Оглавление
- Производители
- Устройство стрелы
- Виды строй кранов
- Коды транспортных средств
- Отечественные производители автокранов.
- Определение категории транспорта
- Общая классификация грузов
- Коротко о производителе
- Где применяют КМУ
- Автомобильные краны – рост после спада
- Телескопические стрелы автокрана
- Типоразмерный ряд автомобильных кранов и их индексация
- Применение стреловых самоходных установок
- Классификация автокранов
- Технические характеристики
Производители
Автомобильные краны изготавливаются различными фирмами в разных странах.
Производитель | Класс | Грузоподъёмность мин./макс., т | Страна |
Ивановец | Среднетонник на свободном шасси | от 16 до 80, а так же | Россия |
Челябинец | от до 50 | ||
Галичанин | от до 100 | ||
KATO | Сверхгрузоподъёмный на собственном шасси | от 60 до 150 | Япония |
Komatsu | от 30/ до 00 | ||
Zoomlion | предел 2000 | КНР | |
XCMG | предел 1600 | ||
Liebherr | Все | от 5 до 1200 | Германия, Австрия, Швейцария |
Terex | от 30 до 1200 | США | |
Газпромкран | Среднетонник на свободном шасси | от 5 до 30 | Россия |
Grove | Сверхгрузоподъёмный на собственном шасси | предел 450 | Германия |
Krupp | предел 200 | ||
TAKRAF | Железнодорожный, автокран | предел 200 | |
Tadano | Лёгкие и средние свободного базирования | предел 50 | Япония |
Lokomo | Средние и тяжёлые на собственных шасси | от 20 до 100 | Финляндия |
Устройство стрелы
Стрела автомобильного крана является его главным рабочим механизмом, поднимающим и перемещающим грузы. Конструктивные и эксплуатационные характеристики стрелы определяют показатели грузоподъёмности оборудования.
Автокраны применяются в широкой сфере, из-за чего требуются различные конструктивные особенности механизмов, позволяющим оптимально выполнять поставленные задачи. Такие задачи часто связаны со следующими обстоятельствами:
- объёмные или тяжёлые грузы;
- сложный рельеф на местности;
- труднодоступные условия;
- стеснённость в условиях города.
Основными характеристиками стрелы определяются возможности выполнения определённых задач. Именно по стреле передвигается тележка, имеющая грузозахватный механизм. Эксплуатационные возможности крановой стрелы оказывают влияние на то, какой подъёмный вес может брать автокран. Чтобы выполнять задания разных уровней сложности, разработчики производят несколько вариантов стрел.
Решётчатыми стрелами оснащены первые модели автомобильных кранов. Такие стрелы закрепляются тросовой подвеской. При их установке крюк и подвес укрепляются тросом. При решётчатой конструкции автокран имеет выгоду в виде небольшого веса.
Телескопические стрелы на данное время наиболее востребованы по сравнению с другими видами. Основу таких стрел составляют выдвижные сегменты, благодаря чему стрелы очень гибкие и способны выдерживать большие нагрузки при подъёме тяжёлых грузов. Отечественная промышленность представляет максимально возможные секции в числе пяти.
В большинстве случаев удобнее применять для работы краны, имеющие башенные стрелы. От других они отличаются значительной подъёмной высотой. Такой тип оборудования идеален для использования в строительстве крупных сооружений большой высоты.
Виды строй кранов
Строительный кран является техникой, позволяющая поднять и переместить товары. Работа кранов состоит в том, чтобы захватить и фиксировать груз, перемещать его в некий участок и возвратить захватывающий прибор в исходное состояние. Подобные циклы все время могут повториться. Новейшие виды кранов принято различать:
- по виду конструкции;
- по методу перемещения по площадках;
- по типу приводных механизмов.
Среди них принято выделять:
- Легкий и переносной. Используется для подъемов и перемещений товаров на маленькое расстояние.
- Стационарный. Может работать в пределе поворотных устройств.
- Самоходный. Могут отличаться повышенной мобильностью. Зона воздействия не ограничивается.
- Портальный и железнодорожный.
Коды транспортных средств
При заполнении декларации по транспортному налогу необходимо указывать код вида ТС. Именно с указанием данного кода чаще всего возникает путаница. Значение этого реквизита нельзя недооценивать, так как он непосредственно влияет на итоговую сумму налога. Что собой представляет код вида ТС и как определить его? Об этом далее.
Что такое код транспортного средства и для чего он нужен
Код вида транспортного средства состоит из 5 цифр, для каждой группы ТС (морские суда, самолеты, автомобили и пр.) законодательством установлен отдельный код.
Он необходим для определения ставки транспортного налога, подлежащей перечислению в государственный бюджет. Если в декларации неправильно указать этот реквизит – сумма налога будет рассчитана некорректно (завышена или занижена).
Налогоплательщики должны тщательно следить за актуальностью используемых кодов, так как они могут время от времени меняться.
При указании кода транспортного средства необходимо сделать следующее:
- уточнить характеристики транспорта;
- найти соответствующее значение в специальной таблице;
- вписать код в декларацию.
Где найти значение кода?
Для того, чтобы правильно определить код вида ТС, налогоплательщику понадобятся:
- паспорт транспортного средства (ПТС);
- Приложение № 5 к Порядку заполнения декларации по транспортному налогу (утв. приказом ФНС РФ от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668).
Прежде всего, необходимо разобраться с характеристиками имеющегося транспорта. Налоговым законодательством, в частности, предусмотрены такие категории ТС:
- легковые автомобили;
- мототехника;
- грузовая техника;
- водный транспорт;
- морской транспорт;
- самоходная техника с гусеничным или пневматическим ходом и др.
При определении категории следует руководствоваться сведениями из паспорта транспортного средства.
Когда категория транспорта будет точно определена – следует переходить к Приложению № 5 к «Порядку заполнения декларации». Оно представляет собой таблицу-классификатор транспортных средств для транспортного налога, в нем перечислены все коды видов ТС для целей налогообложения. При заполнении декларации налогоплательщик должен выбирать код только из этого перечня.
Классификатором очень удобно пользоваться, так как все виды транспорта разделены на группы. К примеру, раздел «Воздушные суда» состоит из таких подразделов: «Самолеты», «Вертолеты», «Воздушные ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя». А каждый подраздел, в свою очередь, делится на группы (пассажирские, грузовые, пожарные и пр.).
Где именно надо указывать код в декларации
Декларация по транспортному налогу состоит из двух разделов. Код ТС следует проставлять в поле «030» раздела № 2. Об этом сказано в пункте 5.3 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу (Приложение № 3 к Приказу ФНС России № ММВ-7-21/668). Раздел №2 декларации надо заполнять по каждому зарегистрированному ТС.
Таблица наиболее часто используемых кодов включает следующие:
Код | Название транспорта |
51000 | Автомобили легковые |
52001 | Автомобили грузовые |
53001 | Тракторы сельскохозяйственные |
53003 | Самоходные комбайны |
56100 | Мотоциклы |
54002 | Автобусы городского и междугороднего транспорта |
41112 | Самолеты пассажирские |
41113 | Самолеты грузовые |
Полный вариант таблицы кодов ТС можно скачать в конце этой статьи.
Особенности определения кодов
В некоторых ситуациях бывает сложно правильно определить код транспортного средства по классификатору. Например, легковые автомобили показываются под кодами группы 51000.
Если налогоплательщик владеет транспортным средством, которое не подходит ни под одну из приведенных в таблице категорий легковых ТС ˗ ему следует выбрать пункт «Прочие автомобили легковые (кроме ТС, включенных по кодам 56600, 56700)», код ˗ 51004. Здесь надо действовать по методу исключения.
По такому же принципу указывают код 59016 для прочих спецавтомобилей. Если транспортное средство по своим техническим характеристикам не подходит под пункты 59010-59015 – в декларации его показывают под кодом 59016.
Еще один спорный момент – код автопогрузчиков, поскольку сложно определить, является ли он транспортным средством или относится к машинам и оборудованию.
После утверждения в 2021 году новой таблицы кодов в налоговых декларациях автопогрузчики показывают под кодом 59016.
Погрузчики на гусеничном ходу будут включены в другую группу. Они относятся к разделу, в котором перечислены другие ТС (самоходные, машины на гусеничном и пневматическом ходу). Код – 57001.
Отечественные производители автокранов.
Отечественное производство автомобильных кранов имеет отчетливо выраженную географическую ориентацию – подавляющее большинство предприятий расположены в центре и на юге Европейской части РФ и в Уральском регионе.
Крупнейшим предприятием страны в своей отрасли является ОАО «Автокран»
из г. Иваново. Первый автомобильный кран был выпущен на нем еще в 1954 г. Перечень производимой продукции включает модели кранов грузоподьемностью от 16 до 50 т на шасси Урал (КС-35714, КС-35714-2, КС-45717-1), КамАЗ (КС-53215, КС-45717К-1), МАЗ (КС-35715, КС-35715-2, КС-45717А-1), МЗКТ (КС-6973-А). Самый мощный 50-тонник обеспечивает высоту подъема 30,7 м. Установленные на кранах микропроцессорные ограничители с цифровой индикацией позволяют следить за степенью загрузки кранов, длиной и вылетом стрелы, показывают величину груза на крюке и максимальную грузоподъемность на данном вылете.
АО «БАКМ»
из г. Балашиха, Московской области начинал (под другим названием, разумеется) в 1943 г с ремонта мотоциклов и велосипедов. Затем выпускал компрессоры, насосы, строительный инструмент. В 1950 г. освоил производство автокрана АК-25 грузоподъемностью 2,5 т, а годом позже – автокрана АК-ЗГС (грузоподъемностью 3 т) на шасси ЗИС-150. Всего заводом выпущено более 100 тыс. автокранов. Основным направлением деятельности компании сегодня является производство грузоподъемных гидроманипуляторных установок.
Основное направление АО «Газпром-Кран»
из г. Камышин, Волгоградской обл. (до 1.01.2000 г «Газакс»). – производство полноприводных гидравлических автомобильных кранов с телескопической грузоподъёмной стрелой. Кран КС-55716 грузоподъемностью 25 тонн монтируется на специальном шасси автомобильного типа Урал. Краны КС-5476А (грузоподъемность 32 т), КС-6476 (50 т), КС-7976 (70 т) – на специальном шасси автомобильного типа МЗКТ.
ОАО «Клинцовский автокрановый завод»
(Брянская обл.) увеличивает производство 15-тонных гидравлических автокранов на шасси МАЗ-5337. Объем производства ежемесячно возрастает на 9–12%.
ОАО «Галичский Автокрановый Завод»
с 1945 г. ремонтировал тракторы и с/х технику. Затем производил экскаваторы. В 1982 г. перешел на выпуск автомобильных гидравлических кранов и гидроцилиндров для них. В настоящее время серийно производит 11 моделей гидравлических автомобильных кранов (примерно третья часть от всей выпускаемой в России номенклатуры) грузоподъемностью 15, 20, 22,5 и 25 тонн на шасси МАЗ, КамАЗ, КрАЗ, ЗИЛ и Урал. Изготовлены опытные образцы и проводятся сертификационные испытания для пуска в серию еще двух моделей автомобильных кранов: КС-35719-3.1 и КС-35719-5.1 грузоподъемностью 16 т, с трехсекционной телескопической стрелой длиной 18 м и решетчатым гуськом длиной 7 м. на шасси автомобилей-вездеходов Урал-5557 и МАЗ-5337, соответственно.
ОАО «Краст»
(первое название – ) введенный в строй осенью 1927 г, специализировался на изготовлении машин для сельского хозяйства. В 1962 гг. освоил серийный выпуск автомобильных кранов. Основа его сегодняшней продукции – краны-манипуляторы и подъемники автомобильные гидравлические (за рубежом краны-манипуляторы, устанавливаемые на грузовых машинах в значительной степени вытеснили краны малой грузоподъемности). Производится гидравлический автомобильный кран КС-2571Б, грузоподъемностью 7 т.
На АО «Угличмаш»
, г. Углич свой основной «хлеб» машиностроители по-прежнему зарабатывают, производя автомобильный кран КС-3577 грузоподъемностью 14 тонн на шасси МАЗ.
Закрытое акционерное общество «Урал Кран»
является дочерним предприятием ОАО «Мотовилихинские заводы». В 1991 году, был выпущен кран на базе шасси КАМАЗ МКА-25. С 2000 г. потребителям предлагается гама автокранов грузоподъемностью 25 тонн: КС-5579.1 на базе шасси повышенной проходимости КАМАЗ-53228; КС-5579.2 на базе шасси КАМАЗ 53229; кран КС-5579.3 на базе шасси повышенной проходимости Урал-4320; КС-5477.А на специальном шасси МЗКТ-8006 минского завода колесных тягачей; КС-5771 на базе двухзвенного гусеничного плавающего транспортера ДТ-30П Витязь.
Модели кранов на шасси КАМАЗ и МЗКТ могут комплектоваться решетчатым удлинителем, длиной 13 метров. В августе прошлого года в ЗАО «Урал-кран» изготовлен опытный образец автомобильного крана грузоподъемностью 30 тонн на шасси КамАЗ. Оборудование разработано на базе автокрана КС-5579.2. Привод крановых механизмов – гидравлический, управление краном – электрогидравлическое. Изготавливается в двух вариантах: без сменного оборудования и с 13-метровым гуськом.
Определение категории транспорта
Для того чтобы выбрать правильный код вида транспортного средства, нужно определить ее категорию. В соответствии с налоговым законодательством, существуют следующие категории транспорта:
- Легковая техника;
- Мототехника;
- Автобусы;
- Грузовая техника;
- Самоходная техника, имеющая гусеничный или пневматический ход;
- Водный транспорт;
- Морской транспорт;
- Буксируемые суда;
- Прочие.
Для того чтобы определить категорию техники, необходимо руководствоваться сведениями из ее паспорта (ПТС). Существует пять категорий транспорта в соответствии с ПТС:
- А – вся мототехника;
- В – машины, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех с половиной тысяч килограмм, а число мест для пассажиров не более восьми;
- С – транспорт, с разрешенной максимальной массой более трех с половиной тысяч килограмм, за исключением машин, относящихся к следующей категории;
- D – машины, предназначенные специально для перевозки пассажиров, количество мест для посадки составляет более восьми;
- Прицеп и полуприцеп – он предназначен для движения вместе с любой техникой.
Если в паспорте машины написана категория «В» это не означает на все сто процентов, что машина является легковой. Данная категория может присваиваться как к легковому, так и к грузовому транспорту. Если в ПТС прописана категория «В» с пометкой «грузовой», машина однозначно является грузовым транспортом.
Общая классификация грузов
Общие правила перевозки грузов определяют несколько видов, к которым относятся:
- Навалочные и насыпные товары. К этой группе грузов относятся различные зерновые культуры, руда, песок, щебень и т. п.
- Порошкообразные виды транспортных грузов. Все товары, склонные к распылению и раструске при погрузке или выгрузке, а также непосредственно в процессе транспортировки. Например, мука, известь, цемент и др.
- Наливные грузы. К этой разновидности товаров относятся любые жидкости, предназначенные для транспортировки в специализированных резервуарах, к которым относятся бочки, цистерны и др. Это могут быть: масла, вода, молоко и т. п.
- Газообразные виды грузов. Доставка газов (пропан, азот и другие) выполняется в герметичных емкостях, что позволяет предотвратить утечку.
- Штучные грузы, к которым относятся любые товары, не имеющие собственной тары, обладающие поштучной номенклатурой. Например, перевозка автомобилей.
- Скоропортящиеся грузы — вид товаров, которые требуют обязательного соблюдения условий хранения. К таковым относится: температура, влажность воздуха и другие факторы. Перевозка продуктов питания, лекарственных средств, мяса и аналогичных грузов.
- Негабаритные грузы — все товары, которые превышают по своей величине некоторые характеристики или хотя бы 1 из них (длина, ширина, вес, высота). В случае, если негабаритный груз превышает габариты, он является длинномерным, а если вес — считается тяжеловесным грузом.
- К опасным грузам относятся все товары, которые могут представлять малейшую опасность для жизни и здоровья человека или природы. На эту разновидность грузов налагаются более серьезные требования, которые обязан учитывать грузоперевозчик.
Коротко о производителе
Автомобильные краны Ивановец выпускает Ивановский машиностроительный заводом – старейшее в России предприятие данного направления. Завод запущен в 1950 году, с включением после 1975 года в его состав дополнительных мощностей, в том числе филиалов из городов Галича, Дрогобыча, Камышихи, Балашихи, Ставрополя и других. Позже Галичский завод вновь вернул статус отдельного предприятия.
После пережитого банкротства в 90-е, завод восстановил производство и вошёл в группу Ивановская марка. Однако в 2016 году предприятие постиг ещё один кризис и остановка производства. После смены собственника, новые владельцы расплатились с долгами, и Ивановский машиностроительный завод Автокран вновь начал выпуск продукции.
Где применяют КМУ
Самой популярной базой для установки кранов-манипуляторов являются автомобили. Машина с манипулятором это единственная ассоциация у большей части людей. Они применяются в логистике, строительной, нефтегазовой, лесозаготовительной отраслях, коммунальном хозяйстве, энергетическом комплексе и при работе с отходами. Но помимо этого, краны-манипуляторы получили широкой применение на железной дороге и в море.
КМУ для судов
Краново-манипуляторная установка занимает при монтаже не много место. Это преимущество КМУ используют на море, где важна компактность. Они применяются для загрузки судна, а также в рыболовном хозяйстве.
Установленный на судно кран-манипулятор выполняет не только погрузо-разгрузочные, но и монтажные работы. Их применяют для прокладки подводных кабелей, особенно на малых глубинах, очистки дна, транспортных работах.
Конечно, для эксплуатации на воде установки предварительно обрабатывают специальным антикоррозийным составом. К тому же, некоторые из них комплектуют электродвигателями для автономной работы.
Манипуляторы железной дороги
Благодаря своей гибкости, манипуляторы более эффективно работают вблизи ЛЭП. К тому же, они являются универсальным оборудованием, способным проводить не только погрузо-разгрузочные работы, но и работать со сменным оборудованием.
Установленные на железнодорожной платформе в составе ремонтных бригад, КМУ помогает менять рельсы, шпалы, проводить отсыпку путей, а также поднимать работников для ремонта и прокладки контактной сети.
Лесная промышленность
Трудятся манипуляторы в лесном хозяйстве и на лесозаготовке. Снабжённый грейферным захватом, КМУ легко осуществляет погрузо-разгрузочные работы, размещая заготовки на плетевозы. Специально оборудованное место оператора на первой секции стрелы позволяет ему контролировать процесс сверху, получая отличную обзорность.
Кроме того, с помощью манипулятора эффективней убирать повалившиеся деревья.
ЖКХ и работа с отходами
Важную роль играют КМУ в сфере ЖКХ и работе с отходами. Загрузка контейнеров-лодочек с отходами в машину осуществляется, как правило, крюковым захватом. Это устройство тоже является разновидностью КМУ.
Также, некоторые модели комбинированных дорожных машин оснащаются манипуляторами или крюковыми захватами для установки сменного оборудования на шасси автомобиля.
Строительство и логистика
Манипулятор может эффективно работать на коттеджном строительстве, совмещая погрузку, перевозку и разгрузку кирпича, железобетонных плит и других стройматериалов. При этом отпадает необходимость заказывать услуги обычных автокранов.
При решении логистических задач с использованием автомобилей оборудованных КМУ отпадает необходимость применения погрузочной техники. Кран-манипулятор может не только привезти и снять груз на площадку, в некоторых случаях он может разместить его непосредственно в месте хранения или использования.
Автомобильные краны – рост после спада
В прежние годы в СССР выпуск автомобильных кранов доходил почти до двух десятков тысяч в год. Но на фоне общеэкономического спада не устоял и этот вид оборудования –производство многократно сократилось, достигнув своего «дна» (всего около 1 тыс. единиц) в кризисном 1998 г. Затем началось оживление. Но и сегодня на российских заводах изготавливается чуть больше двух тысяч единиц в год. Хотя рост потребности в автомобильных подъемных кранах налицо. Его главный стимул – естественное выбывание устаревшей техники (по мнению экспертов 2/3 российских автокранов уже находятся на стадии выработанных ресурсов и требуют своего обновления). По данным Госстроя России, за последнее десятилетие уровень потребления техники строителями сократился в 4–6 раз, а степень обновления парка машин снизилась до 1–2% в год при норме 8–12%.
В 2000 г. российский рынок «проглотил» не только 80-процентный прирост производства отечественных кранов, но и небольшую прибавку очнувшегося после весьма чувствительного сокращения импорта. Впрочем, роль последнего в формировании российского парка автокранов незначительна, и измеряется несколькими процентами в относительном или несколькими десятками миллионов американских долларов в абсолютном выражении. Доля импортной техники даже в самые благоприятные для этого, предшествовавшие кризисному 98-у, годы не превышала 8%.
Главным поставщиком автомобильных кранов в Россию была и остается Германия. На эту страну приходится половина (а в иные годы и больше) закупаемых Россией автомобильных кранов. Еще один важный партнер – Япония, компенсирующая свое отставание в поставке автокранов лидерством в экспорте гусеничных. Все громче заявляют о себе (прежде всего в восточных регионах России) стремящиеся занять временно освободившуюся нишу между дорогим европейским и японским оборудованием и относительно дешевым отечественным производители Китая и Южной Кореи. Экспорт российских автокранов невелик и составляет чуть больше 1% от общего объема выпуска.
Телескопические стрелы автокрана
Телескопическая стрела автокрана
– наиболее распространённая разновидность этого манипулятора на современной
технике. Конструкционно он являет собой несколько вложенных друг в друга цилиндров,
внутри которых находится гидравлический механизм.
Такая конструкция отличается
компактностью при перевозке – цилиндры вставляются друг в друга, подобном
звеньям удочки или частям матрёшки. А при эксплуатации – выдвигаются,
увеличивая длину стрелы в 2-5 раз (в зависимости от модели автокрана).
На конце такой стрелы находится
подъёмный механизм – лебёдка с тросами и крюком. Она может быть как механически
соединена с телескопической штангой, так и функционировать обособленно.
Конкретная конструкция зависит от модели автокрана.
Источник изображения tespa.ru
В последние годы автокраны
оснащаются телескопической стрелой с сечением «овоид». Такая геометрическая
конструкция позволяет увеличить грузоподъёмность модели, сохранив сравнительно
компактные размеры. Стрелу-«овоид» можно увидеть, например, на 25-тонном
автокране «Клинцы КС-55713-1К-4».
Типоразмерный ряд автомобильных кранов и их индексация
Типоразмерный ряд автомобильных кранов – ряд автокранов, различающихся значением их грузоподъемности на наименьшем вылете стрелы (рис. 2, 3, 4, 5).
По грузоподъемности АК подразделяют на 9 размерных групп: 4; 6,3; 10; 16; 25; 40; 63; 100; более 100 тонн.
Определяющим ограничением для назначения грузоподъемности АК конкретного типоразмера являются нагрузка на ось шасси (осевая масса) автокрана и допустимая устойчивость против опрокидывания.
Рисунок 2 – Автомобильный кран КС-2571А
Рисунок 3 – Автомобильный кран КС-3575А
\
Рисунок 4 – Автомобильный кран КС-45717К-1Р с овоидной стрелой
Рисунок 5 – Автомобильный кран «Клинцы» КС-55713-1К-4
Из имеющегося типоразмерного ряда автомобильных кранов образованы три класса: малый – до 10 т; средний – до 63 т; большой — свыше 63 т.
Всем автомобильным кранам в группе стреловых самоходных кранов общего назначения присваивается индекс (рис. 6), состоящий из букв КС (кран стреловой самоходный) и четырех-пяти цифр, из которых:
- первая цифра обозначает номер размерной группы в ряду грузоподъемности машин,
- вторая – тип ходового устройства,
- третья – исполнение подвески стрелового оборудования,
- четвертая – порядковый номер модели.
Буквы, цифры и индексы, стоящие после цифр номера модели, обозначают очередную модернизацию (цифра 1 – первая модификация или буква А – первая модернизация и т.п.).
Рисунок 6 – Индексация стреловых кранов общего назначения: КС – кран стреловой общего назначения; ХЛ – северное исполнение; Т – тропики; ТВ – тропики влажные; Г – гусеничное ходовое устройство; ГУ – то же, с увеличенной поверхностью гусениц; П – пневмоколесное ходовое устройство; Ш – специальное шасси автомобиля; А – шасси грузового автомобиля; Тр – трактор; Пр – прицепное устройство
По типу исполнения стрелового оборудования автокраны КС бывают: с канатной (гибкой) подвеской, с жесткой (гидроцилиндровой), телескопической и резервной.
По климатическому исполнению:
- ХЛ – холодного (северного) исполнения,
- Т – тропики,
- ТВ – тропики влажные.
По типу ходового устройства:
- Г – гусеничные,
- ГУ – гусеничные с увеличенными гусеницами,
- П – пневмоколесные,
- Ш – шасси специальное,
- А – шасси автомобильное,
- Тр – трактор,
- Пр – прицеп.
По профилю сечения стрелы бывают следующих видов:
- прямоугольные (коробчатые),
- трапециевидные,
- гексагональные,
- многогранные,
- овоидные и др.
Наиболее перспективный профиль сечения стрелы это овоидный, обладающий высокой прочностью и низкой металлоемкостью.
Например, индекс КС-35715-1 расшифровывается следующим образом: КС – кран стреловой самоходный, 3 – третья размерная группа (грузоподъемность 10 т), 5 – ходовое устройство в виде шасси грузового автомобиля, 7 – жесткая подвеска стрелового оборудования (телескопической стрелы), 15 – порядковый номер модели крана, 1 (-1) – первая модернизация модели.
Индекс КС-2561БТВ ― кран самоходный грузоподъёмностью 6,3 т на автомобильном шасси с гибкой подвеской стрелы и механическим приводом (цифра 1), второй модернизации в исполнении для влажных тропиков.
Некоторые изготовители дают иную маркировку: три буквы – назначение крана, затем цифры – грузоподъёмность. К примеру, СМК-8 –кран специальный монтажный грузоподъёмностью 8 тонн.
К основным параметрам автомобильных кранов относятся:
- грузоподъемность;
- вылет стрелы;
- вылет стрелы от ребра опрокидывания;
- высота подъема;
- глубина опускания крюка;
- скорость подъема (опускания) груза;
- транспортная скорость;
- общая (эксплуатационная) масса крана;
- максимальная осевая нагрузка;
- среднее давление выносной опоры на основание;
- минимальный радиус поворота
- автокрана; преодолеваемый уклон дороги;
- мощность силовой установки.
Вылет стрелы – расстояние от оси центра тяжести АК до оси груза.
Высота подъема крюка – расстояние от поверхности земли до крюка.
Скорость подъема (опускания) груза – изменение положения высоты груза строго по вертикали в единицу времени (м/мин).
Транспортная скорость – путь, проходимый АК за единицу времени (км/ч).
Применение стреловых самоходных установок
Различные модели автокранов нашли широкое применение в промышленности. Они успешно используются в строительстве. В момент закладки фундамента, с помощью этой подъемной техники прокладывают пути для движения других машин, подают кирпич, блоки, поддоны с раствором, обеспечивая работу каменщиков и монтажников. Краны на автомобильном ходу используются на лесопилках при погрузке бревен. Они нужны при ремонте электромагистралей.
Укладка трубопроводов тоже не обходится без грузоподъемной техники. Мобильность позволяет быстро перемещать эти машины с одного объекта на другой.
Классификация автокранов
Виды автокранов и их характеристики настолько разнообразны, что можно выделить несколько классификаций, в зависимости от разных параметров.
Грузоподъемность
В данной категории принято рассматривать три класса техники.
- Малый класс (до 8 тонн). Легкие машины, востребованные для проведения работ на небольших территориях.
-
Средний (до 50 тонн). Техника, подходящая для погрузки станков, автомобилей, а также для перемещения материалов на стройке.
- Большой. Тяжелая спецтехника (выше 50 тонн). Автокраны данной разновидности востребованы при крупном строительстве масштабных объектов (дороги, мосты).
Тип привода
Выпускаются машины с механическим (устаревший вариант), гидравлическим (работают от насосной станции) и электрическим (энергия вырабатывается генераторной установкой) приводами.
Вид шасси
Характеристики шасси влияют на мобильность и маневренность спецтехники.
- Колесный ход. Обычно спецтехника комплектуется шасси МАЗ, Урал, БАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ, что позволяет перемещаться к месту назначения со скоростью 60 км/ч.
- Гусеничный ход. Автокран, имеющий такой тип шасси, обладает высокой проходимостью, но его скорость настолько мала, что доставка к месту назначения зачастую требует использования дополнительного транспортного средства.
Тип стрелы
Стрела — основной элемент крана, имеющий несколько разновидностей.
- Телескопическая с жестким подвесом, состоящая из нескольких секций.
- Решетчатая с гибкими стальными тросами. Сложная при монтаже, но имеет большую (по сравнению с телескопической стрелой) грузоподъемность из-за меньшего веса конструкции.
- Башенная. Основная стрела выступает в роли опоры.
- Оборудованная гуськом. Этот элемент конструкции, удлиняя основную стрелу, расширяет список возможных видов работ автокрана.
Количество моторов
Все механизмы одномоторной спецтехники управляются двигателем автомобиля. Многомоторные модели имеют несколько двигателей, каждый из которых отвечает за работу своего узла.
Технические характеристики
От производительности и мощности техники зависит скорость выполнения работ. Цикл работы механизма состоит из следующих операций:
- захват материала;
- перемещение в нужную точку;
- выгрузка;
- возврат в исходное положение.
Кран может иметь поворотную и неповоротную башню. Последний вид также подразделяется на телескопический, наращиваемый и подращиваемый подвиды.
Подъемная строительная техника башенного типа обладает такими характеристиками:
- вылет рабочего органа – до сорока метров;
- высота подъема груза – до 150;
- скорость подъема материалов в минуту – от 10 до 100 м;
- количество оборотов крановой конструкции в минуту – от 0,2 до 1;
- скорость передвижения за минуту – от 10 до 30 метров;
- грузоподъемность при максимальном вылете стреловой конструкции – от 2 до 10 т.
В зависимости от разновидностей техники, представленных на отечественном рынке в большом разнообразии, параметры могут варьироваться. Производительность будет зависеть от уровня выдержки ветровой нагрузки, грузового момента, количества секций башни.