Оглавление
- Какое масло использовать
- Статьи по теме
- Назначение масла в АКПП
- Важность и причины полной замены масла в АКПП
- Профилактические мероприятия
- Полная замена масла в АКПП
- Признаки неисправности АКПП
- Как проверить уровень масла в трансмиссии
- Частичная замена
- Полиэтиленовый пакет
- Что надо помнить водителям
- Полная замена
- Особенности и способы полной замены масла в АКПП аппаратом
Какое масло использовать
Когда появляется потребность провести технический осмотр машины, то замена масла в АКПП может оказаться крайне необходимой. Чтобы точно установить какую техническую жидкости необходимо заливать, рекомендуется позвонить в технический центр, который обслуживает данный тип авто. Идеальный вариант – если это будет официальный дилер.
Каждая автоматическая коробка нуждается в своей технической жидкости.
- Как пример, можно сказать о машинах «Мерседес», в которых используется для масла в коробке автомат субстанция, которая произведена этим же концерном;
- Машины BMW применяют масло, выпускаемое под брендом «ZF»;
- Машины Audi или Volkswagen используют масло «Esso;
- Тойота, Ниссан, и Лексус заливают в АКПП жидкость «ATF».
- Все это стоит немалых денег, и поэтому существуют на рынке «реплики», которые заменяют фирменные продукты. Стоимость работы по замене масла и его покупка в фирменном магазине может многим показаться чрезмерно завышенной.
Статьи по теме
Замена сцепления «Фиата»: «Альбеа», «Дукато» и «Добло» (пошаговая инструкция)
Замена сцепления без снятия коробки: пошаговое руководство
Сгорело сцепление: причины и последствия
Присадки в механическую коробку: обзор марок и сфер применения
Замена АКПП «Фольксвагена Поло»: этапы и особенности
Аварийный режим АКПП: причины появления и дальнейший ремонт
Диагностика коробки АКПП: выявляем неисправности
Ремонт АКПП «Хендай»: причины неполадок и правила устранения
Замена подшипника коробки передач в автомобиле
Замена АКПП «Вольво»: особенности процедуры
Замена вариатора «Ниссан-Жук»: когда нужна и как выполняется
Ремонт АКПП БМВ Х5: диагностика и профилактика неполадок, насколько сложен ремонт и как его избежать
Ремонт МКПП «Ауди А6»: инструкция и рекомендации
Устройство и принцип работы механической коробки передач
Ремонт коробки «Пежо»: основные проблемы и пути их решения
Назначение масла в АКПП
Сначала разберем, как работает коробка «автомат» в автомобиле. АКПП соединяет мотор с колесами, преобразуя крутящий момент силового устройства в энергию, которая нужна для движения. В «автомате» коленвал двигателя соединяется с гидротрансформатором (ГДТ), у которого выходной вал совершает работу с устройствами трансмиссии. Последние приводят в движение колеса транспортного средства.
Причины, по которым в АКПП требуется ATF (Automatic Transmission Fluid):
- Нормализуется правильная работа механизма. Масло помогает равномерно передать усилие крутящего момента на трансмиссию. В итоге машина движется ровно, плавно. Трансмиссионная жидкость – это как педаль сцепления в коробке передач. ATF также помогает двигаться механизмам ГДТ.
- Является исполнительным устройством. Электронный блок управления посылает команду ATF, который оказывает давление на необходимые каналы в устройстве. Таким образом, осуществляется переключение передач.
- Осуществляется охлаждение. Металлические устройства в процессе работы нагреваются. Жидкость нормализует работу механизмов, выводя тепло в картер.
- Играет роль смазки. Механизмы АКПП выполнены из металла. Они постоянно движутся, взаимодействуя друг с другом. Без смазки в таком процессе не обойтись. Она продлевает время работы деталей, уменьшается трение, износ.
- Выводит продукты переработки. Во время работы устройств появляется различный мусор: стружка, пыль и пр. С помощью присадок, которые добавлены в трансмиссионную жидкость, она очищает механизмы от сора, способствуя их лучшей работе.
Функции ATF изменяются в зависимости от установленной коробки переключения передач. К примеру, в коробке Getrag 6DCT250 жидкость необходима, чтобы охлаждать и смазывать редуктор. Остальные детали механизма охлаждаются за счет воздушных потоков.
Не так давно некоторые производители популярных брендов придумали фишку: в их автомобилях нет необходимости проводить замену масла. Такая информация была указана в сервисных документах по обслуживанию машины. Одним из таких «умников» был немецкий триумвират: Audi, BMW, Mercedes.
Водители транспортных средств были довольны таким поворотом, ведь никто не хочет дополнительно платить. Впрочем, опыт дальнейших лет показал, как быть: лучше заменить масло в АКПП полностью, чем дожидаться, пока механизм износится и придет в негодность.
Производители это вскоре осознали, потому что увеличилось количество случаев, когда АКПП выходила из строя после значительного пробега.
На сегодняшний день производятся технические жидкости на порядок выше по качеству, чем несколько лет назад. Современные масла могут работать при критических температурах и в разных экстремальных ситуациях. Тем не менее, это не является поводом экономить на покупке масла.
Движение стало более интенсивным, значительно увеличились нагрузки на детали, механизмы. Коробка переключения передач не стала исключением. Трансмиссионная жидкость с течением времени теряет свои свойства, становится непригодным для смазки и охлаждения устройств АКПП.
Своевременная замена ATF защитит детали коробки передач от различного сора, образовавшегося в результате трения металлических механизмов, накладок, продуктов износа. Если откладывать смену масла на неопределенное время, то жидкость на основе различного мусора будет отрицательно воздействовать на всю АКПП в целом. В итоге вы получите непригодное к работе устройство.
Важность и причины полной замены масла в АКПП
Трансмиссионное масло в АКПП необходимо не только для того, чтобы смазывать трущиеся элементы, но и передавать крутящий момент от мотора к трансмиссии. При работе данного узла происходит выделение тепловой энергии, в результате чего масло нагревается до температуры 100 ᵒС и выше. В такой ситуации детали коробки передач быстро изнашиваются. Даже если перегрев произошел всего один раз, смазочный состав меняет свои первоначальные характеристики.
В инструкции по эксплуатации к большинству автомобилей сказано, что полную замену масла в АКПП стоит выполнять через 60 тыс. км пробега, но, если машина эксплуатируется в жестких условиях, менять смазку нужно еще чаще: каждые 45 тыс. км.
В автоматических коробках передач, который устанавливаются на новые авто, применяется режим частичной блокировки гидротрансформатора. В этом случае фрикцион непрерывно буксует в масляной ванне. Из-за того что фрикционный слой изнашивается, образуются мельчайшие пылевые частички, они попадают в гидроблок и приводят к поломке соленоидов.
К сожалению, смазочный состав с течением времени утрачивает свои первоначальные свойства. Главная причина этого заключается в том, что эксплуатация АКПП происходит в жестких условиях: трансмиссионная жидкость перегревается. Например, если вы передвигаетесь по городу в пробках и автоматическая коробка передач постоянно функционирует под большой нагрузкой.
Что еще может ухудшить характеристики смазочного состава? К этому приводит загрязнение радиатора, которое охлаждает АТФ.
Кроме того, полная замена масла в АКПП может потребоваться потому, что в большом количестве образуются микрочастички из-за износа гидротрансформатора и фрикционных пластин
Это значит, что, если вы хотите, чтобы ваша машина в течение многих лет исправно работала, важно не только регулярно проверять уровень смазки, но и ее качество.
Необходимо обращать внимание на оттенок и запах масла, если оно загрязнилось, потребуется частично либо полностью его заменить.
Автопроизводители указывают, что выполнять данную процедуру следует при пробеге 60–80 тыс. км либо еще чаще, если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях.
Что произойдет, если не выполнять полную замену масла в АКПП в указанный срок:
- автоматическая коробка передач начнет функционировать со сбоями, скорости будут переключаться неправильно;
- передачи начнут переключаться с рывками и толчками;
- при работе трансмиссии появятся посторонние звуки и постукивания;
- придется ремонтировать коробку, стоимость этой сложной работы достаточно большая.
Чтобы такого не произошло, следует своевременно выполнять частичную или полную замену масла в АКПП.
Профилактические мероприятия
Когда необходимо менять масло вопрос не праздный и зависит от модели и марки машины.
Опытные водители никогда не пренебрегают профилактическим ремонтом, всегда помнят: какой должен быть интервал замены масла. В среднем после пробега в двадцать тысяч километров проводятся различные ремонтные работы.
В частности, делается частичная замена масла в акпп. Техническая жидкость сливается и на треть и заменяется новым. Такая методология замены масла в коробке автомат дает свои положительные результаты.
Через сколько менять масло в коробке станет заметно через пару десятков тысяч километров. Поведение коробки точно подскажет: когда менять масло в акпп.
Будут возникать:
- Посторонние шумы;
- Вибрация;
- Машина будет уже не такой «резвой».
Все это верные признаки: наступает период, когда лучше менять масло полностью.
К окончанию этого периода меняется его колер, он становится гораздо темнее.
Какой технический центр или станция возьмутся за такую работу, решает каждый индивидуально
Стоить это мероприятие будет не менее четырех тысяч рублей, к этому следует добавить расходы на приобретение самого продукта.
Сами по себе работы не такие уж и сложные, как заменить масло знает каждый автомеханик средней руки.
Следует учитывать, что специалисты СТО редко снимают поддон, однако делать то необходимо, чтобы удалить остатки старого масла. Если этого не сделать, то при работающем оборудовании механические микрочастицы могут попасть в блок АКПП, это неизбежно приведет к повреждению соленоидов с клапанами.
Замена фильтра в коробке — это важная вещь. Масляный фильтр также необходимо чистить или даже менять, если этого не делать, то будет наблюдаться недостаток масла, что в свою очередь ляжет дополнительной нагрузкой на втулки и другие узлы. Недостаток масла всегда способствует быстрому износу деталей.
Полная замена масла в АКПП
Если частичные замены не выполнялись или масло сильно грязное, нужна полная замена ATF в АКПП. При помощи нужного оборудования удается полностью слить загрязненное масло, промыть коробку, после чего заправить агрегат свежей трансмиссионной жидкостью.
Благодаря вливанию нового масла происходит вымывание старого, за счет давления происходит очистка. После того, как будет заметно, что цвет масла поменялся и максимально приближен к свежему, можно останавливать процесс. В конце производиться замена старого фильтра, одновременно следует заменить и прокладки (поддона АКПП, сливной пробки и т.д.).
После полной замены масла снижается расход топлива, меньше потери в ГДТ. Общая промывка системы благоприятно влияет на дальнейшую работу АКПП, повышается скорость и плавность переключений. При этом такой способ замены масла заметно дороже частичной заменой и не всегда гарантирует исправную работу АКПП.
Признаки неисправности АКПП
Нужно обращать внимание на несколько признаков, указывающих на явную поломку АКПП, из-за чего может понадобиться менять масло:
при выезде из гаража или со стоянки надо присматриваться к тому, есть ли следы по пути следования. При наличии пятен необходимо срочно осуществлять процедуру смены масла и узнать причину его течи. Это особенно касается тех случаев, когда следы оранжевого и красного цвета;
Течь в автомобиле
наличие вибраций и затруднение при переключении позиций, а также невозможность снять автомобиль с нейтральной передачи, что приводит к буксованию на одном месте
Если слышатся посторонние звуки вроде скрежета или лязг, то обязательно обратить внимание;
внутри коробки цвет масла отличается от нормального (красного). При этом вещество должно быть полупрозрачным
Если есть отличия, стоит задуматься о замене.
Зависимость цвета масла от пробега
Как проверить уровень масла в трансмиссии
Конструкции КПП различаются. В одних есть щуп с метками для проверки уровня, в других — маслосливное отверстие на днище. Проверять ATF нужно после ее нагрева до определенной температуры в коробке передач автомат. На расширение трансмиссионной жидкости влияет количество присадок, поэтому показания будут отличаться, даже при разнице температур в 5 градусов
Еще одно важное условие: двигатель должен работать на холостом ходу, чтобы система находилась под давлением
В КПП со щупом
ATF должна прогреться до рабочих 80 — 90℃. Для достижения показателя машина должна проехать 15 км на скорости 40 км/ч.
Далее алгоритм такой:
- Автомобиль поставить на ровном участке, двигатель не глушить.
- Установить ручной тормоз.
- Селектор АКПП выставить на «Р».
- Достать щуп, насухо вытереть салфеткой.
- Вставить щуп в трубку до упора, подождать 5 с, достать и посмотреть отметку.
- Правильный уровень находится между насечками «Hot».
- Красный или светло-желтый цвет образца говорит о хорошем состоянии.
- При проверке консистенции жидкость должна сразу впитываться в салфетку.
В КПП без щупа
Автомобиль завезти на автоподъемник или яму:
- Завести мотор, селектор выставить на «Р».
- Прогреть коробку. Контролировать температуру через сканер.
- Снять защиту. Подставить таз для слива и отвернуть пробку.
- Должна закапать ATF. Если этого не произошло, причин может быть две: не хватает жидкости или низкая температура.
- Если ATF не хватает, нужно закрутить пробку, выключить двигатель. Добавить жидкость и снова пройтись по алгоритму проверки.
- При окончательном затягивании пробки с моментом нужно поставить новую шайбу. Выключить двигатель. Влить ATF обратно.
Частичная замена
Применяется во время регулярных сервисных осмотров транспортного средства. Частичная замена масла АКПП не представляет сложностей и выглядит следующим способом:
- В зависимости от марки автомобиля откручивается пробка поддона или снимается весь поддон АКПП полностью;
- Сливается имеющееся масло;
- Поддон устанавливается на место;
- Заливается новое масло.
слив масла
В таком случае происходит не замена жидкости автоматической коробки передач, а ее обновление, поскольку около половины все равно остается в механизме и слить остатки не предоставляется возможным. Плюсы и минусы частичной замены
Обязательно посмотрите видео “Полная или частичная замена?”:
https://youtube.com/watch?v=gYjUoaClFVY
Плюсы:
- Легкость – манипуляция не предоставляет сложностей, поэтому ее под силу провести даже человеку, не обладающему практическими навыками в обслуживании автомобилей;
- Минимум затрат – при единовременной замене расходуется минимальное количество нового масла;
- Одновременное промывание фильтра и поддона АКПП, по которому можно определить техническое состояние механизма коробки и предотвратить будущие неисправности;
- Минимальный риск нарушения целостности механизма.
долив масла
Минусы:
- Полной замены смазывающей жидкости не происходит;
- Повторение аналогичных попыток приводит к дополнительным расходам, однако, не решает проблему, при которой нужно провести полную смену АТФ.
Полиэтиленовый пакет
Данный способ работает немного по-другому.
- Берем пластиковую канистру на 10 литров;
- Врезаем в ее нижнюю часть прозрачный шланг и подключаем его к патрубку, идущему в поддон картера АКПП (не забудьте про герметизацию). Как найти нужный патрубок смотрите выше;
- Наливаем свежее масло в канистру, так, чтобы осталось место для размещения в ней полиэтиленового пакета;
- Вставляем плотный полиэтиленовый пакет в канистру, так чтобы он мог свободно разворачивается в ней при поступлении в него отработки;
- Разместите емкость так, чтобы она была на одном уровне с поддоном АКПП или немного выше;
- Подключите прозрачный шланг к патрубку радиатора для слива отработки и вставьте его в пакет, который находится в канистре;
- Попросите напарника запустить двигатель.
Старое масло под давлением создаваемым насосом через радиатор выходит из системы и поступает полиэтиленовый пакет. Последний расширяется и заполняет окружающее пространство.
Новой рабочей жидкости ничего не остается, как по подключенному в нижней части канистры прозрачному патрубку под небольшим давлением перетекать в поддон АКПП в результате чего происходит замена старой жидкости на новую.
Как только из радиатора в пакет начала выходить чистая жидкость двигатель глушиться.
Вот и все, полная замена масла в трансмиссии произведена.
В качестве примера можем привести порядок замены масла в вариаторе Ниссан Теана j32.
Что надо помнить водителям
В связи с тем, что производители пытаются лишь увеличить собственную прибыль, не стоит ждать доступности ремкомплектов или новых коробок передач для полной смены по истечению «гарантийного» срока. К тому времени уже будут выпущены абсолютно другие модели транспортных средств с обновленными механизмами, часто несовместимыми со старыми по реальным причинам вроде технических требований в странах продажи или из-за надуманных причин, склоняя к покупке нового транспорта.
Износ АКПП проходит в первую очередь не в гидравлике или механике, а именно в самом материале, из которого она изготовлена – усталость металла плюс порой экстремальные перепады температур приводят к появлению стружки в разных количествах. Отработанное масло нельзя ни в коем случае сливать в землю или воду – оно является опасным веществом, поэтому потребуется проводить полноценную утилизацию. Бортовые системы диагностики позволят установить точную неисправность в коробке передач, поэтому нет необходимости сразу же залезать под капот для проведения указанных манипуляций.
Не стоит вестись на рекламу типа «пожизненной» гарантии на комплектующие, а менять масло при появлении указанных признаков сразу. Покупку лучше осуществлять на месте, а приобретение через интернет расходных материалов может закончиться провалом из-за того, что можно запросто получить несовместимую жидкость или запчасти, не подходящие по основным параметрам.
Замена масла в АКПП своими руками: частичная, полная, аппаратная — пошаговая инструкция с фото и видео 3.8 (75%) 8 проголосовало
Полная замена
Данная процедура пользуется меньшей популярностью и применяется только в некоторых случаях:
- Покупка б/у автомобиля с невозможностью определить качество имеющейся жидкости;
- При показателе пробега авто свыше 100 тысяч км;
- При обнаружении постоянного перегрева двигателя и механизма коробки;
- Различные поломки и неисправности коробки передач, при которых предусмотрена полная замена масла АКПП.
установка для замены масла
Для данной манипуляции требуется специальное оборудование в виде промывочной установки, поэтому работы в большинстве случаев проводятся в сервисных центрах. Этапы работ выглядят следующим образом:
- К радиаторам охлаждения подсоединяются шланги промывочной установки;
- Запускается двигатель автомобиля;
- Происходит слив масла под давлением;
- Осуществляется контроль слитой жидкости;
- Отсоединяются элементы установки и коробка приводится в первоначальное техническое состояние;
- Заливается новое масло именно в том объеме, который был извлечен в принудительном порядке.
Плюсы и минусы
Плюсы:
- Отсутствие мошенничества со стороны сервиса и его сотрудников, потому что вся процедура происходит на глазах у автовладельца, включая объемы слитого и потраченного масла;
- Улучшение технических характеристик автомобиля, в частности в работе самой АКПП и в расходе бензина – его потребление на 100 км значительно сокращается;
- Отсутствие самостоятельного вмешательства, когда ответственность лежит только на плечах сотрудников автосервиса.
Минусы:
- При любой последующей поломке АКПП нет никакой уверенности, что сотрудники сервиса возьмут на себя за это ответственность, поскольку гарантия предоставляется только на работу, на не на последующую эксплуатацию автомобиля. Однако, проблемы из-за полной смены жидкости автоматической коробки могут возникать только у автомобилей с достаточным количеством пробега. Новые транспортные средства, как правило, не страдают такой «болезнью»;
- Не каждый автосервис способен предложить подобную манипуляцию в связи с отсутствием дорогостоящего оборудования;
- Стоимость полной замены масла с применением специальных продувных установок сильно завышена и не каждому автолюбителю по карману.
Особенности и способы полной замены масла в АКПП аппаратом
1. Важные нюансы
Многие предпочитают менять смазку в коробке на специальном аппарате. Какие особенности у этой процедуры, которую можно выполнить на любом авто?
Прежде всего, отметим, что смазочный материал в АКПП находится в поддоне и в гидросистеме. При этом масло расположено в разных плоскостях, а также в гидротрансформаторе, объем которого достаточно большой. Когда аппарат подключают к коробке, она начинает выкачивать из себя загрязненную смазку, которая сливается в специальный резервуар в аппарате. Параллельно с этим происходит закачивание нового масла в АКПП.
Важно осознавать, что в коробке-автомате при проведении такой процедуры новое масло не замещает старое: при попадании в гидросистему они смешиваются. Одновременно с этим старая трансмиссионная жидкость непрерывно сливается, а новая поступает.. Таким образом происходит следующее:
Таким образом происходит следующее:
- удаляется загрязненное масло;
- затем сливается старое, смешанное с новым;
- на последнем этапе удаляется новая смазка с остатками старой.
Вы сможете увидеть это самостоятельно, поскольку у аппарата есть прозрачное окошко либо трубки, через которые видно, какого цвета сливается жидкость.
Если знать эти особенности, станет ясно, что отсутствует четкая граница, когда будет удалено старое масло полностью. Поэтому, если объем вашей АКПП – 7-8 л, потребуется 10-12 л, чтобы выполнить полную замену масла с помощью аппарата.
Принцип действий следующий: чем больше вы зальете новой смазки, тем чище будет масло в коробке.
Точно сказать, сколько потребуется трансмиссионной жидкости, не получится. Можно ориентироваться только на усредненное значение. Однако объем масла, который заливают в коробку-автомат вашей модели авто, может отличаться в зависимости от выбранного автосервиса.
Сколько стоит полная замена масла в АКПП? Цена зависит от того, сколько смазки вы купите. Понятно, что будет лучше, если приобрести не 12, а 15 л, поскольку через систему в этом случае пройдет больше новой трансмиссионной жидкости. Это значит, что шлам и труха вымоются из каналов. Чем дольше выполняется промывка, тем чище будет залитое масло.
Таким образом, если купить 12 л для замены, это количество смазки механик зальет в аппарат. Как только масло закончится, процедура замены завершится, а значит, в коробке-автомате останется лишь 7-8 л.
Если же вы приобретете 15 л, промывка будет происходить дольше, а залитое масло в коробке будет чистым.
2. Существует несколько способов полной замены масла в АКПП на аппарате.
Стандартный алгоритм:
- удаляем загрязненную смазку;
- снимаем поддон;
- устанавливаем новый фильтр;
- прикручиваем поддон обратно;
- заливаем масло до минимального уровня, подсоединяем аппарат;
- происходит смешивание старого и нового масла, загрязненная смазка вымывается.
Максимально эффективный алгоритм действий:
- заливаем специальный промывочный состав для коробок-автоматов;
- АКПП работает на промывке;
- удаляем загрязненную смазку;
- подсоединяем аппарат;
- выполняем замену, после которой в поддоне будет полностью новая смазка, однако фильтр старый, в нем скопились все загрязнения после промывки (в вышеописанном случае через фильтр проходит старое масло во время промывки);
- удаляем масло из поддона, его можно сохранить, поскольку оно уже чистое;
- убираем поддон, устанавливаем новый фильтр, прикручиваем поддон обратно;
- добавляем оставшиеся 4 л смазки в поддон.
С помощью такого метода получится полностью промыть коробку, залить чистое масло и установить новый фильтр. Конечно, в этом случае потребуется около 15-16 л смазки, покупать которые придется каждые 60 000 километров пробега. Однако так вам удастся сохранить АКПП в идеальном состоянии.
Когда замена будет завершена, следует выставить уровень масла. Его нужно проверять, когда коробка прогрета, а смазка горячая. Непосредственно после замены трансмиссионная жидкость будет слишком низкой температуры.
3
Обратите внимание. Если вы решили сделать полную замену масла в АКПП через аппарат на СТО, механики должны выполнить 2 важных действия:
Если вы решили сделать полную замену масла в АКПП через аппарат на СТО, механики должны выполнить 2 важных действия:
- отрегулировать давление подающегося нового масла из аппарата в «автомат», оно должно равняться рабочему давлению в коробке;
- при проведении промывки автомеханик должен на работающем моторе подвигать рычаг в разные положения, это необходимо, чтобы прогнать каналы не только в режиме N, но и на D и R.