Как и куда следует заливать жидкость для тормозной системы

Проверка и контроль

Чтобы долить или оценить состояние DOT4 на эффективность, нужно открутить крышку бачка. Крышка бывает белого или желтого цвета, в зависимости от марки и модели автомобиля

Стоит обратить внимание на то, что зачастую на крышке бачка находится инструкция. Когда заливается DOT4, желательно следовать указанным инструкциям

Важно знать и помнить, что для доливки тормозной жидкости надо применять ту же субстанцию, которая уже используется в бачке и во всей тормозной системе. Информация о типе жидкости может быть указана как в справочнике автомобиля, так и на самой крышке бачка, как правило, это DOT4.
Состояние DOT4 определяется двумя способами

Электронным тестером, с помощью которого измеряется температура кипения жидкости. Показатели в пределах 165-175˚С считаются допустимыми для дальнейшей эксплуатации. В этом случае, при пониженном уровне, можно долить недостающее количество состава. А если температура кипения меньше 165˚С – основа пришла в негодность и имеет смысл полная замена содержимого.
В отсутствии тестера судить о структуре тормозной жидкости можно по ее цвету. Свежая качественная жидкость имеет светлый желтоватый цвет.

При долгом использовании DOT4 начинает темнеть, а чем он темнее, тем хуже его, так сказать, добротность.

  1. Прежде чем открывать крышку бачка, ее надо протереть безворсовой чистой тряпкой, таким образом, чтобы в бачок не попала грязь и ворсинки от тряпки. Также нужно проследить, чтоб педаль тормоза не была нажата в момент отрывания крышки, так как DOT4, может выпрыснуть из бачка и попасть на кожу. А это очень опасно, так как эта субстанция очень токсичная и едкая. Она быстро растворяет краску, патрубки, проводы и пагубно действует на кожу. Но если субстанция все-таки пролилась, ее нужно как можно скорее стереть, а кожу тщательно помыть с мылом.
  1. Доливая DOT4, нужно одновременно следить за метками максимального и минимального уровня. Если метки отсутствуют, то наполнять бачок следует на 2/3 объема.

Какую жидкость выбирать и в каких случаях

Основная рекомендация при выборе хорошей ТЖ заключается в том, чтобы использовать ту тормозную жидкость, которая рекомендована производителем вашего авто. Это касается как класса (DOT 3, DOT 4, DOT 4.5, DOT 4+, DOT 4 SUPER, DOT 5, DOT 5.1), так и основы — гликолевые и минеральные.

В большинстве современных машин используется ТЖ класса DOT4. Она сделана на гликолевой основе, и имеет в своем составе пакет антикоррозионных и смазывающих присадок. Что касается температуры закипания, то она составляет для «сухого» состава +240°С, а для «мокрого» (увлажненного) — +160°С. Срок ее службы составляет около 2 лет. После этого ее нужно заменить.

Тормозные жидкости классов DOT 5 и DOT 5.1 сделаны на основе силикона. Отличаются негигроскопичностью, то есть, не впитывают влагу. Нейтральны к лакокрасочным покрытиям. ТЖ класса DOT 5 следует менять каждые 5 лет, а DOT 5.1 — через каждый год.

Тормозные жидкости всех производителей если они относятся к одному классу совместимы.

Почему нужно регулярно заливать тормозную жидкость

Все рабочие жидкости в автомобиле имеют свой ресурс, по истечении которого требуется замена. Каждый производитель автотранспорта в эксплуатационной документации указывает рекомендуемые сроки обслуживания и замены. Существуют различные мифы о ТЖ, распространенные как среди начинающих автолюбителей, так и среди опытных водителей. Разберем некоторые из них.

Абсолютная герметичность тормозной системы. Данное мнение в корне неверно, так как в системе имеются технологические отверстия, через которые происходит движение воздуха. Вместе с воздухом в ТЖ попадают молекулы воды и накапливаются в ней, из-за чего теряются свойства жидкости.

Допускается смешивание жидкостей разных производителей. В данном вопросе есть определенные особенности. Стандарты производства и химические составы могут отличаться и быть адаптированы под конкретную модель автомобиля. При крайней необходимости допускается смешивание, но специалисты настаивают на том, что лучше залить полностью новую ТЖ.

Разрешается заливать различные жидкости стандарта DOT-4. Как было сказано в предыдущем пункте, существуют отличия в составах и свойствах ТЖ. Не стоит экспериментировать, если нет необходимых знаний в этой области, достаточно следовать рекомендациям производителя вашего авто, заливать совместимые ТЖ и соблюдать интервалы замены.

Вас также может заинтересовать: Не греет печка в машине: все возможные причины и решения

Замена тормозухи — это просто! Пошаговое руководство

Замена тормозной жидкости — это реально просто. Очень. И если вы ещё не закрыли данный пост, я вам это докажу (и даже покажу в видео на личном примере). Если для начала традиционно нужна теория — о смысле прокачки тормозов  я уже писал, а замена, фактически, и является прокачкой. Но сегодня практика, универсальная для 99% автомобилей. Поехали.

1) Покупаем тормозную жидкость. Какая нужна обычно написано на самом бачке тормозной жидкости (ТЖ), или на жёлтом ярлычке его горловины. В крайнем случае — это есть в «Руководстве по ремонту» для вашей машины. Если уж решили делать качественно и для себя (а не в сервисах) — такую книжонку нужно купить первым делом. Что касается объёма, в подавляющем большинстве случаев хватает 1 литра, да и сколько менять, опять же, обычно пишется в Руководстве. Но если для первого раза купите два — точно хватит с запасом.

воронка в бачке тормозной жидкости

2) Откручиваем крышку бачка и вставляем воронку, чтобы удобнее дозировать жидкость. Проливать не рекомендую: тормозуха адски-токсична и разъедает при определённом старании даже старую краску. Но здесь главное не столько не пролить, сколько не опускать уровень в бачке до дна. Поясню на картинке ниже. Смысл в том, чтобы не «осушить» бачок, и чтобы пузырь воздуха не попал в один из штуцеров. Тогда он пойдёт «гулять» дальше по системе и прокачку придётся начинать заново. То есть, при нижеописанных действиях просто всегда следим за уровнем в бачке и доливаем, не доводя до минимума. Ничего сложного.

3) Берём резиновый, а лучше силиконовый прозрачный шланг внутренним диаметром примерно 2-4 мм. Либо находим дома, либо покупаем в автомагазине — там подобного добра навалом за копейки. Подойдёт даже шланг от магистралей стеклоомывателя. Здесь лишь вопрос в стойкости материала — обычная резинка быстро разбухнет от тормозухи (практически сразу, при первом использовании), а силикон проживёт подольше. К шлангу в пару добавляем обычную бутылочку, а лучше прозрачный мерный стаканчик с градуировкой объёма жидкости. Чтобы понимать, сколько уже слили.

4) Идём к машине, ставим на домкарат, снимаем колесо. Принято начинать от самого дальнего к самому ближнему относительно бачка. То есть, заднее-правое, заднее-левое, затем переднее-правое и переднее-левое. Но на самом деле, если последовательность изменить, ничего страшного не произойдёт. Она обычно важна лишь при полностью завоздушенной системе. Если же это плановая замена жижи — хоть крест-накрест её прокачивай, разницы не будет, не верьте бабкиным страшилкам.

На каждом тормозном суппорте (или барабане) есть прокачной штуцер. На фото ниже дам пример — уверен, вы его ни с чем не перепутаете. Насаживаете трубочку одним концом на головку штуцера, другой конец опускаете в бутылочку, чтобы он касался дна. Берёте подходящий к граням штуцера ключик, сажаете ассистента за руль (можно и в-одного, но надоест постоянно бегать). Машину можно не заводить — разницы, опять же, не будет, просто чуть туже будет нажиматься педаль — ассистент заодно потренирует ногу. 🙂 Откручиваете штуцер, пока в трубочку не начнёт по капле поступать жидкость. Обычно достаточно сделать пол-оборота или даже меньше.

Прокачной штуцер на суппорте. Маленькая круглая «пипка» с отверстием и шестигранником под ключ. На фото уже без резинового защитного колпачка.

5) Ну и, собственно, прокачка. Ассистент жмёт на педаль, по трубочке старая жидкость стекает в бутылку. Сколько сливать? Либо по инструкции, либо по желанию. 🙂 Если хотите чтобы ТЖ была чистой как слеза младенца, возьмите и пролейте через все штуцеры (суммарно) два заводских объёма контура. Если не принципиально, то исходим из расчёта «пропорция 2 к 3 от объёма по осям». Это означает, что если, допустим, заменяемый объём составляет 1 литр, то 400 мл нужно пропустить через передние колёса, а 600 мл — через задние. То есть, по 200 мл нужно слить из каждого переднего колеса и по 300 мл — из каждого заднего. Почему на задние больше? Потому что туда значительно длиннее магистрали от бачка.

сливается старая тёмная жидкость

Итак, когда с первого колеса слили необходимый объём (будет видно, что в трубочке жидкость пошла уже свежая, прозрачная) — закручиваем прокачной штуцер и переходим к следующему колесу. Вот и всё! И ещё раз напомню — постоянно следите за тем, чтобы уровень в бачке не падал до дна! Для верности, в процессе замены лучше держать его не ниже середины.

Комментариев нет. Вы можете быть первым, кто оставил комментарий.

Замена

  • Заезжаем авто на смотровую яму или стационарную эстакаду;
  • Глушим двигатель, не выжимаем ручник, а клиним башмаками, открываем капот, снимаем крышку головного тормозного цилиндра и кладем ее на чистую поверхность, чтобы не мешала. Необходимо предварительно отсоединить от нее электропровода;
  • Срываем крепежные болты с колеса , поддомкрачиваем машину, снимаем колесо;
  • С помощью ветоша очищаем площадку в области спускного клапана, при необходимости используем воду и щетку при сильной загрязненности;
  • Снимаем защитный резиновый колпачок с клапана;
  • Одеваем на штуцер резиновый шланг, можно из-под капельницы, будет намного практичнее и видно в каком состоянии находится жидкость в системе;
  • Отвинчиваем клапан с помощью накидка на «10», одеваем на него шланг и опускаем в емкость для слива;
  • Берите своего помощника и пусть он нажимает на педаль тормоза в машине по такой схеме: 4 раза обычно, а на 5-й фиксировать в нижней точке на пару-тройку секунд;

  • Начинаем . По шлангу потечет отработанная тормозная жидкость. В момент, когда перестанет, необходимо оперативно перекрыть клапан, чтобы система не захватила воздух;
  • Продолжаем процедуру до тех пор пока в тормозном бачке не окажется уровень «Минимум», после чего доливаем новую жидкость по горлышко и продолжаем процедуру до тех пор пока со шланга не потечет чистая;
  • Закончили . Теперь плавно переходим ко второму колесу и придерживаемся принципа – задний левый, передний правый. Обязательно строго соблюдайте и не нарушайте, иначе эффекта не будет;
  • По завершению убедитесь, что педаль тормоза плавно ходит и четко фиксируется в нижнем и верхнем положении. Если такового нет – значит, в тормозную систему попал воздух и образовалась пробка. Необходимо повторить прокачку каждого контура по отдельности. Увы. Надо было соблюдать правила;
  • Проверяем наличие резиновых защитных колпаков;
  • Доливаем жидкость по уровню ниже о;
  • Закрываем крышку главного цилиндра;
  • Тестируем автомобиль на трассе.

Советы по замене жидкости

Теперь, когда мы разобрались с тем, куда именно необходимо заливать ТЖ, следующим шагом является выбор между обращением в сервис или же заменой собственными силами, но не без помощника. Конечно же, в каждом более менее качественном и серьезном автосервисе есть все необходимое оборудование для совершения такой тормозной операции. Таким образом, время замены составит не более двадцати минут, да и ее стоимость не будет слишком велика. Ручная замена занимает до двух часов.

Определив, где находится бачок тормозной жидкости, в первую очередь при помощи тестера проверяют ее качество. К примеру, электронные тестеры сразу же показывают температуру кипения ТЖ, и если она превышает сто семьдесят пять градусов по Цельсию, то все хорошо, но если она ниже ста шестидесяти пяти, то дела плохи и требуется вмешательство.

Без руководства по эксплуатации тут также не обойтись, ведь каждый автомобиль обладает своими особенностями, и благодаря ему вы поймете, как и куда заливать жидкость. Но нужно понимать, если ваш автомобиль не включает в свою структуру АВС или же блок соответственных гидроклапанов АВС, сам гидроаккумулятор и насос представляют собой единый узел, ручное вмешательство вполне возможно. При наличии АВС интегрального типа лучше всего все-таки навестить автосервис.

Рекомендуем: Топливные дизельные форсунки: принцип работы и эволюция развития

Замена старой ТЖ новой проводится осторожно и по очереди в контурах ТС. Первым в очереди на этот процесс стоит колесо, расположенное вдали от главного цилиндра ТС

Поэтому существует параллельная схема контуров и диагональная. Первая представляет собой замену ТЖ в правом заднем колесе, левом заднем, правом переднем и левом переднем. Что же касается диагональной схемы, то процедура проводится по диагонали: правое заднее – левое переднее и левое заднее – правое переднее.

Прежде чем доливать новую жидкость необходимо снять все колеса, а сам автомобиль должен быть размещен над ямой для техосмотра. При помощи домкрата также можно провести все стадии ремонта, но удобство процесса напрямую зависит от положения штуцеров прокачки тормозных цилиндров.

Сняв колеса и разобравшись, куда заливать тормозную жидкость, следующим шагом является ее вливания в бачок до отметки заполнения с заменой крышки. После этого нужно прокачать тормоза, нажимая на педаль, минимум пятнадцать раз, чтобы ТЖ разлилась по всей системе.

В целом, для полноценного ремонта необходимо не только разузнать, где находится бачок тормозной жидкости, но и обзавестись следующими вещами:

  • Две пары подставных козлов;
  • Гаечный ключ накидного типа;
  • Полностью чистая труба из пластика;
  • Качественная ТЖ;
  • Спринцовка или иной всасывающий прибор;
  • Очиститель для тормозов;
  • Чистая и довольно мягкая ткань;
  • Контейнер для старой жидкости;
  • WD-40.

Почему тормозная жидкость нуждается в замене

Любая техническая жидкость в автомобиле требует замены. Разная периодичность замены обусловлена функциями технической жидкости. Периодичность замены тормозной жидкости каждый автопроизводитель указывает, как правило, в Руководстве по эксплуатации определенной марки и модели автомобиля.

Средняя периодичность замены тормозной жидкости определяется сроком эксплуатации – 1-3 года, либо пробегом – 30-40 тыс. км. Следует учитывать и режим эксплуатации, т.е. активность использования вами тормозов в аварийном и скоростном режимах.

Кроме этого, существует несколько заблуждений у начинающих автовладельцев о тормозной жидкости. Рассмотрим их.

  • Замкнутый режим эксплуатации ТЖ – условность. В тормозной системе есть компенсационные отверстия для определенного технологического движения воздуха. А ТЖ гигроскопична, т.е. постепенно впитывает в себя влагу. Именно это приводит в итоге к тому, что все вещества входящие в состав ТЖ теряют свои свойства.
  • Современные ТЖ можно смешивать. Можно, но не все и не всегда. Разные производители выпуская ТЖ придерживаются общих требований к составу. Но существует еще ряд стандартов, которые применяются производителем для конструктивных особенностей марки-модели автомобиля. Поэтому, на короткий срок доливка ТЖ позволительна. Но эксперты настоятельно рекомендуют производить замену тормозной жидкостью полностью.
  • В современном авто можно использовать любые ТЖ стандарта DOT-4. Неправильно. Не распространяясь о типах и видах ТЖ, скажем лишь то, что если вы не профессионал, то просто выполняйте требования изготовителя авто, касаемо типа тормозной жидкости. Не экспериментируйте со своей безопасностью.

С учетом вышеизложенного, автолюбителю не нужно долго размышлять над тем, как часто менять тормозную жидкость – завод уже за нас подумал. Остается лишь выполнять рекомендации специалистов.

Мнение эксперта
Руслан Константинов
Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.

Самые первые тормозные жидкости маркировались как DOT1 и DOT2 и изготавливались на минеральных веществах. Применялись на автомобилях, где максимальная скорость редко превышала 60 км/ч, при большей нагрузке такие жидкости могли закипать. Из-за низких эксплуатационных характеристик сегодня практически не используются.
DOT3 для своего времени стал инновационным продуктом, создавался не основе гликоля. За ним последовал DOT4 на той же основе, но с улучшенными характеристиками. Для большинства легковых автомобилей с двигателем средней мощности этого вполне достаточно. Для более мощных автомобилей существует DOT5.1, у этой марки максимальный температурный порог. Все тормозные жидкости помимо своей основной функции служат смазкой для суппортов (сальники, цилиндры и т. д.). Из недостатков можно отметить высокую гигроскопичность жидкости из-за чего приходится менять ее раз в несколько лет.

Замена ТЖ

Первое, о чем вы должны подумать при замене тормозной жидкости — это собственная безопасность. Дело в том, что в состав гидравлического состава входят химические компоненты, обладающие высокой степенью токсичности. Если тормозуха попадет вам на кожу, химических ожогов будет не избежать.

Плюс жидкость представляет потенциальную опасность для проводки, поскольку она без особых проблем разъедает ее защитные кожухи. Если попадания на элементы авто избежать не удалось, сразу постарайтесь вытереть жидкость тряпками. Промывать водой нет необходимости. При ожогах кожи промойте водой и незамедлительно обратитесь в больницу.

Будем надеяться, что с вопросами вашей безопасности проблем не возникнет, и вы будете работать аккуратно. А для работы вам потребуется набор инструментов:

  • Гаечные ключи;
  • Шланг из прочной резины;
  • Любая прозрачная емкость объемом от 3 литров.

Что ж, теперь можно приступать непосредственно к процедуре замены тормозной жидкости на вашем ВАЗ 2110.

  1. Открутите крышку бачка с тормозной жидкостью. Она располагается слева на отечественной «десятке».
  2. Положите крышку на чистую ветошь, поскольку на ней могут находиться частички тормозной жидкости. Работайте обязательно в перчатках.
  3. Слейте жидкость из гидроцилиндров, которые находятся позади. Это объясняется схемой распространения тормозной жидкости по автомобилю. Сначала подключаются передние колеса, потому если авто находится в нормальном положении, сливаться ТЖ с задних цилиндров не будет.
  4. Для удобства домкратом поднимите задние колеса и отключите регулятор блокировки, то есть колдун в народе. Между поршнем колдуна и пластиной вставляют отвертку, которая не позволит элементу перемещаться.
  5. Очистите всю грязь, которая скопилась на клапанах гидроцилиндров сзади, и с одного из них демонтируйте колпачок. Он выполнен из резины.
  6. Так вы освободите штуцер, на который насаживают заготовленный заранее шланг. Рекомендуется брать шланг из прозрачной резины, поскольку это позволит следить за сливом жидкости.
  7. Другой конец шланга помещается в также прозрачную емкость.
  8. Предусмотрите наличие помощника у вас в гараже, который будет выполнять прокачку, пока вы держите емкость для слива тормозной жидкости.
  9. Прокачка выполняется путем резких нажимов на педаль тормоза. Педаль следует выжать до упора около 6 раз подряд. После 6 нажимания педаль упирается в пол и удерживается.
  10. Теперь на пол оборота открутите воздушный клапан цилиндра. За счет этого жидкость начнет выдавливаться из емкости и поступать в тару по шлангу.
  11. Как только весь контур очистится от тормозной жидкости, педаль тормоза сама упадет в нижнее положение.
  12. Ждите, пока жидкость полностью вытечет, после чего выпускной клапан обязательно закрутите.
  13. Аналогичный процесс повторяется на втором заднем колесе, после чего выполняется откачка с передних колес.
  14. Процедура слива гидравлического раствора с передних колес аналогична работе с задними колесами. Параллельно проверьте состояние гидроцилиндров. Возможно, им потребуется ремонт.
  15. Определить исправность гидроцилиндра не сложно. Если рабочий ход штока идет плавно, не наблюдается передергиваний и резких скачков, тогда все работает хорошо, замена не нужна.
  16. Если же проблемы с гидроцилиндром имеются, проще всего их заменить на новые. Но можно и отремонтировать. Действуйте по ситуации.
  17. Заливка нового гидравлического раствора осуществляется путем прокачки каждого колеса отдельно.
  18. Как только вы зальете и прокачаете все 4 колеса, обязательно наполните бачок с тормозной жидкостью до максимальной отметки. Для этого на корпусе нанесен соответствующий значок МАХ.
  19. Последний этап — это проверка работоспособности новой тормозной жидкости внутри системы. Если замена гидравлического раствора прошла грамотно и без нарушений, тормозное усилие будет распределяться равномерно, педаль четко среагирует на нажатие без задержки и без повышенной чувствительности.
  20. Если колодки будут не одновременно реагировать на торможение, вы попросту уйдете в занос при нажатии на педаль тормоза. Потому подобного допускать ни в коем случае нельзя.

Выполнить замену тормозной жидкости на отечественном автомобиле ВАЗ 2110 не составляет большого труда даже без помощи специализированных станций технического обслуживания.

Для удачной процедуры, выполняемой своими руками, от вас потребуется:

  • Соблюдение правил личной безопасности;
  • Наличие помощника;
  • Качественная тормозная жидкость;
  • Действия согласно инструкции и руководству по эксплуатации ВАЗ 2110.

Совместите все это вместе, и вы без особых проблем сумеете сами заменить гидравлический раствор в тормозной системе своего автомобиля.

 Загрузка …

Тест на соответствие заявленной температуре кипения

Я уже говорил, что от этой температуры зависит эффективность тормозов, а точнее, чем температура кипения выше, тем лучше.

В проведении такого эксперимента поможет наша знаменитая плитка. К сожалению, у меня только два термостойких стаканчика, поэтому будут своеобразные соревнования.

Felix DOT-4 и Лукойл DOT- 4

Для теста возьмём жидкости примерно в одной ценовой политике: Felix DOT-4 и Лукойл DOT- 4.

Для того чтобы процесс шел веселее, давайте под стаканчики добавим термопасту.

Обратите внимание, первое образование пузырьков началось уже на 190 градусах. Но на температуре 200 градусов закипели и Felix и Лукойл практически одновременно

Хотя у Felix заявлено 250, а у Лукойла — 230.

Lux и SINTEC

Следующие — Lux и SINTEC. Посмотрим, как они покажут себя. Активные кипения тормозной жидкости Lux начинаются ещё до 200 градусов. Он у нас выходит из эксперимента.

Остаётся SINTEC. SINTEC начал кипеть на температуре 220 градусов. Очень даже неплохо, но всё равно это меньше, чем заявлено на этикетке.

Как после этого верить производителю?

Castrol и AWM

Следующее испытуемое масло у нас Castrol и AWM. Температура уже больше 200 градусов, а жидкости ещё и не думают кипеть. Это очень радует.

Я переставил термометр, и AWM начал закипать на 220 градусах. В принципе, это неплохо, хотя для его цены не очень.

Castrol закипел на температуре 240 градусов.

Нева DOT-3 и Motul DOT 5.1

И финальный тест — Нева DOT-3 и Motul DOT 5.1. Посмотрим, кто кого. По идее, DOT-3 должен закипать на 180 градусах, а Dot 5.1 — где-то на 270.

Нева начала закипать, но не очень активно на температуре 230 градусов. Как это вообще возможно? Даже Motul уже начал слегка кипеть.

В этом эксперименте однозначно будет лидером Нева.

Сейчас переставим термометр на Motul и посмотрим, какая температура у него. Motul тоже закипел, но на 240 градусах, то есть это у нас почти лидер где-то наравне с Castrol, только Motul 5.1, а Castrol DOT-4. Посмотрим, как он покажет себя в следующих тестах.

Сейчас мы смешаем все наши тормозные жидкости, то есть нальем в одну пробирку в небольших количествах, включая DOT 5.1, DOT-4 и DOT-3.

Этот эксперимент нам наглядно покажет, можно ли доливать какую-то тормозную жидкость либо менять ее методом замещения, если мы не знаем, что у нас было залито.

В жидкости появились какие-то искажения. Это говорит о том, что они налиты не из одной бочки. Попробуем их еще немного нагреть и посмотрим, что будет.

Как видите, никакой реакции, эмульсии и осадка нет. Это говорит о том, что данные классификации тормозной жидкости легко смешиваются.

Поговорим о «тормозухе»: тормозная жидкость и её замена

Станислав ШустицкийФИЗИКА И ХИМИЯ

Что касается тормозной жидкости, то мы в лучшем случае следим за ее уровнем в расширительном бачке. А вот менять в сроки, определяемые инструкцией по эксплуатации автомобиля, не торопимся. Задайте вопрос: кто-то из автомобилистов вообще когда-нибудь смотрит в эту инструкцию? Казалось бы, зачем? Цвет и определяемая на глаз консистенция жидкости не меняется, работу свою она исправно выполняет и, вроде бы, циркулирует в замкнутом пространстве без всякого воздействия извне. Все не так просто. Во-первых, тормозная жидкость обладает высокой гигроскопичностью. Благодаря этому свойству она активно поглощает капли воды, которые могут присутствовать в тормозной системе, предотвращая, таким образом, коррозию металлических деталей системы и ее возможную заморозку при минусовой температуре. Во-вторых, крайне важным параметром тормозной жидкости является температура ее кипения.

Определить кондиции тормозной жидкости «на глаз» невозможно. Для этого используются специальные тестеры

Закипание даже небольшого количества воды в составе тормозной жидкости может вызвать паровые пробки, которые серьезно влияют на эффективность работы всей системы. В этом случае с законами физики не поспоришь: как следует из закона Паскаля, давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях. Но действителен этот закон только в том случае, если та самая жидкость однородна, а не разбавлена пузырьками воздуха, возникающими при закипании. Отсюда и эффект мягкой тормозной педали. При этом наличие лишь 3 % воды в составе тормозной жидкости уже приведет к тому, что температура ее закипания понизится с 230 °C до 165 °C. Как только тормозная жидкость остывает, у водителя возникает ощущение полного восстановления ее работоспособности. Увы, это не так: после ряда активных торможений вновь произойдет закипание жидкости и потеря эффективной работы тормозов. Совет в этом случае может быть только один: как можно быстрее полностью заменить тормозную жидкость.

БЕЗ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Если же говорить о профилактической замене тормозной жидкости сообразно ее состоянию, то нужно учитывать, что визуально это состояние оценить невозможно. Кондиции любой тормозной жидкости определяются специальным тестером. Этот прибор анализирует температуру кипения конкретной жидкости, а затем полученный результат сравнивается с минимальными допустимыми значениями для стандартов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1, после чего и принимается решение о необходимости замены жидкости в тормозной системе. И говоря о замене тормозной жидкости, нужно учитывать важный момент. Еще в недавнем прошлом операция замены была достаточно простой: сливалась старая жидкость, система заполнялась свежей, нажатиями на тормозную педаль система прокачивалась, из нее удалялся воздух, после чего расширительный бачок доливался до нужной отметки. Кстати, я прекрасно помню времена, когда и выбора тормозной жидкости не было — имелась единая для всех марок автомобилей ярко-красная БСК.

Но о выборе тормозной жидкости чуть позже, а пока о современных автомобилях. Как правило, их тормозные системы не ограничиваются функцией замедления автомобиля, а выполняют куда больше работы. Тормозные механизмы автомобилей являются исполнительными органами антиблокировочной системы тормозов (ABS), систем стабилизации автомобиля (ESP). И насколько корректно работают все эти системы, во многом зависит от точности работы тормозов. При этом эффективность работы гидравлических систем тормозов в большой степени зависит от качества тормозной жидкости.

Что же касается замены жидкости, то на современных автомобилях этот процесс лучше доверить профессионалам, так как в этом случае будет проведена полная ревизия тормозной системы, включая и системы помощи водителю, о которых было сказано выше. Если же вспомнить о «дедовском» способе прокачки тормозов, то нужно иметь в виду, что на многих автомобилях с электрогидравлическими системами, такими как ESP, не только удалить воздух из системы, но и заменить тормозную жидкость можно только с помощью сканера, снабженного специальным программным обеспечением. В ассортименте Диагностического и гаражного оборудования Bosch это серия приборов KTS, с помощью которых происходит разблокировка системы и гидроагрегат ESP не перекрывает контура, позволяя тем самым удалить старую жидкость и воздух, и спокойно прокачать тормоза. При этом еще раз не лишне напомнить, что на любой профессиональной станции технического обслуживания при замене тормозной жидкости производится диагностика всей тормозной системы.

Новости СМИ2

Замена тормозной жидкости методом замещения

Данную работу лучше делать на смотровой яме или подъемнике. Если такой возможности нет, можно обойтись снятием колес.

Если не хотите делать лишнюю работу, то объедините замену тормозухи и переобувку, например.

Для начала откручиваете крышку бачка и с помощью шприца откачиваем старую тормозную жидкость.

Заодно сравним жидкости из бачка и жидкость заднего цилиндра. Загораются две лампочки. Это говорит о том, что воды в жидкости 2%.

Откачали старую жидкость, столько, сколько получилось взять шприцом. Наливаем новую — полный бачок.

Кстати, покупайте тормозуху с запасом хотя бы на пол-литра, потому что потери неизбежны.

Допустим, на колене объем тормозной жидкости где-то 450 мл, тормозухи нужно брать литр, чтобы запасом промыть и заменить ее.

В моем случае возьмём две разные жидкости, для того, чтобы сделать еще и практический тест смешивания. Замену начинаем с правого заднего колеса.

Зачищаем, как следует, штуцер прокачки, снимаем колпачок, брызгаем мощную проникающую смазку.

Затем срываем его с места только с помощью шестигранной головки либо ключика.

Забудьте о многогранниках и рожковых ключах, а то постоянно в сервис приезжают машины, у которых сорваны грани на прокачке. Это очень частая проблема.

Только после того, как удачно сорвете болт, слегка закручиваете его обратно, затем уже надеваете прозрачный шланг — очень хорошо подходит от стеклоомывателя.

Берем емкость, желательно небольшую, для того, чтобы точно видеть, какое количество тормозухи сливается.

Теперь можно ослаблять клапан с помощью обычного рожкового ключика.

Для ускорения этого процесса можно сделать специальную крышку на бачок с ниппелем, накачивать туда небольшое давление.

Где-то 05 атмосфер — для того, чтобы не повредить этот бачок и в тот же момент создавать избыточное давление.

Я скинул уже немного жидкости заднего суппорта. Давайте проверим ее нашим прибором на наличие влаги. Наливаем ее так же в стаканчик и опускаем прибор.

Как видите, даже красная лампочка мигнула, но в бачке было только 2%. Каким-то образом в заднем суппорте влаги ещё больше, хотя вроде бы циркуляции нет?

Это связано, наверно, с тем, что вода тяжелее, чем тормозная жидкость. Она опускается вниз, поэтому в суппортах влаги будет ещё больше.

Об этом тоже стоит помнить. Старую жидкость можно вылить в отдельную емкость и повторить процедуру до полной очистки.

В моём случае она довольно светлая. Бывает всё гораздо хуже. Когда жидкость пойдёт чистая, ее можно залить обратно в бачок и продолжить уже на следующей стороне.

Далее всё то же самое делаем на переднем левом колесе, затем на заднем левом и на переднем правом. Не забывайте периодически добавлять жидкость в бачок.

Если уровень слишком сильно опустится, он может хапнуть воздух и потом придётся прокачивать систему либо очень долго пропускать.

Замена тормозной жидкости своими руками

Процедура по замене ТЖ будет более удобной, если привлечь еще одного человека на помощь в качестве помощника.

инструменты, расходные материалы, приспособления

Для работы вам потребуется:

  1. 1.5 литра новой ТЖ.
  2. Пустая емкость для отработанной ТЖ.
  3. Прозрачная трубка, которая по размеру подойдет к штуцеру тормозов.
  4. Ключ на 8.
  5. Медицинский шприц.

Установите автомобиль на эстакаду или подъемник. Намного удобнее менять жидкость, когда колеса сняты с авто.

как слить тормозную жидкость

  1. Для начала необходимо найти в подкапотном пространстве главный тормозной цилиндр.
  2. Далее следует отсоединить провода, идущие на датчик уровня ТЖ.
  3. Затем откручиваем крышку бачка.
  4. После этого надеваем прозрачную трубочку на шприц.
  5. С помощью этого усовершенствованного шприца удаляем всю старую ТЖ.
  6. Протираем бачок снаружи и изнутри. Для этого намотайте чистую тряпку на продолговатый предмет, который подходит по диаметру.

промывка тормозной системы

  1. Когда старая ТЖ будет удалена, заливаем новую жидкость до отметки МАХ.
  2. В ходе проведения работ необходимо постоянно доливать тормозную жидкость и следить, чтобы ее уровень не упал ниже отметки MIN.
  3. Если авто висит на подъемнике, разблокируйте задний тормозной регулятор. Для этого вставьте между пластинкой и поршнем металлический предмет. Можно воспользоваться плоской отверткой.
  4. На противоположной стороне заднего барабана находим воздушный клапан задних тормозов. Протрите его и очистите от грязи.
  5. Снимите с воздушного клапана защитный колпачок и насадите на него пластиковую трубочку.
  6. Старая жидкость, как правило, темная, а новая — прозрачная. Поэтому вы сразу увидите, какая жидкость выходит.
  7. Чтобы в тормозную систему не попал воздух, погрузите прозрачную трубочку в заполненную тормозной жидкостью бутылку.
  8. Теперь необходимо, чтобы помощник нажал на тормозную педаль 5 раз с интервалом полторы секунды. После 5-го нажатия педаль необходимо выжать до максимума и удерживать в такой позиции.
  9. Далее открутите на половину оборота воздушный клапан. Из шланга потечет старая ТЖ. Когда цвет вытекаемой жидкости изменится из грязного на прозрачный, необходимо резко закрутить воздушный клапан.
  10. Затем попросите помощника пару раз нажать на педаль тормоза, чтобы удостовериться, что ТЖ не протекает через клапан.
  11. Если утечки отсутствуют, протираем воздушный клапан и надеваем на него резиновый колпак.
  12. Доливаем ТЖ до максимального уровня.

заливаем тормозную жидкость, куда

Доливать тормозную жидкость необходимо в специальный бачок, расположенный в подкапотном пространстве, а именно в верхнем углу двигательного отсека по стороне водителя. Как правило, он небольшого размера, имеет бледный цвет и черную крышку.

прокачка тормозной системы, вдвоем

  1. Снимите заглушку, закрывающую штуцер прокачки, и наденьте на штуцер прозрачный шланг.
  2. Опустите свободный конец шланга в частично заполненную ТЖ емкость.
  3. Помощник должен 3-4 раза нажать на тормозную педаль и оставить ее нажатой.
  4. Слегка отверните прокачной штуцер, пока ТЖ не начнет вытесняться.
  5. Наличие выходящего воздуха можно определить по пузырькам.
  6. Заверните штуцер прокачки.

прокачка тормозной системы, один

Чтобы прокачать тормозную систему без помощника, вам потребуется: крышка бачка ТЖ, идентичная вашей, емкость и шприц. Вот такая конструкция:

  1. С помощью герметика необходимо герметично встроить шприц в крышку бачка.
  2. Далее наберите в шприц ТЖ и накрутите данное приспособление на тормозной бачок.
  3. Открутите штуцер на выходе контура, подлежащего прокачке.
  4. Установите емкость для сбора ТЖ, которая будет вытекать.
  5. Далее шприцом нагнетаем ТЖ.

схема прокачки тормозов

Начинать прокачку тормозов следует от колеса, находящегося на дальнем расстоянии от ГТЦ: задний правый колесной механизм, передний левый колесной механизм, задний левый колесной механизм, передний правый колесной механизм.