатичные домики, любопытное оформление территории, веселый и дружелюбный хозяин. За ночь заплатили 600 норвежских крон (около 4200 рублей).

Скоро будут душ, ужин и сон

Памятка действий в случае ДТП за рубежом

  1. Включите аварийные огни и установите предупредительный знак перед местом ДТП.
  2. Сообщите о ДТП в дорожную полицию (Для стран Европы единый номер — 112).
  3. Если есть пострадавшие:  
    • Вызовите скорую медицинскую помощь (для стран ЕС – аналогично пункту 2);
    • До прибытия скорой помощи окажите первую помощь пострадавшим.
  4. По возможности возьмите контактные данные (телефон) очевидцев, прежде чем они покинут место аварии.
  5. Возьмите у другого участника/участников европейскую форму извещения о ДТП (Accident statement) и заполните её.
  6. Не подписывайте документы, смысл которых Вам непонятен!
  7. В случае, если не удается заполнить извещение о ДТП (Accident statement) или получить ее копию, запишите номерной знак (знаки) и марку (марки) транспортных средств (и прицепов) — участников ДТП.
  8. Передайте другим участникам ДТП, намеренным предъявить требование о возмещении вреда, отрывную копию своего полиса «Green Card», а при ее отсутствии сообщите номер,  адрес и номер телефона национального бюро «Зеленая карта» страны, на территории которой произошло происшествие. От участника/участников ДТП получите информацию о его полисе обязательного страхования владельцев ТС.
  9. Рекомендуем сфотографировать место происшествия, транспортные средства участников ДТП, их повреждения, а также полис.
  10. Получите документ дорожной полиции, подтверждающий факт ДТП (если выдача такого документа предусмотрена законодательством страны, в которой произошло ДТП).
  11. Проинформируйте о факте ДТП бюро «Зеленая карта» (случаи, когда этого не надо делать, а также телефоны и адреса Бюро смотрите на оборотной стороне Вашей Зеленой карты).
  12. Сообщите о факте ДТП в свою страховую компанию.
  13. Сохраните документы, подтверждающие расходы, понесенные в связи с ДТП (В ряде стран, в случае если Вы признаны пострадавшим, Вы сможете требовать возмещения расходов на основании этих документов).

Водители из стран системы «Зеленая карта» как правило имеют форму извещения на их родном языке. Воспользуйтесь их формой заявления, сверяясь с памяткой.

При заполнении желательно использовать шариковую ручку, заполнять необходимо либо голубую, либо желтую часть извещения (например, водитель-француз может заполнить свою часть формы заявления на французском языке, оставив незаполненной часть для вас, которую Вы заполните латиницей).

Помните:

  • Следует четко отметить (в пункте 10) место первоначального удара;
  • Поставить крестик (X) в каждом соответствующей клетке на Вашей стороне (пункт 12) и установить общее число клеток, отмеченных крестиком.
  • Нарисовать схему ДТП (пункт 13), указав всю заявленную информацию.

По возможности, ночуйте в машине

Будет круто, если ваш автомобиль позволяет расположиться в салоне лежа и комфортно поспать. В таком случае можно сэкономить на оплате палатки или домика. Машина в кемпингах вообще обычно паркуется бесплатно в дополнение к палатке. В нашем путешествии пять человек спали в двух палатках, а еще двое в автомобиле Ford Explorer. Задние сидения этого большого кроссовера раскладываются в ровный пол длиной в два метра. Мы раскладывали в салоне пенки, самонадувающийся матрас Greenell Люкс, и спали. Весь багаж предварительно разгружали в тамбур большой палатки. Да, много действий, зато экономия в 1000 рублей на палатке каждую ночь.

Кьераг: висячий камень

Кьераг — это плато. Большинство туристов поднимаются на него, чтобы попасть на Кьерагболтон. Кьераг — или, как еще называют это место, «горошина» — представляет собой круглый камень, который застрял между двумя вертикальными скалами. На него можно встать и оказаться фактически над пропастью. Фотки получаются очень эффектными.

Из кемпинга под Осло мы приехали к началу подъема на Кьераг в шесть вечера. Путь на плато составляет четыре километра и занимает 2,5—5 часов. Он состоит из четырех подъемов и четырех спусков по скалам. Из-за того что мы поздно приехали, гиды не советовали нам подниматься. Но на следующий день обещали ливень, поэтому мы решили не откладывать восхождение.

Мы оставили машину на парковке, взяли фонарик и пошли. Первый подъем дался тяжело, дальше было проще. Дорога наверх заняла у нас два часа. Мы сделали красивые фотографии и выдвинулись обратно.

Начало смеркаться, пошел дождь. Мы потеряли ориентиры. Найти дорогу назад помогло приложение maps.me: в нем есть эти туристические тропы. Но из-за дождя спускались мы очень долго — четыре часа. До парковки добрались мокрыми насквозь. Было уже очень поздно, до всех кемпингов далеко ехать, и мы остались ночевать прямо в машине на парковке.

Утром погода тоже была не очень. Мы решили поехать в город Ставангер. Он окружен красивыми лесами и Норвежским морем. Это туристическая столица Норвегии. Там мы остановились на ночь в кемпинге прямо в центре города.

Из Ставангера мы поехали на плато Прекестулен.