Как правильно выбрать усилитель в машину?

Оглавление

Типы усилителей

На рынке представлен широкий ассортимент автоусилителей с диапазоном мощности от 10 Ватт до 10 кВатт на один канал.

Устройства делятся на типа:

  1. Моноблоки (одноканальные)
  2. Многоканальные (от 2-х до 6-ти каналов)
  3. Оснащенные процессором звука

Моноблок – одноканальное устройство, используемое в автомобильной акустике для усиления сабвуфера. Все моноблоки принадлежат к классу D, так как сабвуферу необходимы контроль и высокая мощность, а не качество звука. Обычно моноблоки выпускаются с большим количеством кроссоверных настроек в диапазоне низких частот, и многие из них имеют собственный регулятор громкости

 Это важно для штатной автомагнитолы, в которой не предусмотрена своя регулировка громкости сабвуфера

К сабвуферу, имеющему малую мощность, подойдет почти любой одноканальный усилитель.  Для качественного звучания аудиосистемы будет достаточно купить  двухканальный усилитель и подключить его по мостовой схеме.

Двухканальные усилители применяются для пары динамиков и для подключения сабвуфера на мостовом соединении. Стоят такие устройства на порядок дешевле моноблоков и дают меньше мощности.

Четырехканальные усилители подойдут для подключения 4-х динамиков. Подходят они и для системы из сабвуфера и двух динамиков. Подобные устройства широко применяются для акустических систем в машине.

Усилители, имеющие встроенный процессор звука, выделяют отдельно. В системе со штатным головным устройством часто отсутствует полноценная составляющая сигнала. Поэтому для получения хорошего чистого звучания применяется процессор звука, что автоматически увеличивает стоимость устройства.

Классы усилителей

В зависимости от КПД и от уровня искажения выходного сигнала усилители подразделяются на классы.

  1. Аналоговые. А,В – аналоговые усилители с высоким качеством усиления, невысоким КПД (20%) и малой мощностью. Они отличаются хорошей чистотой воспроизведения звука. Аналоговый усилитель обойдется в значительную сумму при покупке.
  2. Цифровые. D, Е, F, S, T – цифровые усилители, которые имеют высокий КПД и большую мощность при минимальном потреблении. Но при этом по качеству уступают классу АБ.

Что надо знать о колонках для выбора

Предположим, колонки у вас уже есть. Вы начали собирать с них свою аудиосистему по советам знатоков (если так, то они правильно вам посоветовали), или просто по случаю выгодно купили комплект акустики

На что надо обратить внимание?

Мощность. Этот параметр обычно указывается и в документации колонок, и на их корпусе. Следует отличать пиковую мощность, на которую колонки способны кратковременно, и номинальную. Ту мощность, на которой звук воспроизводится без искажений. Именно на второй мощности следует использовать акустику.
Сопротивление. Считается, что, чем сопротивление выше, тем качественнее звук: гасятся шумы и искажения. Однако, в отличие от наушников, где значение сопротивления может колебаться в очень широком диапазоне, колонки обычно имеют сопротивление лишь от 4 до 8 Ом

Важно учесть: чем выше (при прочих равных) сопротивление, тем меньше энергопотребление колонок и, следовательно, громкость воспроизведения.

Таким образом, перед тем, как выбрать усилитель звука для колонок, надо знать их данные. Усилители тоже имеют соответствующие параметры — выходная мощность и сопротивление. И они должны соответствовать у обоих устройств. Однако в реальности, конечно, сопротивление и мощность могут отличаться. Так ли это страшно?

2 SONY XM-N1004

Первое, что бросается в глаза при детальном изучении автомобильного усилителя XM-N1004 от мастодонта индустрии Сони – огромное количество положительных отзывов. Какими только эпитетами не награждают продукт на профильных сайтах и форумах: лучший звук, превосходное качество сборки, самый достойный вариант в своем ценовом сегменте и многое другое. Впрочем, для Сони это не удивительно и давно стало нормой. Производитель уделяет массу внимания качеству своей продукции и никогда не идет на компромиссы.

Что касается технической стороны, то перед нами четырехканальный усилитель с мощностью 100 и 165 ватт соответственно. При мостовом соединении и максимальной нагрузке усилитель выдает 2 на 330 ватт при 4 омах сопротивления. Есть здесь входы высшего уровня, а также линейные входы RCA. Присутствуют регулируемые фильтры высоких и низких частот, позволяющие настроить звук в авто по своему усмотрению. Как видно, по характеристикам модель далеко не топовая, но и цена у нее соответствующая. К тому же это Сони, а значит высокое качество сборки и долгий срок службы, о чем также много пишут в отзывах.

Опасности неверного подбора усилителя

Что может пойти не так при неправильном выборе? И как подобрать усилитель к колонкам по мощности так, чтобы избежать возможных проблем?

Рассмотрим такие случаи:

  • Мощность усилителя больше мощности колонок. Это не страшно, если вы не будете включать его на полную. В идеале достаточно будет 50-70% от максимума. Более того, такое сочетание, как считается, обеспечивает наиболее качественный звук. Однако есть риск, что однажды вы, забывшись, поставите громкость на максимум — и это повредит диффузорам колонок. Можете пересмотреть «Назад в будущее» — в начале фильма Марти Макфлай именно это и делает, с разрушительными последствиями.
  • Мощность усилителя соответствует мощности колонок. Вроде бы всё идеально. Однако на максимальной громкости акустика начинает выдавать искажения, а усилитель на своём максимуме может подавать на колонки постоянный ток, что портит их. Качественные усилители, конечно, снабжают специальными конденсаторами во избежание «жарки» колонок постоянным током. Но лучше не рисковать и запускать такую систему на те же 50-70% громкости от силы.
  • Мощность усилителя меньше мощности акустики. Казалось бы, здесь риск исключён. Однако нет: опасность «жарки» постоянным током, если усилитель работает на полную, всё ещё есть. Если же включить его на 60-70%, риск исключается. Однако акустика не раскрывает потенциал.

Что же до сопротивления (импеданса), то сочетания сводятся к следующим вариантам:

  • Сопротивление усилителя меньше сопротивления колонок. Опасное сочетание: такие колонки могут не справиться с подаваемым от усилителя сигналом и испортиться. Лучше его избегать.
  • Сопротивление усилителя соответствует сопротивлению колонок. Идеальный случай.
  • Сопротивление усилителя меньше сопротивления колонок. Вы не рискуете исправностью техники, однако фактическая выходная мощность будет в полтора-два раза ниже реальных способностей вашей акустики. То есть, колонки толком не зазвучат.

Некоторые усилители оснащаются либо селектором импеданса, либо разными каналами с разным сопротивлением. Такую модель можно просто переключить в режим, соответствующий вашим колонкам. Другие модели совместимы как с 4-омными, так и с 6- и 8-омными колонками, однако мощность будет падать обратно пропорционально сопротивлению. Выигрыш здесь будет в гарантии того, что колонки будут работать исправно. К тому же, если вы однажды задумаетесь, как подобрать колонки под усилитель, у вас будет более широкий выбор.

Вопросы вкуса

Какой звук вы любите: старый мягкий, или современный, «во все частоты»? От этого тоже зависит ответ на вопрос, как подобрать усилитель к колонкам к вашему удовольствию. Ведь если звук вам не по душе, то правильный подбор параметров не спасёт.

Здесь можно рассмотреть два наиболее распространённых типа усилителей:

  • Ламповые. Хотя выражение «тёплый ламповый звук» уже трудно воспринимать без иронии, характер звука всё равно отличается: меньше шумов, меньше искажений при кратковременных перегрузках, дополнительные искажения, которые создают «привкус». Если вы слушаете старую музыку или её современную трактовку, записанную аналоговым способом, с винила, кассет или в высококачественных рипах, то есть смысл прислушаться к «лампе».
  • На интегральных микросхемах. Это более современный тип, отличающийся более точным звуком, без характерных ламповых искажений, придающих «теплоту». Это хороший выбор для современной музыки — от рока до клубных стилей и хип-хопа.

Принципы подбора по совместимости остаются в силе для обоих типов.

Средняя цена

8. Onkyo A-9110

Характеристики:

  1. Воспроизводимый диапазон – 10-100000 Гц.
  2. Сопротивление – 4-16 Ом.
  3. Сигнал/шум – 103 дБ.
  4. Габариты – 435x129x330 мм.
  5. Масса – 7 кг.

Преимущества:

  • хорошее звучание;
  • функциональность;
  • функция автоотключения;
  • хорошее оформление.

отсутствие «цифры».

7. Denon PMA-800NE

Характеристики:

  1. Интервал – 5-100000 Гц.
  2. Нагрузка – 4-16 Ом.
  3. Сигнал/шум – 105 дБ.
  4. ЦАП – 192 кГц/24 бит.
  5. Габариты – 434x122x307 мм.
  6. Масса – 7,5 кг.

Преимущества:

  • стильный дизайн;
  • встроенный ЦАП и фонокорректор;
  • удобные алюминиевые ручки;
  • хорошая мощность;
  • прозрачные зажимы для проводов.

отсутствие входа USB.

6. Fostex HP-A4

Характеристики:

  1. Диапазон – 20-80000 Гц.
  2. Сопротивление – 4-16 Ом.
  3. Отношение С/Ш – 105 дБ.
  4. Разъем – 6,3.
  5. Габариты – 113x34x115 мм.
  6. Масса – 0,5 кг.

Преимущества:

  • нет шумов на выходах;
  • широкий диапазон частот;
  • качественная сборка;
  • небольшие габариты;
  • есть USB.

нет линейного входа.

5. Fiio Q5

Характеристики:

  1. Воспроизводимый интервал – 5-90000 Гц.
  2. Сопротивление нагрузки – 16-300 Ом.
  3. Отношение С/Ш – 115 дБ.
  4. ЦАП – 384 кГц/32 бит.
  5. Габариты – 64x124x16 мм.
  6. Масса – 0,2 кг.

Преимущества:

  • продолжительное время автономной работы;
  • приятный дизайн;
  • возможность менять усилители;
  • высокое качество звука;
  • функциональность;
  • поддержка ASIO.
  • нет зарядки в комплекте;
  • без индикатора заряда;
  • менять настройки можно только через Bluetooth.

4. Emotiva PT-100

Характеристики:

  1. Диапазон – 5-50000 Гц.
  2. Отношение сигнал/шум – 115 дБ.
  3. Разъем для наушников – 3,5.
  4. Габариты – 432x67x318 мм.
  5. Масса – 4,08 кг.

Преимущества:

  • встроенный отличный ЦАП;
  • фонокорректор;
  • функциональность;
  • высокое качество сборки и «начинки».

работа с Bluetooth возможна через опциональный донгл.

3. Rotel RC-1572

Характеристики:

  1. Интервал воспроизведения – 10-100000 Гц.
  2. Сигнал/шум – 110 дБ.
  3. ЦАП – 384 кГц/32 бит.
  4. Разъем для наушников – 3,5.
  5. Габариты – 431x99x338 мм.
  6. Масса – 7,4 кг.

Преимущества:

  • функциональность;
  • коммутация сигналов без искажения;
  • есть дисплей.

нет WiFi-подключения.

2. YAMAHA A-S1100

Характеристики:

  1. Интервал частот – 5-100000 Гц.
  2. Отношение С/Ш – 100 дБ.
  3. Разъем – 6,3 мм.
  4. Габариты – 435x157x463 мм мм.
  5. Масса – 23,3 кг.

Преимущества:

  • хорошая мощность;
  • выраженные низкие частоты;
  • интересный дизайн;
  • хороший фонокорректор;
  • высокий демпинг-фактор.

 не поддерживает «цифру».

Характеристики:

  1. Диапазон воспроизведения – 10-100000 Гц.
  2. С/Ш – 100 дБ.
  3. ЦАП – 384 кГц/32 бит.
  4. Разъем – 6,3 мм.
  5. Габариты – 431x144x358 мм.
  6. Масса – 13 кг.

Преимущества:

  • неплохой фонокорректор;
  • удобный пульт;
  • красивое оформление;
  • многофункциональность;
  • высокое качество звука на большой мощности;
  • универсальность.

Лучшие пятиканальные усилители

В целом эти устройства практически не отличаются от четырехканальных усилителей. Но у них есть дополнительный канал, предназначенный для подключения сабвуфера. Остальные каналы используются для динамиков.

Hertz ML Power 5

Это качественная и энергоэффективная модель. Она оснащена системой контроля, которая следит за работой прибора в реальном времени, сигнализируя владельцу о возникновении различных неполадок.

Автомобильный усилитель Hertz ML Power 5 в рейтинге автомобильных усилителей

Hertz ML Power 5 способен выдавать сбалансированный и качественный звук. Имеет уровень искажения в 0,08 %. Также в нем есть высокоуровневый вход, функция мостового режима и фильтры ВЧ и НЧ.

  • качественная сборка;
  • высокая производительность;
  • широкий функционал;
  • есть защита от больших нагрузок и перегрева;
  • универсальность подключения.

Mystery MB-5.480 V2

Среди пятиканальных моделей этот усилитель является бюджетным. Но при этом оно обеспечивает достаточно хорошее звучание. Имеет обширный функционал, благодаря чему владелец может выполнять точную настройку.

Mystery MB-5.480 V2 в рейтинге автомобильных усилителей

Во время подключения сабвуфера басы отчетливо прорисовываются. Прибор имеет защиту от короткого замыкания, перегрева и чрезмерных нагрузок.

  • сравнительно невысокая цена – около 13 000 рублей;
  • хорошее звучание басов;
  • качественная сборка;
  • маленький корпус;
  • высокая точность настройки.

Усилители звука для колонок авто на несколько каналов

Бывают усилители с разным количеством каналов и стоит рассмотреть их особенности:

  • Усилитель на 2 канала — применяется для подключения сабвуфера через мостовую схему, двух динамиков или сабвуферов на каждый канал при достаточной мощности;
  • 3-х канальные – очень редкий вид, фактически не встречается;
  • 4 канала – наиболее популярные и продаваемые, можно подключить их разными способами: 4 динамика, 2 динамика и сабвуфер, 2 сабвуфера;
  • 5-ти канальный автоусилитель для колонок – позволяет подключить 4 динамика и сабвуфер. Часто представляют собой бюджетный вариант более дорогих систем, где сабвуфер подключается через отдельный усилитель;
  • Усилитель на 6 каналов – такой же редкий, как и на 3, спрос на них очень низкий т. к. аудиосистемы, требующие его, встречаются не часто.

Выбор мощности

Когда человек определился с брендом и количеством каналов, дальше идет важнейший параметр – мощность. Производитель указывает в документах максимальную и номинальную, кроме того на корпусе часто можно увидеть ее числовое значение, но верить тому, что на корпусе нельзя, это всего лишь рекламный ход, равно как и максимальный уровень мощности (он пишется фактически на глаз), а вот номинальное значение – это то, что заслуживает внимания, особенно если есть сертификат с замерами.

Смотрите видео о правильном построении акустической системы автомобиля. 

Лучше отдать предпочтение усилителю, имеющему мощность каждого канала более низкую, чем у динамиков, а для сабвуфера нужно смотреть параметр по мостовой схеме, и он тоже должен быть чуть ниже. Все это позволит не перегрузить колонки.

Прочие параметры и функции

Следующее, что нужно знать – сопротивление нагрузки, т. е. колонок (2, 4, 6, 8 Ом). Это значение не должно быть меньше того, что требует усилитель, но допускается, когда оно больше. В противном случае можно вывести усилитель или динамики из строя.

Коэффициент нелинейных искажений – определяет качество звучания, для хороших систем он бывает от десятитысячных долей процента до 0.1%. Для подключения сабвуфера подойдет и с КНИ в 1%, но для колонок — это уже плохой показатель, будут искажения при звучании.

Кроссовер – функция, позволяющая производить обрезание частот снизу или сверху.

Bass Boost (может иметь и другие названия) – позволяет усилить басы, что важно для сабвуфера

Bridge – позволяет произвести мостовое подключение, о котором мельком говорилось выше. Часто обозначается знаком скобки на корпусе, около клемм. Этот способ позволяет сложить мощности 2-х каналов, и направить их на одну нагрузку.

Данная статья приоткрыла завесу для начинающего в вопросе как выбрать усилитель для колонок в авто. Указаны моменты, заслуживающие внимания

Дополнительно можно рекомендовать смотреть на производителя хорошо показавшего себя в авто звуке, и помнить, что важно качество звука для колонок, а для сабвуфера – мощность

Опубликовано:
16 марта 2017

STEG ST 401

Компания с гордостью представляет новую ST серию автомобильных усилителей. В них используются новейшие технологии и высококачественные комплектующие: аудиофильские выходные транзисторы, двойной дифференциальный вход, чтобы устранить любой шум, шикарная и изощренная конструкция, алюминиевое шасси. Новый драйвер полностью на дискретных элементах. Качество каждого электронного компонента подвергается тщательному ручному контролю. Все обеспечить высокий уровень звука и надежности. Два типа фильтров LP и HP с отдельными и независимыми ВЧ — конфигураций, низких частот, полосовой, Flat — 12дб. СММС позволяет создавать сложные многоходовые системы. Технология GR.I.P.S. позволяет защитить сигнал от наводок и шумов. Автоматическое включение и выключение при появление сигнала и наоборот.

Основные плюсы:

• Достаточная мощность • Технология GR.I.P.S. позволяет защитить сигнал от наводок и шумов • Система подъема баса 12 Дб • Входы высокого уровня • Автоматическая система включения

Количество каналов

Моноблоки предназначены для подключения сабвуфера к уже установленной аудиосистеме. Тут не обязательно иметь фильтр высоких частот, потому нет смысла подключать высокочастотные устройства. А вот наличие фильтра низких частот является обязательным.

Чтобы подключать мощные сабвуферы, нужен фильтр сверхнизких частот: он уберет частоты ниже 20 Гц., которые не слышны нам, но вредны для самих устройств.

Двухканальные усилители — более универсальные модели. Могут применяться для подключения двух колонок или сабвуфера по мостовой схеме. Оснащаются НЧ и ВЧ-фильтрами.

Трехканальные усилители необходимы для подключения 2 колонок и 1 сабвуфера. Зачастую предполагают дополнительные функции, к примеру, фильтр особо низких частот и регулировка баса.

Четырехканальные — предназначены для построения целой аудиосистемы. Каждый из них оснащается кроссовером, поэтому вы сможете использовать усилитель для подключения отдельно 4 динамиков или же 2 динамиков и 1 сабвуфера.

Пятиканальные необходимы для подключения 4 колонок и 1 сабвуфера.

Давайте разберемся в показателях:

  • номинальная выходная мощность — параметр, с которой усилитель может работать минимум 1 час;
  • пиковая мощность — параметр, с которым усилитель может работать кратковременно.

Есть одна закономерность: если увеличивается сопротивление динамиков, то и мощность падает соответственно.

Минимальная и максимальная воспроизводимая частота. Обычно показатели находятся в диапазоне 20 — 20000 Гц. Иногда пределы увеличиваются, но это не имеет никакого смысла. В одноканальных усилителях максимальная частота равна 250-300 Гц. И этого достаточно, ведь более высокие частоты устройству воспроизводить незачем.

Если вы цените качество звука, то важно учитывать коэффициент искажений и соотношение сигнала-шум

Обращайте внимание и на размеры

Если усилитель будет объемным, то важно предусмотреть заранее для него место, которое будет защищено от механических повреждений, пыли и воды, но при этом со свободным доступом воздуха

На какие характеристики стоит обратить внимание выбирая сабвуфер?

Зачастую производители пытаются показать, что их изделие лучше, чем есть на самом деле. Они могут написать какие-то нереальные цифры на коробе. Но, заглянув в инструкцию, мы обнаруживаем, что характеристик там не так много, как правило, потому что хвастаться особо и нечем. Тем не менее, даже с помощью этого небольшого списка мы сможем сделать правильный выбор.

Мощность

Сейчас, выбирая сабвуфер, основное предпочтение отдают мощности, считается, чем мощнее аппаратура, тем лучше. На самом деле это не совсем не так

Давайте разберёмся, на какую мощность следует обращать внимание

Пиковая (MAX) Как правило, производитель любит указывать её везде, причём это какие-то нереальные цифры. Например, 1000 или 2000 ватт, к тому же за небольшие деньги. Но, мягко говоря, это обман. Такой мощности там и близко нет. Пиковая мощность — это та мощность, при которой динамик будет играть, но лишь непродолжительное время. При этом будут присутствовать ужасающее искажение звука. К сожалению, в таком режиме задача сабвуфера не качественный звук ─ а лишь бы выжить пару секунд.

Номинальная (RMS) Следующая мощность, которую мы рассмотрим, ─ номинальная в инструкциях может обозначаться как RMS

Это та мощность, при которой искажения звука минимальны, а динамик может играть долго, не причиняя себе вреда, именно на неё следует обращать внимание. Как бы это странно ни звучало, но, например, при сравнение мощного и слабого сабвуфера, слабый может играть громче, чем мощный

Именно поэтому мощность не является основным показателем. Она показывает, сколько динамик потребляет энергии, а не с какой громкостью он играет.

Чувствительность

Чувствительность ─ это соотношение площади диффузора и его хода. Для того, чтобы динамик играл громко, ему нужен большой диффузор и большой ход. Но зачастую производители делают огромный подвес, внушительную губу. Люди думают, что у динамика большой ход, и он играет громче, но по факту он проигрывает динамикам с большим диффузором. Не следует отдавать предпочтение сабвуферам с большой губой, она проигрывает маленькой, потому что у динамика с большим диффузором выше КПД. Таким образом, большой ход это красиво, но площадь дифузора куда полезнее.

Измерения этого показателя происходят следующим образом. Берут динамик, на расстоянии одного метра ставят микрофон и строго на динамик подают 1 ватт. Микрофон фиксирует эти показания, к примеру, для сабвуфера это может быть 88 Db. Если мощность ─ это потребление, то чувствительность ─ это отдача самого сабвуфера. Увеличив мощность в 2 раза, чувствительность увеличится на 3 децибела, разница в 3 децибела считается увеличением громкости в 2 раза.

Теперь вы понимаете, что мощность ─ это неосновной показатель. Рассмотрим на примере, первый сабвуфер имеет номинальную мощностью 300 ватт и чувствительностью 85 децибел. Второй имеет тоже 300 ватт и чувствительностью 90 децибел. На первый динамик подали 260 ватт, и  во второй 260 ватт, но второй динамик из-за большего КПД будет играть на порядок громче.

Сопротивление (импеданс)

В основном, все автомобильные корпусные сабвуферы имеют сопротивление 4 Ома. Но бывают исключения, к примеру, 1 или 2 Ома. Сопротивление влияет на то, какую мощность будет отдавать усилитель, чем ниже сопротивление, тем больше мощности отдаёт усилитель. Вроде всё хорошо, но в этом случае он начинает больше искажать звук и сильнее греться.

Мы рекомендуем выбирать сопротивление 4 Ома ─ это золотая середина между качеством и громкостью. Если активный сабвуфер обладает небольшим сопротивлением в 1 или 2 Ома, то скорее всего, производитель пытается выжать из усилителя максимум, не обращая никакого внимания на качество звука. Это правило не работает в громких системах, и на соревнованиях по звуковому давлению. Данные сабвуферы имеют по две катушки, благодаря этому можно изменять сопротивление и скоммутировать в более низкое, что позволит получить максимальную громкость.

Helix G Four

Новые усилители серии G Four от известного немецкого производителя компании Helix не просто впечатляют блоком питания. Они объединяют инновационная технология, широкие функциональные возможности и лучший звук с очень привлекательным соотношением цена-качество. Помимо своей функции, такие как полностью активный кроссовер с ФВЧ, ФНЧ, полосовой и НЧ, переключатель режима входа для гибкой маршрутизации сигнала и смарт высокого уровня входного сигнала с АДЕП цепи, серии G, также обеспечивает старт-стоп функцию, которая является исключительным в этом ценовом диапазоне. Новая цепь АДЕП (расширенная диагностика ошибки защиты), позволяет избежать всех проблем с подключением динамиков. Переключаемый источник питания спирали G Four обеспечивает работу даже если напряжение батареи падает до 6 Вольт, при запуске двигателя стартером. Усилитель выполнен великолепно, как внутри, так и снаружи. Разъем входа высокого уровня вынимается из усилителя и в него болтами зажимается проводка. В нем есть автоматическое включение по наличию сигнала, при этом сделана защита от системных сигналов, когда музыки выключена. Кроссовер может рулить поканалку с частотой раздела до 4 кГц. Для мидбасов реализован фильтр BandPass, который позволяет подрезать частоты от 15 Гц и до 4 кГц, а также есть возможность плавного усиления от 0 до 12 дБ. При реализации поканалки усилитель может брать сигнал с одной пары RCA. В режиме фронт+тыл есть возможность подрезать частоты снизу для каждой пары каналов. В режиме фронт+сабвуфер усилитель позволяет делать срезы ненужных частот, а также управлять громкостью сабвуфера с выносной регулировки и задать плавное усиление баса. Плюс пульт дистанционного управления для регулировки уровня сабвуфера в комплекте.

Чем отличаются автомобильные усилители от домашних?

На самом деле, сама усилительная часть — особо ничем. Разве что блок питания здесь работает не от бытовых 220 Вольт, а от бортовой 12-вольтовой сети. Принципиальных же отличий, на мой взгляд, два.

Импульсный блок питания занимает немалую долю внутреннего пространства усилителя

Во-первых, большинство автомобильных усилителей универсальны в плане подключения: они предусматривают как обычное подключение нагрузки, так и мостом к паре каналов. Эта возможность позволяет использовать обычные широкополосные усилители не только для подключения акустики, но и для подключения сабвуферов. Последние всё же более «прожорливы» в плане мощности. Простейший вариант, который по праву можно назвать классическим — это 4-канальный усилитель, два канала которого работают на фронтальную акустику, а два оставшихся включаются мостом на сабвуфер.

Схема с 4-канальным усилителем, работающим на фронтальную акустику и сабвуфер, по праву считается классикой автомобильных аудиосистем

Второе принципиальное отличие автомобильных усилителей от домашних — это оснащение. Домашние в большинстве своём — чистые «оконечники». В автомобиле же, как минимум, приходится использовать фильтры.

Например, всё та же простейшая схема с четырёхканальником, к которому подключена фронтальная акустика и сабвуфер. В большинстве случаев акустическое оформление для фронтальных НЧ/СЧ-динамиков реализовано в дверях. Скажем прямо, оно не самое лучшее, а значит, нижний бас желательно ослабить, и в этих каналах нужен ФВЧ. Сабвуфер, напротив, не должен петь голосом, а значит, в этих каналах нужен ФНЧ. Оптимальная частота стыка акустических систем и сабвуфера обычно находится в промежутке между 50 Гц и 100 Гц — чуть ниже, чем принято делить в домашних системах. Пассивное деление тут не прокатит, мотать катушки размером с запасное колесо — нет уж, увольте. А вот активное деление — самое то. Поэтому исторически так и сложилось, что минимальное оснащение усилителя — это активные фильтры НЧ и ВЧ. В основном регулируемые, но встречаются и с фиксированной частотой настройки.

Регулируемые фильтры НЧ и ВЧ есть в подавляющем большинстве автомобильных усилителей

Ну а дальше — больше. К примеру, если предполагается поканальное включение акустики с активным делением, то усилитель должен иметь фильтры с более широкими пределами регулировки. Некоторые олдскульные модели имеют даже переключатели крутизны среза фильтров. Скажем, JL Audio в своё время промышлял подобным. И так по нарастающей, вплоть до оснащения усилителя встроенным процессором и превращения его в настоящий «звуковой комбайн».

7 ALPINE PDX-V9

Японские производители звукового оборудования традиционного находятся в топе лучших. Именно в этой стране рождается большинство технологий, которые впоследствии перенимают другие бренды. Так произошло и с данным автомобильным усилителем. Это совершенно новое слово в технологии воспроизведения звука, не имеет аналогов, из-за чего не может похвастаться демократичной стоимостью. Впрочем, каждый потраченный на покупку аппарата рубль с лихвой окупится качеством воспроизведения, о чем много пишут в отзывах.

Пятиканальный усилитель для авто, выдающий 100 ватт мощности по четырем каналам и 500 на один из них. Класс продукта D, однако технология, используемая здесь несколько отличается. Технические аспекты будут интересны только профессионалам, а для пользователя это идеальный звук, лучшее качество отображения на частотах, наиболее чувствительных для человеческого уха. Здесь применена сверхчастотная амплитуда, позволяющая производить тончайшие настройки как в ручном, так и в автоматическом режиме. Если не сравнительно высокая цена, продукт наверняка забрался бы на более высокую позицию в нашем рейтинге.

Особенности подключения автомобильного усилителя

Существует интересная фраза, о том, что «усилители на самом деле ничего не усиливают, они просто модулируют питание». Одно из существенных отличий автомобильного усилителя от домашнего, о котором вскользь упомянул в самом начале, — это работа от бортовой сети автомобиля. Номинальное напряжение в ней составляет 12 Вольт (реально чуть выше, но сейчас это не суть). Значит, чтобы получить на выходе достаточную мощность, токопотребление должно быть доводьно серьёзным — десятки, а в пиках сигнала даже сотни Ампер. Отсюда и особые требования к подключению питания. На первый взгляд, всё это выглядит немного пугающе, но на самом деле, если придерживаться нескольких простых правил, проблем возникнуть не должно.

Во-первых, усилитель ни в коем случае нельзя подключать к штатной проводке. Она не рассчитана на такие токи. Берите отдельные кабели и прокладывайте их от усилителя непосредственно к аккумулятору. Можно и плюс, и минус, а можно только плюс (минус при этом идёт по «массе»). Однозначного ответа, какой вариант лучше, пожалуй, нет, но лично я предпочитаю первый способ. Хотя бы потому, что в нынешних автомобилях слишком много электроники, которая тоже «завязана» на кузов.

Аккуратность прокладки проводки — залог надёжности и безопасности

Не жадничайте, используйте для подключения специализированные автомобильные кабели — они имеют мягкую изоляцию, устойчивую к перепадам температур. Любители использовать разного рода КГ-25 и прочие подобные промышленные кабели уже через год будут лицезреть в подкапотном пространстве рассыпающуюся резиновую изоляцию. Наблюдал такое неоднократно, к счастью, не у себя.

Кстати, имейте в виду, дешевые кабели могут быть не медными, а так называемыми CCA (Copper Clad Aluminium), «обмеднённые» алюминиевые. Они менее долговечны, сильнее подвергаются коррозии и быстрее ослабевают в местах контактов. Чистая медь в этом плане всё же лучше, хоть и дороже. А ещё лучше — луженая медь.

Во-вторых, подбирайте достаточное сечение питающих кабелей исходя из их длины и токопотребления усилителя. Даже десятые доли Ома в питающей линии могут давать просадку напряжения в пиках сигнала на несколько Вольт. А это не только влияет на звучание, но и чревато выходом из строя блока питания усилителя. По этой же причине старайтесь сразу просчитать необходимую длину кабеля, чтобы избежать лишних стыков.

При выборе сечения кабеля можно руководствоваться таблицами, которые есть в правилах любых автозвуковых соревнований

В-третьих, обязательно ставьте в разрыв питающего кабеля предохранитель. Он должен располагаться как можно ближе к аккумулятору. В отличие от предохранителя в самом усилителе, им вы защищаете не аппаратуру, а сам кабель. Номинал выбирайте исходя из сечения. Например, для кабеля сечением 4 Ga (21 кв.мм) можно использовать предохранитель не более 100 А, а для кабеля сечением 2 Ga (33 кв.мм) — не более 150А.